Классный час «Как важно вовремя успеть сказать кому-то слово доброе...» по рассказу Ф.М. Достоевского «Честный вор»
классный час по литературе (11 класс) на тему

В жизни русского общества была очень хорошая христианская традиция, нашедшая своё отражение и в русской литературе :

делать добрые дела, особенно во время православных Постов. 

Самыми почитаемыми были многодневные Посты - Рождественский и Великий. В это время проводилось много благотворительных

акций, купцы жертвовали часть своих доходов на улучшение содержания больных, заключённых. 

Это было время добрых дел, и литература, выражаясь современным языком, их рекламировала.

В газетах и журналах печатались рассказы о добрых и милосердных людях, чьи поступки помогали обездоленным и нуждающимся.

Мы знакоимся с рассказом  Ф.М. Достоевский «Честный вор» .

Главный герой - глубоко верующий человек, и его поступок -это поступок христианина. Он подаёт нам пример умения прощать,

умения мужественно преодолевать житейские трудности, потому что всегда есть люди, которым ещё сложнее в жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

«Как важно вовремя успеть сказать кому-то слово доброе...»

по рассказу Ф.М. Достоевского «Честный вор»

Цели и задачи:

•    Формировать навыки коллективного просмотра кинофильма;

•   Развивать навыки ведения дискуссии, умения аргументировано отстаивать свою точку зрения;

•   Развивать навыки диалогической и монологической речи;

•    Усилить интерес к русской классической литературе как отражению духовных основ русского общества;

•   Показать универсальность, всевременность произведений русских классиков.

Форма проведения: дискуссия в форме телепередачи «Закрытый показ»

Оборудование: Плакат «Правила беседы» (Дереклеева Н.И.Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения.,- М.: 5 за знания,2005. - С 68), DVD-проигрыватель, телевизор или мультемедийная установка с настенным экраном, фильм по рассказу Ф.М.Достоевского «Честный вор», стулья расставлены полукругом, после просмотра круг замыкается для обсуждения проблем, поднятых в фильме.

План:

1.  Оргмомент, вступительное слово учителя 3 мин.

2.  Просмотр фильма 17 мин.

3.  Обсуждение 20 мин.

4.  Подведение итогов 5 мин

1. Оргмомент. Вступительное слово учителя-ведущего.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня наш кабинет становится студией телепередачи «Закрытый показ», где мы посмотрим фильм и обсудим проблемы, которые в нём поднимаются. Темой нашего показа стали строчки из стихотворения российского поэта А. Дементьева: «Как важно вовремя успеть сказать кому-то слово доброе...» А для начала -небольшая справка.

(Заранее подготовленный ученик читает краткую биографическую справку о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского или ведущий спрашивает, что известно ребятам о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского )

-В жизни русского общества была очень хорошая христианская традиция, нашедшая своё отражение и в русской литературе : делать добрые дела, особенно во время православных Постов. Самыми почитаемыми были многодневные Посты - Рождественский и Великий. В это время проводилось много благотворительных акций, купцы жертвовали часть своих доходов на улучшение содержания больных, заключённых. Это было время добрых дел, и литература, выражаясь современным языком, их рекламировала. В газетах и журналах печатались рассказы о добрых и милосердных людях, чьи поступки помогали обездоленным и нуждающимся. С одним из таких рассказов вы уже знакомы. Это «Чудесный доктор» А.Куприна. Но и Ф.М. Достоевский не остаётся в стороне и пишет рассказ «Честный вор», экранизацию которого мы сейчас посмотрим.

2.Просмотр фильма

З.Обсуждение.

Перед обсуждением педагог обращает внимание учащихся на плакат «Правила беседы» (см. Приложение) и напоминает, что только при их соблюдении получится результативное интересное обсуждение.

Примерные вопросы (вопросы могут корректироваться педагогом с учетом различных особенностей учащихся):

•   Что точнее можно определить по фильму: год, век происходящих событий или месяц, может быть и числа7 Почему?

•   Почему Астафий Иванович взял к себе Емелю?

•   Как вы оцениваете этот поступок?

•   Почему Астафий Иванович прощает Емелю?

•   А вы могли бы так поступить?

•   Как поступок Астафия Ивановича соотносится со строчками из стихотворения А.Дементьева?

•   ( в качестве варианта девятиклассникам можно предложить отрывок из очерка Д.Гранина «О милосердии» и соотнести его с рассказом Достоевского.)

•   Почему Емеля признаётся в своем воровстве?

•   Изменилось ли ваше отношение к Емеле?

4.Подведение итогов.

При подведении итогов ведущему необходимо сделать обобщение высказанных мнений, подчеркнуть важность взаимного уважения, умения выслушивать. Важно не абсолютное решение обсуждаемых вопросов, а прояснения разных позиций. Также необходимо проанализировать, как учащиеся принимали участие в дискуссии, все ли соблюдали правила поведения, научились ли вести дискуссию.

Завершающее слово учителя -ведущего:

Астафий Иванович - глубоко верующий человек, и его поступок -это поступок христианина. Он подаёт нам пример умения прощать,

умения мужественно преодолевать житейские трудности, потому что всегда есть люди, которым ещё сложнее в жизни, пример милосердия.

Емеля, бездомный пьяница перерождается благодаря терпению и пониманию окружающих его людей, которые увидели в нём ЧЕЛОВЕКА.

Увидеть в каждом ЧЕЛОВЕКА - это задача не из простых. Над нами довлеют различные обстоятельства, мнение большинства, которое, к сожалению, далеко не всегда оказывается правым. На следующей встрече в нашей студии мы обсудим фильм «Простая истина», фильм об умении видеть ЧЕЛОВЕКА за формой одежды, национальной принадлежностью.

В 11 классе в начале четвертой четверти мы прочитаем пасхальный рассказ Л.Андреева «Баргамот и Гараська», тоже рассказ об умении видеть ЧЕЛОВЕКА.

В завершении нашей встречи я совсем не хочу говорить каких-то правильных, заштампованных слов, я хочу прочитать вам стихотворение А.Деменьева, то самое, строчки из которого стали темой сегодняшнего обсуждения.

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло!-

Ведь всё порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надёжное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровная

Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина

Потом терзает наши души.

Всего-то надо - научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРАВИЛА БЕСЕДЫ

•  Для участия в беседе  необходимо поднять руку.

•  Говорить полными предложениями.

•  Говорить громко и чётко.

•  Давать короткие и точные аргументы.

•  Придерживаться      выбранной     темы      и заданных вопросов.

•  Аргументировать    своё    мнение    и    свои рассуждения.

•  Обосновывать     своё     мнение     вескими доводами.

•  Внимательно     слушать,     когда     говорят другие люди.

•  Связывать своё выступление с предыдущим

•  При        выступлении        смотреть        на одноклассников.

•  Давать другим возможность высказаться.

•  Не повторяться.

•  Никого не унижать, ни над кем не смеяться.

•  Побуждать всех участвовать в разговоре.

•  Избегать разговоров не по заданной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как важно вовремя успеть..." Подготовка к сочинению-рассуждению

Данный материал представляет собой конспект урока, на котором учащиеся обобщают и расширяют представление о типе речи рассуждении, учатся находить аргументы для доказательства собственного м...

«Как важно вовремя успеть».

Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"...

УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ ПО РАССКАЗУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

Анализ рождественского рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"....

Волонтерская акция «Успей сказать: «Спасибо!»

Наш класс принял участие в краевой волонтерской акции...

" Как важно вовремя успеть" Урок по рассказу К. Г. Паустовского "Телеграмма"

  Разработка урока по литературе по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма» для 8-9 классовТема: Проблема человеческих отношений в рассказе К. Г. Паустовского «...

«Как важно вовремя успеть». Подготовка к сочинению-рассуждению.

—Цели:—обобщить и расширить представление о типе речи рассуждении , закрепить формирование навыков рассуждения;—формировать общечеловеческие нравственные ценности;—учиться находить аргументы для доказ...