Профориентация в средних классах
методическая разработка на тему

Шевцова Любовь Николаевна

Рекомендации классному руководителю средних классов по профориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_po_proforientacii_1.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ   КЛАССНОМУ   РУКОВОДИТЕЛЮ СРЕДНИХ   КЛАССОВ   ПО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ.


           Профессиональная ориентация учащихся является одной из основных обязанностей классного руководителя.

Целью профориентационной работы на данном образовательном этапе является формирование мотивов, потребностей и интереса к выбору профессии, а также развитие профессионального самосознания учащихся.

Задачами профориентационной работы с учащимися средних классов являются: формирование информационной основы выбора профессии, формирование установки на самопознание и самооценку своих возможностей, первичных представлений о самом себе, о своих знаниях, умениях, физических и психологических качествах и свойствах, воспитание готовности к трудовой деятельности.

Основные формы и методы работы классного руководителя по профориентации в средних классах.

  • Профпросвещение и профессиографические встречи. Основной функцией
    профпросвещения и профессиографических встреч является ознакомление
    учащихся со сферами трудовой деятельности и предприятиями города (региона).
  • Письменное рассуждение на тему «Кем быть?», в котором предлагается ответить на следующие вопросы:

Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем?

Почему тебе нравится именно эта профессия?

Что делают люди этой профессии?

Какие качества нужны человеку, чтобы хорошо работать по этой профессии?

Есть ли у тебя такие качества?

Анализ этих работ позволит классному руководителю познать внутренний мир ребёнка посредством выяснения личностных мотивов выбора профессии и знаний о многообразии профессионального труда.

  • Проведение экскурсий, содержательный аспект которых опосредован как
    особенностями возраста, так и образовательным уровнем учащихся. При
    проведении экскурсий необходимо не только показать учащимся, как работают люди, занятые в той или иной сфере, но и разъяснить важность данного вида труда для общества. Для закрепления материала после экскурсии под руководством классного руководителя оформляется альбом, который пополнит коллекцию информационных материалов в классном уголке или в школьном кабинете по профориентации.
  • Работа по оказанию помощи престарелым людям, детям из детских домов, детям-инвалидам, учащимся младших классов и т.д. Она может осуществляться следующим образом. На классном собрании учащиеся делятся на две команды, которые проводят работу по выявлению количества престарелых одиноких людей, нуждающихся в помощи (в каком-то районе, проживающих на какой-то улице и т.д.). Все данные заносятся в журнал «308». По результатам собранных материалов проводится классное собрание и формируются бригады по оказанию необходимой помощи. Вся проведённая работа записывается в журнал в «страничку добрых дел». В конце года по итогам работы проводится классный сбор «Добрых дел мастер». Подобные рейдовые операции можно организовать по починке мебели в детских садиках, по очистке лесопарковой зоны, по ремонту оборудования и мебели в школе. Главное при проведении таких мероприятий – дать возможность детям проявить инициативу, самостоятельность, почувствовать общественную нужность своей работы.
  • Проведение профориентационных игр, викторин, турниров, кинолекториев и т.д. Одним из возможных вариантов проведения профориентационной работы по реализации этого мероприятия может стать творческая игра «Экспедиция в мир профессий». Она позволяет все профориентационные занятия объединить в единый процесс, подчиненный одной логике и общей цели. Профориентационные занятия по изучению профессий усиливают не только познавательную, но и общественную активность школьников. Кроме того, проведение такой игры позволяет реализовать такие методы профориентационных воздействий, как изучение состояния производственной инфраструктуры региона и формирование познавательных интересов.
  • Изучение интересов, склонностей и способностей учащихся. Классный руководитель может использовать такие приёмы: изучение личных дел учащихся, проведение индивидуальной беседы с учениками, анкетирование и т.д. Несмотря на то, что интересы у детей в этом возрасте неустойчивы, нестабильны и динамичны, надо помнить, что интересы отражают общую направленность личности, охватывает все психические процессы и активизирует деятельность, в которой обнаруживаются способности подростка. Поэтому участие школьников в различных видах деятельности поможет выявить, развить и совершенствовать природные задатки, на основе которых при создании необходимых и достаточных условий развиваются способности детей.
  • Ведение профориентационной карты учащегося совместно с педагогом-психологом школы. Данная карта позволит систематизировать и контролировать процесс профессионального самоопределения каждого учащегося; выявить учащихся, нуждающихся в профконсультации психолога и следить за результативностью профориентационной работы. Ведение профкарты позволит классному руководителю прослеживать динамику развития интересов и склонностей, формирования профессиональной направленности личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевое взаимодействие опорного центра профориентации со средними и высшими профессиональными учреждениями технической направленности

Что же такое осознанный выбор профессии и возможен ли он в школьном возрасте?[2, 100] Осознанный выбор - это один из самых мудрых поступков в жизни. Выбирая профессию, в идеале, делать это необх...

Сетевое взаимодействие опорного центра профориентации со средними и высшими профессиональными учреждениями технической направленности

Что же такое осознанный выбор профессии и возможен ли он в школьном возрасте?[2, 100] Осознанный выбор - это один из самых мудрых поступков в жизни. Выбирая профессию, в идеале, делать это необх...

Сетевое взаимодействие опорного центра профориентации со средними и высшими профессиональными учреждениями технической направленности

Что же такое осознанный выбор профессии и возможен ли он в школьном возрасте?[2, 100] Осознанный выбор - это один из самых мудрых поступков в жизни. Выбирая профессию, в идеале, делать это необх...

Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"

Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....

Профориентация учащихся средней школы через игровую деятельность

Проект  предназначен для профориентации школьников, обучающихся в 10-11 классах и проявляющих интерес к техническому или гуманитарному образованию, желающих познакомиться со спецификой обучения н...

Мастер-класс по теме «Профориентация родителей 5 классов»

Одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом...

Мастер-класс по профориентации в 6 классе «Все работы хороши. Мой дом»

Мастер класс по профориентации для учеников 6 класса. Можно использовать на классном часу....