Классный час,посвящённый Дню Победы
классный час (10 класс) по теме

Димитрова Надежда Александровна

Литературная композиция: стихи про войну

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_posvyashchyonnyy_dnyu_pobedy.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвящённый Дню Победы

Выполнила: Димитрова Н.А.

МОУ "Лицей №3 имени П.А.Столыпина г. Ртищево Саратовской области"

(Звучит по радио голос Левитана).

« Внимание! Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Передаём приказ Верховного Главнокомандующего! 8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил. Великая Отечественная война, которую вёл советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена! Германия полностью разгромлена!»

        (На киноэкране – кадры возвращения солдат с войны, салют победы).

        Ведущий 1: Война постепенно уходит в прошлое, становится историей.

        Ведущий 2: Почему же мы вновь вспоминаем о ней, почему нас так волнуют кадры этой старой кинохроники?

        Ведущий 3: От Бреста до Москвы – 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600.

        Ведущий 1: 2600 километров… Поездом – 4 суток, самолётом – 4 часа…

           Ведущий 2: А дорогами войны 4 года.

        ( На  фоне  мелодии   «Эх, дороги…» сурово звучат голоса ребят:

        Ведущий 3: 4 года! 1418 дней! И 20 миллионов погибших советских людей.

        Ведущий 1: Если по каждому за них объявить минуту молчания, страна будет молчать …32 года.

Прошла война, прошла страда,

 Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней  

 Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

 И наших внуков внуки.

Пускай всегда годину ту
На  память нам приводит

И первый снег,  и рожь в цвету,

Когда под ветром ходит.

И каждый дом, и каждый сад.

В ряду – большой и малый.

И дня восход, и дня закат  

Над тёмным лесом – алый.

Пускай во всём, чем жизнь полна,

Во всём, что сердцу мило,

Нам будет  памятка дана

О том, что в мире было.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье не в забвенье!

А. Твардовский

        Ведущий 2: Годы, отделяющие нас от победного дня 1945 года, - срок, равный жизни зрелого человека. За это время  возмужали, утвердились во взрослости не только те, кто встретил войну подростком  и родился в грозное лихолетье, и даже те, кому довелось увидеть свет во вторую половину 29 столетия.  Но всех их объединяет память.

        Ведущий 3: Мы прочитаем вам сегодня стихи о войне, написанные младшими братьями, сыновьями, внуками фронтовиков. Едва ли не о каждом поколении, пришедшем после войны, можно сказать словами писателя А. Кима, что оно «появилось на свет с войной в крови».

        Ведущий 1:

В пятидесятых  рождены,

 Войны не знали мы, и всё же

В какой-то мере все мы тоже

Вернувшиеся с той войны.

(Н. Дмитриев  «В пятидесятых рождены…»)

        Ведущий 2: Человек может смутно помнить или совсем не знать конкретной реальности прошлого, но он, как частица истории, неотделим от того, что было до его рождения. Особенно это относится  к Великой Отечественной войне. Память и поэзия продолжают свой долгий путь.

        Ведущий 3: А.Твардовский писал: «Дети и война – нет более  ужасного сближения противоположных вещей на свете.  Мальчик 3 лет, благодарящий по-немецки нашего солдата за хлеб: «Данке щён». Мальчик лет 12, в больших, широких, как вёдра, немецких сапогах, подбитых гвоздями-шурупами с блестящими круглыми шляпками. Мальчик, везущий на детских санках мать, тяжело раненную, когда шёл бой за их деревню. Девочка с ребёнком на руках и с 2 меньшими у трупа матери. Меньшие плачут. Маленький на руках плачет, видя что все плачут…»

        (Негромко слышна канонада и далёкие выстрелы)

        Ведущий 1:

Стремглав попутные машины

Проносят пыльные борта.

Глядит, задумался мужчина.

- Сынок, должно быть, сирота?

И на лице, в глазах, похоже,-

Досады давнишняя тень.

Любой и каждый всё про тоже,

И как им спрашивать не лень.

В лицо тебе серьёзно глядя,

 Ещё он медлит рот открыть.

-Ну, сирота.- И тотчас:- Дядя,

Ты лучше дал бы закурить.

(А.Твардовский. «В пилотке мальчик босоногий…»

        Ведущий 2: Послевоенная поэзия как бы заговорила от лица этого мальчишки и тысяч ему подобных. Свидетельские показания военного детства! Предельно обнажённое повествование о буднях войны. О том, что открылось ребячьему взору! Это было!

        Ведущий 3:

Больше многих других потрясений,

Что отпущены щедрой судьбой,

Помню солнечный день предвесенний,

Помню город разрушенный мой,

Бело - розовый,  зыбкий – от снега.

От кирпичных разрубленных стен,-

Он теснился до самого неба,

Словно в белом тумане летел.

Незнакомый, притихший, суровый –

Словно призрачный, дымный погост…

А вдали золотился сосновый,

Наведённый сапёрами мост.

На ступенях знакомого спуска –

Ах, как сердце забилось тогда! –

Вот и домик на улице узкой…

Но была за углом – пустота…

Только виделись дальние дали –

Необычно, просторно, светло.

Только чёрные птицы летали

И позёмкой с обрыва мело.

Тополей обгорелые руки.

Обнажённый пролёт этажа…

В первый раз

 Содрогнулась от муки

Защищённая детством душа.

 ( А. Жигулин. «Больше многих других потрясений…)

        

        Ведущий 1: Холод, бесхлебье, патронные гильзы вместо игрушек, чёрные похоронки, осколки мин, летящие в глаза ребёнку, - этого не забыть.

        Ведущий 2:

Бегут как овечки теплушки,

коровой ревёт паровоз,

летят серебристые стружки

с пристанционных берёз.

Какое хорошее лето!

Смешное поют провода.

Я еду,

 я еду,

 я еду.

И даже не знаю куда.

Как низко летят самолёты!

Нал поездом вьются они,

Я, кажется вижу пилота.

-А ну, дурачок, догони!

Эй, ты, поднажми-ка немного,

меня не догнать всё равно! –

Весёлое слово «бомбёжка»,

с «картошкою» схоже оно.

Вся в дырочках крыша, как сито.

Не страшно мне -  мама со мной.

Неведеньем детства прикрыта

я, как неприступной стеной…

…Недавно одна кинолента

войной опалённого дня

с отчётливостью документа

вернула в те годы меня.

И время разверзлось, как яма,

И ночи волна наплыла

И страшно подумать, что мама

на волос от смерти была.

(Л.Васильева. «Эвакуация»)

        Ведущий 3:  «Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый. Откуда я родом? Я родом из моего детства…» Под этим высказыванием Сент-Экзюпери  подпишутся и дети военного времени.

          Ведущий 1:

Нет школ никаких. Только совесть.

Да кем-то завещанный дар,

Да жизнь, как любимая повесть,

 В который и холод и жар.

Я думаю, припоминая,

Как школила юность мою
Война и краюшка сырая
В любом всероссийском краю.

Учебников мы не сжигали,

Да и не сожжем никогда,

Ведь стёкла у нас вышибали
Не мячиком в эти года.

Но, знаешь, зелёные даты

Я помню не хуже других.

Черёмуха…Май… Аттестаты.

Берёзы.  Нет школ никаких.

(В Соколов. «Не школ никаких»

(На заднем плане слайды: «Солдаты уходят на фронт». Звучит мелодия песни А. Александрова  «Священная война».

         Ведущий 2:

Только выйду за ворота,

Только выбегу

И вот,

Вижу: движется пехота,

По бокам стоит народ…

За колонною

Колонна,

Колыхаются полки –

Непреклонные знамёна,

Неуклонные штыки.

За шеренгою

Шеренга –

Грудь равняется на грудь –

Пылью светятся железной

Потом, блещущим, как ртуть.

За винтовкою

Винтовки –

Монолитный взмах руки…

Алюминиевые только

Им мешают котелки.

Этих касок половодье!

Этих труб литая медь!...

Мне догнать бы их сегодня.

Попрощаться  бы  успеть.

(А. Передреев. «Пехота 41 года»)

        Ведущий 3: Историческая память, память о Великой Отечественной войне…

Шёл отец, шёл отец невредим

Через минное поле.

Превратился в клубящийся дым –

Ни могилы, ни боли.

Мама, мама, война не вернёт…

Не гляди на дорогу.

Столб крутящийся пыли идёт

Через поле к порогу.

Словно машет из пыли рука,

Светят очи живые.

Шевелятся открытки на дне сундука

Фронтовые.

Всякий раз, когда мать его ждёт, -

Через поле и пашню
Столб крутящийся пыли бредёт

Одинокий и страшный.

(Ю. Кузнецов. Возвращение»)

        Ведущий 1: Для мальчишек и девчонок военной поры жизнь открывалась в резком контрасте добра и зла, совести и душевной глухоты, подвига и бесчестия. Маленькому человеку  в большом и страшном мире был предоставлен выбор пути. И многие из них, непосредственные свидетели, порой становились участниками боевых операций нашей армии, партизан против гитлеровских захватчиков.  

        Ведущий 2: «Стрельбе прицельной, как солдата, седой отец учил меня…» (О.Алексеев)

        Ведущий 3: «Мы разорвём последнюю из простынь. Лишь на бинты, но не на белый флаг…» (Ю.  Воронов)

        (На заднем плане  слайд – день Победы»)

        Ведущий 1:

В день празднества, в день майского дождя,

в миг соловьиных просьб и повелений,

когда давно уж выросло дитя,

рождённое порой послевоенной,

когда разросся в небе фейерверк,

как взрыв сирени, бел, лилов и розов,

вдруг поглядит в былое человек,

и взгляд его становится серьёзен.

Есть взгляд такой, такая тень чела –

чем дальше смотришь, тем зрачок влажнее.

То память о войне, величина

раздумья и догадка – неужели

я видела тот май, что превзошел

другие маи и доныне прочен?

Крик радости в уста, слезу в зрачок

Вписал его неимоверный почерк.

На площади, чья древняя краса

краснеет без изъяна и пробела,

исторгнув душу, прянул в небеса

вздох всей земли и всех людей – Победа!

        Ведущий 2:

Что в нас осталось от войны!

Не в чистом небе грохот грома,

А ощущенье тишины

Отцом оставленного дома.

Куда сильнее, чем ночной

Свист бомбы авиационной,

Запал в нас душный, суетной

Бивак эвакуационный.

Ужом вползая в наши сны,

Сирена плакала натужно,-

Пришли мы в мир Войны.

Войны.

И думали, что так нужно.

Одни приходят в жизнь –

Весна.

Зима.

Осенняя погода.

А мы пришли –

Война, война…

Нечаянное время года.

Война. Такое бытие

Нам уготовано судьбою.

А то, что было до неё,-

То было и до нас с тобою.

Коптилки свет дрожал и гас,

Нас изумляя и пугая, -

Мы плохо верили в тот час,

Что раньше жизнь была другая.

До полночи боясь заснуть,

Мы брата слушали и деда,

Но не смогла ту жизнь вернуть
И долгожданная победа.

С приходом мирной тишины,

Сосредоточенные дети,

Совсем не так, как до войны,

Мы стали жить на белом свете.

Послевоенные года
В своих свершеньях постепенных

Не возвратят нам никогда

Тех

Невозможных
Довоенных…

И к непогоде в нас она

Болит, болит, не заживая,

Отечественная война,

Война вторая

Мировая.

(О.Дмитриев. «Поколенье»)

        Ведущий 3: Какое это было замечательное время – первые дни мира! Правда победы, утверждённая 4 годами одного, непрекращающегося ни на мгновение боя, правда мира, закреплённая всей нашей послевоенной жизнью.  Обращённые в зарево минувшей войны, в свою юность, во имя будущих жизней, во имя  подрастающих и пока ещё не рождённых детей, пишут поэты старшего поколения. Им отвечают поэты поколения невоенного.

        Ведущий 1:

Не обожженные сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину,-

Конечно, мы смотрим

глазами иными

На вашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым,

трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен

хотя бы наш разум

дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами
В той боли
что мир перенёс.

…Конечно, мы смотрим

иными глазами –

Такими же,

Полными слёз.

(Ю. Поляков. « Ответ фронтовику»)

        Ведущиё 2: Характерно стремление нынешнего поколения понять, почувствовать боль войны, вызвать её на себя. Вот что пишет одна школьница: «Лет через 20 война станет ещё дальше от нас, но, может быть, больше почувствовав, имея уже некоторый жизненный опыт и вообще воспринимая жизнь с более зрелых позиций, я попробую написать об этом по-другому».

        Ведущий 3:

Затрещали бинты и ремни,

Донеслось замешательство гула…

Подошло ко мне горе войны

и ревниво в глаза заглянуло.

Из-под нервных ,обугленных век

полыхнуло смертельное море:

- Не боишься меня, человек,

Не забыл ты военного горя?

У суровых солдатских могил

я, подкошенный стал на колени.

Нет, война, ничего не забыл,

ты пылаешь в моём поколенье!...

И тревоги, и тайны полна,

не подвластна случайному зову,

но тебя не боюсь я, война,

проходи подобру-поздорову.

(И.Слепнёв.  «Горе войны»)

        Ведущий 1:

Не корите меня, поэты,

Воевавшие на войне,

За мои молодые леты,-

Разве ж это обидно мне?

        Ведущий 2:

Верно, пороха не понюхал,-

Не достиг того, не дорос.

Под кинжальным – не полз на брюхе,

Под обычным – не топал в рост.

        Ведущий 3:

И отвечу я очень мало…

        Ведущий 1:

На предъявленный вами счёт:

        Ведущие 1,2,3:

Там, где ваша не пропадала,

Там и наша не пропадёт.

(О, Дмитриев. «Не корите меня, поэты»  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотический классный час, посвящённый Дню Победы. "Поклонимся великим тем годам"

Классный час «Поклонимся великим тем годам» представлен в виде  четырёх этапов.  С  первой минуты занятия, благодаря музыкальному сопровождению, создается эмоциональн...

Презентация к классному часу, посвящённому Дню Победы "46 Гвардейский ночной бомбардировочный полк"

В презентацию включены материалы о лётчицах 46 Гвардейского ночного бомбардировочного полка....

"Хлеб всему голова"- классный час, посвящённый Дню Победы.

100 граммов чёрного хлеба... Использованы воспоминания детей-войны о хлебе, который был разделён на маленькие кусочки в детском саду....

Презентация для классного часа, посвящённому дню Победы.

Презентация по теме: "Посвящение ветеранам" предназначена для проведения классного часа в начальной и основной школе.Цель занятия: воспитание у школьников уважения к ветеранам и чувства гордости за св...

Классный час, посвящённый Дню Победы

Сценарий классного часа, посвящённый Дню Победы "Нам этот мир завещано беречь!"...

Разработка классного часа, посвящённого Дню Победы (с мультимедийной презентацией)

Классный час, приуроченный к юбилею Великой Победы, проводится в средних классах....

Презентация классного часа, посвящённая Дню Победы о первой женщине Герое Советского Союза в Великой Отечественной войне Зое Космодемьянской

Презентацию можно использовать для проведения классных часов в 6-7 классах, приуроченных ко Дню Защитника отечества, ко Дню Победы....