Методическая разработка классного часа «Музей своими рукам»
методическая разработка на тему

Бусыгина Светлана Александровна

Классный час об истории русской кухни и домашней утвари

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka_klassnogo_chasa.docx34.84 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа «Музей своими рукам»

Бусыгина Светлана Александровна, преподаватель спецдисциплин  КОГОАУ НПО ПУ №39

             

Цель классного часа:   - расширение уровня знаний обучающихся;

                                          - повышение интереса к выбранной профессии;

                                          - развитие творческих способностей обучающихся;

                                          - демонстрация связи между историей и кулинарией;

                                          - воспитание чувства патриотизма, любви к русской кухне.

Оформление классного часа:

  1. Экспозиция старинной утвари, скатерти, салфеток. Все экспонаты предоставлены в музей  учащимися и преподавателями (фото 3-11).
  2. Воссоздан уголок русской избы: русская печь, лавка, стол (фото 2).
  3. Обеденный стол с самоваром и блюдами русской кухни  (фото 1).
  4. Музыкальное сопровождение: русские песни в исполнении учащихся (фото 12).

Оборудование:

  1. Презентация «Музей своими руками»
  2. Компьютер, проектор, музыкальный центр

« История - не только великий Просветитель и гуманный        

                                                    Учитель, но и мудрый Воспитатель»

Пояснительная записка

          Свята любовь человека к своей Родине. Именно эта любовь рождает в человеке такие замечательные качества, как гражданственность и патриотизм. Глубина патриотических чувств у человека зависит от того, насколько хорошо он знает и любит свою историю. 

          Знакомство с историей русской кухни позволяет учащимся получить более широкое представление о жизни своих предков, что само по себе имеет большое воспитательное значение. Дети должны знать, что историю русской кухни невозможно отделить от истории нашей Родины. Очень важно познакомить учащихся с традициями русского народа, условиями быта, историей появления на нашем столе различных блюд, посуды, домашней утвари. Это способствует повышению культурного уровня учащихся, повышает интерес к выбранной профессии. История русской кухни изучается не только на уроках Кулинарии, но и во время внеклассных мероприятий. Данный классный час «Музей своими руками» проведен в рамках Недели Кулинарии.

        Целью данного мероприятия является воспитание духовно богатой, развитой личности через получение и систематизацию знаний по истории русской кухни.

           Проведению мероприятия предшествовала большая подготовительная работа: учащиеся сами подбирали предметы утвари для музея, вовлекли в этот процесс родителей, преподавателей, подбирали материал об истории экспонатов, узнавали, как тот или иной предмет появился в их доме, изучали свою родословную, оформили кабинет. Вовлечение учащихся в практическую деятельность помогает разнообразить учебный процесс. Такие занятия помогают лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальность, решить внеклассные проблемы общения, помогают осуществлению собственных идей.

Сценарий классного часа

  1. Организационный этап
  1. Приветствие
  2. Организация внимания

  1. Основной этап

Преподаватель:

         На дворе 21 век, мы живем в бешеном ритме современной жизни, погруженные в свои проблемы и заботы и порой не замечаем предметы, которые нас окружают. А тем более не задумываемся, откуда появились те или иные предметы обихода, посуда, какова их история. Многие из нас живут в благоустроенных квартирах, пищу мы готовим на электрических или газовых плитах, пользуемся электрочайниками, микроволновками, тостерами и другими благами цивилизации. Но так было не всегда. Давайте сегодня окунемся в историю и вспомним, как жили наши предки хотя бы в недалеком прошлом, какой посудой они пользовались. Итак, немного истории ...

    1 ведущий:

На многие века преобладающим жилищем 90% населения страны была русская изба. Главным инструментом при постройке русских деревянных сооружений был топор, отсюда говорят: не построить, а срубить дом. В обстановке избы не было ни одного лишнего или случайного предмета, каждая вещь имела строго определенное назначение.  (Презентация. Слайд 2,3).

Особое место в избе занимала русская печь: она обогревала жилище, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили продукты, одежду, грели воду, на ней спали и даже мылись. Но главным ее назначением было и остается приготовление пищи. Кто хоть однажды испробовал хлеб, испеченный в ней, блины, томленые щи или кашу, уже никогда не забудет их превосходного вкуса и аромата. Иногда у печи устраивали угол для стряпни, отделенный деревянной ярко раскрашенной перегородкой. (Презентация. Слайды 4,5)

Вдоль стен в избе ставили деревянные лавки, на которых сидели и спали. Стулья в крестьянском жилище появились позже, в 19 веке. Стол был обычно значительных размеров, в расчете на большую семью, прямоугольной формы, из хорошо обработанных досок без сучков (слайд 6). Обязательной принадлежностью избы были сундуки, в них хранили одежду, холсты, утварь. Утварь - это все предметы, необходимые человеку в обиходе. В русской деревне употреблялась в основном деревянная, гончарная утварь. Металлическая, стеклянная и фарфоровая была распространена меньше и свидетельствовала о зажиточности семьи. (Презентация. Слайды 7,8,9).

2 ведущий:

Режим питания русских людей зависел от различных факторов. Люди строго придерживались постов (на них приходилось до 200 дней в году и запрещалось есть молочную и мясную пищу) и мясоедов - запрет снимался.

Приготовлением пищи занималась обычно мать семейства, а если в семействе был женатый сын, то у печи хлопотала невестка. Она должна была встать до света, затопить печь и приготовит еду для домочадцев и скота. В страдную пору обед готовили вместе с завтраком и брали с собой в поле. Подавала пищу на стол сама хозяйка или невестка. В большой семье ей некогда было присесть со всеми, и она часто оставалась полуголодной. Кстати, существовало поверье, что стряпуха должна стоять у печи голодной, тогда и еда будет вкуснее.

Каждая трапеза проходила в определенный час, особенно строго соблюдалось время обеда и ужина. Семья собиралась за столом, где у всякого было свое место. Хозяин дома садился первым, за ним все остальные домочадцы. Мытье рук перед едой считалось обязательным. Перед тем, как сесть за стол, каждый должен бал перекреститься. Перед обедающим клали ложки и хлеб. Жидкие горячие блюда (похлебки) обычно ставили на стол в общей большой миске на всю семью. Хозяин следил, чтобы каждый ел, не обгоняя других. Гущу из похлебки, мясо или сало можно было зачерпывать только после того, как это сделает глава семейства. Не следовало есть «вприхлебку», то есть зачерпывать похлебку, не откусив хлеба, брать на одной ложке два куска мяса. Если же кто-то из едоков нарушал эти правила, то незамедлительно получал ложкой по лбу. Вареные или жареные блюда из мяса и рыбы подавались нарезанными кусками на общем большом блюде. Каждый брал себе кусок руками и с помощью своего ножа (а его имел каждый) «расправлялся с ним». Кусок можно было положить на ломоть хлеба, а позже, когда появились тарелки, на тарелку.

1 ведущий:

Правила поведения за столом были довольно строгими: нельзя было стучать ложкой о посуду, ронять остатки пищи на пол, громко разговаривать и смеяться. Все это свидетельствует о почтении и даже благоговении, которое русские люди испытывают к хлебу насущному. Вот что по этому поводу пишет известный писатель и этнограф СВ. Максимов: «Дело всех православных крестьян сидеть за столом чинно, унимать от смеху смешливых, не водить пустяшных разговоров и смотреть на хлебный стол как на большой престол». На столе в русском доме всегда лежал хлеб, а рядом стояла солонка. Этим хозяева хотели показать свое гостеприимство и особое положение, которое отводил ось столу и хлебу в доме. Не худо было бы и нам возродить то уважительное отношение к трапезе, которым отличались наши предки.

Нарядно и празднично выглядит стол, если он покрыт скатертью. Скатерти и салфетки использовались с незапамятных времен. Упоминание о скатерти есть уже в «Смоленской грамоте», датированной 1150 годом. А в 16 веке скатерть была довольно распространена в домах русской знати. В приданое любой девушки и бедной, и богатой входило столовое белье - скатерти, салфетки, полотенца, нередко вытканные и вышитые самой невестой. Чаще всего использовались льняные скатерти и из хлопка. Скатерти украшались кружевом, вышивкой. Полотенца также чаще всего изготавливались изо льна. (Презентация. Слайд 10,11). Интересна история салфеток. Толковый словарь русского языка поясняет, что так называют платок для вытирания губ или небольшую скатерть. В Древней Греции салфетками служили листья фигового дерева, постепенно появились полотняные салфетки. Особой популярностью они пользовались в странах, где мужчины носили усы и бороду.

2 ведущий:

Мы все едим из тарелок. Это кажется нам естественным. Между тем тарелка появилась на столе не сразу. Сначала вместо тарелок использовали большие куски хлеба, примерно с 11 века пищу подавали на общих блюдах: деревянных, глиняных, оловянных. Иногда стальных (слайд 12). В богатых домах можно было увидеть серебряную и золотую посуду. Особенно много ее было на монарших пирах. Иван Грозный, чтобы такую посуду не воровали, распорядился закупать в Англии посуду медную, но посеребренную или позолоченную. Вообще же первые письменные упоминания об использовании индивидуальных тарелок на Руси относится к временам Лжедмитрия 1. Из тарелок на Руси не только ели. Ими, к примеру, цари награждали своих подданных. С 18 века тарелки стали неотъемлемым атрибутом трапезы. В России был открыт секрет производства твердого фарфора, это, разумеется, помогло дальнейшему продвижению тарелки в народ. Однако низшие слои населения порой ели руками, прямо со стола еще и в конце 19 начале 20 века.

Довольно почетный возраст имеет столовая ложка. Уже в «Повести временных лет» она упоминается как совершенно необходимый во время еды предмет. Чаще всего использовали деревянные ложки, их носили за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: «3апасливыи гость без ложки не ходит», или «Со своей ложкой по чужим обедам». Ложки имели самые разные названия. В словаре Даля упоминается, например разливная ложка, междуумок (простая русская широкая ложка), бурлацкая ложка, носатая тонкая белая и так далее. (Презентация. Слайды 13, 14, 15).

1 ведущий:

Сейчас мы готовим пищу в кастрюлях, а раньше для этого использовались горшки, сначала глиняные, а потом керамические. (Презентация. Слайды 16, 17, 18). Именно в горшках варили каши, супы, тушили мясо, рыбу, овощи или просто грели воду. Были горшки огромные, а были совсем небольшие на несколько стаканов. Если горшок трескался, то его по возможности не выбрасывали, а оплетали берестой и использовали для хранения продуктов. В конце 19, начале 20 века для приготовления пищи в русской печи стали использовать горшки из чугуна. Объем чугуна от 1,5 до 9 литров, маленький называется чугунок. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму глиняного печного горшка. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его с помощью ухвата (Презентация. Слайд 19).

Ухват - это приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Другое название ухвата - рогач. Рога ухвата обхватывали чугунок снизу, он садился своей широкой частью на ухват и легко задвигался в печь. В каждом крестьянском доме было несколько ухватов разных размеров. Они всегда стояли возле печи, с правой стороны рогами вниз. Мог применяться ухват и в качестве оружия. Ф.Г.Солнцев вспоминал: « Наступил памятный 1812 год. Началась Отечественная война с Наполеоном. В эту тяжелую годину набор в армию был особенно большой. В селе остались только женщины, старики, да дети. Все держали наготове палки, ухваты и прочее, намереваясь с этим оружием встретить врага».

Так же в быту использовался еще один сосуд-корчага (Презентация. Слайд 20). Это большой, обычно глиняный горшок, похожий на античную амфору, предназначался для хранения и перевозки зерна и жидкости.

Первые сковороды также были глиняные. Нынче они встречаются разве что в национальных ресторанах. Постепенно появились металлические сковороды: чугунные, алюминиевые, из нержавеющей стали.

2 ведущий:

Самый известный атрибут российского чайного стола – это, конечно же, самовар.

А традиции чаепития в России существуют уже более 300 лет (Презентация. Слайды 21,22,23).

В 1778 году тульский слесарь Лисицын открыл первую самоварную мастерскую. Правда, появились сведения, что первый самовар был изготовлен гораздо раньше, и не в Туле, а на Урале. Так что название «самоварной родины» Тула делит с Уралом. Какие только самовары не делали: большие - на несколько ведер и маленькие - на 1-2 стакана, медные, из сплавов меди и цинка, серебряные, никелированные. В разных уголках России у самовара были разные названия: по-ярославски он «самогар», по-курски он «самокипец», а по-вятски- «самогрей». Блестящий, пышный он вносил в чаепитие праздничность, располагая к неспешной беседе. Для чаевника самовар был вещью необходимой: не надо топить печь, чтобы вскипятить воду для чая, самовар это делал за несколько минут, вода в нем долго оставалась горячей. Наконец, чай, заваренный из самовара, всегда вкуснее, и это вполне объяснимо: вода в самоваре прогревается равномерно, не бурлит, как в чайнике, накипь оседает на дно, а поскольку кипяток разливают из крана, то накипь не попадает в чай.

Обязательным атрибутом самовара был также поднос. Непременно лакированный с цветочной росписью, разных форм и размеров (Презентация. Слайд 24). Они использовались и в качестве украшения жилища. Раньше других подносы начали делать на демидовских заводах, а в начале 19 века их производство было налажено в деревне Жостово. Яркие букеты цветов на черном лакированном фоне делают подносы неповторяемыми и всегда узнаваемыми (Презентация. Слайд 25).

1 ведущий:

Какую же еще утварь использовали наши предки?

Это различные сита для просеивания муки и других сыпучих масс, скалки из различных пород лиственных деревьев для раскатывания теста, деревянная лопатка, с помощью которой доставали хлеб из русской печи, деревянное корыто, в котором рубили овощи, мясо, ведь мясорубок раньше не было. (Презентация. Слайды 26,27,28,29,30,31).

Самый почитаемый и древний христианский праздник- это пасха. Принято готовиться к этому празднику, символизирующему победу над смертью: красить яйца, печь куличи, но главное блюдо пасхального стола - творожная пасха. Она готовится в специальной форме- пасочнице. Пасочница- это четыре конусные дощечки, собираемые в виде усеченной перевернутой пирамидки. На боковых гранях пасочницы обязательно присутствуют символы пасхи: буквы ХВ (Христос Воскресе), крест и другие. С древних времен  пасочница  была  необходимым  атрибутом  в  каждом  доме,  ее  передавали из поколения в поколение (Презентация. Слайд 32).

           2 ведущий:

Существует много пословиц и  поговорок о домашней утвари:

  • Дом полная чаша
  • Не красна изба углами, а красна пирогами.
  • Коли изба крива - хозяйка плоха.
  • Кваши не замесишь - и хлебца не поешь
  • Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.
  • Был бы обед, а ложка отыщется. Был бы пирог, найдется и едок. Не котел варит, а стряпуха.
  • Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит.

     Загадки:

  • Книга - раздвига о четыре листа, а середка пуста (изба).
  • Рубаха в избе, рукава на дворе (печь и дым) Черный конь скачет в огонь (кочерга).
  • Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет (ухват).
  • В дом пришел, всех вокруг себя собрал (стол).
  • Топили, колотили, трепали, мяли, ткали и на стол послали (скатерть). Огня не страшусь, воды не боюсь, много лет жил, много душ кормил (горшок).
  • Сверху дыра, снизу дыра, а в середине огонь, да вода (самовар).
  • Утка в море хвост на заборе (ковш). Новая посудина- вся в дырках (сито). Три раза в день берется, и опять на место кладется (ложка).
  • Всем нужен, а не всякий сделает (хлеб).

1 ведущий:

А теперь давайте поиграем в старинные русские игры: Ручеек, Колокольчик, Петушиный бой.

Преподаватель:

В нашем музее представлены книги по кулинарии, которые были очень популярны в свое время, но и сейчас они представляют интерес.

     Книги по кулинарии.

«Подарок молодым хозяйкам» автор Елена Молоховец. Книга впервые была издана в 1861 году и при жизни автора выдержала 29 изданий. Эта книга стала кухонной библией молодых хозяек 19, 20 века и не утратила своего значения в 21 веке. Помимо интересных рецептов в книге есть таблицы меры и веса, приблизительные цены различных продуктов (1907г.), полезные советы, различные варианты меню, рецепты консервирования овощей и фруктов (запасы), правила сервировки стола.

Настоящим бестселлером в кулинарии 20 века стала «Книга О вкусной И здоровой пище»- советский сборник кулинарных рецептов, впервые издана в 1939 году. В ней рассказано об основах рационального питания, приведены рецепты блюд. Общий тираж книги более 8 миллионов экземпляров.

  1. Заключительный этап.

Преподаватель:

Мы сегодня прослушали интересную информацию об истории посуды, вспомнили пословицы, отгадали загадки и даже поиграли. Присмотритесь повнимательнее к таким привычным и знакомым вещам. Может, вы захотите узнать, откуда они появились в вашем доме, кто ими пользовался. Наверняка в каждом доме есть предметы быта, которые хранят тепло рук нескольких поколений.

Звучит русская народная песня в исполнении учащихся.

  1. Рефлексия

Список использованной литературы

  1. Ковалёв В.М., Могилевский Н.П. – “Русская кухня: традиции и обычаи”, М. 1992г.
  2. Андреев А. - “Русская обрядовая кухня”, СПб. 1992 г.
  3. Поскрёбышева Г - “Современная православная кухня”, М. 2000г.
  4. Ивашкевич Н.П. – “Пасхальный стол”, Л. 1996г.
  5. Лагутина А.А., Лагутина С.В. – “Что приготовить в пост”, Р-на –Д 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН - ЖЕНЩИНА С РЕБЕНКОМ НА РУКАХ».

Классный час к дню матери "Самая пректасная из женщин-женщина  с ребенком на руках" для учащихся 11 класса коррекционной школы....

Методическая разработка "Головоломки по черчению своими руками"

Во всякой сознательной трудовой деятельности человеку нужны знания, сообразительность, находчивость, т.е. то, что в народе метко определяется одним словом «смекалка». Смекалку можно развить сист...

Методическая разработка занятия "Твори добро своими руками"

В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков художественно - эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности. Видеть красоту предметов декоративно – п...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа «Открой свое сердце для доброты»

Методическая разработка классного часа  «Открой свое сердце для доброты»...

Разработка классного часа "Музеи мира"

Материал можно использовать к Международному Дню музеев....

Методическая разработка классного часа для 10 класса "В поисках своего призвания"

Цель: формирование активной гражданской позиции и профессиональное самоопределение учащихся в соответствии с их желаниями и интересами, на основе базовых национальных ценностей.Задачи:- совершенствова...