Урок памяти «А память сердце бережёт!»
классный час (7 класс) по теме

Роговенко Марина Васильевна

«Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны 1941-1945. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего. Вечная память героям ВОВ! Это меньшее из того, что можем сделать мы для них! Помнить!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_pamyat_serdtse_berezhyot.docx213.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение-

Бочанихинская основная общеобразовательная школа

Баганского района Новосибирской области

Урок памяти

«А память сердце бережёт!»

                                                                                                                           

                                                                                                                     

 Выполнила:

                                     учитель физики

                                                   Роговенко Марина Васильевна,

                       632770, Новосибирская обл.,

Баганский район,

с.Бочаниха, ул.Мира, 59,

8-383-53-49-435

school_bochaniha@mail.ru

C:\Users\плазма\Desktop\a05f3b1cffbd.png

Урок памяти

«А память сердце бережёт!»

(для учащихся 7 класса)

Цель урока:

1. Рассмотреть этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны;

2. Развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, работать с картой;

3. Почтить память героев, воспитывать чувство любви к своей стране.

Оборудование: карта «СССР в годы Великой Отечественной войны», схема «Сталинградская битва», слайды к уроку, портреты советских военачальников – участников битвы, выставка книг по теме.

Ход урока:

  Эпиграф:

Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек !

                           И, судьбу замешивая круто,
                              Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая - прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать ?!

                                                                                                   Э.Асадов

C:\Users\плазма\Desktop\a05f3b1cffbd.pngУчитель:   2 февраля исполняется 70 лет со дня разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. Одно из величайших сражений Великой Отечественной войны — Сталинградская битва явила миру несгибаемую волю советских людей, их беспримерное мужество. Не щадя своих жизней, под шквалом огня они остановили и разгромили врага. Они являются для нас примером беззаветной любви к Родине, преданного служения Отечеству. Интерес к Сталинграду не ослабевает, и не утихают споры исследователей. Сталинград – город, ставший символом страданий и боли, символом величайшего мужества, навсегда останется в веках в памяти человечества (Слайд № 2).

Ведущий 1:Год 1942… На фронте началось мощное наступление немцев на юг. Гитлер устремился на Сталинград – важный стратегический пункт и крупнейший центр оборонной промышленности. Немецкое командование основательно подготовилось (было создано значительное превосходство в людской силе и технике). Маршал Советского Союза В.И. Чуйков позже напишет: «К стенам Сталинграда подходил сильный враг, владеющий военным искусством, оснащённый военной техникой, накопивший богатый опыт в проведении сложнейших военных операций». Для Гитлера Сталинград был символом Сталина и СССР (Слайд № 3).

Ведущий 2: Первоначально задачу овладения Сталинградом фашистское командование возлагало на 6-ю и 4-ю танковую армии. Нацистские стратеги полагали, что советские войска, ослабленные в предыдущих боях, не окажут серьёзного сопротивления. Но их надеждам не суждено было сбыться. Советские воины развеяли немецкие надежды, отстаивали каждый метр родной земли (Слайд № 4).

Ведущий 3: Наступление немцев удалось приостановить, но обстановка оставалась очень и очень напряженной – шли новые подготовки наступления неприятеля. И уже 19 августа 1942 года развернулись жаркие бои на ближних подступах к городу. В сентябре части 6-й немецкой армии (командующий генерал Паулюс) и 4-й танковой армии (генерала Гота) начали бои по овладению Сталинградом, который защищали 62-я армия В. Чуйкова и 64-я армия М. Шумилова (Слайд № 5).

«Перед 62-й и 64-й армиями была поставлена необычайно ответственная задача – принять на себя в пригородах и городе всю силу C:\Users\плазма\Desktop\a05f3b1cffbd.pngконцентрированных ударов гитлеровских войск, навязать противнику изматывающие бои, сковать его и отстоять Сталинград» - вспоминал маршал Советского Союза В.И. Чуйков.

Ожесточённые бои шли несколько дней, солдаты сражались за каждый дом. Особенным стал день – 24 августа, когда немцы стремились разрезать оборону советских армий, чтобы выйти к Волге (Слайд № 6).

А.М. Василевский так описывал этот момент: «В течение 24 августа вокруг Сталинграда шли ожесточённые бои при огромном превосходстве сил противника, особенно на направлениях главных его ударов. Однако наши воины, героически дравшиеся плечом к плечу с рабочими отрядами и населением города, отбивали все атаки» (Слайд № 7).

Ведущий 1: Начав 13 сентября штурм Сталинграда, противник главные усилия направлял на овладение его центральной и южной частями. Особенно упорная борьба велась в районе Мамаева кургана, на берегу Царицы, в районе элеватора, вокруг вокзалов. К ноябрю наступательные возможности немецких войск были исчерпаны. Полностью овладеть городом так и не удалось. Г.К. Жуков и А.М. Василевский предложили план контрнаступления под Сталинградом, чтобы окружить и уничтожить противника (Слайд № 8).

Ведущий 2: 19 ноября 1942года войска Юго-Западного (командующий генерал Н. Ватутин), Донского (К.К. Рокоссовский), фронтов перешли в контрнаступление и прорвали оборону противника.

20 ноября в контрнаступление перешли войска Сталинградского фронта (командующий А.И.Ерёменко).

А 23 ноября советские войска замкнули кольцо окружения немецких войск в Сталинграде общей численностью более 300 000 человек.

К. Рокоссовский позже запишет: «Все попытки противника помешать продвижению наших войск оказались запоздалыми. Его танковые и моторизованные соединения, перебрасываемые из района Сталинграда к месту прорыва, вводились в бой по частям и, попадая под удары наших превосходящих сил, терпели поражение».

 C:\Users\плазма\Desktop\a05f3b1cffbd.png

Ведущий 3: Уже 8 января 1943 года войскам Паулюса было предложено сдаться. Командование окружённой группировки, выполняя приказ Гитлера, отказалось принять ультиматум.

10 января в 8 час. 05 мин. залп тысяч орудий разорвал тишину морозного утра. Войска Донского фронта приступили к окончательной ликвидации врага, а 22 января штурмовали противника на всём фронте.

31 января враг вынужден был сложить оружие.

1 февраля на противника с утра были обрушены мощные удары артиллерии и авиации. На многих участках, занимаемых гитлеровцами, появились белые флаги.

2 февраля боевые действия на берегу Волги прекратились (Слайд № 9).

Учитель: В чём заключалось историческое значение Сталинградской битвы?

Ответы учащихся:

1) После Сталинградской битвы гитлеровцы не захватили на Восточном фронте ни одного нового участка территории нашей страны.

2) Под Сталинградом враг был не только остановлен, но и отброшен на запад на сотни километров. От стен Сталинграда началось изгнание немецко-фашистских захватчиков. В результате победы под Сталинградом Красная армия овладела стратегической инициативой.

3) Победа Советской армии под Сталинградом нанесла сокрушительный удар по военной мощи фашистской Германии.

4) Победа под Сталинградом активизировала борьбу антифашистов во всех страх Европы: загорелась земля под ногами оккупантов во Франции и Польше, в Болгарии и Голландии, Норвегии. И не случайно улицы многих городов после войны были названы в честь города на Волге.

 

 C:\Users\плазма\Desktop\a05f3b1cffbd.png Тестовый контроль к уроку

1. Коренной перелом  в ходе Великой Отечественной войны произошёл:

 а) 1942-1943 гг.,

б) 1941-1942 гг.,

в) 1943-1944 гг.,

г) 1944-1945 гг.

 2. Во время военных действий под Сталинградом 6-й немецкой армией командовал:

 а) Гудериан,

б) Ф. Паулюс,

в) Г.  Гот,

г) В. Лист.

 3. План контрнаступления советских войск под Сталинградом назывался:

 а) «Тайфун»,

б) «Барбаросса»,

в) «Уран»,

г) «Кольцо».

 4. К результатам Сталинградской битвы не относится:

а) укрепление антигитлеровской коалиции,

б) перерастание наступления под Сталинградом в общее стратегическое наступление,

в) реальное руководство военными действиями оставалось в руках И.В. Сталина,

г) победа положила начало коренному перелому в войне.

5. Приведите в соответствие следующие данные:

 а) Донской,

б) Сталинградский,

в) Юго-Западный,

1) А.И. Ерёменко,

2) Н.Ф. Ватутин,

3) К.К. Рокоссовский.

6. Операция «Уран» разрабатывалась под руководством

 а) Г.К. Жукова, А.М. Василевского,

б) Г.К. Жукова, Н.Ф. Ватутина,

в) А.М. Василевского, И.В. Сталина,

г) И.В. Сталина, Г.К. Жукова.

 7. Последние немецкие части капитулировали в Сталинграде

 а) 2 февраля 1942 г.,

б) 2 февраля 1943 г,

в) 2 января 1942 г.,

г) 2 января 1943 г.

 8. Предъявил ультиматум о сдаче немецким войскам

 а) Г.К. Жуков,

б) А.М. Василевский,

в) К.К. Рокоссовский,

г) Н.Ф. Ватутин.

 9. Для оказания помощи оказавшимся в окружении в Сталинграде немецким войскам была послана немецкая группировка под руководством:

 а) Паулюса,

б) Гота,

в) Манштейна,

г) Гудериана.

 Учитель: А мне хочется закончить наш урок Памяти таким словами:

«Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны 1941-1945. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего. Вечная память героям ВОВ! Это меньшее из того, что можем сделать мы для них! Помнить!» (Слайд № 10).

                                           

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А память сердце бережёт...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню вывода советских войск из Афганистана...

"А память сердце бережёт..."

Открытый классный час, посвященный Дню вывода советских войск их Афганистана...

Урок литературы в 10 классе ( внеклассное чтение) "Память сердца в письмах фронтовых лет"

Данный урок дает возможность познакомить детей с творчеством нашего пермского писателя А.М. Тумбасова. Пробудить интерес к истории Великой Отечественнй войны, дать почувствовать значение фронтовых пис...

Урок мужества "А память сердце бережет". Авторская разработка Толмачевой Людмилы Владимировны

Урок мужества "А память сердце бережет". Авторская разработка Толмачевой Людмилы Владимировны...

Конспект урока "Память сердца"

В данном материале размещена теоретическая часть для проведения психокоррекционного занятия с учащимися средней школы по теме "Память сердца"....