Классный час "Правила речевого этикета"
классный час (8 класс) на тему

Гильманова Светлана Станиславовна

Конспект классного часа на тему "Правила речевого этикета" включает игровые моменты, инсценировки речевых ситуаций. Однако использование конспекта невозможно без презентации, специально подготовленной к данному классному часу, так как основное содержание мероприятия (речевые формы приветствия, прощания и т. д.; шуточный тест) содержатся именно в презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas-rech.etiket.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Правила речевого этикета»

     Цель:

     1. Сформировать представление о речевом этикете; ознакомить учащихся с правилами вежливого поведения и общения.

     2. Развивать умение мотивированно пользоваться различными этикетными формами, языковыми средствами общения в устной речи с учетом речевой ситуации; обогащать словарный запас.

     3. Воспитывать потребность следовать правилам речевого поведения с целью поддержания доброжелательных контактов в общении.

Ход мероприятия

     1. Игровая ситуация №1.

     Учитель:

     - Уважаемые гости, привет. Ребята, здорово.  Давайте рассаживайтесь быстрее по местам, начинаем классный час.

     Вбегает опоздавший ученик, взлохмаченный, запыхавшийся, садится на свое место со словами:

     - Я звонка не слышал.

     Учитель:

     - Ты в своем репертуаре. Вечно опаздываешь. Продолжаем занятие…   Или не продолжаем? Ребята, что вы такие удивленные, испуганные? Вам не понравилось, как  начался классный час?.. Попробуем начать его по-другому. Как в кино, прокрутим пленку назад.

     2. Игровая ситуация №2.

     Учитель:

     - Уважаемые гости, рада вас приветствовать. Дорогие ребята, здравствуйте. Прошу всех садиться. Мы начинаем классный час.

     Ученик стучит в дверь, заходит со словами:

     - Здравствуйте, извините за опоздание. Можно сесть?

     Учитель:

     - Здравствуй,  садись. Причину опоздания объяснишь на перемене.

     3. Формулировка темы классного часа. Осмысление терминов «этикет» и «речевой этикет».

     - Такое начало занятия вам больше нравится? Почему?  (Учитель и ученик при общении соблюдали нормы речевого этикета.)

     - Сегодня  тема  классного часа – «Правила речевого этикета». (Слайд  1, анимация.)

     - Но даже войдя в класс второй раз,  ученик все равно допустил  нарушение.  Какое? (Нарушил правило этикета - опоздал.)

     - Что такое этикет?  Речевой этикет?  (Слайд  2.)

     - Зачем  человеку нужно соблюдать  правила  речевого этикета? ( Это нужно делать,  чтобы людям было комфортно друг с другом.  Вспомним:  совсем недавно закончилась олимпиада в Сочи. Там работали волонтеры. Это люди, которые   добровольно и бесплатно помогают организаторам олимпиады встречать, провожать, размещать спортсменов и гостей. Они должны владеть иностранными языками и знать правила речевого этикета. Именно от этого  зависит  успех  деятельности  волонтера. )

      - Итак, нам предстоит познакомиться с некоторыми правилами  речевого этикета.

     4. Тема «Приветствие».  (Слайд  3.)

     - Что значит здороваться?  Это  прежде всего пожелать здоровья, долгих лет жизни, это значит подтвердить, что ты хорошо относишься к человеку. С приветствия начинается общение, разговор. Поэтому очень важно выбрать  те слова, которые помогут нам начать его, расположат к нам собеседника.

     - Назовите слова, которыми мы приветствуем  других людей.  (Ответы учеников.)

     - А теперь посмотрите, какими разнообразными могут быть формы приветствия…  (Слайд  4.)

     5. Тема  «Ответ на приветствие».  (Слайд  5.)

     - Вежливый человек обязан ответить на приветствие.  

     - Что говорить после приветствия, зависит от желания или нежелания продолжить разговор при встрече.          Вот возможные варианты ответов на приветствие…  (Слайд  5, часть 1.)

     - В свою очередь на вопросы: Как живете? Как дела? Что нового? – возможны варианты ответов

 в зависимости от конкретной ситуации. Вот примеры ответов на эти вопросы, если «дела идут хорошо» или «дела идут не очень хорошо»…  (Слайд  5,  часть 2.)  

     6. – Теперь  вам предлагается посмотреть  инсценировки речевых ситуаций.

      Задание: найти нарушения норм речевого этикета.

     1. Ученик утром заходит в класс, где находятся учитель и ребята. Ученик:  «Здравствуйте, Мария Алексеевна». Или:  «Всем привет!».

     2. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них ученик увидел своего классного руководителя: «Здрасьте, Светлана Станиславовна».

     3. Учителя разговаривают на перемене. Подходит ученик: «Ольга Ивановна, сегодня будет контрольная работа?»

     4. Встретились школьник и учитель физкультуры. Школьник подает руку: «Здрасьте, Николай Васильевич».

     5. В школе встретились ученик и учитель:

     - Здравствуй, Тигран.

     - Здравствуйте.

     6. Ученик  утром заходит в школу. На нем куртка и шапка. Он проходит через турникет и направляется к раздевалке.

     7. Встречаются утром в школе девочка и мальчик. Она кричит ему: «Привет!», при этом обнимает, целует.

     8. Встретились девушка и юноша. Здороваясь, он подал ей руку в перчатке. Она поступила так же.

     9. Молодой человек вошел в автобус и увидел, что у задней двери стоят его друзья или одноклассники. Он кричит: «Ребята, привет. Как дела? Я еду на тренировку. А вы куда?»

     10. Встретились две подруги. Первая: «Как дела?»  Вторая: «Все плохо, очень устаю, болею, проблемы одолевают, жить не хочется».

     7. Тема  «Просьба и возможный отказ».  (Слайд  6.)

     1. Учитель:

     - Послушайте разговор подружек и скажите, нарушены  ли в их диалоге нормы речевого этикета:

     - Алиса, приходи ко мне в субботу, в 3 часа,  мы вместе выполним задание по алгебре. Мне одной трудно.

     - Не могу, у меня дополнительное занятие по английскому языку.

   

  2. Учитель:

     - Существует множество способов попросить собеседника о чем-либо…  (Слайд  7,  часть 1.)

     - Наиболее вежливой формой просьбы считается просьба, выраженная в форме вопроса…

 (Слайд  7,  часть 2.)

      – Отказывать тоже надо вежливо, с сожалением, так, чтобы другому человеку не было обидно…

 (Слайд  7,  часть 3.)  

     3. Учитель:

     - А теперь мы попросим подружек повторить  диалог  с соблюдением  норм речевого этикета:

     - Алиса, не могла бы ты мне помочь выполнить задание по алгебре? Если тебе не трудно, сделай одолжение, приходи ко мне в субботу, в 3 часа. Не откажи в любезности.

     - Извини меня, пожалуйста, но я, к сожалению, не смогу:  у меня занятие по английскому языку. Если не возражаешь, я приду к тебе позже, в 6 часов вечера.

     8. – Оцените  речевые ситуации и исправьте  нарушения норм речевого этикета. (Слайд  8.)

     

     Ведущие, внимание!  Если время классного часа подходит к концу, то пункты № 9, 10, 11 нужно пропустить.  Желательно, чтобы пункт №  12 прозвучал.  А далее следует сказать: «На этом тема «Правила речевого этикета»  не исчерпана, мы продолжим ее на следующем классном часе. В заключение хочется сказать… (Слайд  17, 18.)  

     9. Тема  «Благодарю вас!»  (Слайд  9.)

     - «Благодарю вас!» - это значит: я посылаю вам знаки доброжелательства за услугу.

     - Какие еще слова мы используем, чтобы выразить благодарность за что-либо?  (Ответы учеников.)

     - Обычно в ответ на приглашение, пожелание, поздравление, помощь употребляются следующие слова… (Слайд  10, часть 1.)

     - На эти формы выражения благодарности можно ответить следующее…  (Слайд  10, часть 2.)

     - Таким образом, в ответ на добрые дела, чувства, слова вежливый человек должен ответить словами благодарности. Наиболее употребительное слово – СПАСИБО. Оно возникло  путем  сращения  слов  из устойчивого  словосочетания  СПАСИ  БОГ, постепенно утратившего свое первоначальное значение.

     Слово БЛАГОДАРЮ уместно в официальной обстановке.

     10. Тема  «Прошу прощения!»  (Слайд  11.)

     - Если мы случайно кого-то обидели, огорчили или были невежливы, какие необходимо произнести слова? (Ответы учеников.)

     - Посмотрите, сколько существует словесных формул для  того, чтобы попросить прощения… (Слайд  12.)

     Слово ПРОСТИТЕ является нейтральным. Оно употребляется при обращении к человеку с извинениями за совершенный проступок, за беспокойство.

     При извинении за незначительный проступок используется слово ИЗВИНИТЕ.  «Извините» означает «принимаю вину на себя». Но от того, с какой интонацией мы произнесем это слово, во многом зависит, возникнет ли после этого конфликт или нет. Очень важно произнести это слово так, чтобы тот, у кого вы просите прощения, понял, что вы искренне раскаиваетесь.

     11. Тема «Прощание».  (Слайд  13.)

     - Какие слова вы используете, прощаясь с другими людьми?  (Ответы учеников.)

     - Посмотрите, как это можно сделать… (Слайд  14.)

     12. – А теперь  предлагаем вам ответить на вопросы шуточного теста… (Слайд  15, 16.)

     13. – В заключение  хочется сказать  (слайд  17):  

     - «Вежливые» слова, речевой этикет являются приобретением цивилизации. Можно ли представить дикаря, сидящего у костра и жующего полусырое мясо, который обращается к соседу со  словами: «Будьте так любезны, дайте мне, пожалуйста, вон ту большую кость. Благодарю вас, извините за беспокойство!»

     Но если современный человек не употребляет в своей речи «вежливых» слов, не соблюдает нормы речевого этикета, он тоже становится похожим на настоящего пещерного человека.

     - Обратите внимание на слова всемирно известного испанского писателя  М. де Сервантеса (слайд  18): «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Речевой этикет"

Классный час можно проводить в 5 - 6 классах....

Практикум по русскому языку.Речевой этикет "А как лучше сказать".

Материал предназначен для учащихся 5-7 классов, возможно использование в 8-9 классах при подготовке к ГИА , а также в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ. Включает в себя задания и информацию,направлен...

урок развития речевого этикета "Я к вам пишу, чего же боле..."

Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`. Конспект "Я к вам пишу, чего же боле..."  Победитель Всероссийского конкурса методических разработок `Лучший урок письма`-2009...

Речевой этикет и культура речевого общения

Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения...

Культура речевого поведения и речевой этикет.

Доклад на заседание МО воспитателей....

Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....

«Понятие этикета, речевого этикета»

laquo;Понятие этикета, речевого этикета»...