классный час Я - гражданин России
классный час (5 класс) по теме

Качаева Алёна Геннадьевна

Формировать у учащихся понимание сущности и значения государственных символов Российской Федерации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Министерство образования Республики Мордовия.

ГКС(К) ОУ РМ Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида.

КЛАССНЫЙ ЧАС

Классный руководитель: Качаева А.Г.

        

2014 год.

Цель.

Формировать у учащихся понимание сущности и значения государственных символов Российской Федерации.

Задачи:

 - развивать логическое мышление, память, внимание, речь, познавательный        интерес;

 - расширять кругозор;

 - повышать культурный уровень детей;

 - воспитывать гражданственность, патриотизм, любовь к Родине;

 - привлечь детей к чтению и запоминанию стихов, песен, воспитывать умение          

     работать в коллективе, доставить детям радость.

Демонстрационный материал.

Музыкальное сопровождение, кроссворд, мультимедийный проектор, плакат с названием.

Раздаточный материал.

Конверты с ребусами, тетрадные листы, карандаши, ручки.

Звучит Гимн России.

Учитель. Что за музыка сейчас звучала.

Дети.         Гимн России.

Учитель. Совершенно верно. Посмотрите внимательно на название нашего

           мероприятия. О чём мы с вами сегодня будем говорить?

Дети читают название «Я – гражданин России», ответы детей.

Слайды 1; 2.

Чтец.         За ясные зори, умытые росами

            За русское поле с колосьями рослыми

            За реки разливные в пламени синем.

            Тебя по-славянски назвали Россией

            Россия… Россия… Раздолье. Равнины.

            Берёзы босые, седые осины

            Всё дорого с детства

            Всё памятно с детства

            И всё же не можем никак наглядеться

Слайд 3.

Учитель. Ребята посмотрите на карту России. Наша страна очень большая.

            Когда в Москве вечер на Дальнем Востоке уже начинается новый

            День. Если мы полетим на самолёте с запада на восток, то будем в

            пути около 12 часов. Откуда появилось название – « Россия» ?

              В стародавние времена её называли Русью. Русь – страна рек и озёр.

            Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей.

            Русских ещё называли россами, а страну в которой они жили- Россией

Слайды 4; 5.

Чтец 1.        Люблю тебя моя Россия,

            За ясный свет твоих очей.

            За ум, за подвиги святые,

            За голос звонкий, как ручей…

 Чтец 2.       Люблю твои луга и нивы

            Прозрачный звон твоих равнин,

            К воде склонившиеся ивы,

            Верха пылающих рябин.

            Люблю тебя с твоей тайгою,

            С воспетым трижды камышом,

            С великой Волгою – рекою

            С могучим, быстрым Иртышом

            Люблю, глубоко понимаю

            Степей задумчивую грусть

            Люблю всё то, что называют

            Одним широким словом «Русь».

Учитель. Ребята, назовите слова, которые для вас являются самыми родными

            и дорогими на свете.

Дети.         Мама, бабушка, друг, семья, школа.

Учитель.  Да, правильно! И ещё есть одно дорогое слово, о нём вы узнаете,

              если правильно разгадаете кроссворд.

Вопросы.

1.Течёт-течёт – не вытечет,

  Бежит-бежит – не выбежит. Слайд 6.

2.Про какое дерево говорят: «Мёрзнет, дрожит на ветру». Слайд 7.

3.Живёт в лесу работник – лесной носатый плотник. Слайд 8.

4.Вежливое слово.

5.Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. Слайд 9.

6.Белые сапожки, зелёные серёжки. Слайд 10.

Дети выходят, записывают ответы, называют получившееся слово «Родина»

Слайд 11.

Учитель.  Правильно! Молодцы! Задумывались ли вы над вопросом: «Что

              такое Родина»?

Дети.          Место, где мы живём.

Учитель.  Родина – это место где мы родились, здесь говорят на родном языке

              и всё здесь родное. Родина начинается с самых близких вам людей

              мамы и папы, дедушек и бабушек, братьев и сестёр, это ваш город,

              село, родной край, школа и друзья. А сейчас споём песню «С чего

              начинается Родина».

Исполнение песни «С чего начинается Родина».

Слайды 12; 13.

Чтец 1.         Если скажут слово « Родина»

              Сразу в памяти встаёт

              Старый дом, в саду смородина

              Толстый тополь у ворот

              У реки берёзка – скромница

              И ромашковый бугор…

Чтец 2.        А другим, наверно, вспомнится

              Свой родной московский двор

              В лужах первые кораблики,

               Над скакалкой топот ног,

               И большой соседней фабрики

               Громкий радостный гудок.

               Или степь от маков красная,

               Золотая целина…

Вместе.         Родина бывает разная

               Но у всех она одна.

Слайд 14.

Учитель.  А наша Родина – Россия. Страна, в которой мы родились, живём и

            учимся. Она имеет ещё одно название, какое? Российская Федерация.

             Как и любое государство в мире, Российская Федерация имеет свои

             Государственные символы. Давайте их назовём.

Дети.        Это гимн, герб, флаг.

Учитель. Гимн России мы с вами прослушали в самом начале. А кто ребята

             скажет, что такое гимн? (Ответы детей.)

Учитель. Гимн – это торжественная песнь в честь государства. Мелодия гимна

            запоминающаяся – величественная. В тексте славится красота родной

            земли, её богатства, подвиги героев. А, кто написал гимн Российской

            Федерации? Cлова Сергея Владимировича Михалкова, а музыка

            Александра Васильевича Александрова. Ребята, в каких случаях

            звучит Государственный гимн?

Дети.        На линейке, на соревнованиях.

Слайды 15; 16; 17.

Учитель. Гимн звучит в особо торжественных случаях: во время встреч

            руководителей государств, торжественных собраний, на праздниках,

            военных парадах и во время спортивных состязаний. Когда вы

            смотрите спортивные программы, присмотритесь к лицам

            победителей: они серьёзны и взволнованы. Они прославили родину

            и весь мир с уважением слушает гимн их страны. А как слушают

            гимн? Почему? Все присутствующие встают, этим они выражают

            своё уважение к стране.

Чтец.       Что такое гимн вообще?

            Песня главная в стране!

            В гимне российском есть такие слова:

            «Россия – любимая наша страна»

            Россией гордимся, России верны,

            И нету на свете лучше страны.

            Гимн слушаем стоя и молча всегда

            Его нам включают в момент торжества!

Учитель. Отгадайте, о каком символе нашего государства мы сейчас будем

             говорить.

                Загадка.

             Он дополняет гимн и флаг,

             Любой страны он главный знак.

             У России он особый

             Ты назвать его попробуй.

Слайд 18.

Учитель. Что такое герб? Это оформленная эмблема государства. Ребята, а

             Что изображено на гербе России?   (Ответы детей.)

Герб представляет собой двухглавого золотого орла на красном

             щите. Орёл увенчан двумя малыми коронами, а над ними одной

             большой короной. Одна голова орла смотрит на запад, а другая на

             восток – это символ единства народов России, живущих как в

             европейской, так и в азиатской её частях. В правой лапе орла –

             скипетр, в левой – держава, означают сильную государственную

             власть, защиту страны. На груди у орла помещён красный щит с

             изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец. В

             правой руке у него копьё, которое помогло ему победить дракона.

            Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. А теперь

            скажите, что символизирует Герб России?

Дети.        Силу, дружбу, добро.

Учитель. Правильно! Герб символизирует единство России, победу добра над

             злом. Этот герб нашей страны существует с 2000 г., как

             Государственный символ. А где мы встречаемся с гербом в  

             повседневной жизни?

Дети.         В школе, в кабинете у президента.

Слайд 19; 20; 21.

Учитель. Государственный герб устанавливают на границе, его помещают на

            специальных пограничных столбах и в местах предназначенных для

            проезда на территорию нашей страны.

          А теперь разделитесь на две подгруппы и попробуйте разгадать ребусы.

             Ребусы.

1.подгруппа «Москва» - главный город, столица России.   Слайд 22.

2.подгруппа «Кремль» - символ столицы нашего государства.    Слайд 23.

Учитель. Молодцы! Правильно разгадали, а над Кремлём развивается

            государственный флаг – это ещё один символ нашего государства.

             Флаг является знаком свободы и самостоятельности государства. У

            каждой страны есть свой собственный флаг, непохожий на флаги

            других стран. А как выглядит флаг Российской Федерации?

Учитель предлагает детям разместить цветные полоски в правильном порядке. Слайд 24.

            Цвета государственного флага никогда не выбирают просто так. Изд-

            ревле каждый цвет имеет особое значение. Так в Российском флаге

            вверху белая полоса, означает чистоту устремлений, что у нашего

            государства нет злых намерений. Синяя полоса в середине говорит,

            что Россия против войны, это цвет мира. Красная полоса - нижняя

            означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется

            защищать свободу и честь Родины от врагов, не жалея своей крови.

            Цвета нынешнего флага России появились ещё 300 лет назад, порядок

            Полос никогда не менялся. А когда и где вывешивают флаг?

Дети.        В школе, на соревнованиях.

Слайд 25; 26; 27; 28.

Учитель. Государственный флаг поднимается над правительственными

            зданиями, венчают дипломатические представительства, автомобили

            послов. Флаг является отличительным знаком для воздушных и

            морских судов России. Во время спортивных соревнований в честь

            победителей поднимают флаг их страны. Государственному флагу

            отдают воинские почести и чтят его как святыню. Помимо

            трёхцветного флага в Российской федерации есть ещё два особых

            знамени. Первое из них – это знамя военно–морского флота, бело-

            голубой Андреевский флаг.   Слайд 29; 30.

            Второе знамя Вооружённых сил России - красное полотнище. Это

            знамя победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое

            взвилось над рейстагом, как знак взятияБерлина в годы Великой

            Отечественной войны.     Слайд 31; 32.

             В день Победы и День защитника Отечества можно увидеть Знамя

            Победы во время праздничного парада в Москве на Красной площади

            В момент возложения цветов и венков к могиле Неизвестного солдата

            Слайд 33; 34.

            Стоит задуматься, что означало и означает для воина знамя его части,

            а для гражданина – государственный флаг. Какой же силой обладают

            эти цветные полотнища, если защищая их, люди не колеблясь

            отдавали свои жизни. Давайте посмотрим ролик о Государственных

            символах.

Ролик о Государственных символах России.

Слайд 35.

Учитель. Бережное отношение к Государственным символам свидетельствует

            об уважении к своему прошлому, законам и традициям и тому, что

            именуется ёмким словом Родина.

             О Родине из поколения в поколение передаётся народная мудрость.

            Это пословицы и поговорки. Я вам их зачитаю, а вы скажите как их

            понимаете.

           Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

           Родина-мать, умей за неё постоять.

           Жить – Родине служить.

           Своя земля и в горсти мила.

           На чужой сторонушке рад своей воронушке.

           Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.

Учитель. Какие дела вы можете совершить для Родины?

Дети.         Хорошо учиться, помогать взрослым, защищать слабых, слушаться.

Учитель. Хорошо, всё правильно понимаете, а сейчас продолжите фразу:

            «Родину любить это значит…»

Задание выполняется письменно индивидуально и зачитывается.

Учитель. Я думаю, что вы все вырастите достойными гражданами России.

            будете любить и охранять природу родной земли. И если потребуется

            Будете защищать нашу страну. Я также надеюсь, что вы будете

            уважать государственные символы нашей Родины.

Чтец.        Берегите Россию –

            Нет России другой

            Берегите её тишину и покой

            Это небо и солнце

            Это хлеб на столе

            И родное оконце

            В позабытом селе

            Берегите Россию –

            Без неё нам не жить

            Берегите её

            Чтобы вечно ей быть!

Все активно работали. Спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я - гражданин России"

Классный час в форме КВН для 7-8 классов....

Классный час "Я- гражданин России"

Классный час подробно знакомит с символикой Российской Федерации: историей и значением герба, флага, гимна нашей страны....

Классный час "Я - гражданин России"

Познакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за сво...

классный час"Я-гражданин России"

разработка классного часа "Я-гражданин России"...

Классный час «Я – гражданин России»

Классный  час «Я – гражданин России» способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.Тематика данного мероприятия соо...

Классный час "Я - гражданин России"

Классный час " Я - гражданин России" , проводимый в День Знаний....

Классный час "Я – гражданин России"

Как вы думаете, кто же такой "гражданин”? (Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов, Н. Ю....