Как говорим, так и живем. Классный час.
презентация к уроку по теме

Классный час в рамках Недели культуры. "Как говорим, так и живем".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_kak_govorim_tak_i_zhivem.doc63.5 КБ
Файл kak_govorim-tak_i_zhivem.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Г(О)БОУНПО ПУ №14

г. Грязи

Классный час
в рамках Недели культуры                            

Подготовили и провели

Тугуши Э.Г., кл.рук. гр.№5
Чеботарева Л.Р., кл.рук. гр.№4

2012 – 2013 уч.год

Вступительное слово учителя:

В качестве эпиграфа к нашей сегодняшней встрече хотелось бы прочитать статью преподавателя русского языка ф-та журналистики одного из московских ВУЗов. (прилагается)

Участники: команды из 4 человек от каждой группы, зрители, гости

Учитель: Правильно ли мы говорим? Часто ли вы задумываетесь, произнося слова, делая в них ударения? Используя пословицы, фразеологические выражения, знаете ли вы их смысловое значение? А бранные слова часто слетают с вашего языка?

Я думаю, что этот последний вопрос в настоящее время действительно стал животрепещущим. Он назрел как гнойный нарыв. Бранные слова сейчас настолько стали вездесущи, что многие просто не обращают на это внимания.

Поэтому прежде чем начать словесную «дуэль», давайте послушаем выдержки из стихотворения Наты Невской.

Как говорим — так и живем

1-й ученик:    

Не знаю я, куда мне «бечь»,

Мы засорили нашу речь.

 Живем то «клево», то в «прикиде»,

 Но в основном на жизнь в обиде.

«Блины» висят на языке,

И грубые слова.

И без конца из уст летит,

 Хула, хула, хула.

2-й ученик:    

 И чтобы жизнь нам изменить,

Научиться надо говорить.

Очистим нашу речь от скверны,

Это поможет душе и нервам.

   Это излечит наше состоянье,

Огромного требует речь вниманья.

 А коль начнем за языком следить,

Богатство мира сможем сохранить.

Задание 1. Повторите скороговорки: (слайд №2)

                I.            Все бобры для своих бобрят добры.

У боярина бобра нет богатства, нет добра.

 

На дворе трава, на траве дрова.

Дед Додон в дуду дудел,

 Димку дед дудой задел.

  1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали

Инцидент с интендантом

Тридцать три корабля лавировали-лавировали,
да не вылавировали  

Задание 2. Подберите синонимы к словам: (слайд №3)

(командам выдаются одинаковые карточки со словами, к которым надо подобрать синонимы)

Смелый — храбрый, отважный, решительный, бесстрашный, неустрашимый.

Победить — одержать победу, одолеть, побороть, осилить, сладить, справиться.

Холодный день — промозглый, ледяной, морозный, студеный, стылый, мерзлый.

Холодный человек — неотзывчивый, бездушный, черствый, сухой, нечуткий.

Игра со зрителями   Анаграмма
(презентация для интерактивной доски)

Задание 3. Объясните фразеологические обороты: (слайды №4-7)

Иголку негде воткнуть — о большом скоплении людей.

Крокодиловы слезы — притворное сожаление.

Краем уха — невнимательно слушать.

Рукой подать — близко.

Во весь дух — очень быстро бежать или ехать.

Не верить своим глазам — удивляться чему-либо увиденному.

Задание 4. Поставьте правильно ударение в словах: (задание на карточках у каждой команды, работают коллективно. Затем отмечают ударение на интерактивной доске – 1-ый столбец – первая команда, 2-ой – вторая).

квартал,                                        подростковый

каталог,                                         обеспечение

гружёный,                                    мальчиковый

начал,                                            понял

 начала,                                         поняла              

звонит,                                          бензопровод

в яслях,                                         газированный

средства,                                       задолго

столяр,                                           сироты

коклюш,                                         грушевый

сливовый,                                      кремень

начав,                                             туфля

начался,                                         алкоголь

договор,                                        избалованный

балую, балуешь                            эксперт

дефис,                                            черпать

свёкла,                                           звонит

каталог,                                          занял

предложить,                                   оптовый

мышление,                                     жалюзи

августовский                                 красивее

Пока команды выполняют задание - Игра со зрителями   «Это интересно»
(слайды №8-12)

Игра со зрителями  « Это интересно»  Почему мы так говорим?

Эпони́м (др.-греч. ἐπώνῠμος — букв. давший имя) — божество, реальный или легендарный человек или герой, в честь которого получил своё имя какой-либо географический объект.

Эпони́м (в науке) — название явления, понятия, структуры или метода по имени человека, впервые обнаружившего или описавшего их. Т.е., эпонимами  называют любые имена собственные, ставшие именами нарицательными.

Например:

  1.  Силуэт- изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном.
    Самое название СИЛУЭТ родилось во Франции; оно происходит от Этьена Силуэтта (1709-1767),бывшего в 1759 г. государственным министром. Стараясь поправить расстроенные финансы страны реформами, Силуэтт просидел в министерском кресле всего полгода и исчез с политического горизонта, как блестящий метеор. Этот быстрый взлет и падение, короткая и бурная карьера произвели большое впечатление на общество. «Появиться как Силуэтт», «Исчезнуть как Силуэтт» стало поговоркой. Поэтому, когда вскоре после этого появилась манера делать теневые изображения лица, фигуры, очень эффектная и вместе с тем быстрая, ее назвали
    на манер Силуэтта (а ля Силуэтт). А затем и само изображение и темное очертание предмета получило название просто силуэта.
  2.  Интересно происхождение слова бойкот. В 19 веке один английский граф нанял для своего имения в Ирландии управляющего по имени Чарльз Кэннингэм Бойкотт. Бойкотт был человеком суровым, часто наказывал крестьян и фермеров, чем вызвал с их стороны ненависть к себе. Люди, наслышанные о его жестокости, отказывались иметь с ним какие-либо дела, избегали общения с ним. С тех пор наказание человека полной изоляцией стало называться бойкотом.
  3. Слово «паника» происходит от имени Пана, греческого бога пастухов. Пастухи часто становились свидетелями того, как вследствие самой незначительной причины, особенно ночью, стада овец или коз, полностью выйдя из-под контроля, бросались в воду, в огонь, или животные одно за другим прыгали в пропасть.
    Вот как описал подобные явления знаменитый биолог А. Брем: «Каждый подозрительный шорох заставляет насторожиться все стадо. Молния, гром, ураган, плохая погода лишают его возможности нормального поведения; обезумевшее стадо разбегается по степи, овцы падают в воду, в огонь или же совершенно неподвижно застывают на одном месте. В это время их заносит снегом, заливает дождем, они замерзают, гибнут от голода, но не делают никаких попыток укрыться или найти пищу. Так бессмысленно погибают не одно и не два, а тысячи животных».

Пастухи объясняли это демоническое явление гневом Пана, «та паникА дэлОн!    -   Видно, дело Пана!»    

Задание 5. Перед вами буквальный перевод идиоматического выражения (идиома – от греческого прилагательного - идиос: странный, необыкновенный). Попытайтесь подобрать русский эквивалент. (Команды по очереди дают ответы)  (см. презентацию для интерактивной доски)


  1. Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга
    как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские?

  2. Французы о такой ситуации говорят:
    когда у кур будут зубы, англичане – когда полетят свиньи, немцы – когда собаки залают хвостами. А что говорим мы?

  3. Англичане говорят о таком человеке, что
    он живет в клевере, немцы – что он сидит, как личинка (червячок) в сале, французы – как петух в тесте. А что говорим мы?

  4. Англичане говорят о таком человеке:
    негнущийся, как кочерга, французы – прямой, как кол, испанцы – прямой, как палец святого Иоанна. А как говорят по-русски?

  5. После случившегося англичане в этой ситуации
    видят звёзды, а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими?

  6. Если англичанин знает что-либо очень хорошо, он говорит:
    знаю, как кисть своей руки, а француз и немец – как собственный карман. А русский?
  7. Если англичанин хочет что-либо хорошенько запомнить (чтобы не ошибаться), он говорит: это надо положить в свою трубку и выкурить, немец – это надо записать себе за ушами, а француз – надо вбить себе в голову. А что говорим мы?

  8. Англичане говорят, что в такой ситуации надо
    называть лопату лопатой, французы – называть кошку кошкой, испанцы – называть хлеб хлебом, а вино вином. А что говорят русские?

  9. Англичане говорят о таком человеке, что он
    занят как пчела, французы – он стреляет из четырех ружей, испанцы – что он печенки выплевывает. А как говорят по-русски?

  10. Англичане описывают эту ситуацию так
    : быть между дьяволом и синим морем, испанцы – быть между шпагой и стеной. А мы?


Ответы:

  1. Как две капли воды.
  2. Когда рак свистнет (на горе).
  3. Как сыр в масле катается.
  4. Словно аршин проглотил.
  5. Искры из глаз посыпались.
  6. Как свои пять пальцев.
  7. Зарубить себе на носу.
  8. Называть вещи своими именами.
  9. Вертится как белка в колесе.
  10. Быть между молотом и наковальней.

Задание 6. Исправить речевые ошибки.      (сдайд №14)

1. Улучшить  уровень обслуживания;                   2. Занять точку зрения подчиненного;

    Оказать пользу;                                                       Терпение переполнилось;

    Подростки занимаются преступлениями;              Одержать первенство;

    Учим прокламировать стихи;                                 Предстоит решить несколько дилемм;

    Эту аксиому еще предстоит доказать;                  Количество посетителей прогрессирует;

     Разделить на три неравные половины;                Ученики пристально слушали учителя;

    Традиция возродилась вновь;                                Первая премьера балета состоялась в Риге

                                       

Игра со зрителями. Установить соответствие
(задание на интерактивной доске)
(см. презентацию для интерактивной доски)

Задание 7. Прочесть выразительно стихотворный отрывок (Участник команды читает выбранный наугад отрывок)

    Отрывок из сказки «Конек – Горбунок» П. Ершов

Рядом едет с ним глашатай,

Длинноусый, бородатый;

Он в злату трубу трубит,

Громким голосом кричит:

«Гости, лавки отпирайте,

Покупайте, продавайте;

А надсмотрщикам сидеть

Подле лавок и смотреть,

Чтобы не было содому

Ни давёжа, ни погрому

И чтоб никакой урод

Не обманывал народ!»

 

Отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкин

                         ... по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

Определение команды – победительницы и победителя в личном зачете

.

Заключение.

Совет Дейла Карнеги

У нас лишь 4 метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся!

Заключительное слово преподавателя: (слайд №15)

Молчат гробницы, мумии и кости.

Лишь слову жизнь дана.

Из тьмы веков на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

И нет у нас другого достояния.

Умейте же беречь

Хоть в меру сил

                      В дни злобы и страданья

Наш дар бесценный – речь.

                                      Иван Бунин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час в рамках Недели культуры. Как говорим - так и живем.

Слайд 2

Задание 1. Повторите скороговорки: Все бобры для своих бобрят добры. У боярина бобра нет богатства, нет добра. На дворе трава, на траве дрова. Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали Инцидент с интендантом Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали

Слайд 3

Задание 2. Подберите синонимы к словам: Смелый — Победить — Холодный день — Холодный человек —

Слайд 4

Задание 3. Объясните фразеологические обороты

Слайд 5

1. Иголку негде воткнуть 2. Краем уха

Слайд 6

3. Крокодиловы слезы 4. Рукой подать

Слайд 7

5. Во весь дух 6. Не верь своим глазам

Слайд 8

Это интересно Эпонимы - это имена собственные, ставшие именами нарицательными.

Слайд 9

Силуэтт - силуэт

Слайд 10

Чарльз Бойкотт - бойкот

Слайд 11

Пан - паника

Слайд 12

Рудольф Кристиан Карл Дизель Вильгельм Конрад Рентген Придворный врач Его Величество Карла II граф Кондом

Слайд 13

Задание 5. Перед вами буквальный перевод идиоматического выражения (идиома – от греческого прилагательного - идиос : странный, необыкновенный). Попытайтесь подобрать русский эквивалент.

Слайд 14

Задание 6. Исправить речевые ошибки 1. Улучшить уровень обслуживания; Оказать пользу; Подростки занимаются преступлениями; Учим прокламировать стихи; Эту аксиому еще предстоит доказать; Разделить на три неравные половины; Традиция возродилась вновь; 2. Занять точку зрения подчиненного; Терпение переполнилось; Одержать первенство; Предстоит решить несколько дилемм; Количество посетителей прогрессирует; Ученики пристально слушали учителя; Первая премьера балета состоялась в Риге

Слайд 15

Молчат гробницы, мумии и кости. Лишь слову жизнь дана. Из тьмы веков на мировом погосте Звучат лишь письмена. И нет у нас другого достояния. Умейте же беречь Хоть в меру сил В дни злобы и страданья Наш дар бесценный – речь. Иван Бунин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Стихи живые сами говорят"

Конспект внеклассного занятия по литературе  в форме литературной гостиной ...

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...

"Как живой с живыми говоря"

Урок-рандеву посвящён творчеству Сергея Есенина. В системе уроков -обобщающий, заключительный. Учащимся предоставляется возможность почувствовать, что написанные автором стихи предназначены для каждог...

"Как живой с живыми говоря"

Слайдовое сопровождение к уроку "Как живой с живыми говоря.." Содержит портреты С. Есенина, заповеди, афоризмы поэта....

Не думайте, что мёртвые не слышат, когда о них живые говорят

Статья  о танкисте, сгоревшем в танке в годы Великой Отечественной войны, написана по материалам ОБД "Мемориал" и "Подвиг народа"...

" Земля-наш общий дом, в которм мы живем" Классный час по толерантности

Классный час в 7 классе по толерантности. Он направлен на формирование духовно-нравственных традиций на основе толерантного отношения друг к другу; развитие коммуникативных навыков, формирования умени...