Программа духовно-нравственного воспитания.
рабочая программа (5 класс) на тему

Соболева Лариса Леонидовна
Данная программа рассчитана на 5 лет. Предполагает целенаправленное развитие ученика с 5 до 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_dukhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Завражная средняя общеобразовательная школа

Кадыйского муниципального района Костромской области.

Программа  духовно – нравственного воспитания детей

«Мы – россияне».

Программа предназначена для детей 5 – 9 классов (11 – 15 лет)

Срок реализации программы – 5 лет

Программу разработала Соболева Л.Л.

учитель математики и информатики,

 классный руководитель 5 класса.

с. Завражье

2012 год.

 

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

       Многолетнее отчуждение человека от духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере

    Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека.  Гражданин – это личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

        Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.  Необходимо целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

 Создание этой программы является итог деятельности, патриотической работы  с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств.

Название программы «Мы - Россияне»: во-первых, сейчас особенно необходимо и важно формировать у школьников убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости и уважения к своей Родине, формировать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности.

Общие положения

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи, педагогических коллективов и общественных организаций составляют основу программных мероприятий.

Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта.

Программа определяет цели, задачи и направления организации нравственного воспитания в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием системы нравственного воспитания детей.

Программой предусматривается: реализация мер по всемерному повышению роли семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности; выявление позитивного опыта духовно-нравственного воспитания, разработка эффективных технологий взаимодействия семьи и школы, обеспечение сотрудничества в решении нравственно-воспитательных задач;   повышение роли научно-теоретического знания в оперативном решении актуальных проблем и задач.

Отношение к труду рассматривается в Программе как один из главных показателей системы духовно-нравственных ценностей человека. Комплекс мероприятий Программы обеспечивает воспитание трудолюбия, опыта творческого и культурного самоопределения у детей и подростков, формирование у учащихся, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к достижению профессионализма.

 

Цели и задачи Программы

Цель программы: духовное развитие личности школьника и привитие ему принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к  истории Российского государства.
  • Представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение.
  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
  • Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
  • Координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

 Принципы Программы

1.      Принцип природосообразности.

2.      Принцип  учебно-воспитательного процесса.

3.      Принцип сотрудничества.

4.      Личностно-ориентированный подход.

5.      Возрастной подход.

Этапы реализации Программы

      I этап – подготовительный (2011/2012 учебный год)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

        II этап – практический (2012/2015 учебные года)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

Осуществление педагогической деятельности по построению воспитательной системы

        III этап – обобщающий (2015/2016 учебный год)

Обработка  данных за 4 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.

Ожидаемые результаты

  1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
  2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
  3. Убежденность учащихся в том, что настоящий патриот  любит свою Родину, гордится ее  историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу.
  4. Ведение здорового образа жизни, стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности.
  5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
  6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.

Основные направления работы

Блоки

Воспитательные задачи

Я - есть  Я!

1)Формирование духовно-нравственных ориентиров.

2) Формирование гражданского отношения к себе.

3) Воспитание  самодисциплины и культуры поведения, ответственности, исполнительности.

4) Формирование потребности  самовоспитания своих морально-волевых качеств.

Я и мое Отечество

1) Воспитание понимания Отечества, связи с предыдущими поколениями.

2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.

3) Воспитание верности духовным традициям России.

4) Развитие общественной активности, уважения к национальным традициям.

Я и мое здоровье        

1) Создание условий для сохранения физического, духовного и нравственного здоровья.

2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни

Я и национальная культура

1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.

2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, формирование эстетических вкусов.

Я и моя семья        

1) Формирование представлений о семейных ценностях.

2) Формирование уважения к членам семьи, любящего своих родителей

Я и моя школа        

1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию дружбы в коллективе.

2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

Я и вселенная

1)Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

2) Воспитание гуманистического отношения к людям.

3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде.

Используются формы: тренинг, практикумы, игры, проигрывание ситуаций на классных часах.

 Диагностика

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

  • общие сведения;
  • способности;
  • тип личности в общении;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.

2. Изучение межличностных отношений:

  • социально-психологический климат в классе;
  • общие сведения;
  • способности;
  • тип личности в общении;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.

 3. Формы диагностики:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседы.

Работа с родителями

Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

 Формы работы с родителями:

  •          анкетирование
  •          беседа
  •          родительские собрания,
  •          посещение семьи,
  •          проведение совместных часов общения,
  •          классных часов.

Литература:

1.      Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., Просвещение, 1985.

2.      Сухомлинский В.А. Верь в человека. – М., 1960.

3.      Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М, 2001.

4.      Микрюков В.Ю. Научно-практические основы организации патриотической работы в школе. // «Образование в современной школе», 2006,     № 5, с. 27.

5.        Корикова Г.М. Этикокультурный модуль «Диалог культур». // «Классный руководитель», 2005, № 4, с. 69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...

Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 10__"А"____ класса на 2017-2018 учебный год

Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...