Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы.
статья по мхк по теме

 

Актуальность темы статьи обусловлена направленностью современной школы на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ художественной культуры. Совершенствование личности тем эффективнее, чем более рационально построено обучение, в котором преподавание играет ведущую роль. Поэтому важным становится исследование условий и средств, способствующих рациональной организации познания культурного опыта в рамках средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Культурологическое образование как одно из приоритетных

 направлений в модернизации современной школы.

Культурологическое образование является одним из приоритетных направлений в модернизации современной школы.

Нормативное обоснование этого процесса дается в федеральном законе "Об образовании", "Федеральной программе развития образования", "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Эта стратегическая задача проявляется и в задачах широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Для устойчивого развития общества необходимо не только максимальное воспроизводство культуры в процессе обучения и воспитания, но и ее модернизация в соответствии с внутренними закономерностями развития. Этот процесс должен осуществляться наряду с обогащением национального обучения и воспитания инновационно – технологическими компонентами, педагогическим инструментарием, перспективными средствами и методами обучения.

Школа должна обеспечить процесс эффективного вхождения человека в культуру. Этот  означает воспроизводство человека как субъекта практического, теоретического и ценностного отношения к миру.

Проблема заключается в определении того содержания культуры, которое подлежит социальному исследованию. На деятельностном уровне – это определение совокупности видов деятельности, которыми необходимо овладеть в процессе воспитания и образования. На познавательнно–информационном – это проблема отбора содержания образования.На ценностно-ориентированном – отбор и содержание характеристик духовных ценностей, развитие ценностных ориентаций личности.

Ориентиром для определения конечной цели образовательно-воспитательной деятельности может стать модель гражданина России. Подобная модель, являясь интегративной и многомерной, тем не менее, должна охватывать наиболее важные, базовые характеристики субъекта, задавая при этом систему координат для того, чтобы отслеживать, какие качества будущего гражданина необходимо формировать в процессе национального обучения и воспитания.

Основные характеристики этой модели отражают:

  1. культурный кругозор и широту мышления;
  2. физическую развитость;
  3. умение жить в условиях рынка и информационных технологий;
  4. патриотизм;
  5. готовность способствовать процветанию России;
  6. уважительное отношение к национальным культурам народов РФ, стремление к укреплению межнациональных отношений в своей стране.

Формулируя цель воспитания гражданина России, способного приумножить его культурное достояние в общем контексте мировой культуры на основе глубоких знаний этнонациональных и культурно-исторических традиций, укорененных в народной среде, выдвигается принцип приоритетности отечественной культуры, важной составляющей частью которой выступает традиционная народная культура.

Реализация цели построения культуросообразной школы возможна только через систему, включающую в себя обучение, воспитание и дополнительное образование, на это направлена деятельность педагогов, служб управления и сопровождения образовательного процесса.

Важное значение имеет и образовательная область “Искусство”, задачами которого являются:

  1. воспитание интереса и любви к различным видам изобразительного искусства;
  2. развитие художественно-образного мышления, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к предметам и явлениям действительности, эстетического вкуса;
  3. ознакомление с русским искусством, искусством других народов России и мировым художественным наследием;
  4. развитие художественно-творческих способностей детей, их изобразительных навыков, зрительных представлений, фантазии, воображения;
  5. формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Каждая из образовательных областей имеет свой специфический потенциал.Например, гуманитарное образование обладает особым потенциалом в воспитании духовно-нравственного здоровья личности, развитии ее моральных качеств, формировании мировоззрения, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру), эстетической культуры, предоставление школьникам образцов нравственного поведения, духовной культуры личности, расширение позитивного социального опыта детей и подростков, в том числе, во внеурочное время, в результате включения их в деятельность литературного объединения, творческих мастерских, журналистской студии.

Школа осуществила в этом году переход на профильное обучение в рамках широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования и концепции “Профильного обучения”, осуществляется идея многопрофильной школы.

Особенностью обучения в профильной школе является двух уровневый стандарт изучения предметов. Уровень А – общеобразователный – это уровень изучения непрофильных предметов на “общекультурном уровне”.

В тех профилях, где данный курс не является инвариантным, он добавляется в вариативную часть.

Целью курса мировой художественной культуры в школе является использование силы воздействия различных искусств для формирования личности старшеклассника, его идейно-нравственных убеждений, составляющих основу мировоззрения и жизненных позиций.

Путь к достижению этой цели лежит через формирование и развитие культуры общения с искусством, т. е. потребности и способности через искусство приобщаться к нравственно-эстетическому опыту человечества. Нет и не может быть другого способа овладения культурой художественного восприятия, кроме активного общения школьников с произведениями искусства под руководством педагога, владеющего этой культурой.

В старшем школьном возрасте внешние ориентиры теряют своё былое значение. Разрушаются авторитеты, критически пересматриваются, переоцениваются многие нормы поведения. Основной поток духовной активности в юношеские годы направлен на выработку внутренних ориентиров поведения, на поиски универсальных нравственных принципов, на формирование собственной системы ценностей.

Формирование разнообразных ценностных отношений происходит в процессе переживаний, связанных с повседневной духовно-практической деятельностью и общением старшего школьника. Активность эмоций в этом возрасте отражает напряжённость, интенсивность процесса сопоставлена жизненной реальности со своими духовными потребностями, которые сами открываются школьнику в процессе этого сопоставления, сопровождающего расширение сферы деятельности и общения старшеклассника, расширения его жизненного горизонта.

Ценностно-ориентационная активность, выходя на первый план в этом возрасте, направляет и связывает воедино процессы развития самосознания и формирования мировоззрения.

Потребности развития личности, потребности жизненного самоопределения с необходимостью выводят ценностно-ориентационную активность старшего школьника за пределы собственно нравственной сферы. С развитием социальной активности школьника и расширением круга его социальных интересов складываются гражданские, политические, мировоззренческие убеждения.

Юношеский возраст представляет собой наиболее благоприятную пору для формирования мировоззрения, поскольку в это время складываются и познавательные, и ценностно-ориентационные предпосылки, необходимые для успешной закладки фундамента мировоззренческой системы человека. Для старшеклассника характерно не просто увеличение объёма знаний, но и существенное расширение умственного кругозора, появление устойчивых политических интересов, рост способности к анализу и обобщению конкретных фактов. Если собственная жизненная практика старшеклассника, в силу своей естественной ограниченности, ещё не может в достаточной степени отвечать его духовным запросам и задачам формирования ценностного ядра мировоззрения, то существует только один путь. Это путь обращения к искусству, несущему в себе как тот «жизненный материал», в котором остро нуждается старшеклассник, устремлённый в будущую «большую жизнь», так и тот идейный, эмоциональный заряд, который стимулирует самостоятельную работу чувств и разума молодого человека и заставляет его в согласии или споре с художником вырабатывать своё отношение к миру.

Курс мировой художественной культуры представляет собой конкретную реализацию этого пути в условиях общеобразовательной школы. Специфические задачи развития личности старшеклассника потребовали от авторов программ обращения к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, отражающим как философско-мировоззренческую, политическую проблематику жизни общества, так и нравственно-психологическую проблематику жизни личности в их взаимопроникновении и взаимодействии.

В годы, совпадающие с изучением мировой художественной культуры, школьник взрослеет, становится личностью, индивидуальностью. На разных этапах взросления старшекласснику будут близки те или иные особенности ценностных ориентаций художественной культуры разных исторических периодов. Так, школьнику, расстающемуся с подростковыми идеалами, будет особенно близко искусство Просвещения с его первоначальным культом разума, верой в созидательные, творческие возможности человека. Особенно созвучным ранне юношеским настроениям будет искусство романтиков, с его утверждением самоценности человеческой личности.

Принципы построения и содержания программы курса мировой художественной культуры создают предпосылки для успешного решения общевоспитательных задач курса, заключающихся в стимулировании и направлении духовного, нравственно-эстетического развития школьника. Богатый художественный материал, включённый в программу, открывает перед учащимися возможность освоения важнейших духовных ценностей, выработанных человеком в ходе исторического развития. Ценностей, связанных с самыми различными по характеру и масштабу областям социальной действительности: это и отношение человека к самому себе, к другим людям, к обществу, к миру в целом, к жизни.

Курс мировой художественной культуры в условиях школы, в ограниченное жёсткими рамками время урока обеспечивает вовлечение школьников в мир художественного произведения, когда они захвачены изображённой художником жизнью, судьбами героев, когда волнуются, задаются вопросами, решают жизненные проблемы вместе с художником и живущим в его произведениях людьми. С помощью особых средств воздействия на воображение, эмоции, мышление – на психику человека в целом, появляется возможность сделать далёкое – близким, непонятное – понятным, безразличное – значимым. Искусство, обращаясь к фундаменту человеческой психики, побуждает человека сочувствовать другому, «болеть» за него, уподобляться ему в его действиях, переживаниях, в его борьбе.

Воздействие искусства на человека обусловлено особой чувствительностью человеческой психики ко всем формам выражения эмоциональных состояний.

        Культурологические принципы, методы построения программы МХК

        Предмет «Мировая художественная культура» по своему содержанию, по направленности на включение человека в мир культурных смыслов тесно связан с процессами культурного самоопределения подростков. Программы опираются на широкую эрудицию, глубокие знания, учитывают процесс поиска учащимися своей культуры на основе общемировой.

        В рамках МХК есть база культурологических элементов, составляющих основу теоретической культурологии, которая  строится на:

1.        Теоретической антропологии

2.        Стилях

3.        Социальной антропология

4.        Культурной антропологии

5.        и др.

        Доминантом в изучении Мировой художественной культуры  является человек, его образ в разных эпохах. Культурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о человеке, называемой антропологией (наукой о человеке), изучающую проблемы познания человеком мира, исследующая культуру как форму жизни и деятельности человека, среду обитания людей.

        В настоящее время в художественном образовании школьников ясно обозначилась    “ проблемная ситуация вызванная противоречиями между необходимостью нравственного и патриотического воспитания молодежи в духе преемственности поколений и отсутствием специальных курсов, в которых даются знания о культурных ценностях, соответствующие уровню современной культурологической науки. Культурологическое образование относится к достаточно новым сферам российской педагогики.

        Принципы построения программы. Содержание и методическую систему преподавания ее в школе определила “ научная концепция, рассматривающая культуру как механизм социального наследования, утверждающая особую. Ничем не заменимую роль искусства в передаче от поколения к поколению духовных ценностей”.

        Цель культурологического знания школьников состоит в том, чтобы увлечь ребенка изучаемой предметной областью, сформировать устойчивый интерес и потребность в познании себя в пространстве и времени культуры, человека как творца и творения культуры, ценности многообразных форм культуры. Культурологическое образование формирует целостное представление о ценностном единстве мировой, национальной, этнической и личностной культуры.

        Проблема личности всегда находилась в центре внимания исследований культуры, так как культура и личность неразрывно связаны друг  с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности. С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Таким образом, личность – это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

        Влияние культурологического знания на личность происходит в процессах инкультурации( обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре ) и социализацией ( процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм ). При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Таким образом, происходит гармоничное вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве его члена.

        В культурологии каждый человек выступает носителем той культуры, в которой он вырос и сформировался как личность, хотя в повседневной жизни он сам обычно этого не замечает, воспринимает как данность специфические особенности своей культуры.

        При встречах на уроках МХК с представителями других культур, когда эти особенности становятся особенно очевидными, дети начинают сознавать, что существуют другие формы переживаний, виды поведения, способы мышления, которые весьма значительно отличаются от уже привычных и известных. Все эти разнообразные впечатления о мире трансформируются в сознании ребенка – старшеклассника в идеи, установки, стереотипы, ожидания, которые в итоге становятся для него важным регуляторами его позиций, точек зрения различных групп и общностей в процессе взаимодействия с ними происходит становление личности и представлений о своем месте в обществе.

        Программа МХК строится из разделов, каждый – определенная эпоха в истории человечества и этап в развитии мировой художественной культура. Каждая историческая эпоха вырабатывает определенный образ человека, его черты и качества как личности, поэтому изучение конкретного человека необходимо основывать прежде всего, исходя из представления о том, что человек есть продукт эпохи, культуры, общества.

Педагогический процесс на уроках МХК основан на следующих принципах:

  1. гуманитарно – культурологический подход:
  2. осуществление образования в контексте мировой, национальной культуры;
  3. возвращение образовательного процесса к человеку как основному предмету и цели, насыщение содержания образования проблемами человека;
  1. организация образования не как совокупности мероприятий, а как жизнедеятельности учителей, учащихся и их родителей.
  2. построение процесса обучения, как целенаправленного спирального возвращения от искусства настоящего к искусству прошлого и обратно;
  1. творческая активность; дискуссия, вырабатывающая лояльность и толерантность;
  1. поддержка индивидуальности и самобытности ребенка, содействие развитию его субъектных свойств.
  1. переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры»;
  1. выработка собственного мнения, оригинального и самобытного.

        В условиях демократизации общественной жизни возникли предпосылки для восстановления человеческих смыслов и сущностных функций образования. Важнейшая из них - гуманитарная, суть которой состоит в сохранении и восстановлении экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности. Для этого образование должно заложить в личность механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества.

          Не менее важной является культуросозидательная функция (культуро- образующая), обеспечивающая сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Осуществление культуросозидательной функции предполагает ориентацию образования на воспитание Человека Культуры, отбор культуросообразного содержания и воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм, проектирующих зримые элементы культурной среды, культуросообразного  устройства общественной жизни людей. Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры - в образование. Культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Для этого образование должно заложить в него механизм культурной идентификации. Культурология – наука о культуре, а самой важной функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно – нравственная.

        Творцом и субъектом всех достижений и процессов культуры является человек. В курсе МХК изучается история культуры — это не «лавка древностей», а история жизни людей, их надежд и тревог, радостей и огорчений, верований и убеждений. Без «человеческого фактора» история культуры безжизненна. Она рискует превратиться в схему, неизбежно связанную с упрощением и даже фальсификацией, в которой исчезает душа и дух культуры. Именно поэтому столь большое значение в курсе МХК придается антропологии в ее философском, социальном, историческом, психологическом аспектах.

Рассмотрение человека во всем многообразии его переживаний, чувств, интеллектуального и эмоционального напряжения является важным методологическим ориентиром и принципом исторической культурологии. Важной категорией является понятие ментальности, ибо оно выявляет особенности мировосприятия людей разных эпох. Ментальность — это та «подпочва», которая раскрывает и помогает понять тексты культуры, семантику и символику норм, знаков, памятников.

        В культурологии используются все методы социогуманитарного познания. В доказательство того, что курс Мировой художественной культуры – интегративный в рамках культурологических дисциплин, рассмотрим некоторые из методов, которыми пользуются на уроках:

        - диалектический метод, предполагающий рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне противоречивого, многостороннего явления, требующего конкретного изучения;

        - системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействие целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент;

        - культурантропологический метод – культура рассматривается как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку.

        - большую роль на уроках МХК играет исторический метод исследования.

В рамках курса МХК – идеальное поле формирования таких ключевых компетенций, как:

-        Культурно – образовательные компетенции

-        Историко – культурные компетенции:

        способности к многомерному представлению исторических процессов и явлений;

-         понимание альтернативности и вариативности исторических процессов;

-         ценностное отношение к прошлому как кладовой человеческого опыта, сознания и деятельности.

        Личностные компетенции:

-        способность к индивидуально–личностной рефлексии происходящих событий;

-        способность к ценностному выбору, позиционированию в горизонте культуры и образования;

-        осознание сильных и слабых сторон своей личности;

-        формирование чувства самоидентичности, ответственности и самоуважения.

-        Этнокультурные компетентности:

-        понимание сложности окружающего мира, наличия в нем различных систем ценностей и представлений;

-        терпимость к носителям иных культур и представлений;

-        готовность к ценностно–осмысленному сотрудничеству с представителями других культур, точек зрения, позиций;

-        осознание противоречивости и многомерности своих собственных убеждений и представлений.

-        Компетенции в информационных технологиях:

-        прием, переработка, выдача информации;

-        преобразование информации (чтение, конспектирование);

-        массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность;

-        владение электронной, Интернет  – технологиями.

В то же время проектная компетентность сама по себе является ценностью, так как предполагает развитие способности и готовности к:

-        формулировке собственных целей;

-        планированию действий;

-        нахождению разумного компромисса в процессе реализации поставленных целей;

-        умение сотрудничать в условиях открытого социума и др.

        Курс МХК на ступени среднего (полного ) общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различных исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социокультурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи.

Развивающий потенциал курса по МХК состоит в более глубоком постижении нюансов современного мировосприятия, представителей иных культур, адекватной оценки их взглядов и вкусовых пристрастий, мотивации их поступков и модели поведения, результатом чего становится более эффективное взаимодействие с людьми и успешное функционирование в обществе. При этом ключевая роль отводится развитию способности учащихся понимать логику исторического развития мировоззренческих процессов и порожденных ими различных художественных систем и стилей.

        Курс по МХК позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль России в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как “ мир миров”, в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место.

        Мировая художественная культура представляет своего рода “ звено связи” между культурой в целом и искусством В.М. Бернштай, В.И. Волков, Л.Н. Коган, В.А. Конев, Ю.У. Фохт – Бабушкин, М.С. Каган. В работах данных ученых выделены три подхода к рассмотрению художественной культуры, которые могут быть положены в основу школьного курса МХК:

  1. содержательно – концептуальный, определяется образом мира и человека, единым для всех искусств каждую эпоху ( с учетом национального образования), типом сознания, отраженного в духовном бытии людей определенного времени;
  2. морфологический подход характеризуется развитием и функционированием видов родов и жанров искусств;
  3. институциональный выражает в способе организации художественной деятельности в каждом типе культуры и ее видах.

Введенный недавно в программу вузов курс культурологии – науки о целестном бытии культуры – является фундаментом для комплекса наук о культуре, выполняет интегративную функцию для различных систем гуманитарного знания. Его цель – дать представление студентам о сущности и функции, особенностями ее развития на современном этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение ученического самоуправления как одно из состовляющих воспитательной системы современной школы

Современная педагогика давно доказала, что одним из самых эффективных инструментов воспитания школьников является логически выстроенная воспитательная система, действующая  на демократических и г...

Современная школа в контексте реформ модернизации системы образования презентация

Презентация к родительскому собранию обучающихся 5 класса на тему "Современная школа в контексте реформ модернизации ситемы образования"...

Современная школа в контексте реформ модернизации системы образования презентация

План проведения  родительского собрания родителей обучающихся 5 класса на тему "Современная школа в контексте реформ модернизации ситемы образования"...

Учебно-методическое пособие "Проблемы филологического образования в условиях модернизации современной школы"

Пояснительная записка к учебно-методическому пособию по методике преподавания русского языка и литературы «Проблемы филологического образования в условиях модернизации современной школы...

Повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса как одно из условий модернизации современной системы образования.

Современная государственная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на модернизацию российского образования. Главное – обеспечить конкурентоспособность России, в том числе в сфере образ...

«Развитие творческого потенциала учителя и потенциала учащихся, необходимых для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях модернизации современной школы».

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:-формировать у детей способности самостоятельно м...