Главные вкладки

    Олимпийские игры мордвы: как все начиналось
    классный час (8 класс) по теме

    Чиранова Татьяна Сергеевна

    Классный час с региональным компонентом

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon olimpiyskie_igry_mordvy_kak_vse_nachinalos.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. Олимпийские игры мордвы: как все начиналось.

    Цель: познакомить учащихся с зарождением олимпийских игр в Мордовии.

    Задачи:  

    - актуализировать информацию о XIII Олимпийских играх, имеющуюся  у школьников, рассказать о том, как зарождалось олимпийское движение в Мордовии;

    - расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр;

    - способствовать воспитанию смелости, взаимопомощи, коллективизма и самодисциплины.

    Тип урока: интерактивная беседа.

    Оборудование: мультимедийная презентация, газеты «Известия Мордовии».

    Ход урока

    . I.Оргмомент.

    - Я рада видеть каждого из вас в первый осенний день. Позади прекрасное, теплое, яркое лето, которое подарило вам море позитивных моментов. Но впереди не менее прекрасная пора, вас ждут новые открытия.

    II.Актуализация знаний учащихся

    - Этим летом весь мир наблюдал за очень важным событием, которое проходило с 27 июля по 12 августа. Что это за событие?

    (Олимпиада 2012 в Лондоне - это тридцатые летние Олимпийские игры)

    - Правильно, в этом году в Лондоне прошли XIII  летние Олимпийские игры. Всего на Олимпиаде было представлено 26 видов спорта. Спортсменами разыграно 302 медали. Соревнования длились 19 дней.

    - Ребята, есть ли среди вас активные болельщики, которые не пропустили не одной трансляции с летних Олимпийских игр? А на каком месте в турнирной таблице расположилась Россия? А может ли кто-нибудь из вас назвать точное количество золотых, серебряных и бронзовых медалей, которые завоевали наши спортсмены?

    - Молодцы. Очень приятно, что вы следите за спортивной жизнью нашей страны. А знаете ли вы имена спортсменов – жителей Республики Мордовия, которые выступали в нашей Олимпийской сборной?

    - Свой вклад в «копилку» России внесли и представители Мордовии, которые завоевали на Олимпиаде пять наград. Возлагаемые на них надежды сполна оправдали наши ходоки, воспитанники знаменитого тренера Виктора Чегина. «Золото» завоевали Елена Лашманова на дистанции 20 км и Сергей Кирдяпкин на дистанции 50 км. «Серебро» - у Ольги Каниськиной.. Метательница диска Дарья Пищальникова своим «серебром» открыла счет наградам для Мордовии, а бегунья Екатерина Поистогова его блистательно завершила заслуженной «бронзой».

    Пять олимпийских медалей Мордовии – это почти столько же, сколько сумели завоевать на соревнованиях сборные некоторых стран. Для сравнения, на счету таких стран как Хорватия, ЮАР и КНДР – всего по шесть наград.  При этом, медалей made in  Moрдовия могло быть и больше.

    III.Олимпийские игры мордвы.

    - Ребята, а знаете ли вы, как зарождалось олимпийское движение в Мордовии? Кто был его родоначальником?

    - А начиналось все так…

    - В мордовском эпосе есть герой – это Тюштя, чем-то напоминающий древнегреческого Геракла. Он научил мордву многим ремеслам, основал государство. Когда настала пора защищаться от врагов, собрал войско и обучил его воинскому искусству. Для всех мужчин он провел первое испытание: те, кто забежит на высокую гору вслед за ним, станут Ушманами, то есть воинами. Среди воинов устраивались игры, на которых молодые парни соревновались в борьбе и владении оружием, мерились силой, готовили себя к будущим сражениям. Это и были первые «Тюштянь налксемат» - «Игры Тюшти».

    - Вероятно, в прошлом состязания и единоборства были достаточно широко распространенными, что нашло отражение в местных географических названиях: Тюрема луга, Тюрема пакся, Тюрема латко, Тюрема лейпря, Тюрема лашма – названия мест, где проходили рукопашные схватки. Слово «тюрема» переводится как «бой, драка, борьба». Это говорит о том, что, возможно, существовала единая система воинской подготовки, восходящая к эпическому Тюште, которая включала в себя изучение ударной и бросковой техники, владение оружием и силовую подготовку – Тюштянь тюрема. Помимо воинской подготовки были и другие причины возникновения состязательных традиций. В древности поединками разрешались споры кА между отдельными людьми, так и между целыми деревнями. Считалось, что Бог помогает одержать победу тому, на чьей стороне правда. В рассказах старожилов тех мест, где существовали традиции поединков, подчеркивалось, что между праздниками драк не было, но все накопившиеся обиды вымещались во время традиционных состязаний. Таким образом, народная мудрость издавна следовала принципам Олимпийского движения: не воевать, а состязаться.

    Наиболее распространенными способами показать свою силу, кроме борьбы, были:

    • Поднимание бревна (самые сильные поднимали лошадь)
    • Перетягивание палки, веревки
    • Перетягивание с захватом за кисть или палец
    • Бросание тяжелого камня, деревянного шара или гири на дальность

    Идея возрождения мордовской борьбы принадлежит Владимиру Ромашкину, создателю фольклорного ансамбля «Торама». Он создал поисковую группу, с которой выезжал в районы Мордовии с историко-краеведческими исследованиями.

    Как и когда появилась мордовская борьба – сейчас уже никто не знает. Но старики хранят одну легенду. Жил-был в стародавние времена один мокшанский мужик. Возделывал землю, охотился. Имел этот мужик силу огромную. Однажды пошел он в лес: капканы проверить. А на улице пурга разыгралась, все занесло. Но не пойти в лес нельзя: кушать дома нечего. Шел мужик долго. Боролся с сугробами, с ветром, со снегом. И не знал он тогда, что ему еще одна борьба предстоит  -  с медведем. В том лесу бродил медведь-шатун. Пробираясь сквозь лесные заросли, мужик с медведем и столкнулся. Завидев непрошенного гостя, лесной хозяин взревел. Поднялся на задние лапы и двинулся на человека. Бежать бесполезно – догонит. Мордвин вступил в неравную борьбу. Дрались они долго. А закончился он, когда силы соперников иссякли, и они в изнеможении опустились на снег. Переведя дыхание, зверь и человек смотрели друг на друга, а потом, будто сговорившись, стали отползать в разные стороны. Мужик пришел домой полуживой. Его тело было  исполосовано глубокими ранами от медвежьих когтей. Когда раны зажили, мужик как-то показал своему сыну, как он боролся с медведем. Сын, в свою очередь, показал своим друзьям. С тех пор, как гласит легенда, и начали бороться люди в зубово-полянских лесах.

    Правила мокшанской борьбы были незатейливыми: мужики и парни завязывали пояса и, ухватившись за них, старались друг друга повалить на землю. Постепенно борцовские поединки стали появляться на праздниках. Борьба так пришлась по вкусу мокшанам, что стала их настоящим достоянием, а медведь – символом силы и доброты. Возможно поэтому, в борьбе Акша келу почти невозможно получить травму. Правила в Акша келу простые. В круг выходят два соперника. Схватившись за пояса, они делают все, чтобы уложить противника на землю. Тот, кто первым коснулся земли, - проиграл. И так три раунда. Самый прославленный из современных борцов Акша келу – полковник милиции в запасе Николай Федорович Ежов родом из села Подлясова.

    Из мордовской глубинки – к Олимпийским победам

    Ежедневный крестьянский труд и борцовская практика на праздниках позволяли простым парням из мордовской глубинки достигать спортивных высот. В 20-х годах XX века Михаил Боров стал Чемпионом Предолимпиады, а позже победителем многочисленных чемпионатов борьбы. Его называли – «Колосс Поволжья».

    Выходец из села Атяшево Виктор Раздолькин – мастер спорта международного класса по дзюдо, Чемпион Европы по дзюдо 1979 года. Чемпион мира среди ветеранов. Он до сих пор в строю – воспитывает молодежь.

    Братья Константин и Владимир Кокурины из Ичалковского района, Константин Комаров из Большого Игнатово – мастера спорта СССР, стали онователями современной школы борьбы в Мордовии. Великая школа, подготовившая сотни мастеров спорта и Олимпийского чемпиона – Алексея Мишина.

    IV.Подведение итогов

    - Ребята, существует много разновидностей борьбы. Нужна ли ещё одна – мордовская?

    - Национальные состязательные традиции существуют у всех народов. И для любого народа очень престижно развитие своей национальной борьбы. Изучение своих корней, состязательных традиций – прекрасное средство не только для достижений в спорте, но и воспитания патриотизма и толерантности.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОЛЬШЕЕЛХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА                                                  РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

    Тема урока.       Олимпийские игры мордвы: как все начиналось.

    Класс.                8 Б

    Классный руководитель: Чиранова Татьяна Сергеевна 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий спортивного праздника "Олимпийские игры начинаются в школе"

    Необычный спортивный праздник прошел в доброжелательной атмосфере. В роли ведущих были два малыша-спортсмена, которые своими шутками и личным примером подбадривали команды....

    « Олимпийские игры начинаются в школе»

    «   Олимпийские игры начинаются в школе»Цель: выявление с...

    Сценарий игры «Олимпийский турнир или то, что вы ещё не знали об Олимпиаде», посв. Олимпийским играм-2014 в Сочи

    Цель: повышение познавательного интереса воспитанников к спорту, Олимпиаде средствами  игровой деятельности.Задачи:- расширение кругозора и закрепление знаний детей об Олимпийских играх: истории ...

    Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»

    Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....

    Спортивный проект «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ НАЧИНАЮТСЯ В ШКОЛЕ» автор Карлаш А.В., учитель физкультуры МБОУ СОШ № 9 Староминская

    Трудно найти иное социальное явление, которое вызывало бы к себе столь большое внимание и симпатию как Олимпизм, шагнувший в третье тысячелетие своего существования. Пьер де Кубертен изначально с...

    «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ НАЧИНАЮТСЯ В ШКОЛЕ»

    Проблема сохранения здоровья – одна из более актуальных проблем нашего времени. Ни для кого не секрет, что с каждым годом спорт, здоровый образ жизни играет все более важную роль в развитии, взр...