Рабочая программа по истории Древнего мира
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

Маслаков Дмитрий Сергеевич

История Древнего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._istoriya_drevnego_mira.docx52.43 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по учебному предмету

«История Древнего мира»

для учащихся 5 классов

                                                                                                             

Екатеринбург 2014


Пояснительная записка

Рабочая программа по «Истории Древнего мира» 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Приказа Министерства образования РФ № 127 1080 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ министерства России  от 9 марта 2004 г. №1312).
  3. Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) образования по истории (базовый уровень). –Сборник нормативных документов. История.  – М.: Дрофа, 2004.
  4. Приказ Министерства образования РФ №1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования». Раздел «История».
  5.  Учебный план на 2014-2015 учебный год.

Курс история Древнего мира направлен на формирование у учащихся представлений о процессе формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников, логических принципов.

В основе содержания курса истории Древнего мира лежат ведущие системообразующие идеи.  Дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия,  мужества, благородства, мудрости.

Основу изучения курса истории Древнего мира составляют методологические подходы, в соответствии с которыми в содержании программы  присутствуют разделы:

-Жизнь первобытных людей

-Древний Восток

-Древняя Греция

-Древний Рим

В содержании раздела «Жизнь первобытных людей» особое внимание уделено вопросу происхождения и появления первого человека на Земле, проблеме выделения человека из животного мира.

Цели курса:

• осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

• охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

• раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

В результате освоения содержания основного общего образования учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг учебных умений, навыков и способов деятельности.

Познавательная деятельность. Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.  Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность.  Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, аргументов, формулирование выводов. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств). Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.  Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Задача курса: формирование исторического мышления

Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, основного общего образования Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.  и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2008 г.

С целью достижения результатов образования в процессе реализации программы  используются:

  • формы образования – комбинированный урок, экскурсии, лекции, семинары, круглые столы, практические работы, дискуссии и др.;
  • технологии образования - работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную;
  • методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.
  • методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.

Программа рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю.

Календарно-тематическое планирование

Наименование темы

(раздела программы)

Сроки

Всего

час.

Из них

Лаб.и

практ.

Экскурсии

Сам.

раб.

Контр- диагностич.

1

Что изучает история

1н. 09.

1

-

-

-

-

I.

Тема 1  Жизнь первобытных людей

6

1

-

3

1

1

Древнейшие люди

1н.09

1

-

-

-

-

2

Родовые общины охотников и собирателей

2н.09

1

-

-

-

-

3

Возникновение искусства и религиозных верований

2н.09

1

-

-

1

-

4

Возникновение земледелия и скотоводства

3н.09

1

-

-

1

-

5

Появление неравенства и знати

3н.09

1

-

-

1

-

6

Контрольная работа «Жизнь первобытных людей»

4н.09

1

-

-

-

1

7

Счёт лет в истории

4н.09

1

1

-

-

-

II.

Тема 2 «Древний Восток»

19

-

3

16

3

8

Государство на берегах Нила

5н.09

1

-

1

1

-

9

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1н.10

1

-

-

1

-

10

Жизнь египетского вельможи

2н.10

1

-

-

1

-

11

Военные походы фараонов

2н.10

1

-

-

1

-

12

Религия древних египтян

3н.10

1

-

1

1

-

13

Искусство Древнего Египта

3н.10

1

-

1

-

-

14

Контрольная работа  по теме «Древний Египет»

4н.10

1

-

-

-

1

15

Древнее Двуречье

4н.10

1

-

-

1

-

16

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

2н.11

1

-

-

1

-

17

Финикийские мореплаватели

2н.11

1

-

-

1

-

18

Библейские сказания

3н.11

1

-

-

1

-

20

Царство Давида и Соломона.

3н.11

1

-

-

1

-

21

Ассирийская держава.

4н.11

1

-

-

1

-

22

Персидская держава «Царя царей»

4н.11

1

-

-

1

-

23

Природа и люди Древней Индии

5н.11

1

-

-

1

-

24

Индийские касты

5н.11

1

-

-

1

-

25

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1н.12

1

-

-

1

-

26

Первый властелин единого Китая

1н.12

1

-

-

1

-

27

Контрольная работа по теме  «Индия и Китай в древности»

2н.12

1

-

-

-

1

III

Тема 3. «Древняя Греция»

20

-

2

17

1

28

Греки и критяне

2н.12

1

-

-

1

-

29

Микены и Троя

3н.12

1

-

-

1

-

30

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

3н.12

1

-

-

1

-

31

Религия древних греков

4н.12

1

-

1

1

-

32

Земледельцы Аттики теряют землю и свобод

4н.12

1

-

-

1

-

33

Зарождение демократии в Афинах

5н.12

1

-

-

1

-

34

Древняя Спарта

2н.01

1

-

-

1

-

35

Основание греческих колоний

3н.01

1

-

1

1

-

36

Олимпийские игры в древности

3н.01

1

-

-

1

-

37

Победа греков над персами в Марафонской битве

4н.01

1

-

-

1

-

38

Нашествие персидских войск на Элладу

4н.01

1

-

-

1

-

39

В гаванях афинского порта Пирей

5н.01

1

-

-

1

-

40

В городе богини Афины

5н.01

1

-

-

1

-

41-42

Культура Древней Греции

1н.02

2

-

-

1

-

44

Афинская демократия при Перикле

2н.02

1

-

-

1

-

43

Города Эллады подчиняются Македонии

2н.02

1

-

-

1

-

44

Поход Александра Македонского на Восток

3н.02

1

-

-

1

-

45

В древней Александрии Египетской. Культурное наследие Древней Греции.

3н.02

1

-

-

1

-

46

Контрольная работа по теме «Древняя Греция»

4н.02

1

-

-

-

1

IV

Тема 4 «Древний Рим»

19

-

-

19

1

47

Древнейший  Рим. Легенды и верования римлян.

4н.02

1

-

-

1

-

48

Завоевание Римом Италии

1н.03

1

-

1

1

-

49

Устройство Римской республики

1н.03

1

-

-

1

-

50

Вторая война Рима с Карфагеном

2н.03

1

-

-

1

-

51

Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II веке до нашей эры

2н.03

1

-

-

1

-

52

Рабство в Древнем Риме

3н.03

1

-

-

1

-

53

Земельный закон братьев Гракхов

3н.03

1

-

-

1

-

54

Восстание Спартака

4н.03

1

-

-

1

-

55

Единовластие Цезаря

4н.03

1

-

-

1

-

56

Установление империи в Риме

2н.04

1

-

-

1

-

57

Соседи Римской империи в первые века нашей эры

2н.04

1

-

-

1

-

58

В Риме при императоре Нероне

3н.04

1

-

-

1

-

59

Первые христиане и их учение

3н.04

1

-

-

1

-

60

Расцвет Римской империи во  II в.

4н.04

1

-

-

1

-

61

«Вечный город» и его жители

4н.04

1

-

-

1

-

62

Римская империя при Константине

5н.04

1

-

-

1

-

63

Взятие Рима готами

1н.05

1

-

-

1

-

64

Восточная Римская империя при Юстиниане

2н.05

1

-

-

1

-

65

Контрольная работа  по теме: Древний Рим»

2н.05

1

-

-

1

1

66

Семь чудес Света

3н.05

1

-

-

-

-

67

Итоговый урок

3н.05

1

-

-

-

1

Резервное время

1

Итого

68

1

3

55

7

Содержание образования

Что изучает история (1 ч.)

Что изучает история. Источники знаний о прошлом.  Историческое летоисчисление. Историческая карта. История Отечества – часть всемирной истории.

Тема 1 . Жизнь первобытных людей.  (6 ч.)

Первобытное общество. Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн. л. н.) и его развитие к со-временному виду людей – «человек разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Орудия труда, занятия первобытного человека.  Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в Ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л. н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.   Первобытные верования. Зарождение искусства. Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л. н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия).

Тема 2 Древний Восток (19 ч.)

Древний Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). Занятия жителей. Возникновение государств. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.  Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (шестидесятиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда.

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, десятичная система счета.  Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др. Общие черты цивилизаций Древнего Востока. Культурное наследие Древнего Востока.

Тема 3 . Древняя Греция (20 ч.)

Легенды о людях и богах. Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).  Культурное наследие Древней Греции: поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.  Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г. до н.э., Ферпопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.), качества проявленные греками-эллинами, итоги войн Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.  Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля. Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока. Подчинение Греции Македонии (причины и последствия).   Империя Александра Македонского.  Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Эллинистический мир. Культурное наследие Древней Греции.

Тема 4. Древний Рим (19 ч.)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Легенды и верования римлян.  Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Войны Рима: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Ю. Цезаря, падение республики.  Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Римская империя и соседние народы (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.  Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе). Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы). Культурное наследие Древнего Рима.

Учебно-методическое обеспечение учебного предмета:

1. А.А.Вигасин,  Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. История Древнего мира: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин и др. – М.: Просвещение, 2007. – 287 с.

2.  Г.И. Годер.  Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. В двух частях. М.: Просвещение, 2013.

4. Атлас по истории Древнего мира.

Требования  к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения истории ученик должен

выделять/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего  мира; выдающихся деятелей этого периода;
  • выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Список литературы для учителя:

1.        Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. - М., 2007.

2.        Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2.-М., 2002.

3.        Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.- М 2005.

4.        Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000

5.        Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997

6.        Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998

7.        Крушкол  Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977

8.        Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998

9.        Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира – М.,1994

10.        Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000.

Список литературы для обучающихся:

1.        Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира учебник для 5 класса. -М., 2006.

2.        Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2002

3.        Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира -М., 1977

4.        Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998

5.        Рони-Старший Ж. Борьба за огонь М., 1966

Материально-техническое обеспечение:

Раздел 1. Мебель.

Парты ученические – 15 шт.

Стулья ученические – 30 шт.

Стол учительский – 1 шт.

Стул учительский – 1 шт.

Шкафы книжные – 5 шт.

Тумбы - 2

Стол компьютерный – 1 шт.

Доска учебная – 1 шт.

Раздел 2. Технические средства.

Проектор – 1

Экран – 1

Ноутбук – 1

Колонки - 2

Раздел 3. Учебное оборудование.

Раздел 4. 

-Таблицы и карты  по истории Древнего мира.

-Атласы по истории Древнего мира - 15

Раздел 5. Дидактические материалы (раздаточные).

-Памятки для учащихся по всем видам деятельности.

-Исторические источники по всем разделам.

-Тестовые задания по всем разделам.

-Разноуровневые задания по всем разделам.

Сведения о составителях(авторах) программы:

ФИО: Маслаков Дмитрий Сергеевич

Должность: учитель истории

Квалификационная  категория: первая

Наличие учёной степени, почётных званий: нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

рабочая программа курса "История Древнего мира"

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы курса и...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

Рабочая программа по истории Древнего мира

Здесь вы найдёте календарно-тематическое планирование, пояснительную записку и др. необходимые материалы...