Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)
рабочая программа (5 класс) на тему

Зайнуллина Галина Файзулловна

Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_odnknr.docx72.91 КБ

Предварительный просмотр:

паспорт программы

Предметная область:

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Предмет:

 Основы духовно-нравственной культуры народов России

Класс:

5

Название программы:

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Автор(ы) программы:

Н.Ф. Виноградова

Место публикации:

Москва, издательство «Вентана-Граф»

Разработчик программы:

Г.Ф. Зайнуллина

Количество часов в неделю:

0,5

Количество часов в год:

18

Год реализации:

2014-2015 учебный год

Распределение часов
в соответствии с годовым календарным графиком (5к класс):

Всего часов

Урочная форма

Внеурочная форма

1 четверть:

4

2

2

2 четверть:

3

2

1

3 четверть:

5

3

1

4 четверть:

6

4

2

ИТОГО

18

12

6

Распределение часов
в соответствии с годовым календарным графиком (5к1 класс):

Всего часов

Урочная форма

Внеурочная форма

1 четверть:

5

3

2

2 четверть:

4

2

2

3 четверть:

5

5

0

4 четверть:

4

2

2

ИТОГО

18

12

6


пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение

Данная рабочая программа разработана на основе документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации»
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897)
  3. Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден Министерством образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089) в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427
  4. Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253)
  5. Основная образовательная программа МБОУ «СОКШ № 4» (утверждена приказом от 29.08.2014 № 405)
  6. Положение «О разработке и утверждении рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов» (утверждено приказом от 30.08.2013 № 320)
  7. Примерные образовательные программы основного общего образования по предметам.

Цели основного общего образования
с учетом специфики предмета

  • формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Цели и задачи предмета с учетом специфики
МБОУ «СОКШ №» 4»

Цели реализации основной образовательной программы основного  общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение освоения школьниками общеобразовательных программ основного общего образования, условий становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.  Основная ее цель – обеспечение высокого уровня социализации учащихся.

  • Всестороннее, гармоничное развитие личности через сбалансированное сочетание процессов обучения, воспитания и развития личности ученика.
  • Формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта познания и самопознания.
  • Создание условий для социального самоопределения личности, формирования знаний об отношениях человека к природе, к себе,
    к другим людям, обществу, государству, нормам, регулирующим эти отношения.
  • Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
  • Способствовать становлению человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»» и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Основная задачи учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
  • углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
  • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
  • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее,  к их культуре и традициям.

В процессе изучения данного курса у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, еры) они были заимствованы и к какому народу изначально принадлежат.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Задачи основного общего  образования МБОУ «СОКШ №4» (с учетом специфики предмета «Основы религиозных культур и светской этики»):

  • знакомство учащихся с содержанием курса; формирование первичных представлений о религиозных культурах;
  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных  культур;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  •  развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  •  формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Реализация особенностей, специфики МБОУ «СОКШ №4» (в процессе изучения каких тем, в каких формах образовательной деятельности, через какое содержание учебного материала реализуется специфика кадетской школы).

Содержание рабочей программы отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить   формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.

Для организации обучения «Основам духовно-нравственной культуры народов России»» в 5 классе используется  учебно-методический комплект «Основам духовно-нравственной культуры народов России»» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, так как его целевые установки и подходы наиболее соответствуют целям и задачам нашей школы, а также позволяют интегрировать в содержание кадетский компонент – включение текстов патриотической тематики, определение тем для индивидуальных исследовательских и творческих  проектов. Содержание рабочей программы отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить   формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.

общая характеристика учебного предмета

 Особенность данного курса в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней  установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Изучение курса ОДНкНР направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России является частью учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего таких, как «Обществознание», «Литература», «История», «Изобразительное искусство». В содержании предмета прослеживается преемственная линия с курсом «Основы религиозных культур и светской этики», изучаемом в 4 классе на ступени начального общего образования.

Главной особенностью курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, но и пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-12 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

30% уроков (6 часов) выделено для проведения внеурочных форм занятий, направленных (в рамках освоения программы) на развитие метапредметных и личностных результатов. Это уроки-экскурсии, уроки-путешествия, уроки-конференции.

Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс играет  важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

В основе учебно-воспитательного процесса курса ОДНкНР заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Место учебного предмета в учебном плане

Образовательная область:

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Количество недельных часов:

0,5

Количество часов в год:

18

Из них: инвариантная часть:

0,5

часть, формируемая участниками образовательного процесса

0

результаты освоения премета

Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

  • Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к своей родине, гордости за свое Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности;
  • Принятие норм нравственного поведения;
  • Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
  • Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированнность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • Понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • Воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, люби к родному краю, своей семье;
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты

  • Владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;
  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных традиционных религий России;
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно;
  • знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся

Освоение школьниками учебного содержания предмета «Основы религиозных культур и светской этики», должно обеспечить:

•        понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

•        формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;

•        знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

•        укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

содержание учебного предмета

Знакомство с новым предметом (3 час)

Россия – наша Родина.

Духовные ценности человечества. Культура. Религия

Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира»

Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (5 часов)

Древние верования и религиозные культы

Верования коренного населения Австралии

Верования коренного населения Америки

Мифология и культура Японии

Верования древних славян

Иудаизм (5 часов)

Представления о Боге в иудаизме

Мир и человек в иудаизме

Тора и заповеди

О чем говорит иудейский закон

Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме

Христианство (6 часов)

Представление о Боге и мире в христианстве

Представление о человеке в христианстве

Библия – священная книга христиан

Православие

Католицизм

Протестантизм

Ислам (5 часов)

Представление о Боге и мире в исламе

Пророк Мухаммед

Коран и Сунна

Столпы ислама. Праздники ислама

Священные города и сооружения ислама

Буддизм (4 часа)

Жизнь Будды

Учение Будды

Духовные наставники и священные сооружения буддистов

Священные тексты буддизма

Подведение итогов (6 часов)

Золотое правило нравственности

Интересный разговор

итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

Одно стихотворение о русской природе поэтов ХХ века.

Практическая часть программы

Темы индивидуальных учебных проектов:

  1.  «Традиции моей семьи»
  2. «История семейной реликвии»
  3. «Мое родословное древо»
  4. «Значение религии в жизни человека и общества»
  5.  «Памятники религиозной культуры  в моем городе»
  6. «Памятники в моем городе»
  7.  «Мое отношение к России»
  8. «С чего начинается Родина»
  9. «Герои России»
  10. «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
  11. «Мой дедушка – защитник Родины»
  12. «Профессиональное древо моей семьи»
  13. «Профессиональная династия»
  14. «Спасти и сохранить»
  15. «Христианские святыни Югры»
  16. «Христианские святыни России»
  17. «Мечеть Нефтеюганска»
  18. «Мечети в России»
  19. «Иудаизм в России»
  20. «Буддийские монастыри»
  21. «Религия и искусство» электронный альбом
  22. «Библия – Книга Книг»


тематическое планирование

п/п

Тема урока.

Раздел.

Содержание

Результаты

Метапредметные

Предметные

Личностные

В мире культуры

ВнФ Величие многонациональной российской культуры

Ученые, деятели культуры и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России сконцентрированы достижения разных народов. Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедству народов.

Коммуникативные: разовьют умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, создавать коммуникативно оправданные высказывания и обоснования своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета,

Выработают умение слушать и слышать других, способности к принятию иной точки зрения, готовности к коррекции собственной точки зрения.

Регулятивные: в диалоге с учителем  выработают критерии оценки,  определят степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Познавательные: научатся ориентироваться  в учебном пособии, умению делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, получат навыки извлечения информации, представленной в разных формах, переработки и преобразования информации из одной формы в другую

познакомятся с новым предметом, освоят основополагающие понятия курса.

сформируют основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициям России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан

Человек – творец и носитель культуры

В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры

Регулятивные: научатся определять и формировать цели деятельности на уроке с помощью учителя, самостоятельно формулировать тему и цели урока

Познавательные: овладеют навыком работы по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану

Коммуникативные: умение  полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации

научатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур.

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций.

Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами.

познакомятся с местом и ролью традиционных религиозных культур в истории России

. сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев

Узнают о вкладе в развитие культуры представителей разных народов России

сформируют основы гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициям России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан

Нравственные ценности российского народа

Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях

Верования коренного населения Америки

ВнФ «Береги землю родимую, как мать любимую»

Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки оразных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах

Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия

Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные: умение  полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации

Сформируют представление о патриотизме. Познакомятся с образцами доблестного служения Родине.

сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов

Жизнь ратными подвигами полна

Героические страницы истории нашей страны. Подъем патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Пример героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества

Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия

Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные: умение  полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации

Сформируют представление о патриотизме. Познакомятся с образцами доблестного служения Родине.

сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов

В труде – красота человека

Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре

Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия

Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные: умение  полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации

Сформируют представление о трудолюбии как одной из добродетелей человека, значимой во всех национальных и религиозных культурах.

сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов

«Плод добрых трудов славен»

Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии

Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия

Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации

Сформируют представление о трудолюбии как одной из добродетелей человека, значимой во всех национальных и религиозных культурах

сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов

Люди труда

В любую историческую эпоху у любого народа есть люди, которые славными трудовыми делами и подвигами внесли вклад в развитие культуры общества

Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия

Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь вступать в диалог со сверстниками и взрослыми

Сформируют представление о трудолюбии как одной из добродетелей человека, значимой во всех национальных и религиозных культурах

Познакомятся с историей возникновения религиозных верований древних славян

Бережное отношение к природе

Не зная законов природы, люди в давние времена одушевляли и обожествляли природные явления. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально

Познавательные: научатся находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях

Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия

Коммуникативные: овладеют умением работать в группах

Сформируют представление о значимости природы, связях человека и природы. Выработают правила бережного отношения к природе

сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей художественных произведений

ВнФ Семья – хранитель духовных ценностей

Семья – первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока

Познавательные: ориентироваться в учебном пособии, уметь делать выводы, осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации

Сформируют представление о семье как главной ценности каждого человека

сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей художественных произведений

Религия и культура

Роль религии в развитии культуры

Роль религии в развитии культуры человека и общества. Использование религиозных и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения

Регулятивные: умение высказать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и учебными текстами

Познавательные: построение логической  цепи рассуждений

Коммуникативные: овладеют умением работать в группах, умением выполнять различные роли овладеют умением работать в группах, умением выполнять различные роли

Узнают о роли религии  в развитие культуры человека и общества. Познакомятся с эталонными образцами искусства

сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей художественных произведений

Культурное наследие христианской Руси

Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси

Познавательные: научатся находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях

Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации

Сформируют представление о христианстве как мировой религии, ее культурных особенностях

Узнают об особенностях религиозных христианских воззрений на человека и его предназначение

Сформируют представление о Библии  как ценности мировой культуры

умение рефлексировать изменение своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока

Культура ислама

Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература и архитектура ислама

Регулятивные: составление плана действий на уроке, корректирование своих действий

Познавательные: нахождение ответов на вопросы в тексте, переработка информации из одной формы в другую

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь вступать в диалог со сверстниками и взрослыми

Сформируют представление о исламе как мировой религии, ее культурных особенностях

Узнают об особенностях религиозных исламских воззрений на человека и его предназначение

Осознают влияние ислама на развитие мировой культуры

сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов

Иудаизм и культура

Возникновение иудаизма. Тора и ветхий Завет христианской Библии. Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи

Познавательные: научатся находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях

Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации

Узнают о законах иудаизма, традициях и запретах в культуре иудаизма, узнают об особенностях религиозных ритуалов и обрядов в иудаизме.

Осознают влияние иудаизма на развитие мировой культуры

сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов и притч

Культурные традиции буддизма

Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы России, исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка

Регулятивные: определение и формирование цели деятельности на уроке

Познавательные: извлечение информации, представленной в разных формах

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Сформируют представление о буддизме как мировой религии, ее культурных особенностях

сформируют представление о роли духовных наставников в повседневной жизни буддистов, познакомятся с особенностями буддийских священных сооружений

познакомятся с содержанием и смыслом основных буддийских священных текстов

Осознают влияние буддизма на развитие мировой культуры

сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев

Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей

Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление на территории России памятников религиозной культуры

Регулятивные: умение высказать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и учебными текстами

Познавательные: построение логической  цепи рассуждений

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь вступать в диалог со сверстниками и взрослыми

Узнают о роли государства в сохранении и развитии культуры.

сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов

Хранить память предков

Без памяти нет нравственности, совести. Беспамятный человек – неблагодарный, безответственный. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как духовно-нравственная ценность

Регулятивные: осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

Познавательные: построение логической  цепи рассуждений

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации

Сформируют представление о памяти поколений, благотворительности как ценности всех национальных и религиозных культур.

умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать

ВнФ Твой духовный мир

Что составляет твой духовный мир? Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона- этикет. Твоя культура поведения

Регулятивные: определение и формирование цели деятельности на уроке

Познавательные: извлечение информации, представленной в разных формах

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Составят кодекс поведения в различных ситуациях

сформируют действие нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей мифов и притч

ВнФ Контрольный урок Защита проектов «Культурные ценности моего народа»

Защита проектов по выбранным темам

Регулятивные: научатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия

Познавательные: научатся извлекать информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные: умение  полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации

Научатся защите учебного проекта

сформируют эстетические ценности на основе эстетических критериев


учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

Учебник:

[2.2.4.1.1.1] Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Список учебно-методической литературы для учителя:

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2014
  2. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010.
  3. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2006. - 398 с.: ил.
  4. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп. - М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука).

Список учебно-методической литературы для учащихся:

  1. Алексеев С.В. Все религии мира: энцикл. справ. / С. В. Алексеев, Г. А. Елисеев. - М.: Вече, 2007. - 587 с.: ил. - (Открой для себя весь мир!).
  2. Богомолов А. И. Религии мира: новейший словарь / А. И. Богомолов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 667 с. - (Словари).
  3. Рыжов К. В. Кто есть кто в мире религий / К. В. Рыжов. - Москва: Вече, 2008. - 702 с.: ил. - (Кто есть кто).

Ресурсы Интернет:

  • http://www.tvspas.ru – православный медиа-портал
  • www.islamica.ru – сайт центра исламских исследований
  • www.muslimheritage.com – сайт об исламской культуре
  • http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека
  • http://ihtik.lib.ru/– электронная библиотека
  • http://www.lib.ru – электронная библиотека 

мАтериально-техническое обеспечение

Оснащение кабинета

  1. Персональный компьютер
  2. Интерактивная доска
  3. Мультимедийный проектор
  4. Система интерактивного голосования VOTUM
  5. Мобильный класс
  6. Электронные книги (reader)

Дидактический материал

Приложение 1.

календарно-тематическое планирование

Приложение 2.

Класс:

Предмет:

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Учитель:

Зайнуллина Г.Ф.

Часов

Название темы/урока

План

Дата

2

Раздел 1. В мире духовной культуры

11.09

 

ВнФ Величие многонациональной российской культуры

25.09

 

Человек - творец и носитель культуры

7

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

09.10

 

ВнФ "Береги землю родимую, как мать любимую"

23.10

 

Жизнь ратными подвигами полна

20.11

 

В труде - красота человека

04.12

 

ВнФ "Плод добрых трудов славен"

18.12

 

Люди труда

15.01

 

Бережное отношение к природе

29.01

 

ВнФ Семья - хранитель духовных ценностей

5

Раздел 3. Религия и культура

12.02

 

Роль религии в развитии культутры

26.02

 

Культурное наследие христианской Руси

12.03

 

Культура ислама

09.04

 

Иудаизм и культура

23.04

 

Культурные традиции буддизма

2

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

07.05

 

Забота государства о сохранении духовных ценностей

21.05

 

Хранить память предков

2

Раздел 5. Твой духовный мир

25.05  

 

ВнФ Что составляет твой духовный мир

28.05

 

ВнФ Контрольный урок. Защита проектов на тему "Культурные ценности моего народа"

Класс:

5К1

Предмет:

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Учитель:

Зайнуллина Г.Ф.

Часов

Название темы/урока

План

Дата

2

Раздел 1. В мире духовной культуры

04.09

 

ВнФ Величие многонациональной российской культуры

18.09

 

Человек - творец и носитель культуры

7

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

02.10

 

ВнФ "Береги землю родимую, как мать любимую"

16.10

 

Жизнь ратными подвигами полна

30.10

 

В труде - красота человека

13.11

 

ВнФ "Плод добрых трудов славен"

27.11

 

Люди труда

11.12

 

Бережное отношение к природе

25.12

 

ВнФ Семья - хранитель духовных ценностей

5

Раздел 3. Религия и культура

22.01

 

 Роль религии в развитии кульутры

05.02

 

Культурное наследие христианской Руси

19.02

 

Культура ислама

05.03

 

Иудаизм и культура

19.03

 

Культурные традиции буддизма

2

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

02.04

 

Забота государства о сохранении духовных ценностей

16.04

 

 Хранить память предков

2

Раздел 5. Твой духовный мир

30.04

 

ВнФ Что составляет твой духовный мир

14.05

 

ВнФ Контрольный урок. Защита проектов на тему "Культурные ценности моего народа"


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

КАТАЛОГ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Условные обозначения:

  1. Цифровые и электронные образовательные ресурсы: МП – мультимедийные презентации (PowerPoint, Smart, др.); А – аудиоматериалы; ЭУ – электронный учебник; И – ресурсы интернет.
  2. Наглядно-демонстрационный: Кр. – карты; Пл. – плакаты; С – схемы; М – модели; УФ – учебные фильмы; Пр. – портреты; Кл. – коллекции.
  3. Раздаточный: Пм. – памятки, ОК – обучающие карточки; КК – контролирующие карточки, ДЗ – домашние задания

Тема урока

ЦОР и ЭОР

Наглядно-демонстрационный

Раздаточный

ВнФ Величие многонациональной российской культуры

МП, А

УФ

ОК, ДЗ

Человек - творец и носитель культуры

МП, И

УФ

ВнФ "Береги землю родимую, как мать любимую"

МП, И

ОК, ДЗ

Жизнь ратными подвигами полна

МП, А

УФ

В труде - красота человека

МП

УФ

ДЗ

ВнФ "Плод добрых трудов славен"

МП, А

УФ

ОК, ДЗ

Люди труда

МП, И

УФ

Бережное отношение к природе

МП, И

УФ

ОК, ДЗ

ВнФ Семья - хранитель духовных ценностей

МП, А

УФ

 Роль религии в развитии кульутры

МП

УФ

ОК, ДЗ

Культурное наследие христианской Руси

МП, И

УФ

ОК

Культура ислама

МП

УФ

ОК, ДЗ

Иудаизм и культура

МП

УФ

Культурные традиции буддизма

МП

УФ

ОК, ДЗ

Забота государства о сохранении духовных ценностей

МП

УФ

 Хранить память предков

МП

УФ

ОК, ДЗ

ВнФ Что составляет твой духовный мир

МП

УФ

ВнФ Контрольный урок. Защита проектов на тему "Культурные ценности моего народа"

МП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для 5 классов ФГОС второго поколения.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 5классов. ...

Рабочая программа по физической культуре в 1 классе (ФГОС, "Школа России", автор учебника В.И. Лях "Мой друг – физкультура").

Программа разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)- Примерной программы начально...

Рабочая программа по физической культуре 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по физической культуре ФГОС 1-4 класс....

Рабочая программа по физической культуре 5-9 класс ФГОС

Данная рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов разработана в соответствии с ФГОС.В ней прослеживается описание метапредметных и предметных результатов освоения деятельности, а также к...

Рабочая программа по физической культуре для 1 класса (ФГОС)

2. Пояснительная запискаРабочая программа по физической культуре для учащихся 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009...

Рабочая программа по физической культуре во 2 классе (ФГОС)

2. Пояснительная записка       Рабочая программа по физической культуре для учащихся 2 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарт...

Рабочая программа по физической культуре для 3 класса (ФГОС)

2. Пояснительная записка       Рабочая программа по физической культуре для учащихся 3 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарт...