Организация работы с одарёнными и высокомотивированными детьми во внеурочное время как одно из приоритетных направлений современной школы
проект на тему

Мельникова Ирина Владимировна

Проект направлен на развитие литературно-творческих и интеллектуальных способностей одарённых и высокомотивированных  учащихся во внеурочное время с учётом  индивидуальных особенностей. Внимание уделено следующим направлениям внеурочной деятельности: научно-исследовательские проекты, участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, творческая деятельность (литературное творчество, художественное  чтение). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА №25»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

(Практико-ориентированный)

по теме:

«Организация работы с одарёнными и высокомотивированными детьми во внеурочное время как одно из приоритетных направлений современной школы»

Выполнила:

Мельникова Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

город Златоуст

2014

Аннотация

Проект направлен на развитие литературно-творческих и интеллектуальных способностей одарённых и высокомотивированных  учащихся во внеурочное время с учётом  индивидуальных особенностей. Внимание уделено следующим направлениям внеурочной деятельности: научно-исследовательские проекты, участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, творческая деятельность (литературное творчество, художественное  чтение).     Представлены  достиженияучащихся с 2011 по 2014 год в каждом направлении работы,  система поощрения школьников,определены перспективы дальнейшего развития.

Введение

        В «Федеральном законе об образовании в Российской Федерации», Федеральной целевой программе «Дети России» обучение и развитие одарённых и талантливых детей признано одним из главных направлений педагогической деятельности. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в качестве приоритетного направления определяет «развитие творческой среды для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе,  а также развитие способностей каждого ученика» [4], так как обществу нужны люди с высоким уровнем интеллекта, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Принципы выявления и пути развития одарённых детей подробно представлены в «Рабочей концепции одарённости» [6, с. 48-85].

        В Программе  Челябинской области «Дети Южного Урала» на 2014-2015 годы,  муниципальной «Программе развития образования Златоустовского городского округа на 2014-2016 г.г.» особое внимание уделено созданию  условий для выявления, развития и поддержки одарённых детей, обеспечению их личностной и социальной самореализации.

Программа «Одарённые дети» МАОУ «СОШ №25» г. Златоуста нацелена на    создание условий для выявления, поддержки и развития, самореализации, профессионального самоопределения одарённых и высокомотивированных учащихся, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации  развития способностей.

Таким образом, актуальность проекта определяется необходимостью своевременного выявления, обучения и развития одарённых и талантливых детей, что составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Развитие ребёнка в школе зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности. В современном обществе меняется отношение к учителю, предъявляются новые требования. Педагог-профессионал должен «не только успешно ориентироваться в актуальных направлениях своей предметной области, но и быть компетентным в развитии педагогики нового времени - педагогики творческого развития одарённой личности» [1].

        В нашей стране педагогика детской одарённости начала оформляться как наука более ста лет назад, однако различные государственные целевые программы, направленные на решение проблем обучения, развития, социальной и психологической поддержки талантливых детей, появились только в конце ХХ века. Несмотря на то что в последнее десятилетие в педагогической практике появилось много образовательных программ для одарённых детей, можно отметить  такие существующие в настоящее время проблемы: проблема своевременного выявления талантливых детей, психолого-педагогические трудности в работе с одарёнными детьми, обусловленные разнообразием видов одарённости, проблема обобщения и  распространения передового опыта учителей-предметников. Для решения обозначенных проблем мы разработали педагогический проект «Организация работы с одарёнными и высокомотивированными детьми во внеурочное времякак одно из приоритетных направлений современной школы».

Цель проекта:

создать условия для развития литературно-творческих и интеллектуальных способностей одарённых и высокомотивированных учащихся с учётом  индивидуальных особенностей, содействовать раскрытию и реализации их высокого потенциала.

Задачи:

  • изучить  научно-методическую литературу  о психологических особенностях одарённых и высокомотивированных детей и о развитии одарённости в условиях образовательного процесса;
  • выявить детей, имеющих склонности, высокую мотивацию  к изучению русского языка и литературы;
  • определить основные направления работы с  данной категорией учащихся, составить план;    
  • организовать работу малого научного общества учащихся (направления «Языкознание»  и «Литературоведение»);
  • разработать систему поощрениядетей за участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях;
  • создать банк творческих, научных  работ учащихся –победителей, призёров, лауреатов, дипломантов различных проектов.

Выявление  одарённых и высокомотивированных детей и организация внеурочной деятельности

       Одарённые и высокомотивированные учащиеся, как  правило, имеют высокую мотивацию к изучению того или иного предмета, отличаются высоким интеллектом, креативностью, настойчивость. Выявлять их на уроке позволяет метод наблюдения.   Другой метод поиска  – диагностическая работа  во время проведения олимпиад, конкурсов,  турниров. Кроме того,  такие дети выявляются с помощью опроса учителей начальных классов и родителей о склонностях ребёнка.

       Талантливого ребёнка надо не только увидеть, но и включить его в процесс постоянного самосовершенствования. Талантливые дети требуют особого отношения, поэтому  главным направлением  в работе с ними мы выбираем  индивидуальный подход. Эффективным методом  взаимодействия  с высокомотивированными, одарёнными детьми считаем индивидуальные занятия-консультации. Наша задача как учителя состоит в том, чтобы помочь ребёнку выбрать те направления научной или творческой деятельности, в которых он будет наиболее успешным.  Внеурочную деятельность мы организуемпо трём  направлениям: участие в предметных олимпиадах, конкурсах, литературное творчество и научно-исследовательская деятельность, которая с 2011 года реализуется в рамках малого научного общества учащихся.

       В работе с детьми мы прежде всего используем следующие современные образовательные технологии: 1) деятельностный подход, обеспечивающий активное участие школьников в собственном развитии адекватно их способностям, формирующий систему отношений к миру и к себе;                             2) личностно-ориентированный подход, основывающийся на учёте индивидуальных особенностей детей, активно стимулирующий их к самоценной образовательной деятельности основным принципом которого является вариативность, позволяющая ученику проявить свою индивидуальность, а педагогу создать условия для её поддержки [11, с 28].

Научная деятельность учащихся

        Проектная методика является в настоящее время одной из самых популярных и актуальных среди современных технологий.  Индивидуально заниматься научной проектной деятельностью позволяет созданное в  2011 году  малое НОУ, объединяющее школьников, стремящихся совершенствовать свои знания в области лингвистики и литературоведения.

Цель НОУ – создание условий для научно-поисковой деятельности, развития творческого потенциала и саморазвития учащихся.

Задачи НОУ:

  1. Формирование у учащихся интереса к творческому поиску, потребности самосовершенствования.
  2. Формирование познавательной компетентности (владение способами организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки).
  3. Формирование информационной компетентности (владение навыками работы с источниками и современной информацией).
  4. Развитие умения публичной защиты проекта.
  5. Участие в научных конференциях разного уровня.
  6. Пропаганда научных знаний (организация выступлений учащихся со своими научными проектами в классах) [приложение I].

Работая над проектом, ученики выступают активными участниками, то есть являются субъектом познавательной деятельности, а их «рост сопровождается полноценной педагогической поддержкой» [3, с. 28].  Для эффективной организации работы учитель разрабатывает план индивидуальных занятий с детьми, консультирует по наиболее сложным вопросам на всех этапах проекта, наблюдает за ходом исследования, помогает учащимся организовать процесс самостоятельного поиска.

На заключительном этапе  мы намечаем перспективы дальнейшей работы, а также рассматриваем возможности применения результатов научного исследования на уроках русского языка и  литературы, на факультативных занятиях, внеклассных мероприятиях, так как ученики получают удовлетворение от использования продуктов своего труда.

За время работы малого НОУ были созданы следующие научные проекты: «Использование формул  приветствия в современном русском языке»,  «Формулы приветствия в речи златоустовцев», «Личные имена жителей                      г. Златоуста в первых десятилетиях XX и XXI веков»,   «Жаргонизмы в речи подростков», «Родопочитание в моей семье». Данные научные проекты были успешно представлены на 6 конференциях разного уровня.

  1. Городская научно-практическая конференция учащихся НОУ, секция «Языкознание»: 2010-11 уч. год - 1 место; 2012-13 уч. год – 2 место и                             3 место; 2013-14 уч. год -  3 место.
  2. Всероссийская заочная конференция учащихся «Первые шаги в науку»:   2012-13 уч. год  - 1 место;  2013-14 уч. год  - 3 место.
  3. Научная конференция исследовательских работ учащихся «Шаг в будущее – созвездие НТТМ»:  2011-12 уч. год -  2 место (муниципальный этап),                       3 место  (областной этап);   2013-14 уч. год  - 3 место (муниципальный этап).
  4. Межрегиональная конференция исследовательских и проектных  работ учащихся  (КИПР):  2012-13 уч. год  - лауреат конференции (1 чел.);   2013-14 уч. год  - лауреат конференции (1 чел.);
  5. Всероссийская  научная  конференция учащихся и студентов «Юность, наука, культура – Урал»:   2012-13 уч. год – 2 место.  
  6. XII региональная открытая конференция «Наследие» реферативных и исследовательских эколого-краеведческих работ  обучающихся, посвящённая Году охраны окружающей среды и 150-летию                                  В.И. Вернадского, секция «Родословие»:  2013-14 уч. год  - 1 место.

       Занятия в НОУ позволяют учащимся развивать метапредметные умения и навыки, необходимые не только на уроках, но и в повседневной жизни, например, коммуникативно-речевые умения: умение оформлять научно-исследовательский проект; умение составлять связное устное высказывание; умение выступать перед аудиторией, выражать своё мнение и аргументировать его.

Предметные олимпиады и конкурсы

        Многие школьники с удовольствием принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах по русскому языку и литературе. Они помогают выявить наиболее талантливых детей, развивают познавательную  активность, повышают уровень учебной мотивации, создают условия для интеллектуального развития.

        Одно из главных достоинств лингвистических конкурсов, олимпиад заключается в том, что в процессе решения различных задач у школьников формируются ключевые предметные компетенции – языковая, речевая, лингвистическая, коммуникативная, литературоведческая.

        Чтобы заинтересовать детей, привлечь к участию в олимпиадах, на уроках русского языка и литературы проводим «олимпиадные пятиминутки», решаем задачи из «Русского медвежонка», Всероссийской олимпиады школьников. Для победителей и призёров школьного этапа ВОШ проводятся индивидуальные консультации по параллелям для успешной подготовки и участия в муниципальном этапе. Учащиеся самостоятельно работают с учебными пособиями, справочниками, словарями, решают олимпиадные задания предыдущих лет. На занятиях-консультациях проверяется выполнение заданий, изучается трудный теоретический материал, учащимся даётся следующее индивидуальное домашнее задание.

        С 2011 по 2014 год мы приняли участие в 6 олимпиадах по русскому языку и литературе,  в 4 конкурсах. Почти во всех (за исключением одного конкурса) дети стали призёрами или победителями. Ниже приводятся результаты.

  • Всероссийская олимпиада школьников по  русскому языку, муниципальный этап: 2012-13 уч. год – 2 призёра;  2013-14 уч. год – 2 призёра.
  • Всероссийская олимпиада школьников по литературе, муниципальный этап:  2012-13 уч. год - 2 призёра;  2013-14 уч. год - 1 победитель,                               6 призёров.
  • Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус, Осенняя сессия»: 2012-13 уч. год - 1 лауреат  по русскому языку;    2013-14 уч. год -                        2 лауреата по русскому языку и 2 лауреата по литературе.
  • Всероссийский турнир им. М.В. Ломоносова, литература:                                      2011-12 уч. год - 4 чел. награждены грамотами за успешное выступление; 2013-14 уч. год  - 1 чел. награждён грамотой за успешное выступление.  
  • Международный конкурс по языкознанию «Русский медвежонок»:   2010-11уч. год – 2 место на муниципальном уровне; 2012-13уч. год –1 место на муниципальном уровне; 2013–14 уч. год – 1 место,  2 место, четыре 3 места на муниципальном уровне.
  • Предметная олимпиада УРФО, русский язык: 2010-11 уч. год - 1 место, три 2 места, 3 место; литература– 2 место.
  • Южно-Уральская олимпиада  школьников, русский язык:  2011-12 уч. год -  2 призёра.
  • Областная олимпиада «Звезда» - Таланты на службе обороны и безопасности»: 2013-14 уч. год - призёр 3 степени.
  • Городской конкурс по  русскому языку «Грамотей Златоуста»:  2011-12 уч. год - 3 призёра;  2012-13 уч. год - 2 призёра.

Творческая деятельность учащихся

       Творческие проекты можно разделить на две группы: 1) художественное чтение; 2) литературное творчество. Основные задачи творческих проектов следующие: пропаганда чтения среди детей, расширение читательского кругозора; воспитание бережного отношения к родному слову, развитие интереса к литературному творчеству; патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодого поколения, развитие интереса к славному прошлому родной страны, малой родины; развитие художественного вкуса, фантазии, трудолюбия.

       Нельзя не отметить роль творческих проектов в реализации межпредметных связей. Например, синтез литературы и истории – конкурс чтецов «Гармонии стиха божественные тайны» (номинация «История в поэзии»), конкурс сочинений «Державные сыны России»; синтез литературы и русского языка – литературный конкурс «Золотые крылышки» (номинация «Гениальный читатель").  

       Ежегодно ученики принимают участие в городских конкурсах чтецов, отбор на который происходит на школьном этапе. Чтобы выступление было успешным, на индивидуальных занятиях мы ставим голос, речь, работаем над жестами, интонацией, слушаем профессиональное актёрское чтение. После завершения конкурсов учащиеся читают стихотворения в классах, выступают на различных школьных концертах, линейках.

       С 2011 по 2014 год дети успешно выступали на следующих конкурсах:

  • Городской конкурс чтецов «Гармонии стиха божественные тайны»:2010-11 уч. год - 2 место в номинации «Любимые стихотворения»;  2012-13 уч. год - 2 место в номинации «История в поэзии», 3 место в номинации «Стихотворения уральских авторов»;  2013-14 уч. год - 1 место в номинации «История в поэзии».
  • Всероссийский конкурс чтецов «Живая классика» (муниципальный этап):2011-12 уч. год - 1 победитель, 2 призёра; 2012-13 уч. год -                               1 победитель, 2 призёра.
  • Городской творческий конкурс «Я люблю театр»:2012-13 уч. год -                         1 победитель, 1 призёр; 2013-14 уч. год - 1 призёр.
  • Городской фестиваль детского и юношеского творчества «Нам дороги эти позабыть нельзя», посвящённый Дню Победы, номинация  «Художественное чтение»:2013-14 уч. год - художественное чтение отрывка из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин»,  победители                        1 степени.

Среди наших учеников много тех, кто умеет создавать замечательные творческие работы разных жанров, как поэтических, так и прозаических. В 2013–14 учебном году творчески одарённые учащиеся решили объединиться в литературный клуб любителей слова «Вдохновение». Утверждено положение о клубе [приложение II], составлен план работы [приложение IV].

        В течение нескольких лет мы участвовали в 8 литературных проектах разного уровня, в 6 были победителями или призёрами:

  • Городской творческий  конкурс «Литературный  календарь»: 2010 - 11 уч. год - 3 место; 2011-12 уч. год - 1 место и 2 место;  2012-13 уч. год  -                   2 место.
  • Городской творческий конкурс «Я люблю театр»: 2011-12 уч. год  -                         1 победитель (номинация «Кроссворд»);  2012-13 уч. год - 1 призёр (стихи о театре);  2013-14 уч. год - 1 победитель (эссе о спектаклях).
  • Городской конкурс сочинений, посвященный Дню защитника Отечества «Державные сыны России»: 2012-13 уч. год -  2 место.
  • Городской творческий конкурс «Городу – мое поздравление»: 2011-12 уч. год - эссе «Мой город», 1 место.
  • Городской творческий конкурс «Золотые крылышки»:  2010-11 уч. год -           2 место – 2 чел., 3 место – 1 чел., 1 дипломант;   2011-12 уч. год –                          2 победителя, 3 дипломанта; 2012-13 уч. год - 4 победителя, два                              3 места; 2013-14 уч. год - 1 место, 2 место, 3 место, 7 дипломантов.
  • Фестиваль-конкурс детского и семейного творчества Челябинской области «Сказки живут на Урале»: 2011-12 уч. год - номинация «Сказки нашего времени», 2 место.
  • Всероссийский философско-литературный конкурс «Озарение»: 2012-13 уч. год - 1 место (декалог нравственных норм).

Перешагнув школьный порог, ученики, как правило, продолжают развивать способности, раскрытые в детстве, даже если их профессия не связана напрямую с русским языком и литературой. Так, выпускник 2004 года Пушкарёв Сергей – победитель, призёр и лауреат городских, областных и региональных конкурсов, -  будучи студентом МИФИ, в 2008 году стал лауреатом Всероссийского фестиваля «Молодые писатели России», его повесть «Отличница» опубликована на сайте proza.ru (proza.ruavtor/isserp).

Но победа в конкурсе всё-таки не самое главное. Ребёнок трудится не ради награды, а ради самореализации, самосовершенствования. Вот как не по-детски серьёзно рассуждает ученица 8б класса Тишина Екатерина, активная участница литературных проектов: «Когда я творю, я развиваюсь духовно и нравственно. А мои произведения учат взаимопониманию, умению  сопереживать, любить природу, Родину.  Я чувствую себя человеком, участвующим в развитии общества». Наверняка к её словам могли бы присоединиться и другие дети. Созданные ими творения действительно затрагивают душу, их невозможно читать равнодушно. Таким образом, главный результат работы с одарённым или высокомотивированным ребёнком не высокие достижения в различных проектах, а развитие его души.

Признание, поощрение, педагогическая  поддержка учащихся

Одним из важных компонентов успешной работы с талантливыми учениками мы считаем гласность, так как любой ребёнок, проявивший себя в какой-либо деятельности, рассчитывает на признание и поощрение, даже если он не стал победителем или призёром. Все успехи детей должны быть известны не только одноклассникам, но и всем ученикам школы, а также учителям и родителям.

Мы используем следующие способы поощрения учащихся. Все участники любого проекта получают оценку «5» по русскому языку или литературе, на родительских собраниях, итоговых школьных линейках озвучиваются фамилии активных учеников, лучшие награждаются грамотами, дипломами, свидетельствами, имена победителей, призёров, лауреатов различных конкурсов заносятся на стенд «Наши достижения», благодарность и поздравления размещаются в электронном журнале и на школьном сайте по итогам каждого конкурса. В кабинете русского языка и литературы творческие работы детей помещаются на стенде  в уголке «Проба пера». Здесь не только работы участников различных творческих проектов, но и тех детей, кто только начинает писать стихи или прозу. Также лучшие творческие и научные работы школьников размещаются на нашем сайте в социальной сети работников образования nsportal.ru (nsportal.ruirina-vladimirovna-melnikova) [приложение XII].

Для каждого ребёнка, достигшего высоких результатов в творческой или научной деятельности, важно осознание того, что его труд был ненапрасен как для него самого, так и для общества. Как было сказано выше, участники конкурса чтецов обычно выступают со своими номерами на школьных концертах, юные писатели и поэты, участники научных конференций   с удовольствием выступают с докладами перед учащимися разных классов. Это своеобразная реклама. Видя успешных учеников, знакомясь с их интересными проектами, и другие школьники стремятся реализовать свои творческие и интеллектуальные способности.

Произведения победителей и призёров ежегодного городского творческого конкурса «Золотые крылышки» печатаются в одноимённом сборнике, который могут приобрести все желающие. Такие сборники имеются в музее нашей школы.

В 2008-2009 учебном году был издан школьный сборник творческих работ учащихся разных лет, в том числе и выпускников школы.  На уроках  литературы произведения из него читаются, когда  изучаются темы «Лирика и поэзия», «Басни». В сборнике также можно найти стихотворения для классных часов, посвящённых дню рождения Златоуста.

Чтобы заинтересовать учеников серьёзной работой,   устанавливаемконтакт с их родителями, просим оказать ребенку посильную помощь, например, помочь выбрать произведение для выступления на конкурсе чтецов, предварительно послушать чтение дома.  Также родители часто присутствуют на конкурсах в качестве зрителей. Поддержка в семье – это важное условие успешности ученика, она вдохновляет детей, а для школьников младшего и среднего возраста просто необходима. То есть важно, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало  сотворчество учителя, ученика и родителей.

Очень важен для школьников и пример учителя, увлечённого своим делом, отличающегося эрудиций, потребностью в научной и творческой деятельности. Поэтому, чтобы увлечь детей, мыпринимаем участие в различных конкурсах для педагогов. В 2010, 2013 годах участвовали в городском творческом конкурсе «Литературный календарь»; в 2011 и 2012 годах принимали участие в IX и XI Всероссийских конкурсах «Образовательный потенциал России»  в номинациях «Дополнительное образование как фактор реализации одарённых детей»  и «Система выявления, поддержки и развития интеллектуально-одарённых детей»; представили разработку урока на Общероссийский конкурс «Лучший урок по литературе 2 полугодия 2013 г.»  В 2012 году в рамках 4 Всероссийской конференции «Преемственность в системе непрерывного образования» (участие on-line) опубликовали статью из опыта работы «Индивидуальный подход в работе с одарёнными и высокомотивированными детьми во внеурочное время»  в электронном журнале «Преемственность в образовании»  (journal.preemstvennost.ru…vysokomotivirovannymi…).

Ресурсы инновационного проекта

Таблица 1.    Ресурсы, необходимые для реализации проекта  

Учебно-методические

Для педагога – литература по организации работы с одарёнными и высокомотивированными детьми, статьи из опыта работы на различных педагогических сайтах.  Для учащихся – научная литература по теме исследовательской работы, сборники олимпиадных заданий для подготовки к различным олимпиадам, конкурсам по русскому  языку и литературе.

Материально-технич.

Компьютер, принтер, сканер, офисная бумага, файлы, папки, диски.

Кадровые

Повышение квалификации учителя через курсовую подготовку в НП «Центрразвития образования,  науки и культуры «Обнинский полис». Помощь специалистов городского архива, отдела ЗАГС, консультации педагога-руководителя  при выполнении исследовательской работы. Для участников творческих и учебных проектов – консультации учителя русского языка и литературы, музыки, изобразительного искусства, информатики.

Организационные

План работы малого НОУ, литературного клуба любителей слова «Вдохновение». Расписание индивидуальных занятий с учащимися, наличие аудитории,  учёт режима работы библиотек, архива, др. организаций.

Информационные

Поиск  и анализ информации по теме исследовательского или творческого проекта из разных источников (печатных, электронных, аудио, видео).

Нормативные документы: положение о малом НОУ,  о конкурсах  чтецов, план  предметной декады и др. Издание сборников творческих и исследовательских работ учащихся, размещение работ на сайте nsportal.ru, размещение материалов об одарённых детях, итогах различных проектов  на школьном сайте.

Партнёры инновационного проекта

- МБУК «Централизованная библиотечная система Златоустовского  городского округа»

- МАОУДОД  «ДВДТ»- МАОУ ДОД "Дом детства и юношества"

- Златоустовский драматический театр «Омнибус»                                                                                          - Златоустовский городской краеведческий музей                                                                                                   - МООВВК «Арсенал»                                                                                                                           - Архив Златоустовского городского округа

- Отдел ЗАГС администрации Златоустовского городского округа

- МАОУ «ЦМИХО» (ГМО учителей русского языка и литературы)                                                                                                       - ЧООО «Центр детско-юношеского туризма и краеведения «Наследие»                                          - Челябинское областное общественное движение «За возрождение Урала»                       -  ГОУВПО Южно-Уральский государственный университет (ЮУРГУ) - Малая Академия наук «Интеллект будущего», г. Обнинск                                   - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова                                  - Уральский  государственный педагогический университет

- ООО «Олимпус», г. Калининград        

- АНО  "Институт проектирования инновационных моделей образования",                  г. Киров

  - Оргкомитет Международной игры-конкурса по русскому языку «Русский медвежонок – языкознание для всех»                                                                          - Электронный журнал «Преемственность в образовании»  

- Писатель А. Костюнин                                                                                           - Родители учащихся  

Участники инновационного проекта

Участниками  проекта являются  учащиеся школы, их родители, педагоги.  Отбор участников из числа школьников осуществляется на основе принципа добровольности. Любой обучающийся может  принимать участие в различных проектах по русскому языку и литературе, выдвигать идеи и реализовывать их. Также отбор участников проекта осуществляется на основе принципа массовости, для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия в олимпиадах и творческих конкурсах,  разъяснять пользу  самообразования и саморазвития.

План реализации инновационного  проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1. Организационно-подготовительный этап, март– октябрь 2011 г.                   Цель - подготовка условий для формирования системы работы с одаренными и высокомотивированными учащимися.

Изучение научно-методической литературы по организации работы с одарёнными и высокомотивированными  детьми.

Март–октябрь 2011 г.  

Мельникова И.В.

Анализ работы с одарёнными и высокомотивированными детьми в 2010-11 уч. году

Май–июнь 2011 г.

Мельникова И.В.

Выявление детей, имеющих склонности, высокую мотивацию  к изучению русского языка и литературы, желающих заниматься научной или творческой деятельностью, участвовать в различных олимпиадах, конкурсах,   установление контакта с родителями.

В течение уч. года

Мельникова И.В.

Определение цели и задач внеурочной деятельности, направлений работы.

Сентябрь-октябрь 2011 г.

Мельникова И.В.

Создание малого научного общества учащихся.

Сентябрь-октябрь 2011 г.

Мельникова И.В. , директор

Штинова Г.А.

Составление плана-графика участия школьников в различных проектах в течение учебного года.

Сентябрь-октябрь 2011 г.

Мельникова И.В.

ШМО учителей русского языка и литературы

Разработка системы поощрения детей за участие в конкурсах.

Сентябрь-октябрь 2011 г.

ШМО учителей русского языка и литературы

  1. Этап реализации, ноябрь 2011 – май 2015 г. г.                                                         Цель -  апробация инновационного проекта.

Активное участие в различных научных конференциях, городских,  областных, региональных, всероссийских, международных конкурсах, олимпиадах, творческих проектах по русскому языку и литературе, учёт всех результатов и участников.

Сентябрь 2012–май 2015 г.г.

Мельникова И.В.

ШМО учителей русского языка и литературы

Представление опыта работы:

а) в электронном журнале «Преемственность в образовании»;             б) на городском методическом семинаре «Педагогические идеи – в практику 2013»; в) в социальной сети работников образования  nsportal на своём сайте, на сайте ГМО учителей русского языка и литературы;

г) на школьном сайте.

Ноябрь 2012 г.

Март 2013 г.

Май–июнь 2014 г.

Мельникова И.В.

Куликова Л.А., администратор школьного сайта

Выступление  на совместном заседании ШМО учителей русского языка и литературы,  учителей начальных классов с целью обмена опытом и привлечения внимания педагогов к участию в творческих и научных проектах.

Сентябрь 2014 г.

Мельникова И.В.

Руководители ШМО учителей русского языка и литературы и начальных классов

Создание:                                                                         а) электронного банка творческих, научных  работ учащихся – победителей, призёров, лауреатов, дипломантов различных проектов;                                                                                  б) печатных сборников;

в) сводной таблицы участия детей во всех конкурсах,  проектах;

г) творческого клуба любителей слова «Вдохновение».

2011-2014 г. г.

Январь-июнь 2015 г.

В течение всего срока реализации проекта

Сентябрь 2013 г.

Мельникова И.В.

ШМО учителей русского языка и литературы

Краткосрочное повышение квалификации  по теме «Исследовательская деятельность учащихся»  в НП «Центр развития образования,  науки и культуры «Обнинский полис».  

Апрель 2013 г.

Мельникова И.В.

  1. Аналитический этап, май – сентябрь 2015 г.

Цель – анализ реализации  инновационного проекта.

Анализ достигнутых результатов, определение проблем и путей их решения, составление плана дальнейшей работы.

Май–июнь 2015 г.

Мельникова И.В.

Оформление информационно-методической папки для педагогов школы «Организация работы с одарёнными и высокомотивированными детьми».

Август–сентябрь 2015 г.

Мельникова И.В.

Завуч школы

Плечева Ю.В.

Ожидаемые результаты

  1. Создание образовательной среды, способствующей успешности учеников.
  2. Увеличение количества школьников, участвующих в различных школьных, городских, областных, региональных, всероссийских проектах.
  3. Высокие результаты в творческих и научных проектах, олимпиадах.
  4. Духовно-нравственное развитие детей.
  5. Привлечение большего числа педагогов школы и города к участию в литературно-творческой и научно-исследовательской  деятельности с учениками.

Результаты  работы на настоящий момент

         В настоящее время реализуется второй этап инновационного  проекта.

Чётко организованная непрерывная деятельность с одаренными и высокомотивированными детьми во внеурочное время  с использованием современных образовательных технологий  дала следующие результаты.  За                     4 последних года школьники приняли участие в 30 различных образовательных проектах. За этот период подготовлено 22 победителя,                      86 призёров,   лауреатов,  дипломантов. На представленных ниже диаграммах можно видеть положительную динамику роста количества победителей и призёров с 2010 по 2014 г. г., а также увеличение числа проектов, в которых участвуют школьники.

Диаграмма №1.   Количество мест победителей, призёров, лауреатов творческих конкурсов, олимпиад, научных конференций.

Диаграмма №2.   Количество творческих конкурсов, олимпиад, научных конференций, в которых участвуют дети, и количество конкурсов, в которых есть призовые и победные места.

Все образовательные проекты развивают у детей интеллект, расширяют эрудицию, воспитывают любовь и интерес к русскому языку и литературе, предоставляют возможность для реализации индивидуальных творческих потребностей, обеспечивают условия для овладения практическими умениями и навыками научной деятельности. А призовое место в конкурсе – это стимул для дальнейшей работы, новых открытий и достижений.

        Таким образом, представленная система работы по организации внеурочной деятельности с одарёнными и высокомотивированными детьми обеспечивает постоянную результативность, а ребёнок является субъектом педагогического процесса и рост его сопровождается педагогической поддержкой.

Перспективы дальнейшего развития инновационного проекта

        Таланты у детей проявляются не в один момент, поэтому поиск и развитие  способных  детей  надо  проводить постоянно.  После анализа результатов деятельности следует  продолжить работу с одарёнными и высокомотивированными детьми в соответствии с ранее поставленными задачами, а также с учётом  достигнутых результатов и выявленных проблем.

       Кроме того, следует рассмотреть возможность заключения договора между администрацией школы и драматического театра «Омнибус» об организации занятий с творческими детьми с целью обучения основам актёрского мастерства, приёмам выразительного чтения.

        Привлечь к научно-исследовательской деятельности других педагогов и учащихся школы, организовать проведение ежегодных школьных научных конференций учащихся.

Литература

  1. Голиков А.И. Профессиональная компетентность учителя в сопровождении и развитии одарённого ребёнка//Современные проблемы науки и образования. – 2012. - №6. science-education.ru106-7889
  2. Ильясов Д. Ф. Особенности развития одаренности учащихся [Электронный ресурс] / Д. Ф. Ильясов, Н. Ю. Андреева // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. – URL: http://www.science-education.ru/103-6277 (дата обращения: 21.05.2012).
  3. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей //Педагогика. - 2003. - №6. - с.27-32.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»//old.mon.gov.ruДокументыakt/6591
  5. Программа Челябинской области «Дети Южного Урала» на 2014-2015 годы. –minsoc74.ru…programma…yuzhnogo-urala…2014-2015…
  6. Рабочая концепция одарённости  - 2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003.
  7. Система работы с одарёнными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия/авт.-сост. О.В. Касперская. – Волгоград: Учитель, 2010.
  8. Федеральная целевая программа «Дети России»//rg.ru2007/02/02/deti-rossii-dok.html
  9. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"rg.ru2012/   12/30/obrazovanie-dok.html
  10. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  11. Якиманская И.С.Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы.

Актуальность темы статьи обусловлена направленностью современной школы на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному...

«Качество образования как одно из приоритетных направлений развития школы»

«Качество образования как одно из приоритетныхнаправлений развития школы»...

Обучение иностранному языку – одно из приоритетных направлений модернизации школы

В данной статье раскрываются особенности преподавания иностранным языкам на современном этапе, затрагиваются изменения в системе школьного языкового образования в результате модернизации школы и показ...

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка как одно из приоритетных направлений современного образования школьников.

Необходимо изменить приоритеты  в сфере школьного образования: на первом плане должна быть ориентация на формирование «ключевых компетенций» и «функциональной грамотности»...

«Организация работы с одарёнными и слабоуспевающими детьми».

Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к о...

Современные подходы к организации работы с одарёнными и высокомотивированными обучающимися на уроках английского языка

Работа с одаренными детьми – это важное направление в современной школе, которое позволяет развивать их таланты и способности, а также повышать общий уровень образования....