Классный час "Неизвестные герои"
классный час (6 класс) на тему

Кляузова Дарья Игоревна

Мероприятие посвящено годовщине освобождения поселка Полотняный Завод от фашистских захватчиков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neizvestnye_geroi.docx27.15 КБ
Office presentation icon klassnyy_chas.ppt2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час

"Неизвестные герои".

Подготовила учитель

Кляузова Дарья Игоревна.

Цель: ознакомление учащихся с историей родного поселка.

Задачи:

  • дать понятие о малой Родине, используя выражения известных писателей.
  • рассказать об истории Полотняного Завода.
  • рассказать о деятельности полотняно-заводских партизан во время Вов.
  • воспитывать любовь к родному краю, заинтересовать историей поселка.
  • развивать творческое мышление и навыки.

Все вы слышали и знаете о Великой Отечественной Войне. Назовите, пожалуйста, даты? (июнь 1941- май 1945). Июнь, май. А почему мы говорим о войне в январе? ( День освобождения посёлка Полотняный Завод - 18 января 1942г.)

Сегодня мы будем говорить не о решающих сражениях, полководцах, внешней политике страны, а о том, что происходило здесь, в Полотняном Заводе, на нашей малой родине.

Слайд  №1

 У каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это место называют малой родиной.

 Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.

РОДИТЕЛИ - отец и мать, у которых рождаются дети.

РОДИЧ - родственник, член рода.

РОДНЯ - родственники.

РОДИНА - это и Отечество, страна, и место рождения человека.

Давайте послушаем стихи  поэтов о Родине.

Дети читают стихи.

В поле звон раздаётся лазоревый,

Льются с птичьими трелями в лад.

Почему-то в России особенно                                   ( Катя )

Колокольчики нежно звучат.

                                                              Я. Козловский

Топи да болота, синий плат небес.

Хвойной позолотой взвенивает лес.

Тенькает синица меж лесных кудрей,

Тёмным елям снится гомон косарей.                            (Вика)

По лугу со скрипом тянется обоз-

Суховатой липой пахнет от колёс.

Слушают ракиты посвист ветряной...

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной...!

                                                                   С. Есенин

Дети по желанию читают другие стихи о Родине.

 Родной край - понятие очень широкое. Это деревня, где ты родился, это речка, где первый раз купался, это лес, где растут деревья, цветы, поют птицы, это небо, дающее нам возможность дышать, это земля, рожающая хлеб, это солнце, согревающее нас, это луга, поля, рощи,  горы.

А есть ещё пословица" Всяк кулик своё болото хвалит". Как вы думаете, а почему я её вспомнила? Подходит ли она к нашему уроку?

 Давайте посмотрим на отрывок из пьесы Константина Симонова" Русские люди".

Слайд №2 .

 В нём автор словами разведчицы Вали Анощенко говорит: « Родина, Родина... Наверное, что-то большое представляют, когда говорят. А я нет. У нас изба на краю села стоит, и около речки две берёзки. Мне про Родину говорят, а я все эти берёзки вспоминаю".

 То же самое имел в виду Л.Н. Толстой, где отмечал: « Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней".

Слайд №3, №4.     В иной форме, но об этом  же  в наше время писал широко известный русский писатель Леонид Максимович  Леонов." Большой патриотизм,- отмечал он,- начинается с любви к тому месту, где живёшь".

 Итак, Полотняный Завод.  Немного из  истории.

Слайд №5.

 Возникновение населённого пункта связано с основанием по именному  приказу Петра 1 в 1718 году калужским купцом Т. Филатовым - Карамышевым парусно-полотняного завода (отсюда происходит название посёлка). В 1720 году им же в компании с Г. Щепочкиным и А.А Гончаровым (прапрадедом жены А.С. Пушкина) была основано бумажная фабрика.

Слайд №6.

 В 1735 году завод перешел в собственность семейства Гончаровых; в 1830 и 1834 годах здесь бывал А.С. Пушкин. В 1812 году после Малоярославецкого сражения в усадьбе находилась главная квартира Кутузова.

Слайд №7.

 Во время Великой Отечественной войны бывшая усадьба Гончаровых в Полотняном Заводе(18-19 века) была разрушена немецкими захватчиками; восстановлена в 70-90-х годах 20 века.

Статус посёлка городского типа- с 1925 года.

Слайд №8.

 Война не обошла и наш посёлок. Из Полотняного Завода ушли на фронт 1500 человек, а вернулись лишь 285. Самолёты со свастикой на крыльях появились над посёлком уже 4 октября 1941 года, а 10 октября банды фашистов ворвались в посёлок.

 Начался грабёж, обвалы. Немцы отнимали еду, тёплую одежду, хватали мужчин и подростков и угоняли их в рабство.

 Черный дым окутал древний посёлок.

 Тяжело было для оккупации, но люди верили, что армия их не оставит, и сами не склонили головы.

Слайд №9.

 18 октября 1941 года - первое боевое крещение отряда Полотняно-Заводских партизан. Партизаны провели несколько успешных операций по освобождению попавших в плен бойцов и командиров красной армии. Они внезапно нападали на фашистских солдат, конвоировавших колонны обессилевших людей. Около 200 тысяч воинов были освобождены Полотняно-Заводскими партизанами. Многим помогли они перейти линию фронта.

Слайд №10.

Иван Егорович Козлов - командир отряда, директор Полотняно - Заводской Бумажной Фабрики.

Евгений Андреевич Католиков - механик Полотняно Заводской Бумажной Фабрики.

Пётр Васильевич Белевитин - председатель исполнений поселкового совета.

Фёдор Васильевич Дмитриев - участковый милиционер.

Иван Иванович Червонцев – кочегар.

Егор Кузьмич Кривенков - директор молокозавода.

Сейчас дети расскажут о нескольких партизанских операциях.

Первая операция (Кристина)

 Разведка доложила: на дороге Дубинино-Галкино каждый день двигаются небольшие колонны автомашин. Перевозят оружие в Москву. Операция по нападению на противника была назначена на 18 октября 1941 года.

 Схватка оказалась скоротечной. В машины полетели бутылки с зажигательной смесью, несколько выстрелов - и победа!

Встреча с генералом (Женя)

 Командиру отряда донесли, что ходят слухи о том, что в деревне Галкино и озеро можно разжиться боеприпасами. Пошли проверить. Охраны не было, значит,  и десанта нет. Козлов отправился к одному знакомому деду Потапу. Оказалось, что у деда жил немецкий генерал! Козлов лично с ним разговаривал, якобы работу просил.  Генерал отказал. Как только Козлов ушел из избы, к ней подъехали три автомашины и одна легковушка в середине. На  машины напали с автоматами. В одной из машин был генерал, раненый. Девать его было некуда. Пристрелили. А вот документы отправили в штаб дивизию Красной Армии.

Расправа над фашистами (Милена).

 В деревне Бурцево фашисты останавливаться боялись, знали, что она под присмотром партизан. Но однажды, в начале января 1942, разведчики донесли Козлову: « Движется семь конных подвозов". Когда отряд Козлова подошел к деревне, фашисты уже грабили колхозников. Слышались крики людей, визги домашнего скота. Нападать не стали, чтобы не пострадали люди. Устроили засаду при выезде. Награбленное вернули.

Плен (Олеся).

 Козлов рассказывал, что отряд не мог обходиться без ежедневных разведывательных данных. Немецкое командование может предпринять карательные меры против отряда партизан. Червонцеву поручили: сходить в Полотняный и разузнать, готовится ли враг к обороне. Ведь наступление Красной Армии уже не за горами. Жена и дети радостно встретили Червонцева. Но вдруг - по двери застучали. Это были немцы. Уже утром в отряде партизан было известно об аресте Червонцева.

 Партизаны с пристрастием допрашивали, требовали сообщить, где находится база. Его приговорили к повешению так и не получив ответов.

 Партизаны узнали, что Червонцева повезут в Медынь. В тюрьме Червонцев попал в группу рабочих, которые выходили за пределы тюрьмы. В один из дней партизанам удалось освободить Червонцева и других. Немцы отправили с  группой только одного охранника - это и была их ошибка.

О предателях (Настя).

 Деревню Шеняно-Слобода разделял большой ров. По одну сторону жили немцы, по другую полицейские (русские, перешедшие на сторону немцев).

 Партизаны узнали об измене. Козлов подкараулил предводителя предателей и поговорил с ним. Хотел завербовать, чтобы рассказывал о местоположении немцев, их планах. Тот согласился.

 Через несколько дней партизаны узнали: немцы знают о встрече, и дали приказ полицейским разыскать партизан.

 Как же так?! Ведь клялся их предводитель при встрече с Козловым, что он за русских, что просто охраняет родную деревню, что не на фашистской стороне ...

 Вскоре о предводителе предателей заговорили во всей округе. Все были в курсе его деятельности. Партизанский совет решил: поймать предателя!

 Ночью подошли к избе полицейского, тихо постучали в дверь. Тот проснулся от непонятного шума, вышел во двор, а там партизаны.  Выстрелить ему не дали. Быстро повалили в сугроб. Предатель просил о пощаде, но партизаны ему не поверили. Далее раздался тихий выстрел.

 Это не все операции и не все подвиги полотняно-заводских партизан!

Слайд №11.

 18 января 1942 года бой шел в течение всего дня, и только вечером вражеские гости оставили посёлок, предварительно заминировав и взорвав каменные дома, сжигая деревянные. Горел весь посёлок.  Несмотря на мороз, ручьи бежали по улицам. Из 600 домов осталась только десятая часть. Были разрушены корпуса фабрик, сгорел дом Гонсаровых и все железнодорожные постройки станции. Больше немцев в посёлке на было!

Слайд №12.

 В боях за Полотняный Завод отдали жизнь 1059 Советских бойцов. Отличились многие Советские воины и были представлены к наградам.

 А про наших партизан будем помнить только мы. Но герои не только те, кто побывал на линии фронта. Это и все те люди, которые достойно вынесли все невзгоды и лишения, помогая фронтовикам и не вступив в сговор с фашистами. Мы никогда не должны забывать, какой огромной ценой заплатили наши соотечественники за освобождение малой Родины.

 А сейчас - ответное слово ребят.  Тема для них звучала следующим образом - « Война глазами детей». Они принесли свои рисунки, написали и в прозе и в стихах, подготовили стихотворения  калужских поэтов - Бориса Обновленского и Рудольфа Парфёнова.

Нам, не видавшим войны,                                                        

Передался страшный опыт:

Сапогов немецких топот,                         (Полина)

Каски, словно чугуны,

Мрачных танков тяжкий рокот.

Не сломали, не смогли

Одолеть народной воли,

Сколько горя, сколько боли

И слепящей этой мглы,-

Чтоб Отечества сыны

Насмерть бились в чистом поле.

За Калугой  и под Тулой,

У ворот самой Москвы,

За собой сожгли мосты,                   (Аня)

Супостатов этих снулых,

Поджимающих хвосты.

Да и сами, да и сами

Мы себе не берегли

На дороге, у реки,

Над полями, над лесами,

Под родными небесами

Мы войну перемогли.

Вика. Сочинение.

Даша. Стихотворение.

Полина. Песня.

Перед боем тихие, теплые вечера,

И покрыт тревожною сон тишиной.

У вчерашних мальчиков гимнастерки новые

И письмо от мамы с собой

Здесь всю ночь горела звезда одинокая

И туман прозрачный лежит у реки

Здесь березы белые, травы высокие

Враг не должен дальше пройти

Припев:

А закаты алые, алые, алые

Перед боем выстрелы не слышны...

Не об этом вместе с тобою мечтали мы

За четыре дня до войны...

Полыхнули взрывы и небо обрушилось

Солнца не видать - прячет дыма стена

Спят березы белые, травы высокие

Забрала вас, мальчики, война

Отстояли Родину в годы суровые

Нет следов далеких, дорог боевых

Нужно, чтобы помнили, мы с тобою помнили

Имена героев своих...

Припев:

А закаты алые, алые, алые

Перед боем выстрелы не слышны...

Не об этом вместе с тобою мечтали мы

За четыре дня до войны...

Припев:

А закаты алые, алые, алые

Перед боем выстрелы не слышны...

Не об этом вместе с тобою мечтали мы

За четыре дня до войны...

                        Всем спасибо!

                                                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Герои Кисловодска"

Данный классный час можно провести в рамках месячника военно-патриотической работы, приурочить к 23 февраля или ко Дню Победы....

Классный час "Герои, герои! Мы вас не забудем…", посвященный памяти воина-интернационалиста, выпускника нашей школы Александра Уварова, погибшего в Чечне

Классный час для 9-11 классов о выпускнике Быстроистокской средней школы, погибшем в первую чеченскую войну. В материалах используются стихи завуча школы по воспитательной работе и бывшего классного р...

Классный час Героями не рождаются, героями становятся!"

Данная работа содержит в себе разработку классного часа к 9 мая, и 100-летию А.П.Маресьева...

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Описание работы: Данная разработка будет полезна для классных руководителей, работающих в 7-8 классах.Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустре...

Классный час Героями не рождаются, героями становятся 7 класс

Классный час посвящен Дню Героев в России и содержит материал регионального компонента....

Классный час "Героями не рождаются, героями становятся"

Классный час "Героями не рождаются, героями становятся"...