Детская духовно-назидательная литература на примере рассказов В.Н.Крупина как основа для воспитательной работы с детьми во внеурочное время.
статья (6 класс) по теме

Статья о том, как и какую литературу можно использовать в школе и дома для духовно-нравственного воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krupin_statya.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шульга Кристина Владиславовна.

Учитель английского языка ГБОУ СОШ № 185 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга.

Детская духовно-назидательная литература на примере рассказов В.Н.Крупина как основа для воспитательной работы с детьми во внеурочное время.

Добрый день, уважаемые участники и организаторы конференции!

Хотя я являюсь учителем английского языка, в школе я также занимаюсь воспитательной работой в 6-7-х классах, поэтому сегодня свое выступление я бы хотела посвятить духовно-нравственному воспитанию ребенка посредством чтения произведений детской литературы в семейном кругу и в школьной внеклассной деятельности.

В ритме современной жизни, в погоне за новыми материальными ценностями, мы часто забываем о духовном, независимо от нашего вероисповедания. И как следствие, это отражается и на наших детях. Они мало читают литературу, которая способствовала бы духовному развитию, воспитанию души человека, готовой к состраданию, милосердию, толерантности, любви к близким и т.п.

Современные подростки в большинстве своем, к сожалению, не знают, что такое настоящее детство. Происходит подмена ценностей, заполнение вакуума компьютерными играми, социальными сетями, мобильными телефонами, планшетами и прочими техническими новшествами. Проводя за ними слишком много времени, наше молодое поколение упускает более ценное – это непосредственное общение с родными, близкими, простые семейные радости. Наши дети все раньше и раньше морально взрослеют, и, как сейчас часто говорят, у них почти нет детства. И мы, взрослые, должны помогать создавать им его. Более того, мы должны научить детей беречь память о предках, их жизни и воспитывать в них желание самим интересоваться историей своей семьи, своих корней.

Поэтому так важно уделять внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка не только во время школьных уроков литературы, русского языка, истории, музыки и др., но и за их пределами – во внеклассной деятельности и дома. И здесь замечательным подспорьем станет детская духовно-назидательная литература.

Для реализации этой цели, я провела классный час в 6 классе на тему «Возвращаясь к истокам. Что такое детство» по рассказам Владимира Николаевича Крупина, замечательного русского писателя и публициста.

Авторы многих русских детских книг и учебных пособий по развитию навыков чтения стремятся воспитывать в юных читателях любовь к русской истории, культуре, литературе, родному слову и такие ценности как вера, добро, любовь, сострадание, милосердие, трудолюбие, уважение к старшим, любовь к родине и т.д. И произведения В.Крупина являются замечательным образцом такой литературы. Но имя автора мало известно читателям, хотя его можно смело ставить в один ряд с такими мастерами, как Белов, Распутин, Коваль и др.

К классному часу учащимся было необходимо прочитать несколько рассказов В.Крупина: «Бумажные цепи»,  «Утя», «Амулет», «Босиком по небу», «Катина буква», «Зеленка».

Эпиграфом к классному часу послужили следующие высказывания:

  • Детство сильнее всей остальной жизни. Владимир Крупин.
  • В поэзии детства звучит серьезное… уважение к детству, воспоминание о нем как о чистых и добрых наших началах. Валентин Распутин.

В начале занятия я рассказала детям о биографии писателя.

В. Крупин пришел в литературу в 1970-е годы и начал свое творчество в русле «деревенской прозы», и поэтому, как и многие другие писатели-«деревенщики», он обращается к близкой ему теме - малой родины, родного дома, семьи. Детские годы писателя прошли в селе Кильмезь, в Вятской области. Поэтому эта земля так дорога ему, и, несмотря на долгие годы, прожитые в Москве, его постоянно тянет на родину. Духовное единение со своими предками, со всей семьей, с земляками и всеми соотечественниками - это как раз то чувство, к которому призывает В.Крупин и которого так не хватает современной молодежи.

В. Крупин – не только замечательный писатель, но и глубоко верующий человек. В его произведениях, помимо вечных тем, «слышно наше время[1]». Крупин умеет блестящим образом сочетать в своих произведениях светскую проблематику и христианские нравоучения, поэтому такие произведения могут быть адресованы не только воцерковленным детям и их родителям, но и всем остальным.

Вторая часть классного часа была построена на беседе по следующим вопросам:

  1. О ком и о чем говорится в рассказах В.Крупина?
  2. Какие герои стоят в центре рассказов?
  3. Что их объединяет?
  4. Что такое жизненные ценности? Какие они бывают?
  5. Каковы жизненные ценности героев? Что для них важнее – материальное или духовное?
  6. Каковы жизненные ценности учащихся?
  7. Что такое настоящее детство? Чем отличается детство героев В.Крупина и детство самих учащихся? Можно ли назвать это настоящим детством?
  8. Почему детство – это самый важный период жизни человека?

Также мы с классом поговорили о семейных традициях прошлых лет и современности. Особое внимание было уделено центральному произведению классного часа - одному из лучших детских биографических рассказов В.Крупина «Бумажные цепи», посвященному предновогодней суете, воспоминаниям о елочных игрушках, о «бесконечных бумажных цепях», которые всей семьей делали на каждый Новый год. Повседневность, обычная действительность у В. Крупина обретают высокий, вечный смысл.

«Бумажные цепи» - это рассказ о простых радостях, которые оказываются больше и сильнее наших современных «дорогих заграничных ёлочных украшений, мигающих электрических гирлянд, шагающего игрушечного деда-мороза, лунохода на батарейках, трещащих, похожих на взаправдашние автоматы и настоящего Деда Мороза, приносящего в оплаченное время оплаченный подарок». Рассуждая о подарках и новогодних сладостях, автор приводит уже недавние слова своей сестры: «Нам бы в детство такие конфеты… — мы бы из этой серебряной фольги резали “снег”». Ведь, даже конфеты как таковые им не нужны. Радость для них состоит не в обладании дорогим, вкусным, новомодным, а в самой возможности созидания счастья, в возможности делать даже незатейливые вещи, но всей дружной, крепкой семьей. В этом для автора счастье: «Но всё-то мне кажется, что у нас было больше радости от Нового года. Больше. Мы сами созидали его».

«Бумажные цепи» - это рассказ о семейной идиллии, о крепких семейных узах, о цепях, «приковывающих» к родине детей своей земли. И здесь хочется вспомнить слова великого литературоведа М. М. Бахтина: «Все, что является бытом по отношению к существенным биографическим и историческим событиям, здесь как раз и является самым существенным в жизни»[2].

Вместе с учащимися мы сравнили детство современного ребенка и ребенка военного и послевоенного времени и ребята пришли к выводу, что:

  1. С годами жизненные ценности человека меняются, материальное выходит на первый план, а духовное забывается;
  2. Самое ценное, что есть у человека – это его семья, близкие люди и родина, все то, что находится рядом с детства;
  3. Семейные традиции – неотъемлемая часть каждой семьи, имеющая необыкновенно мощную укрепляющую силу;
  4. Детству современного подростка очень не хватает простых радостей, света и доброты прошлых лет, когда их бабушки и прабабушки были маленькими.
  5. Детство является важнейшим периодом жизни человека, так как именно в эту пору происходит становление его личности и души.

Вместе с ребятами мы решили организовать ещё один классный час, к которому каждый из них приготовит презентацию с рассказом об истории и традициях своей семьи. Учащимся необходимо сделать ее именно всей семьей, чтобы и у детей, и у родителей, и, возможно, бабушек и дедушек появился повод собраться вместе и пообщаться на самую важную для них тему.

Также вместе с ребятами мы хотим реализовать ещё одну идею – проект «Идеальное детство», где учащиеся смогут описать и изобразить их жизнь и то, чего им не хватает, но что бы они хотели тоже в нее привнести по примеру героев рассказов В.Крупина и их бабушек и дедушек. Данный проект планируется реализовать на английском языке.

Заканчивая свое выступление, мне бы ещё раз хотелось обратиться к мысли В.Крупина. Герой его рассказов, ребенок, - это образец духовной чистоты, доброты и любви. Часто в его словах и словах автора мы слышим призыв: будем как дети. Эта мысль прослеживается у писателя из рассказа в рассказ и часто противопоставляется проблеме черствости, бездуховности взрослых.

Детство – это основа жизни, ее «самый талантливый набросок». Но отдаляясь от детства, человек безнадежно ухудшает этот «набросок», поэтому своей важнейшей задачей Владимир Крупин видит необходимость помочь детям и взрослым предотвратить это. Автор создает ощущение преемственности и некой бесконечности звеньев, идущих по прочной, неразрывной цепочке:

И вот я, понимающий, что в моей жизни всё прошло, кроме заботы о жизни души, думаю что именно этими бумажными цепями я не ёлочку украшал — я себя приковывал к родне, к детству. И приковал. <…> Многие другие цепи рвал, эти не порвать. И не пытаюсь, и счастлив, что они крепче железных.

Правда, крепче.

Детство сильнее всей остальной жизни.

Благодарю за внимание!


[1] Боровская Е. Р. Герой-Художник в русской прозе начала и конца XX века: дис. …канд. филол. наук. - М., 2000. - С.6.

[2] Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 374.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми во внеурочное время

Это альбом, в котором размещены фотографии с внеклассных мероприятий, экскурсий....

Организация работы с одарёнными и высокомотивированными детьми во внеурочное время как одно из приоритетных направлений современной школы

Проект направлен на развитие литературно-творческих и интеллектуальных способностей одарённых и высокомотивированных  учащихся во внеурочное время с учётом  индивидуальных особенностей. Вним...

"Реализация междисциплинарного подхода в организации внеурочной деятельности и воспитательной работы с детьми с ОВЗ"

Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категории граждан.Важным компонентом является создание ус...

Статья: «Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ»

laquo;Психолого-педагогические основы учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ»...

Курсовой проект «Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».

Курсовой проект «Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе».Представляет учитель географии Бальчус И.М.ПланТеоретическая частьПрактическая частьПриложениеI. Теоретич...

Роль детской общественной организации в системе воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

Мы  считаем, что соуправление приживается в тех школах, где администрация, учителя, родители готовы к сотрудничеству с детьми, так как ученическое самоуправление требует обязательного взаимодейст...

«ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ»

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. ...