Рабочая программа по внеурочной деятельности
методическая разработка (6 класс) на тему

Социальное направление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochkaobshchekutur.docx65.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Прохоровская гимназия»

Прохоровского района  Белгородской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________ Чертовская О.А.

Протокол №______ от

«_____»__________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора гимназии по ОВР МБОУ

 «Прохоровская гимназия»

____________Глазунова Л.Ю.

«_____»___________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Прохоровская гимназия»

__________Пономарёва О.А.

Приказ № ________от

«_____»___________2012г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности 

по социальному направлению

Немыкиной Светланы Леонидовны

Классный руководитель

5Б класса

п. Прохоровка

                                                         2012 – 2013 учебный год

 

Пояснительная записка.

«Мы не выживем физически, если погибнем духовно».

академик Д.С.Лихачёв

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Цель настоящей программы:

освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

  • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
  • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
  • прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Данная программа позволяет учащимся 5 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Программа состоит из 4 крупных разделов:

1. Этика общения

  1. Этикет
  2. Этические нормы отношений с окружающими
  3. Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Формы и виды деятельности

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • просмотр мультфильмов;
  • посещение выставочных залов и музеев;
  • походы в кинотеатр;
  • конкурсы;
  • посещение библиотек;
  • праздники.

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

     сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть  дружественной  среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

               Третий уровень результатов -  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его  достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Выпускник начальной школы получит возможность для формирования:

- морального сознания , способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Формы учета оценки планируемых результатов

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  3. Диагностика:
  • нравственной самооценки;
  • этики поведения;
  • отношения к жизненным ценностям;
  • нравственной мотивации.
  1. Анкетирование учащихся и родителей

Данная образовательная программа была составлена на основе  программы А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика в начальных классах». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования, с учетом образовательного процесса школы, может  реализоваться в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общекультурное».

Программа адресована учащимся 5  классов  и рассчитана на 70 часов  в год.

Периодичность занятий – 2 часа в неделю.

Программа реализуется классным руководителем 5 г класса

Содержание программы  «Школа Этикета»

5 класс

Раздел 1. Этика общения

Тема 1. Доброе слово,  что ясный день.

Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова.

Тема 2. Ежели вы вежливы.

Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки.

Тема 3. Любим добрые поступки.

Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.

Тема 4.Подари дело и слово доброе.

Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.

Тема 5. Умеем общаться.

Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.

Тема 6. Каждый интересен.

Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

Тема 7. Нам счастья не сулит обида чья-то.

Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик».

Тема 8. Оглянись внимательно вокруг.

Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека кК личность.

Тема 9.  Умение быть самим собой.

Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души.

Тема 10. Что достойно гражданина.

Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или радости других – шаг гражданина.

Тема 11. Даже будни может труд сделать праздничными днями.

Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя – тоже труд.

Раздел 2. Этикет

Тема 12. Простые правила этикета.

Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.

Тема 13. Мальчики. Девочки.

Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для девочек. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы.

Тема 14. Поиграем и подумаем.

Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность. Ролевые игры.

Тема 15. Когда какое слово молвить.

Умение разговаривать – искусство весьма не простое. Каждый человек несет                               ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово – угроза здоровью, так как оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор.

Тема 16. За общим столом.

Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета.

Тема 17. Доброта и доброжелательность.

Доброта – глубокое и широкое понятие – чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность – составная часть доброты.

Тема 18. Весёлые правила хорошего тона.

Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.

Тема 19. Вот школа, дом, где мы живем.

Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.

Тема 20. Вот магазин, куда идем.

Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.

Тема 21. Путешествие в страну Этикета.

Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».

Тема 22-23 Просим к столу.

              Познавательная беседа.

            Практическое занятие в столовой школы. 

            Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Тема 24. «Поспешай делать добро». (народная мудрость)

Игровые моменты. Ролевые игры. Изречения, пословицы на тему добра.

 Назначение человека – творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите,

думайте, творите Добро!»

Тема 25. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки»

 (Л.Н. Толстой)

Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить.

Суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу,

несправедливости, наказать зло – добрый поступок, требующий большого

мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно

давать отпор злу.

 Тема 26. Родительский дом.

Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени. Грубости,

несдержанности, каприз, претензий. Повседневные обязанности – это капли,

из которых сливается море человеческого долга. 

Тема 27 О тех, кто сердце отдал людям.

Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая,

действенная и светлая любовь – это любовь к матери и к Родине. Разговор о

воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод.

Тема 28. Умей быть щедрым.

Установит разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота

о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры.

Тема 29. Праздник благодарности.

Участие каждого в празднике, внесение своих предложений.

Тема 30. Добрыми делами славен человек.

Работа с изречениями. Для осмысления себя – анкета с целью увидеть и

откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как

двигаться дальше.

Тема 31. Отворите волшебные двери добра и доверия.

Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться

одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери

сердца – двери добра и доверия.

Тема 32. Встречаем Новый год.

Классный «Огонек» с праздничным столом.

Тема 33. Хорошие песни к добру ведут.

Дети поют ту песню, которую выбирает большинство.

Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.

Тема 34. Вглядись в себя, сравни с другими.

Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое

 мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален.

Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

Тема 35 О настоящем и поддельном.

Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства,

поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и

 понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему

Тема 36. Школьные правила этикета.

Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение

в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

Тема 37. Когда рядом много людей.

Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице,

 в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.

Тема 38. Как решать семейные проблемы.

Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора,

чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.

Тема 39. Чистый ручеек вашей речи.

Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев.

 Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению,

засорять ее поток.

Тема 40. У каждого народа свои герои.

Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов.

Тема 41. Люби всё живое.

Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе.

 Игра «на лужайке». Народные изречения о природе.

Тема 42. Душа – это наше творение.

Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими

хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …»,

 «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (8 часов)

Тема 43. Если радость на всех одна.

Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».

Тема 44 Мой класс – мои друзья.

Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».

Тема 45. Самолюб никому не люб.

Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».

Тема 46. Поиграем и подумаем.

Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.

Тема 47 Любите ваших матерей.

Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти. Печали,

 душевных огорчений наших мам? Разыгрывание ситуаций. Анкета

«Насколько вы знаете своих мам».

Тема 48.  «Поздравляем наших мам».

«Огонек», посвященный мамам.

Тема 49. О дружбе мальчиков и девочек.

Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с

таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое

согласие или несогласие с пунктами таблицы.

Тема 50. О дружбе мальчиков и девочек.

Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек.

 Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый

аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы.

Тема 51. Расскажи мне обо мне.

Проведение по сложившейся традиции

Тема 52. Присмотритесь друг к другу.

На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где один

 за всех и все за одного – надежно, радостно, легко.

Тема 53. Подарок коллективу.

Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения

 детей, подведение итогов навыков этического поведения.

Тема 54. Я, ты, мы.

Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность

интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.

Тема 55. О дружбе мальчиков и девочек.

Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с

таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое

 согласие или несогласие с пунктами таблицы.

Тема 56. Не хуже других.

Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю. Костьми

ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», –

очень опасный принцип.

Тема 57. «Скажи себе сам».

Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого

 собственная оценка себя. Ролевые игры.

Тема 58. Храни достоинство свое повсюду, человек!

Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в

поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет

недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и

обретения своего достоинства.

 Тема 59. Сделай добро сам.

Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе,

всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик

учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.

Тема 60. Секретные советы девочкам и мальчикам.

Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных

карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток». 

Тема 61. Вот и стали добрей и умней.

Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам

лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к

 другим, помогли стать умней и добрей. 

Тема 62. Путешествие по весеннему лесу.

Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила

 поведения в лесу.

Тема 63. Чтобы быть коллективом.

Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает

свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.

Тема 64. Коллектив начинается с меня.

Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в

коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям,

друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим

другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.

Тема 65.Пора в театр.

Поездка в театр. Выполнение правил этикета

Тема 66. На стадионе.

Посещение стадиона.Выполнение правил этикет

Тема 67. Мы всё ещё любим мультфильмы.

Посещение кинотеатра Выполнение правил этикета 

Тема 68. Доброта что солнце.

Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков

Тема 69.Когда солнце тебе улыбается.

Итоговое занятие – праздник весны и песни

 Тема 70. Школе посвящается.

Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.

        

Тематическое планирование

5 класс

Название темы

Дата проведения

Форма деятельности

По плану

Фактич.

Этика общения. 11ч.

1

Доброе слово  что ясный день

Познавательная беседа. Игра

2

Если вы вежливы

Познавательная беседа. Игра

3

Любим добрые поступки

Игра. Конкурс. Рисунки

4

Подари дело и слово доброе

Познавательная беседа.

Ролевые игры. Практическое занятие на улицах  города.

5

Умеем общаться

Рассказ. Беседа. Игра

6

Каждый интересен

Путешествие в сказку. Конкурсы.

7

Нам счастья не сулит обида чья-то

Рассказ. Беседа. Игра

8

Оглянись внимательно вокруг

Урок-сюрприз. Игры

9

Умение быть самим собой

Познавательная беседа. Игра

10

Что достойно гражданина

Игра. Познавательная беседа.

11

Даже будни может труд сделать праздничными днями

Познавательная беседа.

Работа с пословицами.

                                      Этикет. 12ч.

12

Простые правила этикета

Познавательная беседа. Работа с пословицами. Игра

13

Мальчики. Девочки

Познавательная беседа. Игра

14

Поиграем и подумаем

Познавательная беседа. Ролевые игры. Игры на свежем воздухе.

15

Когда какое слово молвить

Познавательная беседа. Игра

16

За общим столом

Познавательная беседа.

Ролевые игры.

17

Доброта и доброжелательность

Познавательная беседа.

18

Весёлые правила хорошего тона

Работа с картинками. Сценки-миниатюры

19

Вот школа, дом, где мы живем

Познавательная беседа. Игра

20

Вот магазин, куда идем

..

Познавательная  беседа Разыгрывание ситуаций Посещение магазина.

21

Путешествие в страну этикета

Познавательная беседа. Игра. Посещение библиотеки.

   22

Просим к столу

Познавательная беседа.

Ролевые игры.

               23

Просим к столу

Практическое занятие в столовой школы.

Этические нормы отношений с окружающими. 18ч.

24

«Поспешай делать добро» (народная мудрость)

Познавательная беседа. Ролевые игры. Подарок первоклассникам.

25

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)

Познавательная беседа. Игра

26

Родительский дом

Познавательная беседа. Ролевые игры. Конкурс рисунков.

27

О тех, кто сердце отдал людям

Познавательная беседа. Посещение городского краеведческого музея.

28

Умей быть щедрым

Познавательная беседа. Ролевые игры.

29

Праздник благодарности

Праздник.

30

Добрыми делами славен человек

Познавательная беседа. Посещение музея

31

Отворите волшебные двери добра и доверия

Познавательная беседа. Игра

32

Встречаем Новый год

Классный «Огонек»

33

Хорошие песни к добру ведут

Познавательная беседа. Рисование. Выставка

34

Вглядись в себя, сравни с другими

Познавательная беседа. Игра

35

О настоящем и поддельном

Познавательная беседа. Игра.

36

Школьные правила этикета

Работа с картинками. Сценки-миниатюры

37

Когда рядом много людей

.

Познавательная беседа. Игра. Путешествие по городу

38

Как решать семейные проблемы

Познавательная беседа. Игра

39

Чистый ручеек вашей речи

Познавательная беседа. Игра

40

У каждого героя свои герои

Познавательная беседа. Посещение краеведческого музея.

41

Люби всё живое

  Посещение выставочного зала. Беседа.

42

Душа – это наше творение

Познавательная беседа. Игра. Рисование сказочных героев

1

Праздник. Игры. Песни.

Этика отношений в коллективе. 8ч.

43

Если радость на всех одна

Познавательная беседа. Игра. Работа в группах.

44

Мой класс – мои друзья

Познавательная беседа. Игра.

45

Самолюб никому не люб

Познавательная беседа. Игра. Путешествие по станциям.

46

Поиграем и подумаем

Познавательная беседа. Игры на свежем воздухе.

47

Любите ваших матерей

Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Анкетирование..

48

Поздравляем наших мам

Праздник.

49

О дружбе мальчиков и девочек

Познавательная беседа Игра. Конкурсы.

50

Цветы, цветы – в них Родины душа

Познавательная беседа. Посещение памятных мест в посёлке.

51

Расскажи мне обо мне

Познавательная беседа. Игра

52

Присмотритесь друг к другу

Путешествие в сказку. Игра

53

Подарок коллективу

Урок - сюрприз.

54

Я, ты, мы.

Познавательная беседа. Игра

55

О дружбе мальчиков и девочек

Познавательная беседа. Работа с таблицей требований.

56

Не хуже других

Познавательная беседа. Ролевые игры. Работа с изречениями.

57

«Скажи себе сам».

Познавательная беседа. Ролевые игры.

58

Храни достоинство свое повсюду, человек!

Разговор за круглым столом

59

Сделай добро сам

Акция «дарю цветы ветеранам»

60

Секретные советы девочкам и мальчикам

Познавательная беседа. Игра

61

Вот и стали добрей и умней

Путешествие мудрых откровений. Игра по лабиринту

62

Путешествие по весеннему лесу.

Экскурсия.

63

Чтобы быть коллективом

Игра Познавательная беседа

64

Коллектив начинается с меня

Познавательная беседа

65

Пора в театр

Поездка в театр

66

На стадионе

Игры на стадионе

67

Мы всё ещё любим мультфильмы

Поход в кино

68

Доброта что солнце

Беседа

69

Когда солнце тебе улыбается.

Итоговое занятие – праздник весны и песни

69-70

Школе посвящается

Праздник.

Список литературы

Для учителя:

  1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
  2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
  3. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
  4.   Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
  5. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
  6. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
  7. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
  9. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
  10. Пятак С.В. Расту культурным: для детей : в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
  11. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
  12. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
  13. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
  14. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
  15. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
  16. Шемшурина А.И. Этическая грамматика .В помощь учителю. Часть1 – 2. -  М.: Школа-Пресс, 1999.
  17. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.:

           ТЦ Сфера, 2010.

  1. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
  2.  Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
  3.  Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

Для обучающихся:

  1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
  2. Барто А.Л. В театре.
  3. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
  4. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
  5. Осеева В.А. Волшебное слово
  6. Сорокина Г.И., Сафонова И.В.  и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
  7. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
  8. Толстой Л.Н. Волк и собака.
  9. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
  10. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
  11. Шалаева Г.П. Как вести себя дома.  – Издательская группа АСТ., 2010.
  12. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.

Приложение 1

Диагностика нравственной воспитанности


Методика №1: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция: 
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3

единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения.

Инструкция: 
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы  должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую  часть предложений не надо".

Текст: 
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...

Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция: 
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-й - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,

что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.  

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень

Приложение 2

Анкетирование  родителей

Анкета № 1

  1. Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
  2. Какие игры предпочитает?
  3. Какие виды развлечений больше любит?
  4. С кем чаще играет?
  5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
  6. Какие обязанности имеет дома?
  7. Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?
  8. Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?
  9. Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
  10. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
  11. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
  12. Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)

Анкета № 2

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
  6. Поставить себя на место ребенка?
  7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
  11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
  12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
  13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов:

  • могу и всегда так поступаю – 3 балла;
  • могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
  • не могу – 1 балл.

      От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

      От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.

      Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

Анкета № 3

  1. Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

А) хорошей организации быта;

Б) радости общения;

В) покоя и защищенности.

  1. Что более всего заботит вас в семье?

А) здоровье детей;

Б) хорошая учеба;

В) трудовое участие детей в жизни семьи;

Г) настроение детей и причины его изменения.

  1. Одинок ли ваш ребенок в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

А) быть материально обеспеченным человеком;

Б) иметь много друзей.

  1.  Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Что для вашего ребенка вечер дома?

А) радость общения;

Б) возможность быть самим собой;

В) мучения и пытка.

Анкета № 4

  1. Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка
  2. За что хвалите, за что наказываете?
  3. Как поощряете? Как наказываете?
  4. Какие качества характера ребенка вам не нравятся?

Анкетирование учащихся

Анкета № 1

  1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?
  2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
  3. Как тебя поощряют, за что?
  4. Как тебя наказывают, за что?
  5. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
  6. Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?

Анкета № 2

  1. Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
  2. Стараешься ли контролировать свое поведение?
  3. Каких поощрений ждешь от родителей?
  4. Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
  5. Хватает ли тебе общения с родителями?
  6. Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
  7. Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
  8. С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...