Особенности прохождения подросткового кризиса
материал на тему

Афонова Марина Николаевна

Материал может быть полезен как классным руководителям так и   педагогам  преподающим в средней и старшей школе, так как в документе расматриваеться  довольно актуальная проблема  подросткового кризиса.

В документе  представлен:

-семинар для педагогов,

-консилиум,

-информация для родителей по данной проблеме,

-подборка  печатных источников  

-обзор интернет источников

-диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_prokhozhdeniya_krizisa_podrostkovogo_2.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

  1. КОНСИЛИУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Участники:

  • педагоги школы,
  • мед. работник
  • социальный педагог,
  • педагог-психолог,
  • администрация,

Оформление и оборудование:

  • На доске записана тема консилиума;
  • Оформлена выставка методических материалов по теме консилиума (научно – методические публикации, методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, творческие работы учителей, примеры программ по профилактике алкоголизма у подростков и т.д.)

Цель данного консилиума:

Выявление характера и причин отклонений в физическом, психологическом, нравственном и  интеллектуальном развитии, причин затруднений в обучении и поведении. Определение направлений коррекционно-развивающей, оздоровительной и воспитательной работы;

Задачи

  • психолого-педагогическое диагностирование обучающихся в период школьного подросткового кризиса;
  •  интеграция  медицинского, психологического и педагогического знаний особенностей личности ребенка;
  • психолого-педагогическое диагностирование трудных подростков;
  • консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.

Подготовительный этап:

  1. Сроки проведения  консилиума–  вторая   четверть.
  2. Сроки реализации семинаров для родителей и педагогов- первая четверть.
  3. Сроки реализации решения консилиума- конец 2 начало 3 четверти.
  4. Подготовка диагностического материала для подростков.
  5. Создание инициативной группы по подготовке заседания педсовета.
  6. Изучение педагогической и психологической литературы по обсуждаемой проблеме.
  7. Подготовка анкеты для  родителей по вопросам психологии подростков.
  8. Подведение итогов о возможном решение проблемы.

Организационный этап:

  1. Проведение и обработка результатов диагностики подростков.
  2. Проведение и обработка результатов анкетирование родителей.
  3. Проведение семинара для родителей и педагогов.

План проведения:

  1. «Актуальность проблемы прохождения подросткового кризиса» –социальный педагог или ЗДУВР.
  2. «Психофизиологические особенности подростка»-мед. работник.
  3. Результаты диагностики-психолог
  1. «Теоретико – методологические основы профилактики деликвентного поведения у подростков». педагог-психолог
  2. Итог

I «Актуальность проблемы прохождения подросткового кризиса»

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.

В этой связи понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется и для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости, этого периода разлома, распада (возраст «бури и натиска», «эмоционального шторма»). Известно, что для подросткового кризиса ранее применялась такая характеристика, как «нормальная патология», против чего достаточно резко выступал Л. С. Выготский. В свою очередь понятие «критический период» часто используется в общеязыковом смысле с целью подчеркнуть значимость этапа в общем ходе развития. Кроме того, оно применяется и в том смысле, в котором это понятие было заимствовано психологией из эмбриологии, где оно служит характеристикой периода онтогенеза, отличающегося повышенной уязвимостью, особой чувствительностью организма или его части к повреждающим воздействиям, что распространяется и на психологические характеристики. Применительно к подростковому возрасту это образно объяснял Л. С. Выготский. Указывая, что все особенности переходного периода вытекают из несоответствия или расхождения трех точек созревания — социально-культурного, общеорганического и полового, он писал о подростковом возрасте: «Сам по себе это возраст мощного подъема, но вместе с тем возраст нарушенного и неустойчивого равновесия, возраст развития, которое разветвилось на три отдельные русла, и именно подъем, лежащий в основе этого возраста, делает его особенно критичным.

         Проявляемое в этот период противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции является не только закономерным, но и продуктивным для формирования личности. Попытки взрослых избежать проявлений кризиса путем «предвосхищающего» создания условий для реализации новых потребностей в значительной части случаев оказываются безрезультатными. Подростки как бы специально «нарываются» на запреты, преднамеренно «принуждают» родителей к ним, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы их возможностям. Именно через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении.

При этом нужно, конечно, иметь в виду, что кризисные симптомы не проявляются постоянно, это скорее эпизодические, хотя порой и достаточно длительные явления, их интенсивность и способы выражения также различны. Важен сам факт личного обособления, противопоставления, завоевания собственной позиции.

II«Психофизиологические особенности подростка»

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

Половое созревание занимает особое место в развитии ребенка. Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной чертой. Созревание репродуктивной системы достигает уровня взрослого человека к семнадцати-восемнадцати годам. Существует определенная связь между гормональной активностью половых желез и физическим и половым развитием подростков. Так, ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте. У мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в тринадцать–пятнадцать лет, у девочек – в одиннадцать–тринадцать. Девочки начинают обгонять мальчиков в росте примерно с десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают вновь обгонять их. Нарастание веса также имеет определенные закономерности: до одиннадцати лет вес девочек и мальчиков примерно одинаков: с одиннадцати до четырнадцати лет вес девочек превышает вес мальчиков, но к шестнадцати годам вес юношей значительно превосходит вес их сверстниц. Уровень полового созревания отражает состояние нейро-эндокринных механизмов регуляции организма в целом и является одним из главных показателей зрелости репродуктивной системы. У некоторых подростков ростовой скачок и наступление полового созревания происходят раньше или позже, чем у большинства сверстников. В таких случаях принято говорить о несовпадении биологического и паспортного возраста, общей задержке или ускорении полового и физического развития. Эти особенности следует учитывать при построении учебных программ.

У части подростков в начальный период полового созревания также возникают проблемы с запоминанием больших объемов информации. В этот период идет становление половой идентичности, сексуальной роли. Это очень важное обстоятельство, т.к. половое созревание - это стержень, вокруг которого структурируется самосознание подростка . Подросток начинает осознавать себя не ребенком, а в большей степени взрослым, как бы примеряет на себя взрослые роли, которые ему не дают сыграть. Поэтому подростку часто кажется, что его не понимают, что приводит к психологическим и социальным конфликтам, выходом из которых для подростка может стать поиск среды, в которой "понимают".

Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством с его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать без них и взрослым возрастом с его способностью к самостоятельной жизни, воспроизведению и воспитанию потомства. Подростковый возраст называют также пубертатным периодом, так как он охватывает процесс полового созревания от его первых признаков до полного завершения. Переходным подростковый возраст является также в социопсихологическом отношении. Именно на этот период падает формирование характера, т. е. основы личности. В это же время выявляются и закладываются некоторые другие личностные компоненты — способности, наклонности, интересы, значительная часть социальных отношений. Этот возраст неслучайно называют "трудным". Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности - все это обнажает и заостряет слабые стороны личности, делает ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды.

Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих.            

Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием.

Рассматривая кризис подросткового возраста как один из самых важных и сложных критических периодов развития, наиболее адекватным являяется традиционное представление о том, что протекание возрастного кризиса проходит три фазы:

1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур;

2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте – это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);

3) посткритическую фазу, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т.п.

Переход к подростковому возрасту характеризуется возникновением различных форм отстаивания собственной самостоятельности, независимости. Причем чаще всего это проявляется в известных и ярко выраженных трудностях поведения – негативизме, упрямстве, открытом непослушании, конфликтах со взрослыми, стремлении всегда настоять на своем. Кратко это можно описать так: повышенная конформность по отношению к группе сверстников и демонстративное противопоставление себя не столько взрослым, сколько образу послушного ребенка, который часто культивируется этими взрослыми. Это противопоставление может быть достаточно длительным, ярко выраженным или же сглаженным.

III. Результаты диагностики

Нами было проведено исследование которое помогло выявить :

- акцентуацию характера;

-межличностные и межгрупповые отношения;

-детей с высоким риском социальной дезадоптации;

- личностную тревожность учащихся.

Вся полученная информация поможет в осуществлении в более качественной работе с детьми и их семьями.

IV. Теоретико – методологические основы профилактики деликвентного поведения у подростков

Эффективность и результативность в процессе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения молодежи в значительной степени определяется теоретической и практической подготовкой педагогического коллектива к педагогической превентивной деятельности с юношами, индивидуализация превентивной работы с трудными, диагностика и прогнозирование отклоняющегося поведения.

Таковы основные теоретические выводы проведенного исследования, которые в развернутом виде представлены в соответствующих главах и параграфах диссертации.

Проведенное исследование предоставило возможность определить следующие практические рекомендации, учет которых может способствовать результативному решению организационных, содержательных и методических задач

В целях успешного решения организационных задач в области диагностики и профилактики делинквентного поведения молодёжи можно рекомендовать следующее:

1) в основе комплектования и деятельности данной группы по исследованию процесса диагностики и профилактики отклоняющегося поведения может быть междисциплинарный принцип участия представителей философской, социологической, политической, юридической, медицинской, психологической и педагогической наук;

2) предлагаемые в работе принципы проведения, общая схема системы, методы и организация этапов диагностических и психопрофилактических мероприятий - разделение изучаемого контингента на группы с разным уровнем реагирования в условиях повышенных социально-психологических требований, динамическое наблюдение в период обучения в школе — могут быть взяты за основы при совершенствовании оценки и прогнозирования делинквентного поведения юношей;

3) рекомендуется использовать такие формы оценки и прогноза возникновения делинквентного поведения: а) астено-депрессивная форма реагирования, б) агрессивно-эксплозивная форма реагирования как наиболее общие стратегии поведения детей «группы риска» в период изменения стереотипа их поведения после окончания школы. Соответствующий дифференцированный подход предполагает разработку профилактической программы работы с юношами склонными к делинквентному поведению;

4) целесообразно в каждой школе создать научно-исследовательскую группу, в состав которой входили бы школьный психолог, преподаватель начальной военной подготовки, | штатный медицинский работник, социальный работник для организации поэтапной диагностики, динамического наблюдения и разработки психолого-цедагогаческих психокоррекционных программ для детей «группы риска» с учётом особенностей школы;

5) обязательным элементом работы научно-исследовательской группы является просвещение школьников, родителей и преподавателей в современных вопросах профилактики и распознавания ранних признаков наркомании и токсикомании, суицидального поведения; усиление практической направленности занятий и разнообразие форм их проведения.

Итог:

  • выявление группы риска
  • индивидуальная работа с родителями и детьми
  • организация дополнительного семинара или тренинга для родителей и педагогов
  • семинар для классных руководителей

Анкета «Обратная связь»

Просим Вас ответить (анонимно) на поставленные вопросы с целью получения обратной связи после окончания родительского собрания.

Заранее Вам благодарны!

1.Оцените степень Вашей включенности в занятие:

                       

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Что мешало Вам быть включенным?

3. Какова Ваша мотивация на использование полученных знаний?                            

                      0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Что полезного и значимого вы почерпнули для себя? _________________________________________________________________________

5. Что Вам не понравилось на прошедшем собрании?

  1. Ваши замечания и пожелания ведущему:

 Подборка материалов для просвещения родителей

                                         

Цель:

Выявление характера и причин отклонений в физическом, психологическом, нравственном и  интеллектуальном развитии, причин затруднений в обучении и поведении. Как с ними справиться родителям.

Задачи

  • знакомство родителей с проблемой
  • особенности психофизические подростков
  • решение проблемы
  • знакомство с дополнительной литературой

План

  1. Вступление.                                                
  2.  Тест для родителей «Знаете ли вы подростковую психологию?»
  3. Психофизиологический особенности подростков.
  4. Проблемные ситуации для родителей.
  5. Результаты исследования «Знаете ли вы подростковую психологию?»
  6. Что делать?
  7. Анкета «Обратная связь».

Особенности прохождения  подросткового кризиса

 «Переходный», «трудный», «критический» – так зачастую называют подростковый возраст. Подростковый возраст - это тот период в жизни вашего ребенка, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась. И именно этот момент перехода по шаткому мосту от детства к взрослости является чуть ли не самым важным временем на пути развития.
Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому pодителю необходимо знать о взаимодействии психологических и физиологических причин и проявлений подросткового кризиса.
Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.

В этой связи понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется и для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости, этого периода разлома, распада (возраст «бури и натиска», «эмоционального шторма»).

         Проявляемое в этот период противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции является не только закономерным, но и продуктивным для формирования личности. Попытки взрослых избежать проявлений кризиса путем «предвосхищающего» создания условий для реализации новых потребностей в значительной части случаев оказываются безрезультатными. Подростки как бы специально «нарываются» на запреты, преднамеренно «принуждают» родителей к ним, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы их возможностям. Именно через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении.

При этом нужно, конечно, иметь в виду, что кризисные симптомы не проявляются постоянно, это скорее эпизодические, хотя порой и достаточно длительные явления, их интенсивность и способы выражения также различны. Важен сам факт личного обособления, противопоставления, завоевания собственной позиции.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
  • неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Физиологические основы кризиса подросткового возраста:


            Подростковый возраст – это тот момент в жизни вашего ребенка, когда две «фабрики по производству гормонов» - гипофиз и щитовидная железа - начинают гонку по выполнению «пятилетки за 3 года». Они поставляют свою «продукцию» в кровь с такой активностью и скоростью, что заставляют большинство других эндокринных желез не отставать и тоже вступить в борьбу за звание «передовика производства».

             В подростковом возрасте в кровь начинает поступать огромное количество гормонов роста и половых гормонов. Благодаря их сложным и запутанным взаимоотношениям» возникает:

            Резкое увеличение роста и веса. В среднем, «скачок роста» происходит у мальчиков с 13 до 15 лет, иногда продолжаясь до 17, а у девочек - на два года раньше. Так же изменяются пропорции тела. Сначала до “взрослых” размеров дорастают голова, кисти рук и ступни подростка, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь туловище. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости.

           Начало полового созревания. Появляются волосы на лице и теле, у мальчиков ломается голос и возникает эрекция, у девочек начинается менструация и формируется грудь, все это сопровождается появлением полового влечения.

         Бурное протекание и смена эмоций. Смех подростка легко переходит в слезы, состояние абсолютного счастья, резко обрываясь по незначительной причине, сменяется унынием и грустью. Даже незначительное раздражение способно перерасти в гнев и вызвать приступ агрессии.

Психологические особенности подросткового возраста:

-         перепады настроения;

-         категоричность высказываний и суждений;

-         желание быть признанным и оцененным другими сочетающееся с показной независимостью и бравадой;

-         борьба с авторитетами и обожествление кумиров;

-         эгоистичность проявляется наряду с преданностью и самопожертвованием;

-         грубость и бесцеремонность сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий – от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму;

-         обостряется чувствительность к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений и все это сочетается с излишней самоуверенностью.
    Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:

 «Кризис независимости». Основные проявления.:
•Негативизм
•Упрямство
•Грубость
•Бунтарство
•Стремление во всем поступать по-своему
•Противостояние авторитетам и иконоборчество
•Ревностное отношение к личному пространству

 «Кризис зависимости».Основные проявления:
•Чрезмерное послушание
•Возврат к детским интересам и формам поведения
•Зависимость от взрослых
•Несамостоятельность
•Инфантильность в суждениях и поступках
•Подчинение мнению большинства
•Стремление быть «как все»


       
«Кризис зависимости», как проявление кризиса подросткового возраста , куда больше устраивает большинство родителей, так как им кажется, что им удалось сохранить «правильные» и «гармоничные» отношения с подростком, то есть отношения по типу «взрослый – ребенок». Однако так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?

        Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Поэтому, как бы нам, взрослым, ни хотелось обратного, путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст. Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются:

 « Кризис независемости»   появление интереса к своему внутреннему миру. До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность.

         Бурное развитие критического мышления. Рассудочная, т.е. формальная, жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда берется не особенно жалуемая взрослыми особенность подросткового сознания - максимализм, который в сочетании с бушующими эмоциями порой заставляет подростка «навсегда» ссориться с друзьями и родителями, впадать в глубочайшее уныние в связи с «отсутствием смысла жизни», поскольку человеческие отношения и жизнь вообще настолько противоречивы и многообразны, что не укладываются в рамки формальной логики.

Потребность в близких отношениях и признании окружающих. Друзья для подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают искры первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего пожара личной драмы. Именно в человек начинает учиться любить и строить близкие отношения. И именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает колоссальное значение.
   A теперь давайте обрисуем наиболее распространенные результаты взаимодействия физиологических и психологических изменений, происходящих в процессе кризиса подросткового возраста: 

•Повышенный интерес к собственной внешности.
•Стремление к независимости и свободе.
•Группирование со сверстниками.
•Повышенный интерес к сексу и взаимоотношениям полов.
•Потребность в уединении.
•Потребность в личном пространстве и ревностное к нему отношение.
•Резкость и безапелляционность суждений.
•Ранимость в сочетании с показной холодностью.

   
                                       

Рассматривая кризис подросткового возраста как один из самых важных и сложных критических периодов развития, наиболее адекватным является традиционное представление о том, что протекание возрастного кризиса проходит три фазы:

1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур;

2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте – это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);

3) посткритическую фазу, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т.п.

Переход к подростковому возрасту характеризуется возникновением различных форм отстаивания собственной самостоятельности, независимости. Причем чаще всего это проявляется в известных и ярко выраженных трудностях поведения – негативизме, упрямстве, открытом непослушании, конфликтах со взрослыми, стремлении всегда настоять на своем. Кратко это можно описать так: повышенная комфортность по отношению к группе сверстников и демонстративное противопоставление себя не столько взрослым, сколько образу послушного ребенка, который часто культивируется этими взрослыми. Это противопоставление может быть достаточно длительным, ярко выраженным или же сглаженным.

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Сдвиги в физиологической системе и психике подростка связаны в первую очередь с кардинальной перестройкой в эндокринной и нервной системах. Трудности, возникающие при взаимодействии с ребенком, неадекватность его поступков, импульсивность его поведения, резкие изменения сферы интересов и т.п. являются внешним проявлением тех процессов, которые происходят во внутреннем мире подростка.

Задача взрослых на данном этапе заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать нормальность происходящих с ним метаморфоз. 

Особенности развития когнитивной (интеллектуальной) сферы.

Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте характеризуется переходом к абстрактному, теоретическому мышлению. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала, способен к словесным рассуждениям и анализу абстрактных (отвлеченных) идей.

Внимание становиться все более избирательным и в большой мере зависит от направленности интересов ребенка.

Ощущения и восприятие находятся на достаточно высоком уровне развития. Наблюдается активное развитие творческих способностей и формирование индивидуального стиля деятельности, в том числе и умственной. Стиль мышления в основном определяется типом нервной системы, недостатки которой могут компенсироваться другими ее свойствами. Вообще, интеллектуальное развитие ребенка в подростковом возрасте достигает весьма высокого уровня.

Особенности мотивационной сферы

В подростковый период в мотивационной сфере человека происходят кардинальные изменения. Эти изменения носят как количественный так и качественный характер. Выстраивается иерархическая структура мотивов.  С развитием процессов самосознания наблюдается качественное изменения мотивов, они становятся более устойчивыми, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.  Мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели.

Главная задача подросткового возраста – обретение взрослости как в физиологическом, так и в социальном плане.

Формирование чувства личной идентичности – одно из важнейших новообразований у подростков, она включает: телесную, сексуальную, профессиональную, идеологическую и моральную идентичность.

В поисках своей идентичности подросток стремится эмансипироваться (отделиться) от родителей. Обретение автономии в переходном возрасте предполагает:

-         эмоциональную эмансипацию, т.е. освобождение его от тех эмоциональных отношений, которые образовались у него в раннем детстве;

-         формирование интеллектуальной независимости, т.е. способности мыслить самостоятельно, критически, способность самостоятельно принимать решения;

-         поведенческую автономию, которая проявляется в самых различных областях жизни подростков – от выбора стиля одежды, круга общения, способов времяпровождения до выбора профессии.

Ведущая деятельность.

Общение со сверстниками  в этом возрасте принимает характер первоочередной необходимости.

1. Общаясь со сверстниками подростки получают ту необходимую информацию, которую они не могут получить от взрослых.

2. Общаясь друг с другом они приобретают необходимые навыки социального взаимодействия.

3. Потребность в эмоциональных  контактах наилучшим образом удовлетворяется в группе сверстников.

Для подросткового возраста характерны следующие особенности:

  • половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
  • смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
  • открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
  • познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
  • появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Как сберечь нервы и сохранить любовь?

  • Первым советом родителям подростка будет: 
                Расскажите подростку о том, что с ним творится. Для этого нужно выбрать подходящий момент, например, через какое-то время после незначительной ссоры, когда подросток «взорвался» на пустом месте. Начните разговор, когда вы оба уже «остыли», но память о произошедшем конфликте еще свежа. Постарайтесь полностью отказаться от обвинительной и уличающей манеры и вложить в свой рассказ максимум теплоты и понимания. Поведайте подростку о том, что происходит с его организмом и как это влияет на его эмоции и поведение. Дайте ему знать, что вы его понимаете и готовы поддержать, но не намерены спускать все с рук, т.к. он уже достаточно большой для того, чтобы учиться справляться со своими эмоциями и брать за них ответственность на себя.

Вы можете сказать ему нечто, вроде: «Когда чувствуешь прилив злости, обиды или раздражения, остановись, глубоко вдохни и представь себе, как эти чувства уходят и растворяются вместе с выдыхаемым воздухом. Если потренируешься и научишься этому, ты будешь значительно реже ссориться с окружающими. Но, если тебе все же не удалось удержаться, и ты сорвался, найди в себе мужество открыто в этом признаться и извиниться»
         Подростку очень полезно знать о физиологических причинах его эмоциональных всплесков, но этого не достаточно, т.к., помимо резких перепадов эмоций, подростковый кризис проявляется во множестве других вещей. Поэтому подросток очень нуждается в вашей любви, понимании и поддержке.

  • Что делать?

• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

• Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

• Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное!

Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха.

Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.

                                       

  • Как себя вести?


             
Воспринимайте своего сына или дочь как взрослеющего человека. Ведь это уже не ребенок, полностью зависящий от вас, но еще и не взрослый, способный жить автономно. Поэтому им отношение к подростку должно быть соответствующее: необходимо найти золотую середину между тотальным контролем и вседозволенностью. Подросток нуждается именно в «контролируемой свободе», поскольку, как бы он ни кичился своей взрослостью, подсознательно он все еще находится в позиции воспитываемого ребенка.

           
Ни в коем случае не делайте постоянных акцентов на недостатках внешности подростка! Даже очень мягко и ласково сказанные фразы, типа «ты моя пышечка», «носатик мой любимый», болезненно отзываются в сознании подростка, и он начинает постоянно обращать внимание на указанный недостаток, пытается его спрятать, кажется себе уродливым и недостойным любви. Это может приводить к таким ужасным последствиям, как, например, пищевые расстройства (анорексия и булемия), которыми последние несколько лет страдает такое количество девочек-подростков, что это превратилось в мировую проблему.

           
 Старайтесь не отвергать друзей вашего ребенка, даже если вы считаете, что дружба с ними может ему навредить. Подросток имеет право выбирать круг общения. Доверяйте своему ребенку и давайте ему право получать необходимый жизненный опыт, который он черпает из общения со своими друзьями. Бывают, конечно, и критические ситуации, когда люди, окружающие ребенка, могут принести ему непоправимый вред (например, пристрастить к наркотикам). В таком случае начните с мягкого высказывания своего мнения о том вреде, который они способны нанести подростку, но не ждите мгновенной реакции. Наберитесь терпения и продолжайте мягко напоминать ему о недостатках его друзей, давая ему время самому понять, что за люди его окружают. Ведь, если вы попытаетесь директивно запретить контактировать с ними, это приведет лишь к вашему конфликту с ребенком, его страданиям и попыткам встречаться с друзьями за вашей спиной, например, вместо хождения в школу.

             
Интересуйтесь жизнью подростка. Многие старшеклассники говорят о том, что их общение с родителями ограничивается лишь формальным ежевечерним вопросом «ну, как дела в школе?», на который они отвечают так же формально. За фразой «не лезьте в мою жизнь», на самом деле, скрывается огромная потребность подростка в понимании и интересе со стороны взрослых. Поэтому интересуйтесь жизнью ваших детей, их проблемами и переживаниями. И ни в коем случае не обесценивайте эти проблемы, даже если они кажутся вам совсем не значительными и по-детски наивными, ведь это жизнь вашего ребенка, поэтому, говоря «перестань, это же ерунда», вы обесцениваете саму его жизнь. А он нуждается в поддержке, мудром совете и понимании.

           
Не накладывайте жесткое вето на разговоры о сексе. Склонность подростков «все опошлять», находя эротический подтекст даже в том, что, казалось бы, не имеет никакого отношения к сексу, есть не что иное, как доступное им снятие сексуального напряжения. Не бойтесь говорить со своим ребенком об интимной стороне жизни, т.к. подобные разговоры помогают ему сформировать адекватное отношение к той части действительности, которой он рано или поздно коснется.

         
Предоставляйте подростку место и время для уединения, т.к. он зачастую нуждается в том, чтобы побыть наедине с самим собой, разобраться в своих чувствах и переживаниях, подумать о себе, своих проблемах, пофилософствовать и просто насладиться одиночеством.

           
Не вторгайтесь в личное пространство подростка против его воли. Не выкидывайте его вещей и не убирайтесь в его комнате без его ведома и согласия, т.к. в подростковом возрасте для ребенка огромное значение приобретает обстановка, в которой он живет. Она становится не просто выражением его внутреннего мира, а его частью. И он готов защищать ее также ревностно, как и пространство своих переживаний и мыслей. Так же старайтесь не донимать подростка расспросами о том, что с ним происходит, если он дает вам однозначно понять, что не хочет говорить в данный момент.

Но вам стоит всегда показывать подростку, что вы готовы его выслушать и поддержать. Для этого вы можете использовать фразы, типа «если захочешь поговорить, я на кухне».
           
Спокойно относитесь к максимализму подростка и его резкости в суждения. Просто поймите, что в данный период времени ваш ребенок так мыслит, и не в его власти это изменить. Не пытайтесь переубеждать подростка, ожидая мгновенного согласия. Вам стоит мягко показывать другие возможные точки зрения. И, поверьте, даже если ваш ребенок всем своим видом демонстрирует, что в корне с вами не согласен, он прекрасно вас слышит и в конечном итоге зачастую руководствуется вашим более мудрым мнением, хотя лишь в крайне редких случаях признается в этом.
Я часто слышу от подростков, чьим родителям удается вести себя подобным образом, такие фразы: «Моя мама – моя лучшая подруга. Я могу рассказать ей абсолютно все, и она всегда меня поддерживает и помогает советом».
                        Но бывают ситуации, в которых не помогает даже подобное мудрое и чуткое отношение. Тогда кризис подросткового возраста становится настоящей проблемой - подросток пускается во все тяжкие: перестает учиться, начинает употреблять алкоголь и наркотики, ворует и лжет, предпринимает попытки самоубийства и многое другое. В такой ситуации советами ограничиться не получится. Здесь нужна консультация квалифицированного психолога, который поможет подростку и его семье преодолеть это критическое время.

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Знаете ли Вы подростковую психологию»

  1. Поверхностность – характерная черта подростков.
  2. По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию.
  3. Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное (то. что ожидается в будущем).
  4. Подростковому возрасту присуща категоричность суждений.
  5. Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.
  6. Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности.
  7. К детям в большей степени, чем к подросткам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.
  8. Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность  - характерные черты подросткового периода.
  9. Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте.
  10. Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах.
  11.  Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков.
  12. В произведениях художественной литературы подростков более интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.
  13. Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.
  14. «Чувство одиночества» - характерное переживание подросткового возраста.
  15. Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.
  16. Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей.
  17. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже его уровень интеллектуального развития.
  18. Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влияниям) – характерная черта подросткового возраста и самооценки.
  19. Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию) выше, чем его профессиональную компетентность.
  20. Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу.
  21. Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогами, чем сами педагоги.
  22. Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых.
  23. Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.
  24. Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам.

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Ключ:  

1.

+

5.

-

9.

-

13.

-

17.

-

21.

-

2.

+

6.

+

10.

-

14.

+

18.

+

22.

+

3.

-

7.

-

11.

-

15.

-

19.

+

23.

-

4.

+

8.

+

12.

-

16.

+

20.

+

24.

-

  1. Уровни знания подростковой психологии –

низкий –       менее  9

средний –     9-15

высокий –    более 15

Интернет ресурсы по теме:

  1. http://psy.s548.ru/rekomendacii-roditelam-i-pedagogam/obsaa-harakteristika-podrostkovogo-vozrasta Общая характеристика подросткового возраста 
  2. http://psy.1september.ru/view_article.php?ID=200902009  Подростковый кризис и его особенности.
  3. http://vashpsixolog.ru/teenager/3-psychological-characteristics-of-age Социальная ситуация в подростковом возрасте в условиях семьи и.т.д.
  4. http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/9919.php Прихожан А.М.// Проблема подросткового кризиса
  5. http://www.integratio.ru/article/037.htm В.В.Козлов//ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС – ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ НЕГАТИВНОЙ ДЕЗИНТЕГРАЦИИ

  1. Санкт-Петербург

семинар для педагогов

Цель проведения: 

  1. Коллективный тренинг
  2. коллективное изучение трудностей обучения и воспитания учащихся конкретного класса с помощью школьной психологической службы;
  3.  выявление причин, вызывающих затруднения учащихся и учителей; разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин.

Участники:

Педагоги - предметники, классный руководитель, представители администрации, психолог, социальный педагог

Схема проведения:

Группа формируется из педагогов, желающих повысить свой социальный интеллект.

Максимальное количество участников в группе — 25 человек (медиогруппа), оптимальное количество — 7—9 человек (микрогруппа).

I Коллективный тренинг

Данный тренинг необходим для развития социального интеллекта, навыков профессионально-педагогического общения.

Для  того что бы  участники группы расширили  знания о том, как их воспринимают, какие формы их поведения вызывают одобрение, какие -- неприятие и осуждение у окружающих. Кроме того, у участников группы развивается способность понимать других людей, их взаимоотношения, они учатся прогнозировать межличностные события.

Можно выделить следующие основные условия проведения занятий в группе

  1. Люди собраны вместе в замкнутом пространстве.
  2. Они не могут уклониться от общения (участники группы расположены по кругу друг к другу лицом).
  3. В группе отсутствует заранее заданная иерархическая структура.
  4. Если участники группы не знакомы друг с другом, то лучше и не осуществлять знакомства (каждый может придумать себе вымышленное имя).
  5. В группе есть человек (ведущий), который имеет групповой опыт, знает «правила игры», в частности, технику облегчения участникам группы выражения их ощущений, переживаний, мнений.

Участники  должны соблюдать следующие принципы поведения в группе: каждый участник группы может высказывать о каждом (в том числе и о ведущем) все, что хочет; каждый участник должен высказывать вслух все мысли, которые возникают «здесь и теперь» по поводу событий, происходящих в группе, и по поводу участников группы. Нельзя говорить о группе за пределами занятий.

Программа обучения в группе состоит из трех частей.

Первая часть —участники знакомятся с общими понятиями и механизмами психологии группы, психологии общения.

Вторая часть — собственно тренировочная.

В ходе занятий отрабатывается целая система упражнений, направленных на развитие социального интеллекта и коммуникативных умений:

Третья часть программы обучения в  — анализ тренировочной части.

II Коллективное изучение трудностей работы с данным классом и отдельными учениками

"Игрушка по кругу".


«Вам необходимо, передавая друг другу игрушку продолжить фразу: "Когда я захожу в ……. класс..."». По ходу упражнения педагоги говорят о своих эмоциях и переживаниях, которые они испытывают при работе в данном классе                          
Портрет  класса. 
      (и
спользуется метод мозгового штурма) 

Портрет составляется по трем направлениям:
-положительные свойства и качества класса,
-возрастные и индивидуальные проблемы и трудности данного класса;
-особенности учебной деятельности (результаты фиксируются на классной доске)
       

II этап

 На  этом этапе проведения семинара необходимо ознакомить педагогов с психологическими особенностями школьников, вступивших в период пубертатного созревания. Эндокринные изменения стимулируют развитие организма, что проявляется в особенностях внешности и поведения. Появляется непропорциональность тела (скелет растет быстрее мускулов), угловатость, неловкость нескоординированность движений.
        Эмоциональная неустойчивость проявляется в том, что бодрость и подъем сменяются пассивностью и удрученностью. В состоянии утомления и раздражительности подростки способны к нарушению дисциплины, правил и норм общения и др. В этом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Остро переживается угловатость движений, особенности черт лица, худоба или излишний вес, что в какой-то степени определяет популярность у сверстников и формирует самооценку личности. Подросток начинает ориентироваться на качества «настоящего мужчины», «настоящей женщины» Ему необходимы образцы поведения мужчин и женщин, половое и нравственно-этическое просвещение.
         На этом же этапе можно познакомить педагогов с результатами диагностических исследований проводимых на этапе подготовки к семинару.

 Постановка психолого-педагогических задач в работе с классом с учетом выявленных сильных и слабых сторон. Обсуждается всеми присутствующими. Задачи фиксируются на школьной доске.

III Поиск путей решения поставленных задач.


          Педагоги – предметники, как правило, ограничивают свое участие в работе рамками воспитательных бесед при необходимости, поэтому здесь очень важна активная позиция именно классного руководителя, умение его привлечь к работе родителей, используя активные формы работы по сплочению классного коллектива, привлечение школьников к участию в жизни не только класса, но и школы.

Подведение итогов.

Одна из форм работы по реализации решений консилиума – групповая работа с учащимися, которую проводит психолог.

Знакомство с дополнительной литературой по теме.

Библиография по теме: особенности прохождения подросткового кризиса

  1. Александров А.А. Нарушение поведения у подростков как один из критериев оценки «психопатизации» / Патологические нарушения поведения у подростков – Л.,1973,
  2. Абрамова Г. С. Возрастная психология Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
  3. Анн Л.Г. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2005.Лидерс
  4. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4.
  5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна / Вступит. статья Д. И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
  6.      Выготский Л. С. Психология развития ребенка – М.: Издательство Смысл, 2006
  7. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание 3-е исправленное и дополненное – М.: «ЧеРо» , 2002
  8. Гаврилова Т. П. Личностные трудности и проблемы подростков// Психологическая наука и образвание. – 1997.- №1
  9. Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением// Вопросы психологии. – 1990.- №4.
  10. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. – Ярославль, 1999. – 304с;
  11. Кле М. Психология подростка. М., 1991.
  12.  Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет, учебное пособие 5-е издание – М.: Издательство РАО, 1999
  13.  Кулюткин Ю. Что такое взрослость?: [Из цикла ст. «Беседы о развитии личности»]// Семья и школа .- 1987.- №6, с. 19-21.
  14. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1977.
  15. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка. // Психологический журнал. – 1980. - №5. –
  16.  Наш проблемный подросток: Уч. Пособие. – СПб.: Союз, 1999
  17. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
  18. Подольский А. И. , Идобаева О. А. , Идобаев Л. А. Подросток в современном мире: Заметки психолога – СПб.: КАРО, 2007
  19.  Подлеснова А.П.  Второе рождение: (психологические проблемы подростков) // Семья и школа. – 1998.-№7
  20.  Поливанова К. М. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии 1996.- №1.
  21. Прихожан А. М. Проблемы подросткового кризиса // Психологическая наука и образование. – 1997.- №1.
  22. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. - М.: Мир, 1994.
  23. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
  24. Савина Е.А., Смирнова Е.О. Родители и дети. Психология взаимоотношений. – М.: Генезис, 2003.
  25. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста). – М.: Учпедгиз, 1961.
  26. Трудный подросток / Под.ред. Г.А. Уманова.-Алма-Ата: Рауан, 1990.
  27. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. – М., 1994

Интернет-обзор по теме кризис подросткового возраста

  1. http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/1783..

Московский Институт психологии и психоанализа. Родительское собрание на тему "Психологические особенности старших подростков" для родителей учащихся  Студенческое научное общество »

  1. http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/1783.. Институт интегрированной психологии профессионального развития. На сайте представлены различные статьи психологические, в частности  «подростковый кризис – формы и содержание  негативной дезинтеграции.
  2. http://vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/992-primernyj-perechen-metodik-dlya-skriningovogo-issledovaniya?start=5 

Сайт «Ваш психолог» состоит из различных разделов  дающих полезную информацию для психологов  так же  много статей по различным тематикам.

  1. http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22834   На сайте «Практический психолог» можно познакомиться с материалами по психолого-медико-педагогическому консилиуму. А так же  найти материалы сопровождение ФГОС, диагностические  работы, консультационной  деятельности, по коррекционно-развивающей  работе, по психологическому просвещению и.т.д.
  2. http://cdik.ucoz.ru/publ/chto_proiskhodit_s_rebenkom_v_podrostkovom_vozraste/2-1-0-22 "Центр диагностики и консультирования"  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. На сайте представлены статьи по следующим разделам для школьников, для родителей, для педагогов. В частности нас заинтересовала статья «Что происходит с ребенком в подростковом возрасте? Кризис подросткового возраста.»
  3. http://www.psychologos.ru. «Психологос-энциклопедия практической психологии». На сайте можно познакомиться с рядом небольших статей по интересующей тематике. В частности : правила для подростка, возрастные кризисы детей, кризис подросткового возраста и.т.д

 диагностические методики                                            

На первом этапе диагностические методики:

1.Рисуночный тест Э. ВАРТЕГГА,

Обоснование:

Э. Вартегг в своей теории, на которой основана интерпретация рисуночного теста, эклектически соединяет положения психоанализа, бихевиоризма и физиологии высшей нервной деятельности. Большое значение придается выраженному в рисунках «отношению» к исходному знаку. Пренебрежение, игнорирование знака в рисунках — симптом сосредоточенности на собственном «Я». Диффузное внимание к знаку — симптом изобретательности, выдумки. Фиксированное внимание к знаку — симптом концентрации на конкретных, вещественных элементах. Наконец, стремление качественно оформить исходный знак — симптом творческого начала. Учитываются также содержание рисунков и их графическое исполнение. По рисункам мы сможем определить в каком психическом состоянии прибывает сейчас ребенок, или какие свойства личности ему присуще.

2.Методики ПДО (А.Е. Личко)+ Риск социальной дезадаптации

 Обоснование:

Метод патохарактерологического исследования подростков, названный Патохарактерологическим Диагностическим Опросником (ПДО), предназначен для определения в возрасте 14–18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.)

Определив акценцуацию характера учащегося, мы получаем такую информацию как:

- какое преобладает настроение;

- как они проявляют себя в общении;

-зависят ли от влияния других людей;

- как они ведут себя во время работы (учебы);

- какой у них тембр голоса, уровень здоровья, качество сна;

- об уровне самооценки;

-  склонны ли к депрессии и т.д.

Выявление риска социальной дезадаптации (шкалы Ю.В.Попова — Н.Я.Иванова)-для второго этапа.

Обоснование:

Наличие при диагностики одного из признаков говорит о риске — дезадаптации, наличие двух и более признаков делает этот риск высоким.

Всем сотрудникам учебного заведения необходимо знать об таких учениках у которых есть склонность к дезадаптации и к ним следует относиться намного внимательнее и с осторожностью во время учебного процесса, что бы была возможность ее предупредить и предотвратить вовремя.

 на втором этапе:

  1. шкала реактивности и личностной тревожности Стилберга-Ханина;

Обоснование:

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

2. Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж.Морена.

Обоснование:

 Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени
сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам
симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подростковый кризис

подростковый кризис...

Консультация для родителей: Подростковый кризис

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и...

Возрастные особенности учащихся и подростковый кризис

Познакомить с возрастными особенностями учащихся, дать представление о подростковом кризисе. Показать нормальность проявлений негативизма и стремления познавать различные аспекты самого себя подр...

Беседа детского психолога и писателя о подростковом кризисе

Детский психолог и писатель Катерина Мурашова продолжает беседовать с родителями на тему «Существует ли “правильное воспитание”, или Самые распространенные родительские ошибки»...

ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Каждый возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется множеством свойств, задающих в совокупности своеобразие структуры личности на определенной ступени о...

Газета любознательных родителей "Подростковый кризис. Кризис родителей"

Подростковый возраст считают одним из самых сложных. И еще неизвестно, кому в этот период больше требуется поддержки — подросткам или их близким. Как всей семье пережить этот кризис и выйти из н...