Проектная деятельность в работе классного руководителя.
материал на тему

Макерова Марина Александровна

В современном информационном обществе требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.

     Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного и воспитательного процесса эта проблема решается неэффективно. Нужны приемы и методы обучения и воспитания, адекватные вызовам времени. Мне представляется, что одним из таковых является метод  проекта, применяемый мной во внеурочной, воспитательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_makerova_m.a.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Макерова М.А. МКОУ Новопетропавловская СОШ, 2013 год

Проектная деятельность в работе классного руководителя.

"Единственный путь, ведущий к знаниям,

- это деятельность".                                            

Бернард Шоу

                                                               Вечным законом да будет: учить и учиться всему

                                                                    через примеры, наставления и применение на деле.

 Ян Амос Коменский

    В современном информационном обществе требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.

     Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного и воспитательного процесса эта проблема решается неэффективно. Нужны приемы и методы обучения и воспитания, адекватные вызовам времени. Мне представляется, что одним из таковых является метод  проекта, применяемый мной во внеурочной, воспитательной деятельности.

     Как организовать проектную деятельность учащихся во внеурочной деятельности? Какова роль классного руководителя в проектной деятельности?  Когда можно применить метод проектов в воспитании учащихся? Каковы преимущества проектного метода как педагогической технологии в деятельности классного руководителя? Какие умения и навыки формируются в проектной деятельности у учащихся? На эти и другие вопросы я попыталась ответить в своей работе.

    Каждый классный руководитель порой сетует на равнодушие и инертность своих учеников и, в то же время, чувствует усталость от постоянной рутины ежедневных дел и обязанностей. Конечно, универсального средства быть не может,  но все, же одним из действенных и эффективных способов решения этих проблем может стать проектно-исследовательская деятельность учащихся.

    Свое предназначение как классного руководителя я вижу в том, чтобы воспитывать и  развивать свободное мышление, формировать  у детей умения и навыки  исследования, работы в коллективе и в том, чтобы при этом учиться самой. Проектная методика позволяет реализовать эти цели.

    Цель моей работы – поделиться практическим опытом проектной работы в воспитательной деятельности классного руководителя. Мною накоплен некоторый опыт  в применении проектной деятельности по ряду воспитательных проблем. В процессе работы я пришла к выводу об эффективности метода  проекта, а также о его доступности.

        Чтобы внедрить метод проектов в деятельность классного руководителя, я прошла курсы повышения квалификации по программе “Intel “Обучение для будущего”(2010), обучение на базе ИРОСТ  по программе «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века», создала  интернет-проект « Создание виртуального краеведческого музея» (приложение № 1) ( http://wikikurgan.orbitel.ru).  Поделилась опытом работы в данном направлении на своем личном сайте (http://mamakerova.ucoz.ru/), и на сайтах: « Прошколу.ру»  http://www.proshkolu.ru/) и

« Pedsovet.su –сообщество взаимопомощи учителей (http://pedsovet.su/).  Дважды приняла участие  в фестивале медиа-уроков (номинация - воспитательная работа». Я действительно “загорелась” этой методикой, приобрела новые умения и навыки, освоила новые компьютерные технологии.

      Актуальность данной технологии очевидна. Проектная деятельность развивает самостоятельность мышления, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству, оказывает существенное влияние на личностно – профессиональное становление, создает высокую мотивацию познавательной и воспитательной деятельности, формирует черты творческой личности. Данная деятельность обеспечивает успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.

        Проектная работа  имеет свое педагогическое значение, которое выражается:

1. В воспитании эмоционально – ценностных отношений к событиям, социальной жизни, к истории и культурным традициям. Формирует потребность в труде, понимание значимости семьи в жизни человека, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей.

2. Проектно – исследовательская работа – это опыт разнообразной деятельности. Приобретение определенных умений и навыков работы с информацией. Умение планировать, распределять работу во времени. Это развитие навыков сотрудничества и коллективной работы, умение использовать возможности ПК.

3. Эта деятельность дает возможность для создания ситуации творчества и успеха. Успех придает уверенность ребенку в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию, дает мотивацию к дальнейшей творческой деятельности. Причем этот успех может быть как личностным, так и коллективным.

4. Коллективная работа является, по моему мнению, особо значимой, так как сказывается на общей обстановке в классе и ведет к сплочению классного коллектива.

      Исходя из выше сказанного, я определила для себя цели и задачи для внедрения данной технологии в свою воспитательную деятельность.

      Цель: Формирование развитой коммуникативной личности, способной адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, физически и морально здоровой, способной проявлять свои таланты на благо страны и человечества в целом.

      Задачи:

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника;

- формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности;

- предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.

   Главным  механизмом позволяющим реализовать указанные цели и задачи  и является метод проектов.

    Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые, философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.  Параллельно с разработками американских педагогов идея  проектного обучения возникла и в России. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.  Но в 1931 году этот метод был осужден в нашей стране, запрещен и забыт вплоть до настоящего времени. Сегодня мы к нему возвращаемся на новом этапе.

      “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

       Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного – воспитательного процесса. В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым Н.Мансуров охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности. В настоящее время в литературе можно встретить массу классификаций учебных проектов по различным основаниям. Так В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов] свою классификацию представляют в виде таблицы. ( приложение №2)  И.А. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская к вышеперечисленным классификациям добавляют классификацию по основанию степень новизны, среди проектов данной классификации выделяются рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные) и другие проекты.

        В своей практике я использую следующие виды проектов: практико-ориентированный проект (социальный), исследовательский проект, информационный проект, творческий проект, ролевой проект, телекоммуникационный проект. При этом я считаю, что я:

  • владею всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умею организовать исследовательскую работу учащихся;
  • умею организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;  интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
  • направляю учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

Этапы   работы над проектом:

Проектное обучение – это “путь замысла”. Схематично это выглядит так

целеполагание

анализ ситуации                                                планирование

анализ деятельности                деятельность по реализации

 Со временем выработана определенная последовательность работы над проектом

( приложение №3)

     В ходе работы с учащимися над проектом я проживаю ряд ролей:

1.энтузиаста (повышаю мотивацию учащихся, поддерживаю, поощряю и направляю их в сторону достижения цели);

2.специалиста (обладаю знаниями и умениями в нескольких – не во всех! – областях);

3.консультанта (организую доступа к ресурсам, в т.ч. к другим специалистам); 4.руководителя (особенно в вопросах планирования времени);

5.координатора всего процесса;

6.эксперта (даю четкий анализ результатов выполненного проекта).

   Я разработала своё планирование обучения коллектива класса проектной технологии.

1 этап. 5 класс. Планирование деятельности. Я научила ребят следующему:  1. Как работать в команде? Распределение ролей в группе. ( приложение № 4)  2. Определять источники информации. Способы сбора и анализа информации, виды продукта и возможных форм презентации результатов проекта.  Как выбрать тему проекта и правильно сформулировать проблему проекта.( приложение № 5) 3. Планировать деятельность в рамках текущего проекта.4. Алгоритму работы со справочной литературой и каталогами, правила поиска информации в сети Интернет. ( приложение №6,7,8) На этапе ознакомления детей с понятием и сущностью проектной деятельности я предлагаю детям опорную схему. С помощью "Словаря проектной деятельности" и опорной схемы учащиеся озвучивают основные этапы проектной деятельности, дают необходимые комментарии.  http://www.mindomo.com/view.htm?m=e8e595c9639d4a7796988a0ac04b706c

    При выборе тем первых проектов я  учла возрастные особенности школьников, в том числе: уровень развития психических процессов,  умений и навыков. Я считаю, что учащиеся в пятом классе пока еще не обладают достаточным объемом проектных знаний и умений. Поэтому я подобрала и предложила школьникам проектные проблемы из наиболее знакомых им областей - дом, школа, досуг. Я не ставила перед ними слишком сложные проектные задачи, требующие для решения большого количества времени, чтобы у детей не снижался интерес к активной поисковой деятельности. Проекты  были достаточно короткими (1-3 недели) (Приложение №9). Для стимулирования познавательных интересов школьников в ходе выполнения проектов я использовала игровые формы и методы (приложение № 10) Для мотивации учащихся к проектной деятельности я использовала красочно оформленные презентации, таблицы, плакаты, стенды. На них в доступной для учащихся форме я отразила основное содержание компонентов алгоритма проектирования, примеры проектов. ( приложение № 11)

   Наиболее сложным  для меня на данном этапе стал  вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом.( приложение № 12) Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать классный руководитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Готового ответа на эти вопросы я не нашла, и вряд ли найду. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.

  2 этап.  6 класс. Осуществление деятельности по решению проблемы.

   На данном этапе мы работали над такими вопросами: 1.Способы первичной обработки информации, её хранения. 2.Основы логики: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, обобщение, умозаключение.  Анализ информации. 3 .Доказательство. Опровержение. Дискуссия. Представление позиции. 4 .Формирование проектной папки по проблеме. 

 Я научила ребят работать с информацией. Мы занимались информационными проектами. Наш с учащимися процесс работы над подобным проектом выглядит примерно так: мы определяем предмет информационного поиска - этапы поиска с обозначением промежуточных результатов - анализируем собранные факты  и предварительные выводы - корректируем первоначальные направления (если требуется) - дальнейший поиск информации по уточненным направлениям - анализируем новые факты и их обобщаем - выводы и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта, - заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка. ( приложение № 13 )

 Что касается проектной папки, то объем оформляемой учащимися проектной документации (проектной папки или дневников проектирования)  был небольшим. В проектных папках были представлены: краткое описание проблемы и путей ее решения; материалы проведенных исследований и выводы по их результатам; варианты идей проектируемого объекта с краткими пояснениями к ним; необходимые ресурсы; самооценка результатов проектной деятельности. 

3 этап. 7 класс. Презентация результатов.

Главные вопросы этого этапа:

1 . Оформление проектной папки. ( приложение №14 )

2 Планирование публичного выступления. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».( приложение№ 15,16)

3. Как лучше подготовить презентацию продукта? Сценарий презентации. Критерии оценивания презентации ( приложение №17)

Итогом нашей деятельности стал социальный проект « Мы говорим «Нет!»

( приложение № 18)

4 этап. 8 класс. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

В 2013-2014 учебном  году я обучаю  детей: 1.Правильной  самооценка своего проекта. Полным требованиям к оформлению проекта.(приложение № 19)

2 .Анализу результатов и качеству выполнения проекта. Оценке  продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.( приложение № 20)

3. Способам преодоления трудностей. Отчет о проделанной работе. ( приложение № 21)

     Итогом совместной с учащимися работы стали, следующие формы проектной деятельности  

  • Web-сайт; (приложение№ 22, 23)
  • анализы данных социологических опросов;
  • буклеты ( приложение №14)
  •  костюмы; (приложение № 24)
  • макеты;
  •  видеоклипы; (приложение № 25)
  • газеты;
  • игры
  • листовки;
  • праздники;
  • сценарии;

    В ходе работы над различными проектами  мне стало видно, что такая форма деятельности  увлекает детей, они  стали осознавать свои возможности, интересы, отыскивать новые источники информации, шла перегруппировка ранее созданных групп, кто-то захотел работать индивидуально, ребята делились информацией, литературой, материалами друг с другом. Проектная деятельность обогатила личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания и применять их в жизни. В этом году мы с ребятами  замахнулись на семь проектов, это будут игровые, информационные и социальные проекты. ( приложение № 26, 27)  В ходе проектной деятельности учащиеся овладели навыками самой этой деятельности, они научились формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.

     Проектирование позволило мне разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом. Работа над проектами принесла многим учащимся удовлетворение, позволила почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствовала становлению личностных компетентностей. Для изучения эффективности использования проектно – исследовательской деятельности в работе классного руководителя  мною использовались различные методики, в частности методика М.И. Рожкова «Социализированность личности учащихся. Надо сказать, что результаты радуют, в этом году уже семь человек показали высокий уровень социальной адаптированности, 15 человек средний. Повысилась и социальная активность учащихся. ( приложение 27 )  

     Мне, как классному руководителю проект позволил раздвинуть рамки воспитательной программы, построить работу  с классом в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает мне основание рассматривать метод проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство воспитания и развития личности школьника, востребованное современной образовательной практикой.

.Хочу обратить внимание на следующие плюсы “метода проектов”:

  • Развиваются познавательные интересы;
  • Используются различные формы работы: дискуссия, работа с литературой, интернетом, социологические опросы и интервью и т.п.;
  • Происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, дети видят результат своего труда;
  • Устанавливается связь с жизненным опытом;
  • В случае использования групповых проектов развивается умение сотрудничать.

  Метод проектов дает классному руководителю возможность нестандартно подойти к внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей. Но, в реализации проектной деятельности есть и свои сложности.

 1. Проектная деятельность требует тщательной предварительной подготовки, переосмысления методов и организационных форм работы, что на деле означает — слишком многое надо менять классному руководителю в своей привычной, достаточно загруженной работе, а для этого нет ни свободного времени, ни достаточного количества методических рекомендаций.

2.Переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Случается это потому, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка была объективной, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу Портфолио проекта (“проектной папке”). Он и характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.

3.У учащихся при выполнении проекта возникают сложности,  которые носят объективный характер. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределенностью, его нужно организовывать и моделировать. Поэтому учащиеся сталкиваются с такими трудностями, как:

- постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
-поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
-осуществление и аргументация выбора;
- осознание последствий выбора;
-совершение самостоятельных действий (без подсказки взрослого);
-сравнение полученного с требуемым;
-корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
-оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования.

  Тем не менее, на мой взгляд, проектный метод – это хорошая альтернатива традиционной системе воспитания, это способ выйти за пределы  воспитательного мероприятия с вопросами, связанными с дальнейшей социализацией учащихся.

Вывод.

  Использование проектной деятельности в воспитании в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, развивающие задачи, стоящие перед классным руководителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения и воспитания более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Проектный метод — один из компонентов системы методов, относящийся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в воспитательный процесс.

Список литературы:

Литература:

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2001.

2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.

3.Сальникова Т.П.  Педагогические технологии. - М.,2005.

4.Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996.

5.Intel. Обучение для будущего: Учебное пособие. – М., 2005.

6.Ястребцева Е.Н. Пять вечеров. – М., 1998.

7.Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.//Директор школы, 1998, № 4.

8.Масленникова А. Образовательные системы – обзор исторически сложившихся подходов. //Директор школы, 2004,№8.

9.Гузеев В.В. Образовательные технологии. Характерные черты образовательных технологий разных поколений. //Завуч, 2004,№6.

10.        Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе, 2003, №6.

11.Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». //Практика административной работы в школе, 2004, №5.

12.Землянская Е. Учебные проекты в экономической подготовке школьников.// Народное образование, 2006, №1.