Классный час по теме "Труд и подростки"
классный час (9 класс) по теме

Горшкова Любовь Ивановна

Классный час проведен в 9 классе совместно с учителем истории и обществознания перед "Днем конституции". У девятиклассников  есть вопросы: какие  правила приема на работу подростков существуют, сколько часов работать может подросток, какие законы существуют по этой проблеме. На эти и другие вопросы ребята найдут ответы в ходе классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_trud_i_podrostki.doc34 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_trud_i_podrostki_3.ppt931.5 КБ

Предварительный просмотр:

Труд и подростки

(классный час для обучающихся 9-х классов)

Цель: расширить знания обучающихся о трудовом праве.

Оборудование: мультимедйная установка, электронная презентация, рассказ А.П.Чехова «Ванька»

Документы: Конституция РФ, Трудовой Кодекс

Ход занятия:

Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые девятиклассники!

У нас сегодня гости, повернитесь к ним и поздоровайтесь  кивком головы. Садитесь.  У нас классный час, а вот тему его попробуйте мне назвать сами. Предварительно,  посмотрите, что находится у вас на столах. Это и  Конституция РФ и Трудовой Кодекс, рассказ А.П.Чехова «Ванька»

Изображение труда подростков в XVIII – XIX веках.

Классный руководитель: О чём мы будем сегодня говорить с вами? (Варианты ответов).

Действительно о труде подростков! Вспомните,  пожалуйста, пословицы и поговорки о труде, которые вы знаете. Слайд №1 Как труд подростков связан с Конституцией РФ и Трудовым Кодексом? (Варианты ответов). Слайд №2

Вместе со мной наш классный час будет вести Барулина Наталья Шамильевна, которую вы знаете не только как заместителя директора, но и как учителя истории и обществознания. И сейчас Наталья Шамильевна даст нам короткую историческую справку.

Учитель истории: Н.Ш. О Конституции, о дате и …..........Слайды 3 и 4

(Приложение)

Классный руководитель: А теперь послушайте выдержку из одного письма

Классный руководитель читает выдержку из письма Ваньки Жукова.

Рассказ Чехова «Ванька»

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях. «Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».

Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать:

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…»

Классный руководитель:

- Проанализируйте текст, скажите  какие  права ребенка нарушены?

- Что вы можете сказать о труде  детей и подростков в XIX веке?

- А если бы вам завтра пришлось устраиваться на работу, в каких вопросах вы хотели бы быть более «подкованными»?

Классный руководитель выслушивает всех и открывает Слайд №5

Слайд 5.

Вопросы на слайде:

Что такое  трудовой договор?

С какого возраста подросток может трудоустроиться?

Сколько часов может составлять рабочее время для подростка?

Какие виды работ может выполнять подросток?

Что такое профсоюзы и какую роль они выполняют?

Учитель: Говорить о трудовых отношениях можно долго, так как существует целая отрасль трудового права, которая рассматривает взаимоотношения работника и работодателя. Сегодня мы попробуем найти ответы только на эти пять вопросов.

Класс разделен  на 4 группы, каждая группа получает карточку с определенной ситуацией (в соответствии с одним из вопросов), анализирует ее и дает свой ответ. А затем найдем ответ в Трудовом кодексе РФ.

1-я группа.

При приеме на работу пятнадцатилетней Елены был составлен трудовой договор, в котором оговаривались условия труда, время работы, оплата. Однако договор был составлен в одном экземпляре, который, как объяснил специалист отдела кадров, должен находиться у работодателя. Как вы думаете, какое право Елены было нарушено?

Слайд 6 СТ. 67 «Форма трудового договора»

2-я группа.

Четырнадцатилетний  Сергей Н. решил во время весенних каникул подработать. Однако в отделе кадров предприятия ему отказали, мотивируя тем, что ему нет 16 лет. Сергей возмутился отказом, указывая на то, что он уже взрослый, имеет паспорт. Однако специалист по кадрам отметил, что в таком случае необходимо согласие одного из родителей Сергея.  Кто прав в этой ситуации? Прокомментируйте.

Слайд 7 СТ. 63 «Возраст, с которого допускается заключение трудового договора»

3-я группа.

Два девятиклассника общеобразовательной школы  устроились на работу во второй половине дня в магазин консультантами. Хозяин магазина сказал, что ежедневная смена у них будет составлять 5 часов, так как им нет 16 лет, и так как работы очень много нужно будет выйти на работу еще и в субботу.  Какие права ребят нарушил хозяин магазина?

Слайд 8 СТ. 94 «Продолжительность ежедневной работы (смены)

4-я группа.

14-летний Семен Д. и 15-летний Дмитрий С. устроились в каникулярное время фасовщиками овощей в супермаркет Во время работы к ним подошел руководитель отдела и сказал, что пришла машина с овощами и нужно срочно разгрузить мешки с картофелем, так как грузчик заболел. Ребята отказались. Руководитель сказал что они уволены. Прокомментируйте данную ситуацию с правовой точки зрения.

Слайд 9 Ст. 63 «Возраст, с которого допускается заключение трудового договора»

Группы выступают, аргументируя свои ответы, затем знакомятся с соответствующей статьей трудового кодекса на слайде.

Учитель: Итак, ребята, вы видите насколько важно быть грамотным в вопросах трудового права. 

Учитель: Интересы у работника и работодателя во многом не совпадают, и если они все же вылились в конфликт, то как его можно цивилизованно разрешить?

Ожидаемый ответ – через суд.

Учитель: Верно, многие конфликтные ситуации, действительно разрешаются в судебном порядке. Но есть у работников и еще один способ разрешения конфликтов. Это обращение в профсоюзную организацию. Ребята, кто из вас знает что-либо о профсоюзных организациях?

Вопрос учителя: Что такое профсоюз?  

Слайд 10 «Профсоюз»

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. (ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».)

Учитель: Зачем нужен профсоюз в современных условиях и нужен ли он вообще

Учитель: Домашним заданием 2-х учеников было провести социологический опрос среди учителей школы  на тему: «Профсоюзы в современной  жизни». Представляются результаты опроса. Вывод: Профсоюзы играют важную роль  в жизни общества.

Слайд №11 «Полномочия профсоюза» 

  1. Ведут переговоры с государством, органами местного самоуправления, с работодателями.
    2. Проверяют исполнение трудового законодательства.
    3. Проводят митинги, шествия, демонстрации, забастовки.
    4. Участвуют в работе органов законодательной власти.
    5. Заключают коллективные договоры работников с работодателями.

Слайд 12 «Задачи профсоюза»

улучшение условий труда и обеспечение его безопасности.

  • повышение заработной платы

Обобщение: 

Учитель:  В странах, где экономическая ситуация неблагоприятна, где рынок труда нестабилен, а благосостояние граждан не растет или даже падает, роль профсоюзов остается по сей день достаточно  велика.

Свободные, независимые и сильные профсоюзы возможны только в демократических, правовых, социально ориентированных государствах.

Учитель: Давайте подведем итог нашей с вами работы.

Блиц-опрос.

  1. Где искать ответы на вопросы о защите своих трудовых прав. В каком источнике? (Трудовой кодекс РФ)
  2. Где написано о правах и свободах человека и гражданина? (В Конституции РФ)
  3. Когда была принята всенародным голосованием Конституция РФ? (12 декабря 1993 года)
  4. Сколько экземпляров трудового договора составляется и в какой форме? (В 2-х экземплярах, в письменной форме)
  5. С согласия одного из родителей трудовой договор может быть заключен с учащимся с какого возраста? (С 14 лет)
  6. В какой статье Трудового кодекса говорится о продолжительности ежедневной работы? (ст.94)

В заключении классного часа хочу подарить вам памятки с выдержками и понятиями из трудового кодекса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему: "Подростки и конфликты"

Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!...

Классный час «Правовая ответственность подростков»

Цель:√   Ознакомить с ответственностью за правовые нарушения;√   Предупреждение правонарушений подростков.Задачи:1.     ознакомить с уголовной ответственн...

Классный час-беседа с подростками "группы риска"

проведение профилактической беседы по предотвращению и снятию чувств беспокойства у подростков группы риска, создание положительного эмоционального настроя...

Выступление на семинаре классных руководителей "Суицид среди подростков"

С каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуаци...

Классный час для старших подростков "путь к успеху"

Урок проводится в рамках профориентации. Способствует развитию критического мышления, умения рефлексировать....

Классный час "Чем увлечь подростка?"

Классный час "Чем увлечь подростка?"...