Доклад для районного методического объединения классных руководителей
материал (9 класс) на тему

Афонина Ольга Александровна

Роль классного руководителя в работе с одарёнными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rab._s_odaryonnymi_detmi.zip28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение:                                                               средняя общеобразовательная школа № 2

Районный семинар руководителей методических объединений   классных руководителей

«Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми»

Руководитель ШМО классных руководителей:

 Афонина О. А.

30 сентября 2014 год

Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми

Одаренный человек – это, с биологической точки зрения, отклонение от                     усредненной нормы. Отклонение прекрасное –  лучшее из всех возможных.

К. Юнг.

    Как мы уже знаем, одаренные дети – это необычные дети. Для успешного развития таких детей классному руководителю необходимо выполнять ряд условий.

   Это создание благоприятного психологического климата для выявления и развития детской  одаренности, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. При этом  необходимо соблюдение основных принципов педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг (добровольности)
  • принцип помощи, наставничества
  • принцип индивидуализации воспитания  (наличие индивидуального плана воспитания одаренных учащихся)

   Обратимся к эпиграфу нашего семинара. Одаренный человек – это, с биологической точки зрения, отклонение от  усредненной нормы. Отклонение прекрасное –  лучшее из всех возможных.   В силу того, что одаренность – это отклонение, непохожесть, она вызывает негативное отношение в обществе, в частности,  в школе.

   Школьные трудности обычных одаренных детей, имеющих вполне благоприятное личностное развитие неизбежны.

   Одаренному ребёнку легко или скучно на уроке в то время, когда весь класс напряженно работает. Такой школьник или начинает заниматься своими, посторонними делами, или отключается, «витает в облаках», или чаще вмешивается в учебный процесс — первый тянет руку, отвечает не то, что он должен был услышать за короткое  время, а вообще все, что знает по этой и смежной с ней проблемам. Еще хуже, если он начинает задавать преподавателю вопросы. Вопросы всегда сложные, далеко уводящие от плана урока.  Подобные ситуации могут привести к серьезному конфликту, поскольку преподаватель подозревает ученика в желании «поймать» его на незнании или ошибке и подорвать авторитет. Иногда, вызывая родителей одаренного ребенка в школу, его обвиняют в «культурном хулиганстве»: своими вопросами он мешает вести урок. Это проблема в общении с учителями.

   Неумение принимать чужую точку зрения, стремление самому закончить мысль собеседника, прерывание говорящего и исправление ошибок, неспособность идти на компромисс, желание командовать…все это отталкивает от одаренного ребенка  сверстников. И это вторая проблема, проблема в общении со сверстниками.

   Одноклассники считают его выскочкой, умником, всезнайкой, который хочет выделиться на их фоне. Одаренные дети и сами не лучшим образом общаются со сверстниками (да и со взрослыми тоже). Если кто-то задел одаренного ребенка, он своеобразно защищается: острый ум и наблюдательность позволяют тонко подметить и высмеять дурные или просто нелепые черты обидчика.

      Все эти неудобные для окружающих особенности — проявление одной общей закономерности.

   Современными родителями их одаренные чада  тоже воспринимаются как инопланетяне. Они обеспокоены поведением, рассуждениями ребенка, им непонятны их внутренний мир, увлечения, интересы. И это еще одна проблема, проблема в общении с родителями.

    Конечно, в разрешении этих проблем ребенку  должен  кто-то помочь.  И это в первую очередь – классный руководитель.

   Психологи выделяют следующие  качества, необходимые педагогу - классному руководителю для работы с одаренными детьми:

  • чуткость - чувствительность к переживаниям и потребностям ребенка;
  • способность к индивидуализации воспитательно-образовательного процесса;
  • интеллект выше среднего;
  • настойчивость и целеустремленность;
  • творческое начало;
  • профессиональная и эмоциональная зрелость;
  • эмоциональная стабильность;
  • широкий круг интересов и умений;
  • чувство юмора;

    При организации работы с такими детьми классный руководитель должен четко спланировать свою работу, в которой  отразить диагностику одаренности и наметить задачи, этапы  и формы работы с одаренными учащимися. При построении воспитательного процесса стоит учитывать два вида мотивации:

   Социальную: поднять авторитет ребенка среди сверстников ( похвалить за усердие в работе, сделать запись в дневнике за хорошую работу и положительное отношение к ней.)

   Содержательную: применение знаний и умений детей  в  нестандартных и творческих ситуациях (при подготовке к творческому делу, во время его проведения)

Примерные задачи классного руководителя в работе с одаренными детьми:

  • Создать условия для успешной диагностики и развития одаренных  детей
  • Способствовать раскрытию личностного потенциала одаренных
  • Просветить родителей в вопросах воспитания одаренных детей и развития их потенциальных возможностей.

Этапы работы классного руководителя  с одаренными детьми:

  1. Выявление  одаренных детей (диагностика одаренности)
  2. Поддержка   (создание условий через взаимодействие  с учителями предметниками, родителями)
  3. Развитие одаренности (особенно творческой)

Развитие одаренности школьников возможно

при реализации следующих условий:

1)своевременная диагностика возможностей

2) адекватное содержание воспитания

3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии

4) побудительная деятельность учителя

Формы работы классного руководителя:

Классные часы.      

   Классные  часы - самопрезентации – это особый вид занятий, так как любой ученик имеет возможность рассказать о себе, и не просто рассказать, а поделиться своими интересами, удивительными открытиями.  Это стало той формой занятия, на котором дети не только ощущают свою значимость, но и учатся принимать мир другого человека. Гостями и участниками этих занятий становятся учителя, родители, старшеклассники. Темы таких классных часов: «Я и моя семья», «Я и спорт», «Мои открытия», «Долгожитель» семьи (книга, игрушка),День рождения в семье, Известные люди семьи  - позволяют поделиться конкретным опытом, а также  предполагают создание прозаических размышлений и стихов о себе, о своей семье, о семейных реликвиях.

Также можно проводить «Уроки вежливости», «Уроки толерантности», «Уроки этикета». Когда одаренный ребенок, имеющий определенные сложности в общении, готовит материал, он обязательно что-то примет к сведению, оставит для себя.

Портфолио  учащихся

«Папки творческого самовыражения»,  в  них накапливаются материалы о достижениях  учащихся, которые в конечном итоге позволяют увидеть развитие каждого ребенка в динамике.

 Работа совместно с родителями

  • Праздники семьи «В кругу семьи» Семейные увлечения.
  • «Четыре способа обрадовать маму».
  • Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения.

Создание и реализация проектов.

  • Семейная геральдика. Талисман семьи. Гороскоп семьи
  • Географическая карта моей родословной.
  • Я и моя школа.

Творческие мастерские

  • «Составление правил для решения наших проблем»
  • «Учимся на собственных ошибках»
  • «Строим дом своего здоровья»

Это лишь некоторые примеры форм работы с одаренными детьми.

   В план воспитательной работы с одарёнными детьми необходимо включать:

   Диагностику склонностей учащихся (оформление в дневниках кл. руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей);

   Участие детей в конкурсах различного плана (внутришкольные, районные, областные);

- Обсуждение на пед. Совете (либо на заседании МО классных руководителей) темы «Личностные проблемы одарённого ребёнка и пути их преодоления» (по результатам диагностики);

- Создание портфолио одаренных детей;

- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей;

- Привлечение детей к участию в коллективных творческих делах, раскрывающих наиболее полно их способности.

- включение детей в работу дополнительного образования;

    Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одарённых детей.

   Наследственность, влияние социальной среды, собственная активность ребёнка способствуют развитию одарённости. В настоящее время существует несколько теоретических моделей одарённости. Некоторые специалисты считают, что при благоприятных условиях любого ребёнка можно развить до уровня одарённости. Другие подчёркивают уникальность одарённости.

   Внеурочную работу с одарёнными учащимися классный руководитель выстраивает на основе выявления одарённости по видам деятельности.

   В практической деятельности выделяют одарённость в ремёслах, спортивную и организационную. Данная категория детей - это постоянные участники конкурсов прикладного творчества, спортивных соревнований школьного и муниципального уровня. Они посещают кружки и секции по интересам.

   В познавательной деятельности выделяется интеллектуальная одарённость. Эти ребята участвуют в интеллектуальных играх, конкурсах, научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, фестивалях исследовательских работ.

   В художественно-эстетической деятельности выделяется хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одарённость. Эта категория детей - самые активные участники всех внеклассных мероприятий, выступающие в роли артистов и ведущих. Так же многие из них являются участниками муниципальных конкурсов рисунков, чтецов, сочинений. Некоторые посещают музыкальную школу, вокальную студию.

Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству.

В коммуникативной деятельности можно выделить лидерскую одарённость. Эти дети помогают учителю в работе малых групп, в организации самоуправления в классе.

Положительным фактом в работе учителя можно считать использование системы портфолио учащихся, которая помогает отслеживать развитие и успехи детей.

Изложенная система работы с одарёнными учащимися даёт положительные результаты на практике. Ученики класса являются не только активными участниками, но и победителями, призёрами школьных, муниципальных, региональных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр.

  Как видим, роль классного руководителя в работе с одаренными детьми велика, Одной из важнейших задач классного руководителя  при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования. 

Поэтому  только при наличии терпеливого, внимательного и бережного педагога (классного руководителя) возможно развитие способностей ребенка. Талантливый классный руководитель – тот, кто обладает уникальным умением – увидеть и распознать юное дарование, поддержать и вдохновить его.

   Остается только пожелать успехов, творчества и терпения. А закончить выступление разрешите словами:

   Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "Технология проведения родительского собрания".2015г.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИТехнология подготовки и проведения родительских собраний. Примерное положение о классном родительском собрании...

Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "10 секретов успешного проведения родительского собрания".2015г.

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю....

Методическая разработка "Конспект семинара районного методического объединения классных руководителей"

Методическая разработка представляет собой поэтапный конспект семинара районного методического объединения классных руководителей в рамках функционирования «Школы классного руководителя» в учреждении ...

Выступление на районном методическом объединении классных руководителей "Формы и метод работы с неблагополучными семьями"

Формы и метод работы с неблагополучными семьями   Что может быть семьи дороже? Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью,...