Обучение иностранному языку – одно из приоритетных направлений модернизации школы
статья на тему

Малютина Надежда Александровна

В данной статье раскрываются особенности преподавания иностранным языкам на современном этапе, затрагиваются изменения в системе школьного языкового образования в результате модернизации школы и показывается, как в гимназии осуществляется обучение иностранным языкам, в частности, немецкому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение иностранному языку – одно из приоритетных направлений модернизации школы.

Малютина Н.А.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010гг. записано: «Образование, которое не сказывается на эффективности экономики, не приводит к усилению позиций государства, не может считаться качественным». Таков сегодня социально-экономический заказ российской системе образования.

Действительно, в последнее десятилетие понятие «качество образования» стало в профессиональной лексике учителей самым, пожалуй, часто употребляемым. Перед образовательной отраслью поставлена задача – стать реальной основой социально-экономического развития общества, системой открытой, результаты деятельности которой оценивают общественность, потребители и работодатели, в числе которых главным остаётся государство. Ориентация качества образования на экономические показатели – не дань конъюнктуре, а жёсткий императив времени, сегодняшних задач, стоящих перед страной.          

 Поскольку я являюсь учителем немецкого языка и должна обеспечивать гарантии обучающихся на качество своего предмета, меня, в первую очередь, волнует вопрос, что же определяет особенности образования иностранным языкам на современном этапе.

Это, прежде всего, исходные концептуальные положения – так называемая парадигма образования и воспитания.

Новая парадигма ориентирована на полное развитие личности школьника, на развитие его самостоятельности, способности принимать решения, на повышение конкурентоспособности на рынке труда.

Согласно новой парадигме в центре процесса обучения находится ученик с его потребностями, способностями, возможностями. Он выступает, наряду с учителем, как субъект деятельности учения, а учитель –  организатор, консультант, партнер – обеспечивает педагогическое сопровождение его деятельности. ЛОП пронизывает все компоненты системы обучения.

С личностно-ориентированной парадигмой соотносятся все особенно значимые для обучения иностранным языкам современные подходы к обучению:

  • деятельностный (человек существует и развивается в деятельности);
  • социокультурный/культуроведческий (образование – это вхож-дение/«вращивание» человека в культуру;
  • коммуникативно-когнитивный (общение и познание, основные способы получения образования вообще и иноязычного и частности);
  • компетентностный (практико-ориентиронанный, «определяющий результативно-целевую направленность образования» (И.Я. Зимняя);
  • средо-ориентированный (нацеленный на проектирование эффективной образовательной среды).

Личностно-ориентированная парадигма выступает как методологическая основа модернизации школы. На этой основе созданы новые образовательные государственные стандарты, новый базисный учебный план.

Что изменилось в системе школьного языкового образования в результате модернизации школы?

Можно обметить следующие изменения в структуре и содержании системы обучения ИЯ:

        -        русский и иностранный языки объединены в одной образовательной области: языки и литература/филология, что подчеркивает родственность этих учебных предметов;

        -        законодательно закреплено раннее начало изучения ИЯ (со II класса начальной школы);

        -        введено 2-х уровневое обучение в старшей школе: базовый (3 часа в неделю) и профильный (6 часов в неделю) уровни;

        -        увеличилось суммарное количество учебных часов на обучение ИЯ (по 2 часа во II, III, IV классах, по 3 часа в V-IX классах, по 3 или 6 часов в X, XI классах) и увеличилась длительность курса обучения;

        -        законодательно закреплена возможность введения в основной и старшей школе изучения второго иностранного языка там, где для этого имеются определенные условия (наличие педагогических кадров, средств обучения и т.д.).

          Российская Федерация поддерживает европейскую политику языкового плюрализма и перед российской школой стоит задача – выполнить социальный заказ на специалиста XXI века со знанием иностранного языка

Поэтому обучение ИЯ рассматривается официально как одно из приоритетных направлений модернизации школы.

Как же конкретно в нашей гимназии осуществляется обучение иностранным языкам, в частности, немецкому языку?

Обучение ведётся на основе государственной программы (Примерные программы по иностранным языкам // Новые государственные стандарты по иностранному языку, 2-11 классы / Образование в документах и комментариях.- М.: ACT. Астрель, 2004). Обучение, воспитание и развитие средствами немецкого языка осуществляем в русле личностно-ориентированного деятельностного системно-коммуникативного подхода. В центр всего педагогического процесса ставим конкретного ученика, учитываем его возможности, склонности, интересы, усиливаем деятельностный характер обучения, создавая мотивы учения и условия для более полной реализации принципов дифференциации и индивидуализации обучения, для более гибкого и вариативного построения учебного процесса, для развития и стимулирования творчества учащегося.

Ориентируясь на личностные особенности школьников, мы стараемся определить, насколько полно и в какой последовательности можно использовать материал учебных пособий, что дать всем ученикам, а что только некоторым из них. Ориентируемся в своей работе не на «среднего ученика», а обеспечиваем, по мере возможности, каждого нужным ему объемом тренировки и практики. Это нам удается благодаря использованию технологии обучения в сотрудничестве и организации работы в разных режимах: индивидуальном, фронтальном, парном, групповом.

Памятуя о том, что основным методическим принципом педагогики XXI века должен быть принцип «Не навреди» и, пройдя курсы по ноосферному образованию, активно внедряем в гимназии биоадекватную методику преподавания предметов, разработанную отделением «Ноосферного образования» РАЕН. Принимаем активное участие в организации и проведении семинаров по данной технологии для учителей города и района. Наработанные нами материалы используются в практикуемых для школ России семинарах отделения «Ноосферного образования» РАЕН.

На своих уроках применяем также проектную методику, которая позволяет более эффективно осуществить основную цель обучения иностранному языку  формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению немецким языком.

Особенностью данной технологии является деятельностный подход к образованию. В начале третьего тысячелетия исторический ряд развития мыслительных форм венчает проектирование – особый тип интеллектуальной деятельности, отличительной особенностью которого является перспективная ориентация, практико-направленное исследование. Мы воспитываем детей для общества. И, чтобы стать полезным ему, образование должно обеспечить смену менталитета этого общества, формируя новый тип личности, способной реализовывать масштабные наукоёмкие высокие технологии. Немецкий педагог А. Флитнер образно характеризует проектную деятельность как учебный процесс, в котором обязательно участвуют ум, сердце и руки («Lernen mit Kopf, Herz und Hand»), то есть осмысление самостоятельно добытой информации осуществляется через призму личного отношения к ней и оценку результатов деятельности в «конечном продукте».

Так, в 2007-2008 учебном году совместно с учащимися 4-10 классов был подготовлен проект «Wir feiern Ostern» («Мы празднуем Пасху»), презентация которого прошла на районном методическом семинаре в марте месяце.

Стимулируя познавательную активность и творческое мышление учащихся, используем такую форму работы как составление ассоциограммы. 

На уроке немецкого языка имеет место обращение к конкретной поэзии (экспериментальная поэзия, получившая распространение в 50-70-е годы XX века). В отличие от традиционных форм творчества, произведения конкретной поэзии всегда не закончены, их можно дополнить своими собственными мыслями и идеями, что учащиеся охотно и делают.

С помощью стихов-миниатюр, так называемых «Elfchen», учащиеся тренируются в грамматике: склонение имен прилагательных, порядок слов в повествовательном предложении, употребление существительных с предлогом и т. п.

Отдельные грамматические темы, такие как спряжение глагола в настоящем времени, образование перфект, степени сравнения имен прилагательных и другие вводим нетрадиционным способом, используя биоадекватную методику, через задействование органов чувств: зрительное, слуховое, осязательное и вкусовое восприятие.

В игровой форме учащиеся запоминают существительные с определенными артиклями. Игры служат так же своего рода физкультминуткой, снимают напряжение, вызывают положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Организуя работу на своих уроках, стараемся выступать в роли тактичного дирижера, приучая ребят к самостоятельности в добывании знаний, пытаясь формировать у учащихся убеждение, что язык – это капитал, которым нужно дорожить. Но настоящим капиталом, частью имиджа успешного человека  он станет только, если им виртуозно владеешь.

В процессе обучения наглядность – превыше всего. И результаты существенно выше там, где аудитории оснащены современными ТСО. Поэтому большое место в обучении немецкому языку отводим кабинету. Кабинет оснащен компьютером, принтером, телевизором, видеоплеером, магнитолой. Приходя на урок, учащиеся попадают в атмосферу, связанную со страной изучаемого языка. Кабинет располагает богатейшими УМК, как для урочной, так и для внеурочной деятельности. Многие пособия, видеофильмы, CD-диски, изданные в Германии, были любезно предоставлены нам BIZ (Образовательно-информационным центром) на международных семинарах мультипликаторов по языковой работе с детьми в г. Москве.

Большое внимание уделяем внеурочной деятельности по предмету. Еще В.А. Сухомлинский сказал: «...замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне урока».

Внеклассная работа способствует формированию внутренней мотивации в изучении иностранного языка, развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня их практических навыков говорения, чтения, аудирования, письма, воспитанию учащихся, расширению их кругозора, повышению языковой культуры, развитию их креативных способностей, эстетического вкуса, воображения, памяти и внимания, формированию у них самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении порученных заданий и многое другое. Выстраивая внеурочную деятельность по предмету, учитываем психолого-педагогические способности учащихся.

Внеурочная деятельность по немецкому языку проводится в системе. Традиционными стали у нас такие праздники как Рождество, Пасха, День святого Валентина. Ежегодно проводится большая подготовительная работа к этим праздникам, составляются сценарии.

Ребята готовят друг другу рождественские подарки: открытки, елочные сувениры, рождественский венок. На пасху дети готовят пасхальные сувениры, вкладывая в искусство частичку своей души. Это и «Писанки» (раскрашенное яйцо), скопированные по мотивам обрядовой немецкой живописи, пасхальные корзиночки, пасхальные салфетки, пасхальный заяц, картины на пасхальные мотивы. На День святого Валентина изготавливают сердечки, устраивают конкурсы.

Большое внимание во внекласной работе уделяем театральной деятельности. На протяжении 11 лет в гимназии существует театральная студия „Unser kleines Theater“ („Наш маленький театр“), который сотрудничает с народным театром „Желтое окошко“.

Актёры театральной студии живут под девизом: „Чтобы сделать жизнь лучше, достаточно изменить мир вокруг себя!“.

Целью деятельности студии является расширение представления молодёжи о немецкой культуре, её возрождение и распространение. Основные задачи – прививать интерес и любовь к немецкому языку, развивать драматические и творческие способности ребят, повышать общую языковую культуру, совершенствовать речевые умения.

        Театральная студия дарит зрителям добрые немецкие сказки братьев Гримм „12 месяцев“, „Белоснежка“, „Золушка“, „Волк и 7 козлят“, датчанина Г.Х. Андерсена „Принцесса на горошине“, К. Чуковского „Муха-Цокотуха“, знакомит их со средневековым героем - борце за справедливость Тиле Уленшпигеле: „Чудо-доктор“,  „Искусство чистой правды“. В анонсе её программы также „Мистерия рождения Иисуса Христа“.

„Наш маленький театр“ награждён грамотами и благодарственными письмами за участие в городских театральных конкурсах, областных, международных фестивалях, постоянный участник Дней немецкой культуры в городе Мариинске.

2002г.        –        Областной фестиваль немецкого языка и литературы (г. Кемерово)

2002г.        –        Городской конкурс театральных коллективов (1место)

2003г.        –        Ассамблея народов Кузбасса (г. Кемерово)

2004г.        –        Международный фестиваль „Германия. Вехи культурного и         исторического развития“ (г. Кемерово)

2005г.        –        10-ый театральный фестиваль Весна-2005 (г. Новосибирск)

2006г.        –        VI региональный фестиваль немецкой культуры (г. Ленинск-                                Кузнецкий)

2007г.        –        12-ый театральный фестиваль Весна-2007 (г. Новосибирск)

2007г.        –        Лауреат 1 степени Всероссийского открытого конкурса „Первые                         шаги 2007г“

„Наш маленький театр“ не останавливается на достигнутых результатах, прибывает в постоянном творческом поиске, совершенствует своё мастерство, пропагандирует духовное богатство немецкой и русской культуры в многонациональном городе Мариинске и за его пределами.

Умелое сочетание урочной и внеурочной форм работы обучения немецкому языку повышает мотивацию учащихся, оказывает влияние на успешное усвоение языковых знаний и в конечном итоге повышает уровень обученности учащихся.

Осуществляемая в стране модернизация образования, формирование и обустройство новой модели школы,  достижение нового качества образования невозможны без повышения уровня профессиональной компетенции учителей. «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадём у наших детей завтра…»  Джон Дьюи. В апреле-июне этого года учителям гимназии и средних общеобразовательных школ была предоставлена уникальная возможность повышения своей квалификации в рамках учебных курсов «Партнёрство в образовании» проекта Microsoft «Академия учителей», организованных КРИПК и ПРО, на которых был приобретён опыт сетевой методической работы, сетевого проектирования и сетевой экспертизы.

Мне хотелось бы ещё выделить проблему, характерную для школьного иноязычного образования в целом: неучитывание при финансировании образования местными органами управления потребности иностранного языка как специфического учебного предмета, для которого крайне важна организация:

            - регулярных стажировок за рубежом;

            - регулярных школьных ученических обменов.

        Речь идёт о включении реальной иноязычной среды (носителей языка) в образовательную среду при обучении иностранному языку. Частично эта проблема решается благодаря ЦНК «Гармония», который реализует межгосударственный проект России и Германии «Breitenarbeit“, осуществляя приглашение языковых ассистентов для работы в летних лингвистических академиях (2003г. – Хендрик Маргуль, 2004г. – Кристина Канненберг) и проведения информационного мероприятия 2007 – «Германия в центре Европы» (Габриэла Хофф и Ларс Шмидт).      

 Своё выступление я хотела бы закончить памяткой филолога-германиста Ильи Франка, адресованной всем учителям: «Пять минут – это много или мало?».

Профессия учителя в некотором смысле схожа с профессией актера. Посудите сами: смолкает оркестр, затихает зал, поднимается занавес — ваш выход. В свете рампы вы один перед публикой и теперь в вашей власти ее удивить, заинтриговать, заинтересовать и... научить!

Помните, что актер перед своим выходом как бы «настраивается» на роль, «вживается» в нее и появляется на сцене в образе совершенно другого человека.

«Готовность к уроку» для учителя означает: первое — «план урока составлен», второе — учитель «настроился» на занятие.

Вы целиком сосредоточены на положительных эмоциях, связанных с уроком, «входите в форму». Особенно важны последние пять минут перед уроком! Отбросьте все ненужные и посторонние мысли, не пытайтесь решить в эти последние минуты какие-то технические проблемы, старайтесь даже ни с кем не разговаривать — вот серьезный подход к предстоящему делу!

Девиз: Во время урока Вы должны быть на высоте — лучше, чем в жизни.

Удачных Вам уроков, счастливой учительской судьбы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы.

Актуальность темы статьи обусловлена направленностью современной школы на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному...

Статья "Особенности обучения иностранному языку на современном этапе, направленные на формирование умений и навыков иноязычной речевой деятельности учащихся."

В статье рассматриваются основные направления и подходы в обучении иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции учащихся....

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...

«Качество образования как одно из приоритетных направлений развития школы»

«Качество образования как одно из приоритетныхнаправлений развития школы»...

Организация работы с одарёнными и высокомотивированными детьми во внеурочное время как одно из приоритетных направлений современной школы

Проект направлен на развитие литературно-творческих и интеллектуальных способностей одарённых и высокомотивированных  учащихся во внеурочное время с учётом  индивидуальных особенностей. Вним...

Практики эффективного обучения иностранным языкам в 9 инженерных классах общеобразовательной школы

В статье представлены примеры обучения английскому языку учеников 9 инженерных классов по теме "Science and Technology" (на примере УМК Rainbow English), а так же трудности при обучении и иъ...