Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему

Киселева Ольга Александровна

Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОСТОВСКАЯ  ОБЛАСТЬ, ЧЕРТКОВСКИЙ РАЙОН, СЕЛО ГРЕКОВО-СТЕПАНОВКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ    БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ГРЕКОВО-СТЕПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ШКОЛА

«Утверждаю»

Директор  МБОУ  Греково-Степановской СОШ

Приказ  от  29 августа 2016г.  №

___________________Е.Г.Пащенко

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 Элективного курса по  профориентации

«Азбука профориентации»

на 2016-2017 учебный год

Уровень общего образования: основное  общее , 9 класс

Количество часов:  34

Учитель: Киселева Ольга Александровна ( 1 категория)

Программа разработана на основе пособия Афанасьевой Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2016г.

ДАТЫ ВНЕСЕНИЯ   ИЗМЕНЕНИЙ         ___________________

Содержание программы:

1.Место учебного предмета в учебном плане     стр.3

2.  Планируемые результаты                                стр.3

3. Содержание элективного курса                       стр.4

4.Тематическое планирование                             стр.5-13

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение элективного курса по  профориентации в 9 классе поучебному плану и по расписанию уроков МБОУ Греково-Степановской СОШ отводится 34 часа

Планируемые результаты освоения элективного курса

После прохождения программы элективного курса учащиеся должны:

  1. знать  о специфике современного рынка труда и его развитии;
  2. иметь адекватные представления о себе и своём профессиональном соответствии;
  3. принять  осознанное решение о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
  4. быть  готовы к социально-профессиональному самоопределению.

Содержание элективного курса                      

Что такое профориентация. Многообразие мира профессий.

Рынок образовательных услуг и рынок труда в области

Интересы и выбор профессии («хочу»)

Склонности и профессиональная направленность («могу»).

Мотивы выбора профессии

Профессиональный тип личности

Темперамент и выбор профессии

Способности и выбор профессии

Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу

Профессии «человек-человек»

Профессии «человек – знаковая система».

Профессии «человек – техника».

Профессии «человек – художественный образ».

Профессии «человек – природа».

Ошибки при выборе профессии

Профориентационная игра «Что? Где? Когда?»        

Построение профессиональной перспективы. Составление резюме при приёме на работу.

Профориентационная игра «Вакансия».

Тематическое планирование элективного курса

        

Тема занятия

Кол-во часов  

Содержание

Дата

Что такое профориентация. Многообразие мира профессий.

2

Содержание занятий. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Обсуждение правил работы на занятиях. Сбор информации. Практическая работа: работа с анкетой на определение основных мотивов выбора профессии.

6.09

13.09

Рынок образовательных услуг и рынок труда в области

2

Выбор и моделирование профессии.

Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо».Система профессионального образования в РФ и возможности приобретения профессии. Государственные и коммерческие организации, оказывающие услуги по профориентации трудоустройству молодежи в регионе. Встреча с представителями Центра занятости. Развивающие процедуры: Просмотр информационных роликов ССУЗов и ВУЗов области, а также визитные карточки градообразующих предприятий.

20.09

27.09

Интересы и выбор профессии («хочу»)

Склонности и профессиональная направленность («могу»).

2

Мотивы выбора профессии. Тактика осуществления «выбора»: «хочу» - «могу» - «надо». Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.

Практическая работа: конференция «Профессия, которую я выбираю» - подготовка и защита профориентационных проектов - презентация профессий (интеграция с уроком информатики).

Развивающие процедуры: дискуссия на тему: «Профессия, которую я выбираю».

4.10

11.10

Мотивы выбора профессии

2

Практическая работа: работа с анкетой на определение основных мотивов выбора профессии.

18.10

25.10

 Профессиональный тип личности.

2

Определение своего профессионального типа личности. Ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии.

Диагностические методики: «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда.

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

8.11

15.11

Темперамент и выбор профессии

2

Темперамент и выбор профессии. Интересы и выбор профессии. Склонности и профессиональная направленность.

Диагностические методики: опросник Айзенка, «Карта интересов» Е.А. Климова.

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

22.11

29.11

Способности и выбор профессии.

2

Что такое способности какого их влияние на род профессиональной деятельности.Лабораторная работа «Способности и условия их проявления»

6.12

13.12

Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

2

Знакомство с понятием “профессия”, профессиограмма. Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку, орудия труда, условия труда. Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий. Активизация умственной активности.

Диагностические методики: ДДО.

Профориентационная игра: “Ассоциации”.

Развивающие процедуры: обсуждение результатов

20.12

27.12

Профессии «человек-человек»

2

Понятие о профессиональной пригодности. Профессионально важные качества личности. Призвание. Целеустремлённость.

Лабораторная работа: «Профессиональная пригодность и здоровье»

10.01

17.01

Профессии «человек – знаковая система».

2

Составление формулы профессии, анализ профессии. Формирование представлений учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда; выработка умения анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.

Практическая работа: составление формул профессий.

Профориентационная игра: «Угадай профессию».

24.01

31.01

Профессии «человек – техника».

2

Понятие о профессиональной пригодности. Профессионально важные качества личности. Призвание. Целеустремлённость.

Развивающие процедуры: дискуссия на тему «Мой выбор – моё призвание».

7.02

14.02

Профессии «человек – художественный образ».

2

Понятие о профессиональной пригодности. Профессионально важные качества личности. Призвание. Целеустремлённость.

Развивающие процедуры: дискуссия на тему «Мой выбор – моё призвание».

21.02

28.02

Профессии «человек – природа».

2

Понятие о профессиональной пригодности. Профессионально важные качества личности. Призвание. Целеустремлённость.

Профориентационная игра «Вакансия».

7.03

14.03

Ошибки при выборе профессии

2

Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.

Практическая работа: знакомство с нормативными документами по охране труда.

Диагностические методики: «Теппинг-тест», «Профессиональная пригодность и здоровье».

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

21.03

4.04

Профориентационная игра «Что? Где? Когда?»

2

Актуализация осознанного самостоятельного выбора (самоопределения) учащимися профессионального пути. Знакомство с новыми профессиями. Развитие навыков целеполагания и планирования. Формирование информационного пространства.

Практическая работа: автономный игровой тренинг по развитию навыков целеполагания и планирования. .Учащиеся знакомятся как с малоизвестными профессиями, так и с традиционными. Учащиеся соотносят требования, которые предъявляет профессия с возможностями человека (претендента).

Развивающие процедуры: дискуссия по результатам выполненных заданий.

11.04

18.04

Построение профессиональной перспективы. Составление резюме при приёме на работу.

2

Резюме, правила составления. Навыки самопрезентации. Деловой этикет и его составляющие. Введение понятия “профессиональное взаимодействие”. Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Профессиональное становление.

Практическая работа: деловая игра «Интервью», упражнение «Резюме». Создание собственного резюме (интеграция с уроком информатики).

25.04

2.05

Профориентационная игра «Вакансия».

2

Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение.

Практическая работа: составление и анализ личного профессионального плана. Написание творческого эссе на одну из предложенных тем: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее» (интеграция с уроком развития речи «Написание сочинений на заданную тему»).

Развивающие процедуры: дискуссия по результатам выполненных заданий.

16.05

23.05

Общее количество часов

34

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета

МБОУ Греково-Степановской СОШ

от  24 августа 2016 года  №  1

Председатель методического совета

__________________Т А.Алексеева

СОГЛАСОВАНО

Заместитель  директора по УВР

МБОУ Греково-Степановской СОШ

________________Т.Г. Беденко.    

 25 августа  2016 года

Лист   регистрации изменений, вносимых в  календарно-тематическое планирование

элективного курса по профориентации

в  9 классе   на 2016-2017 учебный год

изменений

Дата

Страница

 с изменениями

Основания для внесения изменений

Содержание

 откорректированных тем (раздел)

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Программа элективного курса по профориентации "Проектируем будущее" (для гуманитарного класса)

Элективный курс «Проектируем будущее» дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора обучения. Он позво...

Программа элективного курса по профориентации "Школа инженерной культуры" (для физико-математического класса) класса)

Настоящая программа предполагает формирование у школьников специфически инженерного мышления, предполагающего анализ ситуации, выделение критических факторов, постановку задач относительно них, подбор...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Рабочая программа элективного курса по профориентации

Рабочая программа курса по профориентации предназначена для классных руководителей или учителей , ведущих профориентационную работу. Содержит пояснительную записку и тематическое планирование занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Профориентация» Класс 9

Рабочая программа элективного курса для 9 класса.Цели изучения данного курса:1.     Ознакомление обучающихся с природными задатками человека и условиями для развития их в способнос...