Роль классного руководителя в повышении качества обучения
статья по теме

 

Сеятели разумного, доброго, вечного – так говорят об учителях. От них   - все лучшее в человеке. Об этом и русская поговорка – «дерево и учитель познаются по плодам». Среди многообразия жизни и видов человеческой деятельности роль учителя была заметна во все времена.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_doklad_07.11.14g.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в повышении качества обучения.

(Выступление на педагогическом совете 07.11.2014 г.)

Романова Ж.Г., классный руководитель

5 Б класса МБОУ  СОШ № 8  г. Елец.

Сеятели разумного, доброго, вечного – так говорят об учителях. От них   - все лучшее в человеке. Об этом и русская поговорка – «дерево и учитель познаются по плодам». Среди многообразия жизни и видов человеческой деятельности роль учителя была заметна во все времена.

 

Время стремительно несется вперед. Жизнь не стоит на месте. Меняется и система образования нашей страны. Одна из приоритетных задач современного педагога – воспитать личность, способную адаптироваться в современных условиях, реализовать свои способности. Современная школа активно перестраивается на новую ступень развития.

В современных работах по педагогике утверждается, что в настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.

В то же время в условиях модернизации образования на первый план всё-таки выходит показатель  уровня и качества обученности выпускника, что подтверждается критериями оценки эффективности деятельности образовательного учреждения и  формами итоговой аттестации.

Категория «уровень воспитанности» до сих пор во многом категория абстрактная, а категория «уровень обученности» вполне конкретна. Как мы воспитали ученика – покажет время, а как научили –покажет  контрольная работа уже через месяц.

Поэтому одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности. И, как правило, эффективность работы классного руководителя определяется с точки зрения успешности обучающихся  в образовательной сфере.  Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным,

    Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Чувство гражданской идентичности и патриотизма, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность воспитывается посредством:

  • Уроков:

 Литература и история    – знакомство с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны, переживание гордости  и эмоциональной сопричастности  подвигам и достижениям её граждан.

Природоведение  – формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми.  

  • классных часов:

«Россия – Родина моя», «Государственные символы моей страны», «Правила школьной жизни»,  «Терпимость – путь к миру» и др.

  •  социальных акций:

«Трудовые десанты», «Ветеран живёт рядом »,  и др.

  • совместной деятельности родителей и учащихся:

проведение праздников, экскурсии, походы, поездки, дни здоровья

  •  встреч с общественностью

Встреча с инспектором дорожного движения, ветеранами войн и труда, встречи с людьми  интересных профессий и др.

         Вопрос успеваемости, дисциплины и ответственного отношения к учёбе особенно актуален при переходе с одной ступени обучения на другую. Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. И результаты адаптационного периода школьника во многом зависят от системы работы классного руководителя в этом направлении.

На мой взгляд, в этот период важно направить свою деятельность на решение следующих задач:

  • Сплочение классного коллектива через разнообразные формы внеурочной деятельности.
  • (В конце 1 четверти мои дети были участниками мероприятия «Осенний бал» в детской библиотеке, также планирую посещение музеев, театра и кинотеатров нашего города).
  • Привлечение родителей к совместной деятельности по обучению и воспитанию ребёнка (родительские собрания, привлечение родителей на совместные мероприятия).
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности (выполнение домашних заданий).
  • Формирование у обучающихся осознанного позитивного отношения к учёбе и успеваемости.
  • Формирование положительной учебной мотивации  через внеурочную деятельность и участие  обучающихся в различных образовательных событиях (мои ученики были активными участниками школьного тура олимпиад по различным предметам)

Сразу хочу отметить, что для успешного решения данных задач, по моему глубокому убеждению, необходимы три составляющих:

  • Дети, для которых успехи в учёбе значат многое, и они готовы прикладывать достаточные усилия для достижения этих успехов.
  • Родители, для которых результаты обучения так же значимы, и они готовы прикладывать достаточные усилия для достижения этих результатов.
  • Классный руководитель, который достаточно знает способности и склонности своих детей не только по внеклассной работе, но и по учебной деятельности, т.е. который имеет достаточную учебную нагрузку в своём классе.

Может быть, поэтому результаты работы классного руководителя в начальной школе намного эффективнее, чем в среднем звене.

 

Хочу остановиться на важном моменте развития навыков самостоятельной деятельности обучающихся.

Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности ухудшаются.

В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Поэтому в 5 классе очень важно проводить целенаправленную работу по обучению ребят выполнять домашние задания.

В течение I полугодия я планирую провести серию классных часов «Учись учиться». Они будут посвящены режиму дня и режиму выполнения домашних работ. В помощь пятиклассникам   составлены памятки «Как выполнять домашнее задание». С этими памятками были ознакомлены и родители на родительском собрании, специально посвящённом вопросам самостоятельной учебной работы учащихся.

 

 

Классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам начал  стремиться повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста.

Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание

ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого классного руководителя.

Закончить свой доклад хочу словами выдающегося польского педагога Януша Корчака:

«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в повышении качества обучения.

Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности. И, как правило, эффективность работы классного руководителя определяется с...

Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников

Классный руководитель выбирает различные формы работы для контролирования учебной деятельности учащихся, но прежде всего он должен учитывать все факторы, влияющие на достижение успехов в учебе детей, ...

Роль классного руководителя в повышении качества обучения.

В современных работах по педагогике утверждается, что в настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие т...

Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников.

Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников...