Программа классного часа "Профилактика сквернословия"
классный час по психологии (5, 6 класс)

Лукшина Виктория Владимировна

Посмотрена на материалах, любезно предоставленных коллегами в сети интернет, и дополненная красочным методом живой метафоры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klass_chas_skvernoslovie.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая общеобразовательная организация

«Областная гимназия им. Е.М. Примакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

АНОО «Областная гимназия им. Е.М. Примакова»

наименование ОУ

Савенко Виктория Владимировна, педагог-психолог

Ф. И. О. педагога, категория

Программа классного часа,

посвященного теме сквернословия.

2018-2019 учебный год


Цели и задачи: 

1.     Формирование навыков культуры общения; 

2.     Развитие коммуникативных навыков; 

3.     Воспитание нравственно-этических чувств, уважительного отношения друг к другу.

Материалы: распечатанные бланки по количеству учащихся, два стакана воды, пипетка, чернила.

Время: урок (45 минут)

Участники: учащиеся одного класса средней школы.

Ход урока

1 этап. Вхождение в тему.

- Здравствуйте ребята! Сегодня я бы хотела поговорить с вами о сквернословии. Вы знаете, что это такое? Кто бы мог объяснить? (выслушиваются ответы учащихся)

Сквернословие-это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, нецензурная лексика, лексика `телесного низа` и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова `скверна`. «Скверна» по словарю Владимира Даля означает мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно.

- Вы знаете откуда вообще появились скверные слова?

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

 II этап. Совместная работа.

- Как вы считаете, для чего современные люди используют бранную речь? (выслушиваются ответы учащихся).

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексика становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что на самом деле сквернословие, как и хамство, оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, подростки стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.


Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: `Каков человек, такова его и речь`.

- Если говорить о конкретных ситуациях давайте вместе подумаем, в каких случаях люди прибегают к нецензурной лексике? Верно, чтобы выразить какие-то сильные чувства или эмоции: положительные или отрицательные. Таким образом, можно предположить, что человек обладает очень узким, примитивным лексиконом. Но это же не про нас! Давайте сейчас постараемся придумать, как можно больше слов, которыми можно пережать свой восторг, восхищение или же горечь и разочарование, т.е. бурю положительных и отрицательных чувств. (раздаются бланки, ребята их заполняют, а потом совестно обсуждают).

III этап. Интеграция опыта. Живая метафора «Стакан воды».

Я попрошу сейчас выйти любого из вас, кто готов проделать некоторую внутреннюю работу на публике и поделиться по окончанию своими чувствами.

 Ребенку дается в руки стакан чистой воды.

Взгляни. Это кристально чистая, прозрачная, свежая вода. Она как детская душа, душа взрослеющего человека, в которую могут поселиться светлые мечты, радость устремлений, любовь, искренность, дружба.

Но в ней появляется скверное слово… (капается капля чернил) и еще одно… Потом добавляется грубое высказывание, нецензурная  брань… Капля за каплей вода темнеет. Она становится такой мутной, что в ней уже нет места уюту, теплоте, дружбе, любви.

Ребенку дается второй стакан с чистой водой. Ты можешь сейчас сделать с этим то, что тебе хочется!

Поделить пожалуйста своими чувствами.

Шерринг.

Ребята, я надеюсь каждый из вас заберет из сегодняшней встречи что-то полезное. Поделитесь пожалуйста тем, что вам больше всего запомнилось, что впечатлило.


Слова, отражающие высокую степень восхищения, радости, удивления.

Слова, отражающие высокую степень раздражения, злости, возмущения.

Слова, отражающие высокую степень восхищения, радости, удовольствия.

Слова, отражающие высокую степень раздражения, злости, возмущения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план классного часа "Сквернословие и здоровье"

Классный час для 7-8 кл. Презентация к кл. часу загружена на сайт...

Разработка классного часа"Сквернословие и здоровье"

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это прояыление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть симв...

Классный час "Сквернословие"

Рассматривается одна из самых острых проблем - использование незензурной лексики подростками...

Классный час "Сквернословие и здоровье"

Познавательный классный час о том как сквернословие влияет на здоровье не только того человека,который употребляет такие слова,но и на тех,кто их слышит....

Классный час "Сквернословие"

В подростковой среде проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, т.е. символ взр...

Материал к классному часу "Сквернословие".

Сквернословие«Гнилое слово от гнилого сердца».Сквернословие. Так указывал в «толковом словаре» В. И. Даль: «скверна – мерзость, гнилость, пакость, все гнусное, отвратительное, что мерзит плотски и дух...

Классный час"Сквернословие и здоровье"

Цель: Формирование навыков здорового образа жизни. Задачи:- Расширить знания школьников о вредных привычках.- Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.- Побуждать к нравственном...