Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию.
рабочая программа (8 класс) на тему

Рабочая программа предназначена для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovmestnaya_rabota.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

КОУ « Шербакульская специальная  (коррекционная)  общеобразовательная  школа-интернат VIII вида»

Рассмотрено                                           Согласовано                                      Утверждено                        

на  заседании  МО                          заместитель  директора                           директор  школы

классных руководителей                          по  УВР                                          Сазонов С.М.

Протокол  № ____                                 __________ Кузина О.Р.                              

 от «____» ____________2014 г                                                                           _____________                                                              

                                                                                                                                                                                                                 

                                                      «____» ____________2014 г      «____» ____________2014 г                                                                                                                                                                                        

                                                               

        

Рабочая программа по духовно – нравственному воспитанию

на 2014 – 2015 учебный год

Давыдовой Ольги Геннадьевны

(классного  руководителя   8 «а» класса)

Лягушиной Марины Владимировны

(воспитателя)

 2014г.

                                        Пояснительная записка

                       

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С тех пор как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...» В.Сухомлинский.

        Рабочая программа «Духовно – нравственное воспитание» предназначена для учащихся  8  классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.

Диагностические данные воспитанников коррекционной школы показывают, что эти дети не осознают ценностей человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору.  Необходимо убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни. От стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. В нашей системе данной программы важное место занимает группа средств направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты, психологические беседы по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали будет заключаться в том, что они не будут переходить в назидательность, будет больше содержаться обсуждений с детьми жизненных ситуаций.

Критерием нравственного воспитания будут только реальные поступки детей, их побудительные мотивы.

Говоря  о морали,  подразумевается поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла.

Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка. Именно через беседы с воспитателем, радость достижения целей, благодарный труд открывает человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самосовершенствованию, умению один на один остаться с собственной душой, посвящена данная программа.

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  1. Законом РФ «Об образовании».
  2. Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
  3. Инструктивными письмами Министерства образования и науки,
  4.  Уставом КОУ  Шербакульской школы-интерната VIII вида,
  5. Типовой программой для специальной (коррекционной) образовательного учреждения VIII вида под редакцией В. В. Воронковой,
  6. Образовательной программой ОУ.

Структура программы.

Программа включает в себя систему внеклассных занятий: о нравственном выборе, об этикете, и его моральных ценностях, об искусстве жить в гармонии с собой и окружающими людьми по следующим направлениям: здоровье, общение, досуг, отечество, труд.

Цель программы:

  • сформировать у учащихся прочные нравственные привычки, опыт гуманного поведения и отношения к окружающим;
  • способствовать духовному развитию учащихся через музыку, живопись, поэзию, декоративно-прикладное творчество.

Задачи программы.

  1. Формировать у воспитанников осознание ценностей в человеческой жизни.
  2. Просвещать воспитанников с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
  3. Развивать нравственно-личностные качества: доброту, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость. Учить им следовать в повседневной жизни.
  4. Расширять представления детей о морально-этических нормах поведения и общения, как в обществе, так и с окружающими людьми.
  5. Воспитывать интерес к самим себе, желание самосовершенствования.
  6. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.
  7. Научить детей различать эмоции и определять состояние окружающих.

Методы достижения поставленной цели.

1 Тематические беседы по нравственной тематике.

2 Дискуссии по нравственной тематике.

3 Практикумы, игры по этикету.

4 Чтение рассказов, просмотр кинофильмов, картин.

5 Шефская работа: встречи с малышами, ветеранами труда, нуждающимися людьми.

6 Посещения музея, библиотеки, памятных и исторических мест поселка.

7 Конкурсы, походы, экскурсии.

8 Родительские собрания.

Предполагаемый результат

  1. Повышение уровня самосознания.
  2. Развитие эмоционально-волевых свойств.
  3. Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.
  4. Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.
  5. Развитие коммуникативных навыков.
  6. Развитие творческих способностей.

Учащиеся должны знать:

  • О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.
  • О стремлении к самосовершенствованию.
  • О культуре поведения и общения.

Учащиеся должны уметь:

  • Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
  • Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
  • Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
  • Заниматься самовоспитанием.

  • Уровни духовно-нравственного воспитания
  • Моя семья.
  • Я и школа.

Культура и мы.

  •  Мое Отечество.

I.     «МОЯ СЕМЬЯ»

Задачи:

  • формировать уважение к членам семьи;
  • воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
  • формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Советы классному руководителю. Особое внимание уделите привлечению ближайших родственников учащихся к жизни класса. Организуйте заочные путешествия «Здесь живет моя семья», праздники семейных династий и т.д.

Предполагаемый результат деятельности:

  • сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
  • сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
  • сформировано преставление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботясь о своей семье.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

            Название мероприятия

Формы

Примечание

1.

2.

3.

4.

«Моя семья – моя крепость»

«Спасибо мамочка тебе…»

«Традиции моей семьи»

«Папа, мама, я – спортивная семья»

Кл. час

Праздник

Кл. час

Спорт.праздник

                                                   II    «Я И ШКОЛА»

Задачи:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
  • воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

  • осознание учеником роли знаний в жизни человека,
  • овладение этикой взаимоотношений «ученик-учитель», «ученик-ученик»,
  • выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей,
  • умение пользоваться правами ученика,
  • выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

  №

              Название мероприятия

   Формы

  Примечание

   1.

   2.

   3.

   4.

«Наши школьные обязанности»

Предметные недели

«Мои права и обязанности»

Участие в школьных мероприятиях

Организация дежурств, распределение поручений

Викторины, игры, олимпиады

Кл. час

                                        III      « КУЛЬТУРА И МЫ »

Задачи:

  • воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;
  • формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Советы классному руководителю: организация кружков, вовлечение в них учащихся с учетом интересов. Проведение классных часов, праздников, расширяющих знания об искусстве.

Предполагаемый результат деятельности:

  • умение видеть прекрасное в окружающей жизни,
  • занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла,
  • участие в художественной самодеятельности.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

    №

              Название мероприятия

      Формы

Примечание

     1.

     2.

    3.

     4.

«Что такое красота?»

Традиционные русские народные праздники: «Рождество»,

«Масленица»,

«Пасха»

«Наше творчество»

«Красота родных просторов»

      Кл.час

Праздники

Выставка работ

Экскурсия

                                             IV      «МОЕ ОТЕЧЕСТВО»

Задачи:

  • развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
  • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности: 

  • убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной,
  • изучает ее историко-культурное, духовное наследие,
  • верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества

Мероприятия по реализации воспитательной программы

    №

              Название мероприятия

     Формы

Примечание

     1.

     2.

     3.

     4.

Государственная символика РФ.

Об ответственности несовершеннолетних.

«Они защищали Родину» к 70-летию победы в Великой Отечественной войне

«Зарница»

     Кл. час

Встреча с полицейским

Кл. час

Экскурсия

Военно-спортивная игра

Используемая литература

  1. Художественная литература афоризмы, поэзия.
  2. Научно - популярная литература по этике, истории, психологии, педагогике, искусству.
  3. Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Коррекционная педагогика»
  4. Книги и брошюры по этикету.
  5. Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
  6. Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1.
  7. Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3.
  8. Худенко Е.Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6.
  9. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. В помощь учителю. (1ч.) – М.: Школа – Пресс, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и совреме...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)

Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Рабочая программа по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"

Данная  программа «Азбука нравственности» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся духовно-нравственного направления.Данная про...

Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»

Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных  общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...