Классный час о вреде сквернословия - ток-шоу "Душа словами добрыми жива - не говорите мертвые слова"
классный час (7 класс) по теме

Сойма Елена Александровна

Классный час о вреде сквернословия  для учащихся 9 -11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Ток-шоу: Душа словами добрыми жива - не говорите мертвые слова!

Основная задача : убедить детей в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни.

 Цели: 

- расширить знания школьников о вредных привычках,

- познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность;

- формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам;

побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.

Форма проведения: ток-шоу

 Методические приёмы: беседа, игра, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы)

Ход классного часа

Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Наше ток-шоу  мне хотелось бы начать со строк, автором которых является Вадим Шефнер.

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно продать и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Вдумайтесь в эти строки!

Слово... Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Где он? Пойди, поищи эти звуковые волны. Слово... Почти нематериальное явление. Кажется, и говорить-то не о чём. Но люди давным-давно заметили, что «злое слово убить может», а доброе слово «и кошке приятно». (слайд 1)

Итак, сегодня мы поговорим о слове. Тема нашего ток-шоу: «Душа словами добрыми жива - не говорите мертвые слова!»

Ученик 1

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души,
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь –
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И людям радость отравить,
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин.

Учитель: 

Русские пословицы  и поговорки свидетельствуют о том, что умная беседа, красноречие издавна высоко ценились на Руси. Русские половицы, поговорки свидетельствуют и о значимости слова. (слайд 2)

Задание «Составь пословицу»

  1. От учтивых слов язык не отсохнет.
  2. Доброму слову и кошка рада
  3. Ласковые слова слаще меда.
  4. Как аукнется – так и откликнется.
  5. Каков голосок – таков и отголосок.
  6. От пустого слова травинка не зеленеет.
  7. Рана от сабли заживет, рана от слова – нет.
  8. Доброе слово опускает саблю.
  9. Кстати помолчишь, что большое слово молвишь.
  10. Слово пуще стрелы разит.
  11. Пустые речи слушать неча.

 

Учитель: Названные вами пословицы свидетельствуют о том, что великую силу слова люди знали ещё с древних времён. (слайд 3)

Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух.

Во всех языках мира есть красивые, умные, добрые слова.

Каково происхождение слов «спасибо», «прощай»? (слайд 4)

        Ученик: «Спасибо» - «спаси Бог» (словарь Даля). Это, фактически, - молитва. Мы молимся за человека, оказавшего нам какую-то услугу, прося Бога спасти его Иногда говорят: «Благодарю». Словарь Даля объясняет: «благодарить – дарить словом или делом, или желать кому благ, добра; изъявлять признательность; объявлять себя должником за услугу». То есть, выразить признательность – это тоже подарок – «благо дарю». Не будем же скупиться на благодарность, ведь от нее светлее на душе и у того, кто благодарит, и у того, чью услугу заметили. Правда, для этого надо научиться видеть эту услугу, а не считать все то, что для нас делают окружающие само собой разумеющимся.

«Прощай» - это просьба простить все обиды.

Учитель: Язык — это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена. Сегодня мы с вами узнаем, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Ученик 2. (слайд 5)

Мир слов похож на океан безбрежный-

Он людям радость и любовь приносит:

Вот слово «мама» ласково и нежно

Малыш впервые в жизни произносит.

А мама, как Небесная Царица,

Младенцу колыбельную поет:

С ним ничего плохого не случится-

Его молитва матери спасет.

У этих слов- энергия от Бога:

Его благословение и сила.

И легче с ними трудная дорога,

Куда бы нас на ней не заносило. (слайд 6)

Но человеку посылает беды

Другая речь ( и бесы рады ей):

Слова- убийцы, хулиганы, людоеды;

Слова- укусы ядовитых змей.

Они как плод от дерева гнилого:

Отравлен даже воздух с ними рядом.

И ранит сердце матерное слово

Своим зловонным и смертельным ядом.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что это за слова?

(слайд 7)

Всё это пустые,  обидные, бесполезные, скверные слова.

 Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь". Что такое сквернословие? В.И. Даль в своём «Словаре живого великорусского языка» так определил значение слова скверна: «мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, нечистота, грязь, смрад». Вот куда мы добровольно погружаемся, легкомысленно относясь к словам. А теперь, ребята, вслушайтесь и вдумайтесь в эти факты: за 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины.

Учитель: Перед нашим ток-шоу мы с ребятами опросили 58 учащихся 7-11 классов нашей школы и результаты этого опроса вы видите на экране. Я предоставляю слово члену счетной группы …..

Член счетной группы: Ребятам нашей школы были предложены следующие вопросы:(слайды8-11)

        

Употребляешь ли ты нецензурные слова?        

Употребляют ли твои близкие родственники нецензурные слова по отношению к тебе?        

Можно ли по – твоему, обходиться без нецензурных слов?        

Влияют ли нецензурные слова на твое здоровье и жизнь?

Анализ полученных данных привел нас к следующим выводам: употребляют нецензурные слова 58 % опрошенных учащихся. 74 % ребят считают, что без нецензурных слов можно вполне обходиться, чтобы тебя понимали и чтобы выразить свои мысли, зато 26%  полагают, что без нецензурных слов обходиться нельзя. 63% учащихся уверены, что сквернословие не влияет на здоровье и жизнь человека, при этом 10% учеников ответили положительно на вопрос «употребляют ли твои близкие родственники нецензурные слова по отношению к тебе». Неоднозначные ответы, но вывод следующий: никто из опрошенных не остаётся в стороне от такого явления, как сквернословие.

Учитель: Я думаю, что и те, и другие узнают сегодня что-то новое и полезное. А разобраться в вопросе нашего ток-шоу нам помогут эксперты (учащиеся 9 класса): кандидат исторических наук …., преподаватель- филолог ..., доктор медицинских наук ...,

Каждый из них подготовил свои аргументы и факты по теме ток-шоу, поэтому мы начинаем!

(слайд 12)

Ученый биолог: Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

(слайд 13)

Преподаватель-филолог: У меня есть свои аргументы в пользу чистоты языка. В одной притче выдающегося грузинского писателя Орбелиани, жившего в 17- начале 18 века говорится, что охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.

Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце”.

Очень хорошо это выразил М.Матусовский в своих стихах:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

Человеку полезнее для здоровья иметь дело только с "хорошими", добрыми словами.

(слайд 14)

К. исторических наук: Я подготовил историческую справку о возникновении матерных слов в русском языке. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. Сквернословие на Руси во все времена считалось грехом. Те, которые оскверняли себя бранными словами, не имели права заходить в церковь, с ними не садились за общий стол. Считали, что такие люди притягивают беды и несчастья, потому что Бог наказывает их. В старину считали, что когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел. Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания. Таким образом, так называемый мат, является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.  Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость?

(слайд 15)

 Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни.

Учитель: Наказывают ли в настоящее время людей, которые сквернословят? (вопрос аудитории)

(слайд 16)

Ст.20, ч.1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (……….) или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Учитель: С какой целью человек сквернословит? (вопрос аудитории)

В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи;

2) для эмоциональной разрядки;

3) для оскорбления, унижения адресата речи;

4) для демонстрации агрессии;

5) для демонстрации отсутствия страха;

6) для демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов

7) для демонстрации принадлежности к «своим».

Скверное слово - это черная энергия. В ней нет Любви и нет никакой созидательной силы. Скверное слово несет уничтожение. И люди, бросаясь скверными словами, не зная их истинного смысла, даже не подозревают о тех последствиях, которые они приносят. Люди не подозревают о том, что они пилят сук, на котором сидят.

(слайд 17)

Доктор м.н.:  Самое важное и страшное то, что мат опасен для здоровья. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Чтобы доказать всю опасность сквернословия, ученые провели ряд исследований.

Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом.

(слайд 18)

Ученый-биолог: Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского – 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства.

 Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило.

Видео (слайд 19)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!


Учитель: Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.
Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
(слайд 20)
Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, произнося нецензурные слова, оскорбляя ими другого, мы в первую очередь разрушаем себя.  Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, "Ты сегодня хорошо выглядишь", "Рад тебя видеть!", "Ты сегодня потрясающе отвечал" и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой.

Предлагаю провести  игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени.

 Мне кажется, у нас в зале стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

Как же избавиться от сквернословия?

Филолог: Мы пытались составить памятку для молодых людей «Как избавиться от сквернословия», в нее мы включили следующие пункты:

1.Перестать ругаться самому.

2.Выработать брезгливость и отвращение к сквернословию.

3.Читать русскую классическую литературу.

4. Запоминать стихотворения и афоризмы.

Повторять в качестве кредо «Мои мысли, моя речь – это моё зеркало, и оно будет чистым. Настоящий контроль – это контроль изнутри.

Не скупитесь на добрые, ласковые слова. И люди вокруг вас тоже будут добрые и внимательные.»

Буклеты «Главное условие – долой сквернословие»

Составление антирекламы сквернословия. (слайд 21)

Смогли бы вы придумать лозунги – антирекламу мату? Давайте попробуем! (дети выполняют задание, читают свои лозунги)

Примерные варианты лозунгов:

-Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!

-Мат - помоев ушат!

-Мат - дорога в ад.

-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

-Мат - это ядов концентрат!

-В классе мы найдём управу на словесную отраву!

Учитель:  Рефлексия. (слайд 22)

А сейчас ребята я попрошу вас вспомнить все, о чем мы сегодня говорили, и дополнить предложения:

- Я сегодня задумался о….

- Мне сегодня понравилось…

- Я изменил мнение о …

Подведение итогов (слайд 23)

Учитель: У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Каждый волен  выбирать  свой  путь,  по  которому придется  идти   долго, а  пройдя  его, нельзя  что-то  исправить,  дополнить,  вычеркнуть.  Но   попытайтесь  хотя  бы  на короткий срок  отказаться  от  бранных слов,  вы  почувствуете  и  поймете,  что,  отказавшись   от  уродливого,  грязного  матерного   языка,  вы обретете  любовь  близких,  ясность  мыслей  и  поступков,  здоровье,  везение  и, в  конечном  итоге, счастье.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова – дела важны?

Дела делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!

(Слайд 24)

 Будьте здоровы!!! Берегите себя и своих близких!!! И помните:

Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться! Ведь сквернословить - это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к тому, кто сквернословит. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Вирус сквернословия"

Презентация может использоваться на классном часу и во внеклассной работе.Предназначена для учащихся среднего и старшего звена...

Презентация к классному часу "Вирус сквернословия"

Материал презентации презназначен для учащихся 9-11 классов. Цель классного часа - профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информиров...

методическая разработка классного часа "Вред курения"

Цель: Выяснить вместе с учащимися, какой вред приносит здоровью курение; привить отрицательное отношение к табаку....

Методическая разработка классного часа "Эпидемия сквернословия"

методическая разработка классного часа для учащихся 6-10 классов...

Программа классного часа "Профилактика сквернословия"

Посмотрена на материалах, любезно предоставленных коллегами в сети интернет, и дополненная красочным методом живой метафоры....

Час общения "Душа словами добрыми жива"

Цель:Профилактика сквернословия.Задачи: Расширить знания детей о вредных привычках.Познакомить с историей возникновения бранных слов, с исследованиями учёных о влиянии слов на жизнь и здоровье че...


 

Комментарии

Елена Александровна!Спасибо за разработку!