Час общения "Душа словами добрыми жива"
план-конспект

Жданова Ольга Аркадьевна

Цель:

Профилактика сквернословия.

Задачи: 

  1. Расширить знания детей о вредных привычках.
  2. Познакомить с историей возникновения бранных слов, с исследованиями учёных о влиянии слов на жизнь и здоровье человека.  
  3. Воспитывать негативное отношение к сквернословию.
  4. Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dusha_slovami_dobrymi_zhiva.docx47.91 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения

«Душа словами добрыми жива - не говорите мертвые слова!»

Подготовила:
воспитатель отделения ППП
                                                                           Жданова Ольга Аркадьевна
                                                                         
                                                                 

«Учись доброму, так худое и на ум не пойдёт»

Русская народная мудрость.

Пояснительная записка.

Актуальность выбранной  темы определяется тем, что ненормативная лексика все больше загрязняет язык, он становится примитивным, в дальнейшем человек уже начинает мыслить на матерном сленге.

Сквернословие стало "нормой", которая  закладывается в детстве. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, искажает сознание. Сегодня брань проникла в литературу, в кино и на телевидение.  

Сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Предлагаемый сценарий является авторской разработкой, содержит материал для беседы о вредных последствиях сквернословия. Основная задача педагога не напугать детей фактами, а убедить в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни.

Занятие проводится, как час общения с подростками, возраст воспитанников 14-18 лет.

В этом возрасте ребята чувствуют себя взрослыми и, пытаясь подражать старшим, и значимым для себя взрослым используют ненормативную лексику в своей речи. В тоже время это является защитной реакцией на воздействия, которые противоречат потребностям подростка. Употребление ругательств и нецензурщины у наших ребят без всякого на то повода и причины в будущем приведет к проблемам социализации подростка.

Цель:

Профилактика сквернословия.

Задачи: 

  1. Расширить знания детей о вредных привычках.
  2. Познакомить с историей возникновения бранных слов, с исследованиями учёных о влиянии слов на жизнь и здоровье человека.  
  3. Воспитывать негативное отношение к сквернословию.
  4. Побуждать к нравственному самосовершенствованию. 

Подготовительная работа

Провести тестирование среди воспитанниц: “Сквернословие в моей жизни”.

Разучивание стихов, сказки «Слова – цветы, слова - змеи».

Методы и приемы: беседа, тестирование, игровые задания, творческие задания, поощрение. 

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, бумага, фломастеры, ножницы, цветная бумага, музыкальное оформление, мяч, народные костюмы; 

Содержание:

I.        Организационный момент, введение в тему.

II.        Игра «Необычные приветствия».

III.        Сказка «Слова – цветы, слова - змеи».

IV.        Игровой блок вредные привычки.

V.        Информационный блок «История сквернословия».  

VI.        Релаксация под музыку - притча «Мудрость вымысла».

VII.        Информационный блок «Ученые и исследования».

VIII.        Подростковое сквернословие. Воспитывать у детей отрицательное отношение к нецензурной речи.

IX. Обобщение. (Динамическая пауза, викторина, творческое задание «Добрые сердца»).

Ход мероприятия:

Все мероприятие сопровождается слайдами презентации. 

I.

- Здравствуйте, ребята, гости нашего урока.  При встрече люди обычно говорят «здравствуй», желая здоровья друг другу.

Слайд – 1

- Тема нашего часа общения: «Душа словами добрыми жива - не говорите мертвые слова!» 

Во всех языках мира есть красивые, умные, добрые слова. Эти слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух.

- Я предлагаю вам творческое задание «Закончи предложение». Внимание на экран…

Слайд – 2

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо).

Когда я что-то подарю, мне говорят: ... (благодарю).

Не забудьте, что на прощанье говорить всем нужно … (до свидания).

Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь, … (здравствуйте).

II.

- Девочки, скажите, пожалуйста, как люди обычно приветствуют друг друга? Какие движения они при этом делают?

Спектр достаточно широк: от кивков до поцелуев. Остановимся на среднем варианте - рукопожатии. Почему люди жмут друг другу именно руку? Просто это традиция. А значит, все могло бы быть совсем иначе. Например, эскимосы трутся носами вместо поцелуев. Так что и мы сейчас будем приветствовать друг друга новыми, необычными способами.

- А сейчас мы с вами поиграем в игру "Необычные приветствия".

Звучит танцевальная музыка, детям предлагается ходить по группе (можно также прыгать и танцевать). Когда музыка затихнет, произнести слова: "Раз, два, три, друга найди!" В это время каждый ребенок срочно должен найти себе пару и встать с ней рядом и "Поздороваться ..." Я называю любую часть тела. Так в процессе игры дети узнают, что можно поздороваться ушками, мизинцами, пятками, коленками, ресничками, локтями и т. п.

Важное условие: каждый раз во время музыкальной паузы вы должен встать рядом с тем игроком, с кем еще никак не здоровался.

III.        

- Наши девочки приготовили к показу сказку «Слова – цветы, слова - змеи». Попробуйте определить, какие слова вы услышите в сказке?

Сказительница:

В дальней стороне

На русской земле

История одна произошла,

Знать ее должны

И девушки сегодняшнего дня.

- Жила-была женщина одна, двух дочерей имела. Одна, старшая, родная была, а младшая – падчерица. Разные характеры у дочерей были: младшую все в округе любили. А старшая своенравна, груба и горда, никому не нравилась она. А матушка старшую любила, а падчерицу тяжкой работой изводила.

Мать:

Эй, Марья, лентяйка, идика в доме прибери да Лукерьюшке косы заплети.

Марьюшка:

Хорошо, матушка, все исполню.

Мать:

Иди-иди, работай проворней.  (Появляется Лукерья.)

А вот и солнышко мое встало, как спалось, за ночь не устала?

Лукерья:

Не приставай с вопросами с утра, завтракать пора. И хочу испить свежей водицы, иди-ка сюда, сестрица.

Марьюшка:

Доброе утро, сестричка!

Лукерья:

Нечего болтать, принеси-ка водички, да побыстрей!

Марьюшка:

Хорошо, Лукерьюшка, сейчас ведерко возьму и за водой схожу.

 

Лукерья:

Вечно тебя приходиться ждать, могла бы и пораньше встать. Лентяйка, приживалка, беги скорей за водой, давай-ка.

Сказительница:

Марьюшка за водицей пошла, к озеру подошла. Старую нищенку там встретила.

Старушка:

Девушка, будь добра, напои меня.

Марьюшка:

Пейте на здоровье, водица чиста, вкусна. Давайте я вам помогу, ведерко подержу. Вам удобнее будет пить, и жажда не будет мучить.

Старушка:

Спасибо тебе, девица, спасибо, красная. Напоила ты меня, добрым словом обласкала. Я подарком тебя награжу, за вежливость и доброе слово отблагодарю. После каждого слова будешь из уст цветы ронять, и даже драгоценные камни подбирать.

Сказительница:

Так волшебница девушку одарила, а сама вмиг испарилась. Вот так иногда волшебницы девушек подстерегают, на доброту и приветливость проверяют. Марьюшка отправилась домой, захватив ведро с водой.

Мать:

Тебя только за смертью посылать, не могла быстрее шагать.

Марьюшка:

Прости, матушка, я немного задержалась. Мне старушка – нищенка повстречалась. Я ее водой напоила, а она меня отблагодарила. (Вылетают розы и жемчуга.)

Мать:

Лукерьюшка, слышала, что с этой чернавкой произошло? Гляди, падают из ее уст цветы и драгоценности, ступай к озеру и ты, будут и у тебя выпадать из уст цветы, а главное – драгоценности.

Сказительница:

Нехотя Лукерья ведро взяла и к озеру пошла. К ней там же волшебница, но уже хорошо одетая, подошла.

Волшебница:

Девушка, не могла бы ты мне воды подать?

Лукерья:

Иди отсюда, некогда мне с тобой болтать, а воды можешь и сама взять. Я нищенку-старуху жду, драгоценности и цветы у нее возьму.

Волшебница:

Напрасно ты нищенку ждешь, с таким характером пропадешь. Я тебя за грубость накажу, лягушками да змеями награжу. Каждый раз, когда ты будешь грубить, из тебя змеи будут выходить.

Сказительница:

Вернулась домой Лукерья, мать открывает ей двери.

Мать:

Ну, как все прошло, дочь моя?

Лукерья:

Эта дрянь, обманула тебя, вот получай. (Падают змеи.)

Мать:

Ужас, ужас какой, говорить прекрати.

Лукерья:

А ты Марьяху возьми и поколоти. (Набрасываются на Марьюшку, бьют ее.)

Мать:

Ах ты, обманщица, что ты наговорила, мою Лукерьюшку сгубила.

Марьюшка:

Матушка, сестрица, не виновата я, простите меня. (Сыплются розы.)

Мать:

Вон из моего дома иди и больше не приходи.

Сказительница:

И пошла Марьюшка по белу свету. Однажды царевича молодого встретила.

Царевич:

Здравствуй, красавица, что ты бродишь одна.

Марьюшка:

Меня матушка из дома выгнала. (Сыплются розы и жемчуга.)

Царевич:

Ба, да у тебя из уст выпадают жемчуга. Кто с тобой такое сотворил и таким даром наградил?

Сказительница:

Рассказала Марьюшка все о себе. Царевич пригласил ее пожить во дворце, вскоре в нее влюбился и женился. А Лукерья со змеями надоела всем, и даже мать прогнала ее со двора совсем.

Сказа ложь, да в ней намек, красным девицам урок!

- Я вижу, вы догадались, применяли добрые слова:  здравствуйте, спасибо, доброе утро, будь добра, простите…

- Какие грубые слова вы услышали? Не приставай, побыстрей, иди отсюда, дрянь…

IV.        

- Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.

Слайд – 3

Привычка – это тоже ведь зараза,

Привычка – тоже некая болезнь,

Она болит и заживет не сразу,

С ней очень трудно жить, поверь!

Она растет микробом в теле,

Она, как рана, у тебя внутри.

Ее не видно, но на самом деле

Она испепеляет и горит.

Ей зародиться ничего не стоит,

Но виноват ты в этом только сам.

Она попросит, а потом заставит,

Приказы, отдавая по часам.

- О чем говорится в стихотворении?  Дети говорят…

- Давайте поиграем, «Назови вредную привычку». 

Воспитатель бросает мяч ребенку, а он даёт ответ.

(Предполагаемые ответы ребят: алкоголь, курение, грызть ногти, сосать палец, плеваться, чавкать, привычка злиться, драться и т.д.)

- Вы много назвали вредных привычек, которые губят здоровье, но есть ещё одна вредная привычка, которая вредит здоровью людей.

- Послушайте стихотворение  Эдуарда Асадова  «О брани», которое нам прочитает Маша Коркина.

Это будут стихи не о том,

Что взволнованно в душу просится,

А совсем о другом, о таком,

И писать-то о чем не хочется.

Но молчанием зла не пресечь:

И без длительных предисловий

Скажем коротко: эта речь,

Уж простите, о сквернословии.

Существует оно давно, злое, грубое, озорное.

И отнюдь не секрет, что оно

Где-то в древности рождено

Горем, заклятием и все такое…

Все найдешь в языке богатом:

Юмор, нежность и гневный меч.

Так зачем же чугунным матом

Оснащать человечью речь?

Говорят, в технический век

Человек – это мысль и дерзание,

Значит, должен такому званию

Соответствовать человек.

- Сегодня мы с вами поговорим о такой вредной привычке как сквернословие. Девочки, у меня к вам такой вопрос, как вы думаете, что такое сквернословие?  Говорят дети…

Слайд – 4, 5

- Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".  А скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, грязь и гниль, тление …

Всё это пустые,  обидные, бесполезные, скверные слова. Скверное слово - это черная энергия. В ней нет Любви и нет никакой созидательной силы. Скверное слово несет уничтожение. И люди, бросаясь скверными словами, не зная их истинного смысла, даже не подозревают о тех последствиях, которые они приносят. Люди не подозревают о том, что они пилят сук, на котором сидят.


V.
  

- История возникновения мата уходит в далекую древность. В древней Руси  скверные слова, использовалась в обрядах как магические заклинания.

Слайд – 6

- Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности.

 

Слайд – 7

- Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

Сейчас  нецензурную брань мы слышим на улице, во дворе, на детских площадках. Она проникла в литературу, в кино и на телевидение.  

Слайд – 8

- Много на эту тему и пословиц:

- От доброго слова язык не усохнет;

- Лишнее говорить – себе вредить;

- Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь;

- Доброе слово и кошке приятно;

- Слово не обух, а от него люди гибнут;

- От гнилого сердца и гнилые слова;

- От одного слова – да на век ссора.

VI.

- А теперь ребята положите руки на колени, закройте глаза, расслабьтесь и послушайте притчу «Мудрость вымысла». 

В одной притче выдающегося грузинского писателя Орбелиани говорится, что охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце”.

- Ребята, какой вывод вы сделали? Говорят дети…

- Здесь не было нецензурных слов. И все равно неприятно слышать о себе нехорошие слова.

VII.

- Сегодня мы узнаем о губительном влиянии сквернословия на здоровье человека. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать эти ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают.

Слайд – 9

- Браные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание. Исследователи доказали, что бранные слова негативно воздействует на генетический код и наследственность.

Слайд – 10

- Заядлые  матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные измене и проявляются различные болезни.

Слайд – 11

- Ученые проверили, как отражаются добрые и злые слова на растениях. Догадайтесь, какое из растений, изображенных на слайде, «обругали»?

Слайд – 12

- В результате несчастные «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай.

         У вас может возникнуть вопрос: «Опыты проводились с растениями. Причём здесь человек? Но, в том-то и дело, что все живые существа развиваются по одним и тем же законам, будь то растение, животное, насекомое, человек.

Слайд – 13

- Подобные опыты ученые проводили и с водой. Ученые доказали, что под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды начинают выстраиваться в сложные структуры. Массаро Эмото японский ученый, с помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. И вот что он увидел…

Слайд – 14, 15, 16, 17

- На фото предстали в основном кристаллы разной формы с виду очень похожие на снежинки.

Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком! А ведь человек состоит на 80% из воды.

- Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

VIII.
- В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой. Давайте попробуем ответить на  вопрос: «Почему многие из подростков употребляют эти примитивные слова в своей речи?» Говорят дети…

Слайд – 18, 19, 20

Мат используется для:
- Для эмоциональной разрядки;
- Самоутверждение в компании сверстников;
- Хотят показаться взрослыми;
- Показать отсутствие страха;
- Способность не подчиняться запретам;
- Демонстрация агрессии;
- Оскорбление и унижение других людей;

- Но мало кто из вас, девочки знает, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Многим кажется, что грубостью можно скрыть собственную уязвимость.

- А как в нашей группе обстоят дела? Как вы относитесь к нецензурной речи, к сквернословию?  Мы провели тестирование и, анализируя ваши тесты, я поняла, что у вас случаются ситуации, при которых вы бываете, несдержанны по отношению к взрослым и товарищам.

IX.

- Как же избавиться от сквернословия?

Слайд – 21, 22, 23

Первое – не говорить плохих слов самому.

Второе – умейте противостоять среде.

Третье – тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво.

Четвёртое – сквернословие – не есть способ расслабления.

И пятое – как раньше боролись со сквернословием? В прошлом говорили: не сквернословь… Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел. Защиты не будет. Крыла не будет над тобой.

- Так давайте же задумаемся о словах, которые мы произносим!

Слайд – 24

- Ничто не проходит бесследно, и, произнося нецензурные слова, оскорбляя ими другого, мы в первую очередь разрушаем себя.  

- Послушайте, Даша Устинова прочтет стихотворение:

Жизнь пронесется, как одно мгновенье,

Ее цени, в ней черпай наслажденье.

Как проведешь ее — так и пройдет,

Не забывай: она — твое творенье.

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

Три важных правила запомни для начала:

Уж лучше помолчать, чем крикнуть что попало,

Уж лучше голодать, чем, что попало есть,

И лучше одному, чем вместе с кем попало.

                                                                      Омар Хайям - персидский поэт

 

Динамическая пауза «Встали, присели» (проводится под музыку Владимира Косма из кинофильма «Игрушка»).

На произнесенное «волшебное» слово ребята встают, на «злое» слово – приседают. (Любовь, скверна, доброта, драка, надежда, гадость, вера, злоба, красота, болезнь, счастье, хулиган, радость, горе, мама, грубость, ложь, пожалуйста, спасибо). 

 

- Вот и подходит наше занятие к концу. И сейчас я, предлагаю вам принять участие в викторине. Для этого вам будет необходимо разделиться на две команды.       (Дети делятся на 2 команды)

Презентация – викторина.

- Все вы, ребята, хорошо поработали на занятии, были активными. Я думаю, что многие из вас задумались о своём поведении: о словах, которые вылетают из уст «слово не воробей, вылетит – не поймаешь»; о вреде сквернословия; о том, как больно ранят эти слова; о влиянии мата на здоровье людей; о положительных качествах хороших, добрых слов идущих от вашего сердца.

 - Чтобы вы постоянно следили за своей речью, я приготовила вам памятку добрых дел и добрых слов.

- Ребята, и ещё я хочу, чтобы сейчас вы взяли ножницы, вырезали из цветной бумаги, которая лежит перед вами, сердечки. Вырезали? Теперь, напишите добрые пожелания на сердечках и подарите их друг другу, под песню «С Добрым Сердцем!» Слова Л. Нефедовой, музыка П. Елфимова.

Если каждый человек сердцем улыбнётся,

Если маленькой беде сердце отзовется,

Если мы соединим все свои сердца,

И за жизнь их отдадим честно до конца.

То не зря сегодня вместе мы поем для вас.

С добрым сердцем!

С доброй песней!

В добрый путь и час!

- Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!

Информационные источники:

  1. Епископ Митрофан Правда о русском мате. // Санкт-Петербург, 2015.
  2. Агалакова Е.В. Азбука добродетели. // Методическое пособие – Киров,

2015.

  1. Харченко В.К. О грубости и сквернословии. // Поведение: от реального

к идеальному. - Белгород: Изд-во Белгородского университета, 1999.

  1. Харченко В.К. Молодёжи о сквернословии. // Приложение к журналу

СПО. №3, 2009.

  1. Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206
  2. Сквернословие // Centre Magik. http://www.magik.ru/s68.asp
  3. Т.Г Никитина, Мокиенко В.М «Русское сквернословие»//справочник –

2007.

  1.  Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.
  2. Андросова Ю. Вирус сквернословия // Школьный психолог. – 2008 -

№ 20.

  1. Виноградов С. Сквернословие. // Наука и жизнь — 1993 - № 4.
  2.  Вачаева В.Б. Добрые дела – добрые слова: Разработка урока риторики.
  3.  Картинки для презентации взяты в сети Интернет.

 

         

              

             

Тестирование   «Сквернословие в моей жизни»

Вопрос №1

Как часто ты произносишь бранные слова?

а) всегда

б) редко

в) очень редко

г) никогда

Вопрос №2

От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

 а) сверстников

 б) мальчиков

 в) взрослых

 г) от себя

Вопрос №3

Как ты думаешь, как сквернословие влияет на твое здоровье?

 а) плохо

 б) никак

 в) не знаю

Вопрос №4

Что ты чувствуешь, когда ругаешься матом?

 а) эмоциональную разрядку

 б) принадлежность к «своим»

 в) оскорбление, унижение адресата речи

 г) ничего

Вопрос №5

Почему ты ругаешься матом?

 а) чтобы казаться взрослее

 б) не хочу быть «белой вороной»

 в) это норма речи

Вопрос №6

Можно ли по – твоему, обходиться без нецензурных слов?

а) да

б) нет
в) не знаю

Спасибо за откровенность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация о Владимире Ивановиче Дале и Толко́вом слова́ре живо́го великору́сского языка́

Данная презентация является дополнительным материалом для проведения внеклассного мероприятия по предмету...

«Слово доброе излечит, злое слово покалечит»

Цель: показать значение, роль слова, объяснить необходимость бережного           обращения со словом, воспитывать нравственные качества личности...

"Слово доброе посеять".

Творческий проект (создание сборника "Волшебный калейдоскоп"....

Классный час «Как важно вовремя успеть сказать кому-то слово доброе...» по рассказу Ф.М. Достоевского «Честный вор»

В жизни русского общества была очень хорошая христианская традиция, нашедшая своё отражение и в русской литературе :делать добрые дела, особенно во время православных Постов. Самыми почитаемыми б...

Методическая разработка занятия на тему "Добрые слова, добрые дела".

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка занятия на тему "Добрые слова, добрые дела"

Занятие рассчитано для обучающихся начальной школы....