Главные вкладки

    Метапредметный подход в обучении английскому языку
    статья по английскому языку

    Людмила Агибайлова

    Преподавание иностранного языка – это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредметных связей. Мы учим различным способам при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний. Мы учим аудировать, направляя речевую деятельность детей для осуществления тех же целей – полного, специального или детального понимания. Это обеспечивает успех при любом аудитивном действии. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.

    Ни один учебный предмет, пожалуй, не обладает в этой работе такими возможностями, как иностранный язык.  Уже много лет, начиная с раннего возраста мы обучаем детей проектно-исследовательской деятельности, так как это заложено во всех курсах обучения. Это прекрасная возможность для формирования метапредметных связей.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metapredmetnyy_podhod_v_obuchenii_angl.yaz_.docx30.22 КБ

    Предварительный просмотр:

     Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

    Метапредмет – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

    Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлексивности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия. Создаются условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определенного блока способностей. Опыт давно уже доказал, что если ученик сам «дошел» до определенной мысли, самостоятельно вывел результат поставленной задачи, то материал им усвоится намного лучше и качественнее, чем у того, кто получил знание от учителя, услышал ответ от одноклассника или прочитал в учебнике.

    Преподавание иностранного языка – это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредметных связей. Мы учим различным способам при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний. Мы учим аудировать, направляя речевую деятельность детей для осуществления тех же целей – полного, специального или детального понимания. Это обеспечивает успех при любом аудитивном действии. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.

    Ни один учебный предмет, пожалуй, не обладает в этой работе такими возможностями, как иностранный язык.  Уже много лет, начиная с раннего возраста мы обучаем детей проектно-исследовательской деятельности, так как это заложено во всех курсах обучения. Это прекрасная возможность для формирования метапредметных связей.

    Метапредметные умения

    Примеры урочной деятельности, предмет иностранный язык

    1. Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

    • передача содержания текста в пяти предложениях
    • распределение лексики по группам на основе общих признаков

    Учимся вместе” (Learning Together)

    Например, при изучении темы The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами:  “Случаи употребления”/ “Указатели” / “Схемы”.

    Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию.

    Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме;

    Первая группа выявляет основные случаи употребления времени— описывает действия; Вторая — находит указатели, слова-помощники;

    Третья — составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.

    Огромный интерес у учащихся вызывает работа с грамматическим материалом на основе видео-роликов с примерами из современных песен.

    1. 2. Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
    • обоснование своей точки зрения
    • объяснение поведения героя в рассказе
    • интерактивное чтение
    • предположение дальнейших событий в продолжение рассказа

    Стратегия «Дерево предсказаний» используется при работе с сюжетными текстами. На стволе записывается вопрос, обращенный в будущее: What will happen at the end? Текст разбивается на 3-4 части. После прочтения каждой части ученики записывают на листьях дерева свои прогнозы по содержанию рассказа, на ветвях аргументируя их. Каждую версию нужно обосновать и устно. Когда текст дочитан до конца, учащиеся проверяют, сбылись ли их прогнозы.

    1. 3. Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
    • определение верности / ложности утверждений или отсутствия упоминания факта в тексте
    • выбор правильного ответа из ряда предложенных
    • исправление ошибок

    Зигзаг

    Класс делится на четверки, которые меняются на каждом уроке с тем, чтобы возникли неожиданные новые комбинации. Затем ребятам предлагается рассчитаться на 1,2,3,4, таким образом, у каждого члена группы появляется свой номер.

    После этого учитель предлагает школьникам обратиться к материалу урока.

    Кратко обсуждается тема, ставится задача — разобраться в данном материале, к концу урока каждый член группы должен понять тему. Однако растолковать ее друг другу ученики будут по частям, в результате чего группа и сможет понять ее в целом.

    Весь материал данного урока делится на четыре части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые — за вторую и так далее. Как только все поняли, ученики рассаживаются иначе: все первые номера собираются вместе, вторые тоже и так далее. Теперь это уже экспертные группы, их задача: изучить материал, обсудить его и досконально разобраться, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам в кооперативной группе. По завершении работы экспертных групп они расходятся по своим “родным” кооперативным группам и принимаются обучать своих друзей.

     «Линия ценностей». «Линия ценностей» является разновидностью кооперативной деятельности и рекомендуется для того, чтобы выявить мысли учеников из таких проблемных вопросов, где возможны разные ответы, то есть возможные разные степени согласия или несогласия с каким-то заявлением или утверждением. Очень полезно научить учеников признавать и уважать разные точки зрения. Полезно, чтобы ученики учились отстаивать свои убеждения, даже когда их друзья с ними не согласные. «Линия ценностей» предназначенная для того, чтобы привлечь внимание учеников к определенному проблемному вопросу, решить, что они думают по этому поводу. Осознать, что по поводу одного могут быть разные мысли, а также занять позицию относительно вопроса и уметь сформулировать аргументы в пользу своей мысли.

    1. 4. Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
    • участие в ролевых играх
      организация дискуссий и «круглых столов»
    • обсуждение нескольких путей решения проблемы
    • описание картинки и домысливание ситуации,
    • представленной на картинке
      соединение разрозненных картинок в логическую цепочку и составление истории.

     

    1. 5. Регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности).
    • выяснение отсутствующей информации путем формулирования вопроса;
    • высказывание предположений о том, как дальше будут разворачиваться события в рассказе, на основе лишь начальных частей текста
    • «мозговой штурм»
    • построение ассоциаций

     Стратегия «Разметка текста» («INSERT)/ позволяет учащимся систематизировать и оценить информацию, делая на полях пометки с помощью условных знаков: It’s well-known (V), It’s newand interesting (+), I don’t believe it (-), I need additional information (?). Традиционное подчеркивание менее эффективно, так как не содержит оценки информации. После систематизации маркированной информации в виде таблицы, проводится обсуждение каждого столбца в парах или группах.

    Метод “Mind-Map”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.

     Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

    Возможности использования “Mind-Map”

     

    Характер обучения иностранному языку межпредметен. Это значит, что на уроках иностранного языка идёт работа на материалах из разных предметных областей, будь то история, география, литература, математика, физика, химия, биология или психология. Такая специфика иностранного языка создаёт ученикам идеальные условия для овладения метапредметными умениями.

    Повышение мотивации учащихся при метапредметном подходе

    Не секрет, что в первый год изучения иностранного языка интерес к нему почти у всех учащихся очень высок. Но постепенно, особенно с появлением трудностей, у многих этот интерес пропадает. Мотивировать учащихся можно, предложив им применить язык на практике. 

    Также он позволяет существенно повышать мотивацию учащихся, создавая учебные ситуаций, в которых ученик ощущает нехватку имеющихся знаний, проявляет желание найти пути решения проблемы и видит положительные результаты своей деятельности.

    В своей работе я пользуюсь следующими технологиями, повышающими мотивацию:

    1. Технология проектной и исследовательской деятельности;
    2. Привлечение информационных технологий;
    3. Коллективное мышление.

     

    Проектная и исследовательская деятельности вырабатывают у учащихся умения находить проблемную ситуацию, ставить цели и задачи, отбирать и анализировать информацию, делать выводы и заключения.

    При работе над проектом учащиеся сами выбирают проблему, определяют план действий и формы подачи материала (постер, презентация, сочинение - личное мнение, опрос). Так, например, при организации круглого стола по теме « Образование 21 века» учащимся предлагаются следующие проблемы : « Мужские профессии против женских профессий. Будет ли существовать разделение между ними в будущем?», «Какие факторы следует учитывать при выборе профессии?»,  « Профессиональный колледж или университет. Что лучше?»,  « Является ли дистанционное обучение альтернативой традиционным урокам?» и т.д. После выступления группы остальные участники задают вопросы, соглашаются  или  не соглашаются с предложенной позицией.  А в конце дискуссии участники должны выразить своё отношение к проблеме: поменялось или нет их точка зрения после обсуждения.

    В этом году мы начали работу еще над одной формой работы – проекты с помощью сервиса Google. Создается шаблон для учеников? Учащиеся сами выбирают задания Каждый ученик выполняет свое задание. Коллективная проверка – презентация.
     

    Известно, что наиболее эффективное мышление происходит в процессе коллективной деятельностиПоэтому в своей деятельности я стремлюсь на минимум свести фронтальную форму работы и максимально организовывать работу класса в парах, группах или командах. Примерами коллективного мышления на уроках английского являются приём «Мозговой штурм», составление так называемых fishbone, spidergrams, выработка аргументации в защиту точки зрения/ мнения, совместная проектная и исследовательская деятельность.
     

    Подобная организация учебного процесса значительно повышает мотивацию учеников, во-первых, так как каждый участник деятельности стремится первым предложить верное или оригинальное решение или, как минимум, внести свой вклад в деятельность группы. Во-вторых, все участники имеют возможность вдоволь коммуницировать и выражать свои мнения.
     

                  Таким образом, можно сделать вывод, что указанные метапредметные действия в обучении

                   иностранному языку как бы «убивают двух зайцев»: во-первых, происходит обучение детей.

                   метаумениям, во-вторых, повышается учебная мотивация школьников. Получается, что

                     метапредметый подход способен разрешить одну из самых больших учительских  

                    трудностей: повысить у учеников желание учиться.
                     


    3. Основные метапредметы и их практическое отражение в преподавании английского языка.
     

    В рамках метапредмета "Знак" у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (различные таблицы с данными; чертежи фигур и сами фигуры; формулы и чертежи изучаемых процессов и т.д.). За этими разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то содержание, которое в них выражено.
     

    В качестве применения метапредмета «Знак» на материале английского языка на своих уроках при обучении грамматике использую схему построения вопросительных предложений, употребления предлогов.

    Другим примером реализации метапредмета «Знак» может послужить проведение урока по теме «Finding your way in a town» («Сориентируйся в городе»). В ходе урока учащиеся знакомятся с несложными дорожными знаками и обозначениями мест, которые можно встретить в большинстве стран мира. Учащимся предлагается использовать карту и, следуя инструкциям, «выйти» к определённому месту на карте.


    Метапредмет "Проблема"

     

    Изучая метапредмет «Проблема», учащиеся учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др. Задействуются механизмы критического мышления, поиска выходов и решений проблем.

    Примером реализации метапредмета «Проблема» в своей деятельности могу привести занятие по теме «Конфликты». На занятии учащиеся анализируют и пытаются решать проблемы, связанные с проблемой конфликтов в различных жизненных ситуациях.  Для этого класс разбивается на несколько групп. Занятие проводится в форме «круглого стола». Каждая ролевая группа представляет поставленную проблему со своей точки зрения. Далее учащиеся, объединив свои усилия, пытаются найти пути её решения.   
     

    Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить механизм решения разных классов задач. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

    В своей деятельности я реализую этот метапредмет при работе с текстом, поочерёдно предлагая учащимся на основе одного и того же текста разные задачи:

     

    • Сначала, предшествуя чтению, можно предложить ученикам несколько слов из текста. Задача: догадаться об основной теме текста.
      По мере догадок можно добавлять слова-подсказки. В зависимости от возраста детей и уровня их развитости можно предлагать слова/ словосочетания, не напрямую связанные с основной темой. Выполняя данное задание, учащиеся учатся решать такую задачу, как достраивание картины по отрывочной информации.
    • Далее учащимся выдаётся сам текст, только разрезанный на части.
      Задача: выстроить части текста в правильном порядке.
      Здесь тоже можно усложнять или упрощать задачу, разделяя текст на большее — меньшее количество частей.
      Выполняя данное задание, учащиеся учатся прослеживать логические связи событий.
    • До чтения текста задаю учащимся вопросы и даю задание найти ответы на поставленные вопросы в тексте.
      Таким образом, учащиеся учатся такому виду работы с информацией, как поиск конкретной информации.
    • Также можно попросить учащихся установить причины событий, описываемых в тексте, а также предположить события, которые последуют за  описанными в тексте.
      Здесь мы учим решать задачу  устанавливать причинно-следственные связи и строить предположения о будущем. 
    • Составление плана текста из ключевых слов прививает умение решать задачу вычленения приоритетной информации.
    • Озаглавливание частей текста решает метапредметную задачу анализировать содержание материала.

    В результате своего опыта работы учителем английского языка я пришла к такому выводу, что иностранный язык является идеальным школьным предметом с точки зрения реализации принципов метапредметности, поскольку этот предмет междисциплинарен. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Метапредметный подход в обучении иностранному языку

    Использование метапредметного подхода в современном образовании является одним из непременных требований, предъявляемых сегодня к процессу обучения. Мы не можем мыслить категориями прошлого тысячелети...

    Доклад: " Метапредметный подход в обучении русскому языку и литературе и способы его реализации"

    Материал содержит информацию о метапредметном подходе в обучении русскому языку и литературе ....

    Метапредметный подход в обучении английскому языку как основное требования ФГОС второго поколения

    Данная стать посвящена проблемам использования метапредметного подхода в обучении английскому языку в 5 - 7 класссах. Сама тематика предмета « Английский язык» способствует всесторон...

    НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.

    НЕКОТОРЫЕ  ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ....

    Метапредметный подход к обучению английскому языку как основа формирования и развития коммуникативных навыков учащихся

    Главная задача, стоящая перед учителем, разумеется, - это душа ребёнка, нравственность, развитие творческой личности. Использование метапредметного подхода в обучении английскому языку позволяет дифф...