Классные часы по патриотическому воспитанию
классный час на тему

Рогачева Мария Петровна

Классные часы по патриотическому воспитанию

 

1.Ты моя Родина,

край наш, Мордовия!

2.Урок мужества

3.Военно-спортивный конкурс

4.Читательская конференция

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13» г. о. Саранск

Классные часы по патриотическому воспитанию

1.Ты моя Родина,

край наш, Мордовия!

2.Урок мужества

3.Военно-спортивный конкурс

4.Читательская конференция

Подготовила и провела- Рогачева М.П.

                                                   

        Саранск, 2012-2013 г.


 

 Классный час на тему: «Ты моя Родина, край наш, Мордовия».

Цели и задачи:

* - прививать любовь к родному краю, развивать стремление изучать историю родного края сохранять бережное и уважительное отношение к памяти своих предков;

* - развивать творческие и коммуникативные способности учащихся;

* - нравственное и эстетическое воспитание учащихся посредством привлечения к активной творческой деятельности;

Оборудование: выставка книг  о Мордовии, видеоряд в исполнении музыкальных групп

« Келу», «Тороша», демонстрация видео-книги « Мы-Мордва», мордовский национальный костюм, слайдовая презентация « Государственные символы Республики Мордовия».

                                                   Ход классного часа

Учитель:

    Сегодня мы поговорим о нашем  родном крае. Послушайте стихотворение Васильева и подумайте над вопросом, который он задает

Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды-

Звезды мира над Кремлем.   ( ответы детей)

   

Ученик:

 П. Воронько

Лучше нет родного края

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля? -

Отвечал он, пролетая:

- Лучше нет родного края!

Учитель:

    -Как называется страна, в котором вы живете?                   Россия

-В каком государстве вы живете?                                             Российская Федерация

- Назовите столицу нашего государства.                                 Москва

- Как называется наша республика?                                         Мордовия

- Назовите столицу нашей республики.                                    Саранск

 Ученик:

Ю. Попков - "СЛАВИМ ТЕБЯ!"

Ты моя Родина, край наш, Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба.

Мокша и эрзя, русские братья...

Мы, твои дети, славим тебя!

Будь славен, край наш, и хлебом, и песней.

Духом свободы и мирным трудом!

Ты — наша гордость, ты наша вера.

Ты — наш святой, родительский дом.

Ученик:

Дружба народов тебя величает.

Щедрость души и тепло матерей.

Дух Сияжара издревле питает

Мудростью отчей твоих сыновей.

Флаги родные парят в небе синем

В час испытаний и радости час.

Неразделимы Мы и Россия —

Время на прочность проверило нас!

Ученик:

Александр ПУДИН

ШАЧЕМ КРАЙНЯЙ

Мокшень крайняй, шачем крайняй,

 Моньге морозень примак.

Катк сон паксять вельхксса гайняй,

Прокс аф сетьмоси  сон катк.

Седиезе монь аф кирди

Тядянь-алянь крайть аф шнамс.

Мон аф бокста вдь, аф ширде

Ардонь мокшень модать лангс.

Мон вдь тястонь мокшень церась.

 Крайняй, седизе тейть панчф,

Эсон мокшень ляйсь и порась,

И тундань инь васень панчфсь.

 Мон кунара тоннян, тоннян,

Колгат тяштян вдь аф стак.

Мокшень крайняй, мазы онняй,

 Моньге морозень примак!

Учитель:

    «Шумбрат!» - так приветствуем мы гостей на нашей мордовской земле.

Вся Россия отразилась в портрете Мордовии, в которой проживает сегодня около 900 тыс. человек. Здесь уже на протяжении многих веков бок о бок живут и трудятся представители разных национальностей - русские, мордва - мокша и эрзя, татары, украинцы, белорусы.

Мордовский народ принял деятельное участие в формировании Российского государства, и сегод ня он, как и другие народы республики, вносит свой весомый вклад в укрепление и развитие великой страны. Поэтому подлинным праздником для всей России станет в 2012 году 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства. Мы с вами совершим зоочное путешествие по Мордовии.

    На весь мир прославили  Мордовию   ее   выдающиеся  уроженцы  -  гениальный скульптор    Степан    Эрьзя    и легендарный      летчик      Михайл    Девятаев.    С    мордовской   землей   связана   судьба  адмирала   Российского  флота Федора   Ушакова   и   крупного философа   Михаила   Бахтина, русского  поэта  Александра Полежаева и знаменитого офтальмолога Владимира Филатова.

 Рассказ ученика о скульпторе  С. Эрьзя

Рассказ ученика об адмирале Российского флота Ф. Ушакове

Столица Мордовии - Саранск находится в 642 км от Москвы. На протяжении нескольких последних лет Саранск официально признается одним из самых благоустроенных городов России.

Видео ролик  «Города и села Мордовии»

Спортивная слава Мордовии связана сегодня с именами олимпийского чемпиона борца Алексея Мишина, целой плеяды представителей спортивной ходьбы во главе с их легендарным тренером Виктором Чёгиным - олимпийских чемпионов Ольги Каниськиной и Валерия Борчина, 'Призера двух Олимпиад Дениса Нижегородова, двукратного чемпиона мира Сергея Кирдяпкина. Мордовия гордится своими выдающимися земляками-спортсменами - Петром Болотниковым, Нпгением Маскинсковым, Шамилем Тарпищевым, Алексеем Немовым, Светланой Хоркиной, Александром Онечкиным, Олегом Маскаевым, Юрием Борзаковским.

 Видео ролик « Удалой  народ»

Большое внимание в республике уделяется сохранению и развитию самобытной культуры мордовского народа. В атмосфере праздника и межнационального согласия проходил летом 2007 года в Саранске I Международный фестиваль «Шумбрат, Финно-Угрия!», который собрал руконодителей трех государств - России, Венгрии и Финляндии, а также представителей финно-угорских народов со всего мира. 

Учитель:

- РМ имеет свою государственную символику, как и любая страна, любая республика. Мы с вами уже говорили о символах России, поэтому вы должны знать: что мы называем государственными символами?

- Что такое гимн? Где он может звучать?

Ученик:

Гимн - это музыкальный символ государства. Он может звучать во время торжественных мероприятий государственного значения, на спортивных праздниках в честь победителя и в других важных   случаях.

     Автор музыки Нина Васильевна Кошелева, которая родилась и выросла в Мордовии,  проживает в г. Саранске. Она является Членом Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств Мордовии.

  Стихи  гимна написал Сергей Васильевич Кинякин, житель г. Саранска, Член Союза писателей России, заслуженный поэт Мордовии.

  Гимн звучит на трех языках – эрзянском, мокшанском и русском, подчеркивая тем самым единство русского и мордовского народа.

Ученик:

Андрей Степанович Алешин является автором флага РМ, член Союза художников России, живет в г. Саранске.

Флаг – прямоугольное полотнище, состоит из трех горизонтальных полос: мареновая (темно-красная, красят корнем подмаренника), белая и темно-синяя. Аналогичные цвета использованы на цвете флага России. Это сходство неслучайно, ведь мордовский народ и русский народ уже 1000 лет вместе.

Мареновый цвет на флаге означает животворящее начало, темно-синий – напоенная влагой плодородная земля, белый – чистота и мудрость. Ширина полос – ¼  от ширины флага синяя и красная полосы. На широкой белой полосе располагается восьмиконечная розетка – символ солнца, тепла и доброты.

    Учитель:

 Где в жизни мы можем увидеть флаг? (ответы)

Ученик:

На гербе, автор которого Николай Дмитриевич Чикринев, педагог МГПИ, мы видим французскую форму щита. Щит часто используется в гербах, т.к. каждому народу приходилось отстаивать свою землю, свободу, независимость. На щите цветов флага еще один щиток с изображением древнего герба г. Саранска: в серебряном поле лисица и три стрелы, расположенных вертикально сверху вниз. На гербе мы видим гривну, женское украшение золотого цвета, как символ древнего происхождения, красоты и богатства мордовского края. 7 орнаментов – 7 городов РМ. Золотые колосья пшеницы – символ процветания и национального единства, т.к.  на территории Мордовии дружно живут люди разных национальностей. Завершается герб солярным знаком.

- Скажите, что он означает?

- Где вы сталкивались с изображением герба?

Искусство Мордовии

- Поэты, музыканты, художники, народные умельцы и люди искусства в своих произведениях прославляют родной край, свою малую родину. О ней картины Федота Сычкова и Валентина Попкова,  книги Якова Пинясова и стихи Никула Эркая, музыкальные произведения Яушева и Вдовина, всемирно известные скульптуры Степана Эрьзи. Этот список можно продолжать. Все они гордились тем, что родились и выросли в Мордовии.

(На фоне тихой мордовской музыки дети читают стихотворение, на экране демонстрируются картины художника Мордовии Ф. Сычкова)

         

 

  1. Мордовская народная песня «Ай Ванине, Ванине…»

- Мордовский народ – великий труженик. Знойными трудовыми днями некогда отдыхать. Но как вы знаете с песней и работа спориться, и на душе веселей.

- А теперь настало время узнать, кто был самым внимательным и хорошо усвоил символы Республики Мордовии.

  1. Кто автор музыки гимна?
  1. Н. В. Кошелева
  2. А. С. Алешин
  3. Н. Д. Чикринев

- Уточните, что создали А. Алешин и Н. Чикринев.

  1. Что означает на флаге темно-синий цвет?
  1. Чистота и мудрость
  2. Животворящее начало
  3. Напоенная влагой плодородная земля

- Поясните, какие цвета означают варианты А и В.

  1. Что означают 7 орнаментов на гербе?
  1. 7 районов
  2. 7 городов
  3. 7 крупных рек

                     4. На каком языке исполняется третий куплет гимна РМ?

  1. Мокшанский
  2. Эрзянский
  3. Русский

5. Какой цвет не используется на гербе?

  1. Темно-синий
  2. Золотой
  3. Оранжевый

  1. Задания «Пазлы»

- На вас огромная ответственность – вам необходимо правильно воссоздать элементы флага РМ.

(У детей - белая, синяя и красная полосы и солярный знак)

        - Из фрагментов составьте герб. Будьте предельно внимательны.

(У детей пазлы с фрагментами герба)

  1. Итог:

Сердца жителей Мордовии открыты для общения. Мы всегда рады видеть Вас на нашей гостеприимной земле!

«Мы - будущие защитники Отечества»

(Классный час  в форме военно-спортивного конкурса)

Составитель: Рогачева М.П.

Цель: формирование патриотического отношения ко Дню Защитника Отечества.

Задачи:

1. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины;

2. Развивать:

● крупную и мелкую моторики;

●наглядно образное мышление;

●пространственные представления и ориентацию;

●речь: умение выражать свои мысли.

3.Воспитывать сплоченность детского коллектива.

Оборудование:

●магнитная  доска,  набор  магнитных  букв,  овощи (картофель),  набор  ножей, наборы  для  швеи (пуговицы, иглы, ножницы), рюкзак  и  детские  вещи,  2 набора  разрезных  картинок.

Подготовительная  работа:

1. три  команды:

● танкисты

● летчики

● жюри  - девушки  8-9 класса.

2. Заучивание  стихотворений  об  армии.

3. Изготовление  наглядных  пособий, плакатов, открыток  для оформления  кабинета.

4. Изготовление  подарков  для  мальчиков.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ:

Вступительное слово педагога.

23 февраля в России отмечают День Защитника Отечества. В это день поздравляют всех мужчин.

В народе говорят, что земля может накормить нас своими плодами, напоить водой из своих источников, но она не может защитить. Защищать  землю  всегда  было святой обязанностью живущего на ней человека.

     Русскому народу выпала нелегкая судьба в течение всей своей истории бороться с врагами за свое существование. Народные легенды, былины и предания воспитывают храбрость и отвагу тех, кто защищает родную Землю.

   Каждый год сотни тысяч молодых людей дают клятву на верность  служить Родине. Сегодня мы собрались вместе, чтоб отметить праздник мужчин.

Чтец. Чтобы стала наша жизнь светлей и краше

          Днем и ночью сыновья на страже

          Дата есть особого значения-

          Сыновей отважных День рождения

          Весь народ российский в эту дату

          Шлет привет матросу и солдату.

Чтец. Наша Армия родная

          Стережет покой страны

          Чтоб росли мы, бед не зная,

          Чтобы не было волны.

          Мы желаем вам, ребята,

          Быть здоровыми всегда,

         Но добиться результата

         Не возможно без труда.

Чтец. Постарайтесь не лениться - каждый раз перед едой

          Прежде чем за стол садиться

          Руки вымойте водой!

          Свежим воздухом дышите

          По возможности всегда,

          На прогулки в лес ходите

          Он вам силы даст, друзья!

Педагог. Сейчас наши юноши проявят силу, ловкость, сноровку в конкурсной              

               программе. Для проведения конкурса нам необходимо две команды                      

              мальчиков и жюри.

              А теперь позвольте представить наше жюри – это девушки 8-9 класса. Самая                        

            высокая оценка – 3 балла.                  

             Для определения названия наших команд  первое задание:

             - Кто управляет этим видом транспорта?

             (На доске карточки с изображением танка и самолета, набор магнитных букв.)

           Задание: Составьте слова.( «Танкисты», «Лётчики»)

1 конкурс « Юный Защитник Отечества»

 Педагог. Хорошо ли вы знаете термины, связанные с армией?

                    Отвечает  команда, участник  которой  первым  поднимет  руку.                                                                                                                

                 За каждый  правильный  ответ – один  балл.

                1. Как называется деревянная часть винтовки? ( Приклад)

                2.Кто добывает сведения о противнике, о его расположении, численности,          

                   вооружении ?  ( Разведчик)

                3 .В чем носят офицеры свое оружие? ( В кобуре.)  

                4. Как называется летний головной убор матроса?  (Бескозырка.)

                5. Зимняя верхняя одежда солдата ? ( Бескозырка.)

                6. Как называется праздничный проход всех родов войск  по Красной    

                  площади. (Парад.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Жюри: Подводит итог конкурса, объявляет результат.                          

II конкурс - Выполнить команды: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Кругом»,                  

                  «Налево», «Направо».

                  Все  участники  команд становятся в 2 шеренги. За каждую правильно  

                 выполненную команду – один балл.

Жюри: Подводит итог конкурса, объявляет результат.

III конкурс « Работа на кухне»

                  Педагог: В конкурсе принимают участие по одному человеку от команды.

                   Задание участникам команд: надеть  фартук, очистить картофель, убрать

                    рабочее место, снять фартук.

                    Оборудование: овощи (картофель 6 шт.), набор ножей.

Жюри: Оценивает качество выполненного задания, объявляет результат.

IV конкурс « Сила рук »

                 Все участники команд соревнуются в анмреслинге.

Жюри: Объявляет победителя конкурса.

V конкурс « Пришить пуговицу»

                Педагог: Задание двум представителям команд: пришить пуговицу на  

                               рубашке.

                  Оборудование: рубашка, набор для швеи.

Жюри: Оценивает качество,  скорость выполнения задания, объявляет победителя.

VI конкурс « Собери вещи в рюкзак»

                  Педагог: В конкурсе принимают участие по одному человеку от каждой

                                  команды.

                   Задание: участники команд собирают вещи в рюкзак и застёгивают его.

Жюри: Оценивает скорость выполнения задания, качество уложенных вещей в рюкзак.

VII конкурс « Собери  картину»

                    Педагог: Все члены  команды вместе должны собрать разрезанную  

                                   картинку  (образец).                                  

Жюри: Оценивает качество собранного изображения, скорость выполнения задания.

VIII конкурс  « Автограф»

                      Педагог: В конкурсе участвует вся команда.

                      Задание: Каждый  член  команды   набирает своё имя буквами  на  

                                     магнитной доске.

Жюри: Оценивает скорость выполнения задания.                                                      

                                 

             Педагог: Закончился конкурс,

                            Закончилась встреча,

                            Настал расставания час.

                             Мы все чуть устали,

                              Но нас согревали

                             Улыбки и блеск ваших глаз.

Сейчас жюри объявит результат.

Жюри: Подводит итог, считает набранные баллы, объявляет победителя.

Девочки вручают подарки всем  мальчикам. (Подарки выполнены своими руками).

Литература: 1. Волина В.В. Учимся играя.- М.. Новая школа, 1994.

                      2. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребёнка- в ваших руках: Книга      

                        полезных советов для родителей, учителей, психологов, дефектологов.  

                       Серия «Школа для всех». - М.: Новая школа, 2000.

                    3. Стихи о Советской Армии / Рис. Г. Метченко.- М., Дет. Лит., 1988.

                    4. Шмаков С.А. Игры шутки – игры минутки.- М.: Новая школа, 1999

Читательская конференция по книге А. А. Лиханова   « Последние холода»

Цель:

  1. Помочь детям понять, почему мы должны помнить трудные времена жизни нашего народа, познакомить с жизнью детей в годы войны.
  2. Подвести детей к мысли о необходимости развивать в себе «зоркость сердца», не оставаться равнодушными к чужой беде.
  3. Воспитывать чувство сопереживания к героям повести, уважение к хлебу.
  4. Учить детей глубокому осмыслению прочитанного, учить выражать свои мысли в форме развёрнутого аргументированного ответа на вопрос.

Оборудование: выставка книг А. Лиханова, фотографии А. Лиханова и его родителей, иллюстрации к книге «Последние холода», тексты из повести «Последние холода».

Предварительная работа:

  1. Коллективное чтение повести А. Лиханова «Последние холода».
  2. Индивидуальные задания учащимся, подготовка к ответам на вопросы.
  3. Разучивание стихотворения.

План:

  1. Вступительное слово воспитателя «Поле жизни А. А. Лиханова».
  2. Обсуждение книги «Последние холода» по вопросам.
  3. Подведение итогов читательской конференции.

Ход читательской конференции:

  1. Вступительное слово воспитателя «Поле жизни А. А. Лиханова».

Сегодня мы пригласили вас на читательскую конференцию, посвящённую 62-ой годовщине Великой Победы в Великой войне, на обсуждение коллективно прочитанной книги писателя Альберта Анатольевича Лиханова «Последние холода». Для многих из вас имя этого писателя прозвучит впервые.

Альберт Анатольевич Лиханов – наш современник. Он живёт и работает в Москве. А родился он в небольшом городе Кирове, древней Вятке 13 сентября 1935 года. Отец Лиханова, Анатолий Николаевич, был слесарем на крупном заводе. Мама – медицинская лаборантка.

В 41- году А. Лиханову исполнилось 6 лет. На Вятку, где жили Лихановы, бомбы не падали, её не брали в кольцо блокады, но ей, как и многим городам нашей страны, досталась изнанка войны. Каждый день на вокзал города прибывали эшелоны с ранеными, искалеченными солдатами.

Школы отдавали под госпитали, другие здания – под детские дома, куда поселяли эвакуированных детей, оставшихся без родителей.

Отец Лиханова ушёл на фронт и воевал до последних дней. Мама стала работать в госпитале. Временами она отдавала кровь раненым бойцам. А. Лиханов вспоминает: «Никогда не забуду, как мама брала меня с собой на донорский пункт, заходила в кабинет с нормальным лицом, а выходила зелёная, круги под глазами. Потом мы медленно шли к донорскому магазину, там на талончик продавали то, что нигде не достанешь – топлёное молоко, или топлёное масло, что-то сладкое. Мама тут же в магазине давала мне этот кусочек масла в рот, чтобы я проглотил его скорее. В масле – жизнь! Разве это забудешь!»

А. Лиханов – это поколение детей Великой войны и Великой Победы.

Считается, что поколение Лиханова – дети, пережившие войну – счастливейшие в истории нашей страны, но это поколение и одно из самых трагических. Почему счастливейшее? Почему трагическое?

Дети, рождённые перед войной, знали о себе удивительное: они живут в самом справедливом, в самом великом и могучем государстве мира. Все люди в нём равны и счастливы.

- Если в тебе есть талант – твори!

- Влекут тайны океана, учись!

- Мечтаешь покорить просторы Вселенной, учись!

- Хочешь добывать для страны золото, нефть, алмазы, учись!

И, вдруг, война. Им пришлось голодать, носить перешитую, латаную одежду, стоять в очереди за хлебом, шить кисеты для солдат, давать концерты для раненых и пережить страшные болезни. А немцы всегда удивлялись, почему русские люди спасают больных, никому ненужных детей?

Но эти дети, дети войны, дети, выжившие в Сталинграде, выжившие в Ленинграде, спасённые дети, выросли. Выучились и стали врачами, учителями, военными. Это они создали великую советскую науку, построили города за полярным кругом, отправили корабли и человека в космос.

А. Лиханов имел двух ангелов-хранителей, маму и бабушку. Именно благодаря им он вырос человеком, творящим добро. Свой литературный путь Лиханов начал с журналистики, в течение 13 лет он был главным редактором молодёжного журнала «Смена». Сегодня А. Лиханов известный писатель, книги которого издаются во всём мире. Он широко признан в России и зарубежом: в США, Японии, Германии, Голландии, Греции, Испании, Венгрии, Китае и др. А. Лиханов удостоен Международной премии им. Горького, Государственной премии России. Почему? Чем он заслужил это признание?

Его главная тема и главная боль – судьба детей, которые в силу разных обстоятельств попали в беду, идёт ли речь об увечьях и ранениях или о предательстве родителей. В 1987 году он создал в нашей стране Детский фонд – первую общественную благотворительную организацию по защите детства. Каждый человек мог внести свой вклад в помощь больным, попавшим в беду детям на счёт «№ 707». На собранные деньги был создан Институт детской онкологии для детей больных раком. Появились стипендии для одарённых ребят.

В состав СССР входило 15 республик. И Детский фонд устроил медицинский десант в республики Средней Азии, в самую глубинку, где в больницах не знали ни кипячёной воды, ни чистого белья. В газетах того времени появились снимки – истощённые дети с вздутыми животами, почерневшие скелетики. 20 тысяч детских жизней спасли тогда доверенные врачи Детского фонда.

Работая в журнале «Смена», Лиханов написал однажды о скромном возчике из Казани – Асгате Галимзянове. Тот собирал пищевые отходы, откармливал бычков, а вырученные деньги перечислял на счёт Дома ребёнка. Галимзянова многие считали чудаком. А потом все узнали, что служить малышам-сиротам он начал после того, как у него заболела тяжело жена. Он молился аллаху и поклялся: если жена выздоровеет, то он до конца дней своих будет помогать детям, которых бросили матери. И жена выздоровела.

Истинное призвание А. Лиханова – ХРАНИТЕЛЬ ДЕТСТВА.

Многое видел Лиханов, многое пережил сам, поэтому написанные им книги о военном детстве, покоряют правдивостью.

  1. Обсуждение книги «Последние холода» по вопросам.

Сегодня наш разговор пойдёт о повести «Последние холода» – одном из самых трагичных произведений в творчестве А. Лиханова. 22 июня 1941 года началась самая страшная кровопролитная война, война с фашизмом.

(прослушивание записи выступления Ю. Левитана и 1-ого куплета песни «Священная война»)

Начались годы сурового испытания для нашей страны.

Повесть «Последние холода» посвящена детям этой войны. Она рассказывает о том, как жили люди в тылу: трудно и голодно. Чтобы спасти школьников от полного истощения, власти города устраивают столовые для детей, страдающих дистрофией, малокровием, где они получают дополнительное питание.

  1. От чьего имени ведётся рассказ?

Рассказ ведётся от имени Коли, главного героя повести, но уже взрослого человека, который вспоминает своё военное детство. Через много лет Коля отчётливо помнит те страшные годы войны.

  1. Что мы знаем о Коле? С кем он живёт и как? Ощущает ли он на себе тяготы войны?

Коля – главный герой повести, живёт с мамой и бабушкой, отец сражается на фронте. Живут они в тыловом городе. Между ними сложились доброжелательные отношения. Коля был послушный сын, он привык, что о нём все заботятся. Бабушка и мама делают сверхчеловеческие усилия, чтобы Коля не чувствовал голода. И всячески старались оградить Колю от окружающей жизни.

  1. Какое слово употребляет автор книги, чтобы подчеркнуть нечеловеческие усилия матери и бабушки по спасению ребёнка от голода?

Надсаживались – тяжело трудились, надрывались (по словарю Даля).

Коля весной 1945 года получил талоны на дополнительное питание в столовую №8, потому что болен малокровием.

  1. Что представляло собой дополнительное питание и получилось ли Коле насладиться едой?

(зачитать отрывок из книги)

  1. Придя впервые в столовую №8, Коля начинает по-настоящему ощущать, что такое война: длинные очереди за похлёбкой, шум, крики и… «шакалы».

Кто такие «шакалы»?

Шакалы – это хулиганы, которые отбирают еду. Это дети с жёлтыми лицами, с безумными голодными глазами. Шакалов ненавидят.

Когда один из едоков собрался оставить хлебную корку, его приятель возмутился: «Шакалам? Отдай лучше воробьям!»

Такова она мальчишеская жестокость!

Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих. Им суждено сыграть важную роль в судьбе Коли.

  1. Вспомните, как их зовут? Что известно об их судьбе? В каких условиях живут дети? Что случилось с их родителями?

Вадим и Мария Русаковы эвакуированы в чужой город из Минска. Отец погиб на фронте, мама больна тифом и лежит в больнице, при этом она ещё потеряла рассудок после известия о гибели мужа. Дети живут вдвоём. А тут ещё одна беда: Маша потеряла карточки на продукты, и теперь они голодают. Нет ни денег, ни одежды, чтобы продать. От голода Вадим и Марья порой падают в обморок. И никто не знает об их беде. Вадим вынужден попрошайничать, то есть шакалить.

  1. Как происходит первая встреча Коли с Вадимом и Марией?

(зачитать отрывок из книги)

Нелегко доставалась еда детям. А главное, какой ценой!

Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя, агрессивного и загнанного. Голод на время стирал в душе человека признаки человеческого. Нужно было обладать огромной силой воли, чтобы не растерять в себе самое ценное – порядочность, доброту.

Кто же и кем правит: голод человеком или человек голодом? Этот вопрос задаёт себе Коля.

(зачитать отрывок из книги)

  1. Как вы думаете, ребята, что помогло Вадиму и Маше выстоять? Какие качества характера спасли детей?

Доброта, любовь, забота о маме, забота друг о друге. Вадим чувствует ответственность за сестру. Он сам голоден, теряет сознание, но делает всё возможное, чтобы накормить сестру. Он каждую крошку тащит Марии как воробей. Какое счастье, что рядом с детьми оказался Коля!

  1. Что сделал Коля для Вадима и Марии?

Коля поделился в столовой едой.

Он привёл ребят к себе домой, где бабушка и мама Коли накормили детей, выстирали их одежду.

Коля решил по просьбе Вадима отдать свою куртку, чтобы тот смог продать свою.

Коля вместе с ребятами посещает барак, где лежит с тифом их мама. Коля сумел преодолеть страх.

Коля вместе с Вадимом идёт на поиски еды.

  1. Какие места посещают ребята?

(зачитать отрывки из книги)

  1. Ребятам удаётся раздобыть жмых. Что это такое?

Жмых – это остатки после отжима семян подсолнечника. Его прессуют в куски, отгрызть которые очень трудно. Но даже это Вадим, которому приходилось грызть от голода и кору деревьев, считает большим лакомством.

Конец повести ожидается вполне счастливый. Сначала Вадиму и Маше пытается помочь Коля. Потом над ними берут опеку Колины мама и бабушка, наконец, школа, учителя. Дети получают талоны на дополнительное питание.

Но Альберт Лиханов беспощадный автор.

  1. Чем заканчивается повесть?

Наступил долгожданный день Победы. Народ ликует, радуется. Но радуются ли Вадим и Маша? Нет. У детей умирает мама. Вадима и Машу помещают в детский дом. Горько, но, слава богу, закончилась война, правда сытнее от этого не стало.

  1. На страницах повести автор размышляет о взрослости. Как вы думаете, взрослость – это годы или состояние души? Что сделало подростка Вадима взрослым?

Конечно же, чувство ответственности за маму и сестру.

На наших глазах повзрослел и Коля. Заметив чужую боль, неустроенность Вадима и Марии, он совершает добрые поступки, принимает бескорыстные решения. Коля останавливает упрёк матери за дружбу с Вадимом гневным замечанием «как тебе не стыдно!». Маша и Вадим для Коли стали маленькими героями, которые перенесли голод, одиночество, смерть родителей, но сохранили достоинство, чистоту, благородство, проявили мужество.

Коля, привыкший к тому, чтобы заботились о нём, боялись за него, теперь понимает, как это прекрасно уметь бояться за кого-то, думать и заботиться о ком-то.

  1. И, тем не менее, знакомство Коли и Вадима не переросло в дружбу. Почему?

Война, горе сделали Вадика и Машу очень взрослыми, маленькими старичками. Коля, возможно, не смог подняться до полного осознания их беды.

  1. Что об этом думает сам Коля?

(зачитать отрывок из книги)

  1. Ребята, как вы думаете, почему повесть называется «Последние холода»?

У природы – конец зимы.

В книге – конец войны. А значит, не будет «шакалов». В души людей придёт весна, начнётся «потепление».

Война закончилась, но рядом остались последствия войны – смерть, безутешное детское горе.

Нами была прочитана книга о жизни обыкновенных детей в страшную военную пору. Мы увидели, как она ломала и закаляла людей.

В повести голод – главный герой. Но не о голоде «Последние холода». Она о любви к ближнему. Маленький мальчик, пусть разбойно, у него нет просто других возможностей добыть кусок хлеба, борется за жизнь сестры, матери, за свою собственную – в последнюю очередь.

3. Подведение итогов читательской конференции

Великая Отечественная война, ребята, это история нашей страны. И мы должны знать её, причём не только победные страницы, но и горькие дни поражений, голода и страданий. Нельзя забывать о войне, нужно помнить, какой ценой был завоёван мир. Не должны повторяться ужасы войны: выстрелы, гул моторов немецких самолётов, лязганье гусениц танков, эвакуации, тиф и многое другое.

С самого детства надо воспитывать в себе «зоркость сердца».

17. Что это такое, как вы думаете?

Это умение отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку, не оставаться равнодушными к горю. Человек должен оставаться человеком, сохранять в душе веру во всё доброе и прекрасное. Об этом книги Альберта Лиханова.

Закончить нашу встречу я хочу стихотворением.

Я недавно смотрела старый фильм о войне,

Я не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Дети детство узнали в руинах домов.

Эту память во век не убить.

Лебеда их еда и землянка их кров,

А мечта – до победы дожить.

Я смотрю старый фильм и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей.

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Литература:

  1. В. Бахревский и др. «Поле жизни Альберта Лиханова» - М., 2005
  2. А. Лиханов «Последние холода». – М., 2005

УРОК МУЖЕСТВА, ПОСВЯЩЕННЫЙ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ.

Подготовка к классному часу:  мультимедийная презентация, оформление выставки книг.

Учащиеся готовят сообщения о мужестве советских солдат в дни

Сталинградской битвы.

Группа чтецов подбирает стихи о войне, мужестве, героизме.

Группа музыкальных оформителей – песни о войне.

Ход классного часа.

       Ведущий. 68 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.

       1-й ученик.  От рожденья земля не видала

                             Ни осады, ни битвы такой.

                             Содрогалась земля, и краснели поля,

                             Все пылало над Волгой-рекой.

       2-й ученик:  С трех сторон, стесненный черной чашей,

                             Сталинград, придвинувшись к реке,

                             В час смертельный, ужасом грозящий,

                             Кажется, висел на волоске.

Звучит отрывок песни Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа» (из кинофильма «Белорусский вокзал»)

                            Здесь птицы не поют,

                            Деревья не растут,

                            И только мы плечом к плечу

                            Врастаем в землю тут.

                            Горит и кружится планета,

                            Над нашей Родиною дым,

                            И, значит, нам нужна одна победа,

                            Одна на всех. Мы за ценой не постоим!

       Ведущий: Да. За ценой не стояли, бились на смерть наши воины. Всем вам известно, что переломным моментом войны стала именно Сталинградская битва.

       Сталинградская битва - одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувства страха. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, силе, воли, мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу.

Учащиеся рассказывают о подвигах солдат и командного состава.

     Снайпер Пётр Гончаров  в боях уничтожил 445 фашистов. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов. Отмечая новый 1944 год со своими боевыми друзьями, он сказал: «Немецкому ефрейтору Гитлеру по причине моих выстрелов пришлось снять с котлового довольствия 402 фрица. А если прибавить сюда и работу моих молодых товарищей, снайперов нашего полка, счёт перевалит за 1000. Пётр Гончаров продолжал учувствовать в боях и погиб под Кривым рогом 31 января 1944 года. 10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза. (Посмертно)

       24 ноября 1942 года старший сержант Илья Воронов получил приказ отбить у немцев дом (на этом месте сейчас находится Дом офицеров). Он повёл своих бойцов в наступление, был ранен в ногу и руку, но, не делая перевязок, продолжал бой. Затем Илья Воронов со своими бойцами занял соседний с атакуемым дом. Из окна здоровой рукой  он продолжал кидать гранаты во врага.  Немцы взорвали дом, из которого вела атаку наши бойцы. Илья потерял сознание. Бойцы продержались до вечера. Когда бой затих, вынесли раненных и погибших. Воронов попал на операционный стол. Из его тела было извлечено 25 осколков мин и гранат. Илья остался без ноги, но выжил.

        Снайпер Анатолий Чехов защищал Дом Павлова. В Сталинграде он уничтожил 256 гитлеровцев. В то время ему было всего 19 лет. За время службы в армии  подготовил 20 снайперов. В 1943 году под Киевом ему оторвало взрывом стопу, он перенес 12 операций. Поправившись, Чехов пошел работать на электромеханический завод. О нем создан документальный фильм «И помнит мир спасенный».

        Четыре бойца: Н. И. Сарафанов, М. Ф. Чембаров, А. А. Беляев и П. Г. Круглов – во время боя в районе Дар-горы 16 сентября 1942 года сразились с 20 фашистскими танками. Круглов и Беляев погибли, оставшиеся в живых Сарафанов и Чембаров стреляли в упор, были ранены и попали в плен. Им удалось бежать из плена и вернуться в свой полк. Их считали погибшими и посмертно наградили орденами Отечественной войны.

   

Звучит песня В. Высоцкого «Он не вернулся из боя». Ученики продолжают рассказ.

        Во время боя на Дону в августе 1942 года радистка Елена Стемпковская находилась на командном пункте и передавала в штаб информацию о численности и расположении вражеских подразделений, о нахождении огневых точек и обороны противника. Враг прорвался, и Елена оказалась в окружении. Она долго обстреливалась, но была захвачена в плен, её пытали, истязали, требовали сообщить известную ей информацию о расположении советских войск. Немцы замучили молодую радистку до смерти, но не добились от неё никаких сведений. Посмертно она награждена орденом Красного Знамени.

       19-летняя девушка Татьяна Скоробогатова  возглавила партизанский отряд «Искра». Отряд минировал дороги, совершал налёты на немецкие обозы, доставлявшие немцам боеприпасы и еду. За несколько дней до прихода советских войск отряд напал на вражескую автоколонну. В крытых машинах ехали солдаты; завязался бой, в котором девушка погибла.

       Алексей Соколов – житель Сталинграда, до войны работал токарем на заводе «Баррикады». Участвовал в боях за Псков, Ленинград, Сталинград. Во время боя из 1 танкистов практически никто не уцелел, Алексей Соколов был ранен в ногу, сумел выбраться из горящего танка, чтобы продолжать бой, переполз в уцелевший танк. В нём оказался  Виктор Чернышенко. Два танкиста 10 суток отбивали атаки врага. Оба были тяжело ранены, у них кончилась еда, вода, боеприпасы. Их спасла подошедшая к месту боя часть. Врачи боролись за жизнь отважных танкистов, но выжил  только Чернышенко.

        Алексей Ващенко. Это было 5 сентября 1942 года. Шёл кровопролитный бой на правом  фланге 272-го стрелкового полка НКВД. Гитлеровцы бросили сюда большое количество танков и пехоты. Четвёртая рота автоматчиков должна была атаковать врага и перейти в наступление. Но в это время из дзота открыл огонь вражеский станковый  пулемёт. Атака была сорвана. Тогда Алексей Ващенко встал во весь рост и рванулся к вражеской огневой точке. Алексей был ранен. Полуживой, он дополз до дзота и закрыл его своим телом. Это привело врага в замешательство и дало возможность роте перейти в наступление. Наш земляк Николай Сердюков повторил его подвиг, также закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота и обеспечив этим атаку.

         Василий Андреевич Глазков, командир 35- й стрелковой дивизии, руководил очень сложным боем, который длился 5 суток. Бойцы не ели все это время, обходились несколькими глотками оды и галетным печеньем. Гитлеровцы бросили в атаку 100 танков, 40 самолётов и мотопехоту. Глазков находился в боевых порядках. Противник обнаружил его наблюдательный пункт и открыл огонь из миномётов. Глазкова ранило, но он не покинул боевого поста, продолжал управлять боем. Когда он же не смог стоять на ногах, отдал последние распоряжения и передал место своему заместителю. Попытки вынести ком дива с поля боя и доставить его в санчасть окончилось плачевно: противник следил за перемещением Глазков и вёл обстрел. Глазков получил ещё несколько раненый и погиб. В музее обороны как свидетельство мужества и бесстрашия хранится Нинель Глазкова, изрешеченная пулями и осколками.

       В октябре 1942 года во время боя в районе завода «Баррикады» проявил мужество Матвей Путилов. Ему был дан приказ соединить оборванный миной телефонный провод. Путилова ранило в руку во время исполнения боевого задания; вокруг разрывались снаряды и обрывали  провод не один раз, и каждый раз он находил и устранял обрыв. Когда понял , что силы его покидают, зажал концы провода зубами и наладил связь. Матвей уже не было в живых, а связь продолжала работать.

      Иван Мещеряков – командир эскадрильи шестого авиационного  полка. Эскадрилья сделала 1555 боевых вылетов, приняла 304 воздушных боя, уничтожила 56 вражеских самолётов. Лично Мещеряков сделал 135 боевых вылетов, участвовал в 15 боях и сбил 6 самолётов.

      8 февраля 1942 года по заданию он прикрывал с воздуха порядки  наземных войск. Не обнаружив в районе прикрытия воздушного противника, лётчик направил самолёт к узловой железнодорожной станции Ржев, где находился вражеский аэродром, нанёс удар по скоплению эшелонов. С воздуха он заметил цистерны с горючим и направил самолёт на них.  По самолёту стреляли с земли, и Мещерякову ранило в руку, но он  продолжал вести самолёт одной рукой. Самолёт потерял управление, тогда пилот направил падающую машину на цистерны, взорвал их и погиб сам.

Ведущий: Особо хочется сказать о медицинских сестрах. Это были большей частью девушки 18-20 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти… Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия.

Ученики читают стихотворение И. Уткина « Сестра».

                         Когда упав на поле боя,

                         И не в стихах, а наяву,

                         Я вдруг увидел над собою

                         Живого взгляда синеву.

                         Когда склонилась надо мною

                         Страданья моего сестра,

                         Боль сразу стала не такою:

                         Не так сильна, не так остра,

                         Меня как будто оросили

                         Живой и мёртвою водой.

                         Как будто надо мною Россия

                         Склонилась русой головой.

Учащиеся рассказывают о подвигах медсестер.

      Наташа Качуевская добровольно пошла на фронт  медсестрой. Вынесла с поля боя 79 солдат. В одном из боёв за Сталинград, попав в окружение с 45 бойцами, она не только оказывала раненым медицинскую помощь, но и стреляла в фашистов. Когда враги приблизились, подпустила их близко к себе и взорвала гранату. Вместе с ней погибло 10 фашистов.

     19- летняя медсестра Зинаида Маресева  во время Сталинградской битвы выносила раненных с поля боя и доставляла к переправе. Погибла 6 августа 1943 года, переправляя через Волгу раненных бойцов.

      Сандружинница Дуся Дмитриева на себе выносила с поля боя раненых, 28 августа она спасла 9 бойцов. После Сталинградской битвы стала разведчицей, 14 раз была в тылу врага, доставляла разведанные в штаб армии. Погибла, когда возвращалась с задания, попав на минное поле.

      Всем известно имя Гули ( Марионеллы) Королёвой. Эта полная жизни и энергии девушка пошла на фронт добровольно. 24 ноября 1942 года во время боя при Паньшино вынесла 100 раненных воинов с поля битвы. Она подносила бойцам гранаты, а когда настал критический момент боя, повела за собой потерявших веру в победу бойцов. Дважды раненная, она не оставила поля боя, в своём последнем бою лично уничтожила 15 гитлеровцев и погибла смертью героя.

Ведущий: Всех героев не назвать , но их помнят . В их честь называют дома, улицы , площади, в их честь зажигают вечный огонь.

 Ученики читают стихотворение В. Леднева « Вечный огонь».

            Их теперь не обнять,

            Не пожать им ладонь.

            Но восстал из земли

            Негасимый огонь-

            Скорбный огонь,

            Гордый огонь,

            Светлый огонь.

            Это павших сестра

            Отдают до конца

            Своё яркое пламя живущим.

Ведущий: Есть вечный огонь и в Волгограде. Вечный огонь на площади Павших борцов зажжён 1 февраля 1963 года в канун 20-летию победы в Сталинградской битве. Ещё один Вечный огонь горит в Пантеоне славы на Мамаевом кургане.

Звучит песня В. Высоцкого «Братские могилы».

                 На братских могилах не ставят крестов,

                 И вдовы на них не рыдают.

                 К ним кто-то приносит букеты цветов,

                 И Вечный огонь зажигают.

                 Здесь раньше вставала земля на дыбы,

                 А нынче – гранитные плиты.

                 Здесь нет  ни одной персональной судьбы-

                 Все судьбы в единую слиты.

                 

                  А в Вечном огне – видишь вспыхнувший танк,

                  Горящие русские хаты,

                  Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

                  Горящее сердце солдата.

                 

                  У братских могил нет заплаканных вдов-

                  Сюда ходят  люди покрепче.

                  На братских могилах не ставят крестов…

                  Но разве от этого легче ?!

Ведущий: Площадь Ленина, Дом Павлова. Здесь воевала 13-я дивизия под командованием Родимцева. Гарнизон Павлова 58 дней оборонял дом. Теперь на торце этого здания изображён рельеф воина-защитника, запечатлен один из эпизодов битвы, перечислены имена защитников дома. На площади находится братская могила, в которой похоронены воины 13-й дивизии, погибших в боях за Сталинград.

     Мамаев курган- один из самых величественных монументов, воздвигнутых в честь героев войны и в память об их подвиге. На стенах Пантеона славы имена более 7000 бойцов, погибших за Сталинград.

     Почтить память погибших, возложить цветы к могилам и памятникам приезжают сюда люди со всех уголков нашей Родины.

Ученики читают стихотворение В. Мавродиева «Мать».

Я как-то на кургане видел гостью:

Сняв с головы темнеющий платок,

С бугра взяла  она земли  две горсти

И завязала землю в узелок.

Светлел над ней июньский небосклон,

Когда походкой тихой и нестатной,

Она прошла мимо берёзок, статуй

И замерла у входа в Пантеон.

Ей мальчик помогал, наверно, внук,

Когда она искала имя сына

 В том списке долгом, небывало длинном.

И узелок вдруг выскользнул из рук…

Не вскрикнула она, не разрыдалась

И даже не сказала ничего-

Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,

Как будто к лбу сыночка своего…

Потом цветы  на мрамор положила,

Ещё взглянула и ещё прочла,

Кулёк конфет мальчишкам раздала,

Стояла долго, голову склоняя, и к выходу,

                                             усталая,  пошла.

И с болью той привычной, постоянной,

Став сразу ниже ростом и слабей,

Ещё минуту тихо постояла

У памятника Матери, себе…

Ведущий: Героев наградили орденами , медалями , званиями, в их честь назвали улицы, площади, корабли… . Нужно ли это мёртвым? Нет. Это нужно живым.  Чтобы не забывали.

Ведущий объявляет минуту молчания. Благодарит всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыты работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников

Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное  и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм  должны стоять вп...

Рекомендации молодому классному руководителю по патриотическому воспитанию учащихся

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.На мой взг...

Отчет классного руководителя по патриотическому воспитанию

   Главное в воспитательной работе  является формирование и развитие личности, имеющей высоконравственные идеалы, чёткую гражданскую позицию, исполненную  достоинства и само...

Программа классного руководителя по патриотическому воспитанию

Программа классного руководителя по патриотическому воспитанию...

Классный час по патриотическому воспитанию "Родина моя"

Классный час по патриотическому воспитанию "Родина моя" для 2 класса...

Эффективная деятельность классного руководителя по патриотическому воспитанию кадет в общеобразовательной школе

    Работа классным руководителем в кадетском классе направлена на патриотическое воспитание. Целью его деятельности является формирование и развитие социально значимых ценностей, гра...