Формирование гражданственности и патриотизма в условиях тематического классного часа.
статья (5 класс) по теме

Литвинова Надежда Анатольевна

Представлен опыт работы по формированию  гражданственности  и патриотизма в условиях тематического классного часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  гражданственности  и патриотизма

в условиях тематического классного часа.

Реалии сегодняшнего дня требуют от  российского общества глубокого переосмысления  понимания жизни человека, развития у него способности делать осознанный выбор, ставить перед собой достойные жизненные цели. Без этого невозможны ни повышение уровня доверия человека к жизни в России, ни   сплочение общества перед лицом внешних и внутренних вызовов. Решение ряда проблем в обществе во многом зависит от уровня сформированности  социальной солидарности, гражданской позиции  и чувства патриотизма  у подрастающего поколения.

Слайд 2 Не случайно работа, направленная на  воспитание патриотизма и становление гражданской позиции, в рамках  направления «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека» программы духовно-нравственного развития, воспитания  и социализации ведется  через  различные виды деятельности, в том числе и познавательную.

Слайд 3 Как форма познавательной деятельности - классный час – один из важнейших, на наш взгляд, элементов системы воспитания гражданственности и патриотизма. Его предназначение – развитие у обучающегося  умения осмысливать прошлое, настоящее России, прогнозировать ее будущее, размышлять о традициях народа, политическом устройстве государства, что, в конечном итоге, позволит школьнику стать субъектом собственной жизни и жизни общественной.

Реализовать обозначенное предназначение можно при наличии точного понимания организационных условий  классного часа и механизма формирования гражданственности и патриотизма в этих условиях. Представить  наглядно механизм формирования гражданского и патриотического начала в условиях тематического классного часа - цель моего выступления.

Слайд 4 Известно,  что классный час – это форма воспитательной работы, при которой обучающиеся под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. (В.П.Сергеева, кандидат педагогических наук)

Слайд 5  Формирование такой системы отношений обучающихся к миру происходит через восхождение к базовым ценностям (Н.Е.Щуркова, доктор педагогических наук). В гражданско-патриотическом воспитании такими ценностями являются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность.  Слайд 6 Поэтому с  учетом образовательных функций классного часа его результатом будет являться:

  1. умение осмысливать жизнь через понятия «патриотизм», «солидарность», «гражданственность»;
  2. умение вносить  в предметный, материальный мир духовное содержание;
  3. умение преобразовывать настоящую жизнь и проецировать будущую.

Слайд 7 Реализовать просветительскую, аксиологическую и праксиологическую функции классного часа и получить указанные результаты  можно только в случае тонкого организационного подхода. Такой подход включает:

  1. Планирование классного часа;
  2. Предварительная подготовка классного часа;
  3. Проведение классного часа;
  4. Анализ и самоанализ классного часа.

Планирование классного часа начинается уже тогда, когда педагог приступает к  разработке программы  духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся конкретного классного коллектива.

Слайд 8 Так, учитывая  психолого-педагогические особенности обучающихся класса и опираясь на опыт коллег, на этапе разработки программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации определила приоритетные направления гражданско-патриотического воспитания и  соответствующие им  ценности:

Героико-патриотическое воспитание  - человек-герой, патриот;

Национально-патриотическое воспитание - большая и малая родина;

Военно-патриотическое воспитание - мир, свобода, солидарность;

Гражданское воспитание - гражданнственность, социальная солидарность.

Ценностная основа содержания каждого направления предопределяет тематику классных часов.

Слайд 9 Работа по выбору темы классного часа ведется в начале каждого года обучения. На первом классном собрании обучающимся предлагается анкета, включающая вопросы, в том числе и по гражданско-патриотическому воспитанию. Например,  

  • О каких знаменательных исторических датах вы хотите побеседовать?
  • Какие национальные традиции вас интересуют?
  • Какие вопросы, связанные с понятием патриотизма,  вы хотели бы задать на классном часе?
  • Как вы понимаете, что такое гражданственность? и проч.

Ответы учащихся и служат ориентиром в выборе темы классного часа на текущий год.

Слайд 10 С учетом интересов обучающихся и результатов диагностики воспитанности составляется тематическая матрица классных часов, пополняющаяся каждый год.

Гражданское воспитание

Существует ли гражданская толерантность?

Военно-патриотическое воспитание

Светочи России.

Национально-патриотическое воспитание

«Народ Эндура и Поди…»

Героико-патриотическое воспитание

Памятные страницы истории моей Родины.

7 класс

Основной закон государства.

Традиции, которыми гордится страна.

«Баня моет, баня правит…»

По праву памяти.

6 класс

Я – гражданин России.

Русской армии солдат  – доблестный герой.

Семья и семейные традиции.

Этот День Победы!...

5 класс

Слайд 11 Такая тематическая матрица позволяет реализовать принцип поступенчатости: от возраста к возрасту вести обучающихся  к ценностям все более широким, абстрактным сложным для понимания:

  • От конкретной исторической даты к страницам истории России;
  • От понятных, объяснимых народных обычаев и традиций к понятию «культура»;
  • От предметного мира к образу мира;
  • От конкретных людей  к человечеству;
  • От правил поведения к  соблюдению закона;
  • От нормы человеческой жизни к созиданию новых форм достойной жизни.

Слайд 12 Психолого-педагогические особенности обучающихся класса диктуют  и возрастные задачи-доминанты. Например, классный час, реализуемый в рамках героико-патриотического воспитания, имеют такие задачи-доминанты:

В 5 классе классный час «Этот День Победы!…» – 1) Расширить представление обучающихся о Дне Победы; 2) Сформировать у обучающихся отношение  к деяниям героев-комсомольчан на основе моральных и духовных ценностей, содействовать выработке нравственной оценки события; 3) Обеспечить развитие навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя в контексте конкретного исторического события.

В 6 классе классный час «По праву памяти…» – 1) Расширить представление обучающихся  о победе в Великой Отечественной войне  как результате действий граждан всей страны; 2) Сформировать у обучающихся отношение  к победе народа в Великой Отечественной войне, к ветеранам на основе моральных и духовных ценностей, содействовать выработке нравственной оценки событий и явлений; 3) Обеспечить развитие навыков оценки поведения граждан и собственного поведения во время празднования Дня Победы, умения аргументировано отстаивать свое мнение.

В 7 классе классный час «Памятные страницы истории моей Родины» – 1) Расширить представление обучающихся  о знаменательных исторических событиях истории России; 2) Сформировать у обучающихся отношение  к деяниям героических предков, людям военных профессий на основе моральных и духовных ценностей, содействовать выработке нравственной оценки событий и явлений; 3) Обеспечить развитие навыков обдумывания и оценки  поступков людей и самих себя, умения вести конструктивный диалог.

Данная система планирования позволяет наглядно представить единый процесс осмысления  обучающимися жизни, усложняющийся с возрастом и ориентированный на  ценностные новообразования в духовной структуре личности школьника.

Такой подход к планированию не только  делает  процесс духовного роста личности обучающегося понятным, прозрачным, но и облегчает подготовку к классному часу, а также позволяет вносить коррективы с учетом различных обстоятельств.

Немаловажную роль в достижении результатов классного часа играет подготовительный этап, который начинается, как правило, за три недели до проведения. Слайд 13 Работа по подготовке к проведению классного часа идет параллельно в двух направлениях: совместная деятельность классного руководителя и обучающихся и методическое сопровождение.

Слайд 14 Методическое сопровождение классного часа включает определение цели и задач, выбор формы, методов и приемов реализации воспитательной идеи, учитывающей  содержание деятельности, возраст обучающихся, уровень их воспитанности и личного социального опыта, особенности  коллектива и его традиций, технические и материальные возможности помещения, где будет проводиться мероприятие, уровень профессионализма учителя.

Слайд 15 Совместная деятельность классного руководителя и обучающихся основывается на активности и добровольности. Из учащихся, желающих принять участие в проведении классного часа, формируется  Совет дела. Это сменная творческая группа, которая решает все важнейшие вопросы при подготовке к мероприятию. Опыт показывает, что в этом виде деятельности становятся лидерами разные учащиеся, выполняющие эту роль не по принуждению, а в соответствии со своим желанием, интересом, свободно сделанным выбором. Вместе с классным руководителем Совет дела составляет план  классного часа, подбирает необходимый материал, наглядные средства, музыкальное сопровождение, делают презентацию или ролики, приглашают, если необходимо, педагогов, родителей, специалистов, ветеранов.

Слайд 16 В моей практике на сегодняшний день самыми востребованными стали такие формы классного часа, как

  • сюжетно-ролевая игра «Баня моет, баня правит…», «Я – гражданин России»;
  • устный журнал «Русской армии солдат – доблестный герой», «Этот День Победы!...», «Традиции, которыми гордится страна»;
  • дискуссия «По праву памяти», «Существует ли гражданская толерантность?»;
  • заочное путешествие «Народ Эндура и Поди…»;
  • социально-культурный проект «Основной закон государства», «Светочи России», «Памятные страницы истории моей Родины».

Слайд 17 При проведении классного часа «По праву памяти»   учащиеся 6 класса искали  ответы на вопрос «Нужно ли помнить Великую Отечественную войну?» Дискуссия, как метод интерактивного обучения, способствовала интенсивной мыслительной деятельности обучающихся.

Для мотивации  участников дискуссии были использованы наглядность, приемы, повышающие эффективность обсуждения, на этапе введения в дискуссию указана противоречивость вопроса.

Исходя из психолого-педагогических особенностей класса, был выбран тип дискуссии – диалог, который позволил  достичь поставленную цель путем взаимодополнения ответов, согласования различных точек зрения.

В ходе классного часа обучающиеся дали нравственную оценку поведения горожан во время празднования Дня Победы на Мемориальном комплексе, рассказали о правилах поведения  человека-патриота.

Эффективность классного часа заключалась и в том, что материал был личностно значим для учащихся: во-первых, их заинтересовала перспектива участвовать в  несении вахты Памяти на Посту №1. Во-вторых, каждому была вручена георгиевская ленточка  как участнику акции «Георгиевская ленточка», цель которой вернуть и привить ценность праздника 9 мая молодому поколению, не дать забыть, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века. В-третьих, оформили плакат «Мы помним!» На  листиках-огоньках  учащиеся писали свои размышления и приклеивали эти огоньки на плакат – получился импровизированный вечный огонь.

Таким образом, классный час «По праву памяти» способствовал овладению обучающимися трех существенных ролей «человек мыслящий», «человек моральный», «человек созидательный».

Слайд 18 Для того чтобы  формирование  у обучающихся  гражданственности  и патриотизма носило системный и целенаправленный характер, в начале каждого года обучения  проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся.  В качестве критериев оценки уровня воспитанности школьника и проявления его характерных признаков принимается следующее:

  • Отношение к собственному дому, семье, к принадлежности к своему народу.
  • Отношение к своей малой и большой Родине, исторической памяти своего народа.

 Результаты проведенного сравнительного  за три года анализа показателей отношения к дому, семье, отношения учащихся  к малой и большой Родине легли в основу целеполагания   при планировании  мероприятий, в том числе и классных часов.

Вот такая система формирования гражданственности и патриотизма в условиях тематического классного часа сложилась в моей педагогической практике. Работа в этом направлении будет продолжаться.

Позволю себе закончить  выступление притчей: «Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе?» — спросил Бог. «Слепи мне счастье», — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».

Литература:

  1. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Роспедагенство, 1998.
  2. Щуркова Н.Е. Классный час в  системе воспитания школьника. Классный руководитель, №6. Москва.2011
  3. Харламов И.П. Педагогика. - М., 1998.
  4. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1998.
  5. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005.
  6. Титова Е.В. Если знать, как действовать. - М., 1999.
  7. Подласый И.П. Педагогика - М., 1999.
  8. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 2001.
  9. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
  10. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М., 1986.
  11. Газман О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе. Современная школа: проблема гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М.: АПН СССР, 1993.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование гражданственности и патриотизма в условиях тематического классного часа. Литвинова Н.А., классный руководитель 7 класса МОУ СОШ № 42 г. Комсомольска-на-Амуре 2014

Слайд 3

К лассный час – один из важнейших элементов системы воспитания гражданственности и патриотизма. Предназначение классного часа - развитие у обучающегося умения осмысливать прошлое, настоящее России, прогнозировать ее будущее, размышлять о традициях народа, политическом устройстве государства обучающийся - субъект собственной жизни и жизни общественной.

Слайд 4

К лассный час – это форма воспитательной работы, при которой обучающиеся под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. ( В.П.Сергеева , кандидат педагогических наук)

Слайд 5

Формирование системы отношений обучающихся к миру происходит через восхождение к базовым ценностям ( Н.Е.Щуркова , доктор педагогических наук). Гражданско-патриотическое воспитание

Слайд 6

Результаты тематического классного часа по формированию гражданственности и патриотизма: умение осмысливать жизнь через понятия «патриотизм», «солидарность», «гражданственность» умение вносить в предметный, материальный мир духовное содержание умение преобразовывать настоящую жизнь и проецировать будущую

Слайд 7

Организационный подход к тематическому классному часу Планирование классного часа; Предварительная подготовка классного часа; Проведение классного часа; Анализ и самоанализ классного часа.

Слайд 8

П риоритетные направления гражданско-патриотического воспитания и соответствующие им ценности Героико-патриотическое воспитание Человек-герой, патриот Национально-патриотическое воспитание Большая и малая Родина Военно-патриотическое воспитание Мир, свобода Гражданское воспитание Гражданственность, социальная солидарность Планирование

Слайд 9

Выбор темы классного часа О каких знаменательных исторических датах вы хотите побеседовать? Какие национальные традиции вас интересуют? Какие вопросы, связанные с понятием патриотизма, вы хотели бы задать на классном часе? Как вы понимаете, что такое гражданственность? и проч. Планирование

Слайд 10

Т ематическая матрица классных часов Гражданское воспитание Существует ли граждан- ская толерант-ность ? Военно-патриотическое воспитание Светочи России. Национально-патриотическое воспитание «Народ Эндура и Поди…» Героико-патриотическое воспитание Памятные страницы истории моей Родины. 7 класс Основной закон государства. Традиции, которыми гордится страна. «Баня моет, баня правит…» По праву памяти. 6 класс Я – гражданин России. Русской армии герой – доблестный герой. Семья и семейные традиции. Этот День Победы!... 5 класс Планирование

Слайд 11

Реализация принципа поступенчатости : От конкретной исторической даты к страницам истории России ; От понятных, объяснимых народных обычаев и традиций к понятию «культура »; От предметного мира к образу мира; От конкретных людей к человечеству; От правил поведения к соблюдению закона ; От нормы человеческой жизни к созиданию новых форм достойной жизни. Планирование

Слайд 12

Задачи-доминанты классного часа Героико-патриотическое воспитание Памятные страницы истории моей Родины. Расширить представление обучающихся о знаменательных исторических событиях истории России; Сформировать у обучающихся отношение к деяниям героических предков, людям военных профессий на основе моральных и духовных ценностей, содействовать выработке нравственной оценки событий и явлений; Обеспечить развитие навыков обдумывания и оценки поступков людей и самих себя, умения вести конструктивный диалог. 7 класс По праву памяти. Расширить представление обучающихся о победе в Великой Отечественной войне как результате действий граждан всей страны; Сформировать у обучающихся отношение к победе народа в Великой Отечественной войне, к ветеранам на основе моральных и духовных ценностей, содействовать выработке нравственной оценки событий и явлений; Обеспечить развитие навыков оценки поведения граждан и собственного поведения во время празднования Дня Победы, умения аргументировано отстаивать свое мнение. 6 класс Этот День Победы!... Расширить представление обучающихся о Дне Победы; Сформировать у обучающихся отношение к деяниям героев- комсомольчан на основе моральных и духовных ценностей, содействовать выработке нравственной оценки события; Обеспечить развитие навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя в контексте конкретного исторического события. 5 класс Планирование

Слайд 13

Работа по подготовке к проведению классного часа Подготовка к классному часу совместная деятельность классного руководителя и обучающихся методическое сопровождение

Слайд 14

Методическое сопровождение классного часа Цель и задачи Планируемые результаты Форма, методы и приемы реализации воспитательной идеи Подготовка к классному часу

Слайд 15

Совместная деятельность классного руководителя и обучающихся Подготовка к классному часу Совет дела

Слайд 16

Ф ормы классного часа сюжетно-ролевая игра «Баня моет, баня правит…», «Я – гражданин России»; устный журнал «Русской армии солдат – доблестный герой», «Этот День Победы!...», «Традиции, которыми гордится страна »; дискуссия «По праву памяти», «Существует ли гражданская толерантность ?»; заочное путешествие «Народ Эндура и Поди …»; социально-культурный проект «Основной закон государства», «Светочи России», «Памятные страницы истории моей Родины». Подготовка к классному часу

Слайд 17

Классный час-дискуссия « По праву памяти» Проведение классного часа

Слайд 18

Диагностика уровня воспитанности обучающихся

Слайд 19

Диагностика уровня воспитанности обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического классного часа «Мы – за здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни и вредные паривычки несовместимы. Пропаганда здорового образа жизни - насущное требование дня.Одним из видов пропаганды факторов,способствующих сохранению здроровья, является пров...

Методическая разработка тематического классного часа "Афганистан живёт в душе моей"

15 февраля - день памяти воинов- интернационалистов. Классный час сопровождается мультимедийной презентацией, видеофильмом, музыкальным оформлением....

Методическая разработка тематического классного часа "День Победы, как он был от нас далёк..."

Данный материал может быть использован как в качестве проведения часа общения, так и для проведения общешкольной линейки, посвященной этому знаменательному событию....

Методическая разработка тематического классного часа "20 лет Конституции РФ"

Данная предназначена для проведения тематического классного часа "20-летие Конституции РФ"....

Сценарий тематического классного часа "Россия - Родина моя"

Сценарий тематического классного часа "Россия - Родина моя" на патриотическую тематику. Может быть использован как сценарий литературно-музыкальной композиции....

Примерные тематические классные часы по ПДД для классных руководителей

Здесь представлены Примерные тематические классные часы по ПДД для классных руководителей 1-11 классов...

Доклад по теме «Формирование личностных УУД во внеклассной работе: гражданственность, патриотизм на примерах классных часов»

В данном докладе можно ознакомиться что такое личностные  УУД и что к ним относится. Также рассмотрена гражданская идентичность, патриотизм  как один из личностных результатов освоения основ...