Управление безопасностью детей в интернете.
консультация (5 класс) на тему

Ефрос Наталья Вячеславовна

В статье приводятся основные "ловушки" интернета , которые поджидают детей, а также   психологические стадии развития ребенка и то, что он хочет и может видеть в интернет-сети;  моменты на которые должны обратить внимание взрослые при взаимодействии с ребенком по вопросам Интернета. Материал полезен для родителей , классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_bezopasnostyu_detey_v_internete.docx38.3 КБ

Предварительный просмотр:

«УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ»

 Автор: ЕФРОС  НАТАЛЬЯ  ВЯЧЕСЛАВОВНА, зам.директора по УВР; учитель химии и биологии; классный руководитель.

 

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.

Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу. «Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).

Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих детей.

Безопасный интернет: миф или реальность ? Это основная фраза многим не дает покоя.

Что должны знать родители и учителя для  успешного управления  безопасного пребывания детей в сети интернет:

  1. Возрастные особенности  использования детьми Интернета.
  2. «Ловушки Интернета» для детей
  3. Инструменты обеспечения  безопасного интернет-пространства для детей.

Возрастные особенности  использования детьми Интернета.

Ребенок проходит в своем психологическом развитии определенные стадии, которые достаточно сильно отличаются друг от друга. Это также отражается и на интересах детей при работе в Интернете. Взрослым важно знать, какие особенности имеют дети в том или ином возрасте, для того чтобы правильно расставлять акценты внимания при своих беседах с детьми о правилах безопасности в Интернете.

Кроме того, нужно учитывать, что дети начинают осваивать Интернет в разном возрасте: кто-то в возрасте 14 – 17 лет, находясь в старших классах, кто-то в 10 – 13 лет, а кто-то еще в дошкольном возрасте получает первый опыт взаимодействия с Интернетом.

Дошкольники.

Во время первого знакомства с Интернетом закладывается фундамент для его последующего использования и формирования хороших манер у детей. Детям дошкольного возраста нравится установленный порядок, и это является идеальным способом развития у детей навыков безопасного использования Интернета.

Дети до 7 лет могут не полностью понимать информацию, доступную в Интернете, и, например, не отличать рекламу от действительного содержимого. В этом возрасте родителям необходимо помогать детям в поиске подходящего материала. Дети часто не видят разницы между использованием Интернета и играми или рисованием на компьютере.

На этом этапе вы  можете  установить первые внутренние правила использования компьютера.

Ключевые моменты управления безопасностью в данном возрасте:

  • Время, проводимое за компьютером, необходимо ограничить по причинам, связанным со здоровьем.
  • Поместите компьютер, например, в гостиной. При использовании Интернета дошкольниками рекомендуется присутствие взрослого.
  • Доступ к Интернету для дошкольников необходимо ограничить до списка знакомых веб-сайтов, выбранных заранее. Более подготовленные дети могут найти знакомые сайты в меню «Избранное» обозревателя Интернета.
  • Самым безопасным решением является создание для ребенка персональной рабочей среды, в которой выбор сайтов ограничивается только указанными сайтами.

Ученики начальной школы

Дети 7-10 лет обладают сильным чувством семьи. Они только начинают развивать чувство своей моральной и половой индивидуальности и обычно интересуются жизнью старших детей. Они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Как правило, дети, не достигшие десятилетнего возраста, еще не имеют навыков критического мышления, необходимого для адекватного осмысления материалов, встречающихся в Интернете.

Дети этого возраста начинают активно самостоятельно осваивать виртуальное пространство, любят путешествовать по Интернету, играть в сетевые игры, они начинают общаться в детских чатах, стремятся использовать электронную почту для переписки с друзьями. Однако нужно иметь в виду, что они могут заходить на сайты и чаты, посещать которые родители им не разрешали.

Юные школьники будут иметь дело с Интернетом не только у себя дома, но и в школе, и у друзей.  Вы вместе с  детьми  должны обсудить, как использовать Интернет надлежащим образом и согласовать правила, которым необходимо следовать. Дети 7–9 лет уже могут иметь относительно хорошее представление о том, что они видят. Тем не менее, они не готовы к обращению со всем материалом, доступным в Интернете, особенно с пугающим или неуместным материалом (изображения, текст или звук). Разговор об этих материалах и объяснение различных вещей, с которыми дети могут столкнуться в Интернете, поможет детям стать ответственными и способными самостоятельно и безопасно работать в Интернете.  Вы можете поделиться собственными мнениями и взглядами на использование Интернета, чтобы помочь своим детям.

В этом возрасте ограничения, защита и использование Интернета под присмотром по-прежнему являются первостепенными.

Родителям и детям рекомендуется согласовать правила использования Интернета и пересматривать их по мере взросления детей.

Ключевые моменты управления безопасностью в данном возрасте:

  • Использование Интернета дома по-прежнему разрешено только в присутствии родителей. Это обеспечивает получение помощи в любой проблемной ситуации.
  • Если компьютер установлен в комнате, которой пользуется вся семья, использование Интернета становится естественным для повседневной жизни.
  • Ребенок еще не может определить надежность веб-сайта самостоятельно, поэтому ему всегда следует спрашивать разрешения у родителей перед публикацией личной информации.
  • Научите детей советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили.
  • Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения.
  • Позволяйте детям заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением.
  • Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.

Ученики основной школы.

10 – 15 лет – время быстрых изменений в жизни ребенка. И хотя дети в этом возрасте все еще сильно зависимы от своих родителей, они уже стремятся получить некоторую свободу действий. Ребята начинают интересоваться миром вокруг них, и отношения с друзьями становятся по-настоящему важными.

Дети этого возраста начинают использовать Интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и заходят на фанатские сайты своих кумиров. Все более часто их любимым способом общения становится мгновенный обмен сообщениями. Для детей этого возраста желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения взрослых, является абсолютно нормальным.

  Родители могут поддержать ребенка, выяснив, какие сайты могут помочь с домашним заданием, содержат информацию о хобби или других увлечениях ребенка. Интернет может также использоваться для планирования вопросов, касающихся всей семьи. Это дает возможность родителям и детям обсудить надежность разных сайтов, а также источники поиска полезной и качественной информации.

Ребенку необходим родительский присмотр и контроль, а также знание правил правильной работы в Сети. Тем не менее, ребенок может узнать, как избавиться от присмотра и обойти правила, если он будет считать их слишком ограничивающими или несоответствующими его потребностям.

Ключевые моменты управления безопасностью в данном возрасте:

  • Родителям и детям необходимо прийти к соглашению относительно разрешенных и запрещенных действий в Интернете, а также его использования. В соглашении должны быть учтены все потребности и мнения. Договоритесь, какую личную информацию можно разглашать и в каких случаях, а также поговорите о рисках, связанных с разглашением информации.
    Если ребенок уже заинтересовался общением в чатах или IRC,  вам  следует обсудить с детьми их безопасность и контролировать их опыт в интерактивных обсуждениях.
  • Многие дети любопытны и любознательны, поэтому родителям необходимо акцентировать внимание на необходимости безопасного и осторожного использования.
  • Систему безопасности информации также необходимо обновлять. 
  • Расскажите детям об ответственном, достойном поведении в Интернете.
  •  Расскажите об основных опасностях и правилах безопасного использования  сети Интернет
  • Требуйте от детей никогда не выдавать личную информацию, в том числе фамилию, имя, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения, по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете.
  • Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету без присутствия взрослых.
  •  Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, поскольку рассказали вам о новых угрозах. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.
  • Внушайте, ребята ни в коем случае не должны использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

Ученики старшей школы.

Подростки 16-17 лет, как правило, проходят через период низкой самооценки; ищут поддержку у друзей и неохотно слушаются родителей, ищут свое место в мире и пытаются обрести собственную независимость; в то же время они охотно приобщаются к семейным ценностям. В этом возрасте подростки уже полноценно общаются с окружающим миром. Они бурлят новыми мыслями и идеями, но испытывают недостаток жизненного опыта.

В этом возрасте дети уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. И совершенно нормально, что они хотят все это сами увидеть, услышать, прочесть. Они скачивают музыку, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями и играют. Большинство пользовалось чатами, и многие общались в приватном режиме. Мальчики в этом возрасте склонны сметать все ограничения и жаждут грубого юмора, крови, азартных игр и картинок для взрослых. Девочкам больше нравится общаться в чатах; и юные дамы более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете. Сетевая безопасность подростков – трудная задача, поскольку об Интернете они знают зачастую больше, чем их родители. Тем не менее участие взрослых тоже необходимо.

Глобальная сеть играет в жизнях подростков, значительна.

  • Дети опережают взрослых по количеству времени, которое они проводят в Интернете. В возрасте между 8 и 13 годами дети составляют половину общего числа пользователей Интернета
  • Более 90% подростков 8-16 лет сталкивались с порнографией в сети
  • 44 % детей, регулярно использующих Интернет, хоть один раз подвергались сексуальным домогательствам при виртуальном общении, 11 % подверглись этому несколько раз.
  • 14.5 % детей назначали встречи с незнакомцами через Интернет. 10 % из них ходили на встречи в одиночку, а 7 % никому не сообщили, что с кем-то встречаются.
  • 38% детей просматривают страницы о насилии
  • 16% детей просматривают страницы с расистским содержимым
  • Согласно исследованию, проведенному в 2006 году в Польше, почти 1/3 родителей (28,4%) не осознает опасностей, с которыми могут встретиться их дети в Интернете

Ключевые моменты управления безопасностью в данном возрасте:

  • Беседуйте с подростками об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются. Спрашивайте о людях, с которыми подростки общаются по мгновенному обмену сообщениями, и убедитесь, что эти люди им знакомы.

  • Интересуйтесь, какими чатами и досками объявлений пользуются подростки и с кем они общаются. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы они не общались с кем-то в приватном режиме.

  • Настаивайте, чтобы подростки осторожно соглашались или не соглашались вовсе на личные встречи с друзьями из Интернета. Напоминайте, какие опасности это может за собой повлечь.

  •  Требуйте от подростков никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете. Напоминайте, чем это может обернуться.

  •  Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

  •  Постоянно напоминайте, что ребята ни в коем случае не должны использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

  • Обсудите с подростками азартные сетевые игры и связанный с ними риск. Напомните, что детям нельзя в них играть.

«Ловушки Интернета» для детей

  • Нежелательное содержание.
  • Азартные игры.
  • Вредоносные и нежелательные программы.
  • Мошенники, хакеры.
  • Интернет-зависимость (виртуальное замещение реальности)
  • Сексуальные домогательства.
  • Некорректность общения.
  • Интернет-хулиганы.

Инструменты обеспечения  безопасного интернет-пространства для детей.

Существуют  специальные инструменты и настройки, позволяющие сделать опыт пользователей в Интернете максимально безопасным. Среди них можно перечислить :

  • Безопасный поиск :

- Безопасный поиск позволяет исключать из выдачи результатов сайты с материалами сексуального характера. Хотя ни один фильтр не эффективен на 100%, с помощью безопасного поиска вы можете оградить себя и своих детей от неприемлемого контента.    По умолчанию для каждого интернет-браузера на вашем компьютере установлена умеренная фильтрация, исключающая из результатов поиска откровенные изображения. Если вы хотите также исключить непристойный текст, мы рекомендуем включить режим строгой фильтрации.

  • Безопасный режим :

В принципах  любого порядочного Интернет-сообщества  описано, какие материалы можно, а какие нельзя публиковать на сайте. Тем не менее некоторым пользователям может показаться неприемлемым определенный контент, даже если он не нарушает наших правил.

 В безопасном режиме при поиске видео на сайтах не будут отображаться материалы для взрослых, равно как и любые видео с ограничением по возрасту. Этот фильтр также распространяется на раздел «Похожие видео» и все плейлисты. Одновременно с этим мы понимаем, что ни один фильтр не эффективен на 100%, и призываем участников сообщества сообщать нам о неприемлемом контенте, чтобы иметь возможность блокировать доступ к нему. В безопасном режиме также не отображаются комментарии пользователей, поскольку они могут содержать спорные или неуместные высказывания. Таким образом, безопасный режим на YouTube позволяет скрывать нежелательный и неоднозначный контент согласно выбору пользователя, при этом никакие материалы не удаляются с сайта.

  • Возрастная фильтрация

Согласно сегодняшнему законодательству , разработчики  интернет-продуктов обязаны присваивать всем загружаемым приложениям соответствующую возрастную категорию: «для всех», «для детей», «для подростков» и «для взрослых». Пользователи могут настроить доступ к приложениям на своем мобильном устройстве или компьютере, ограничив его одной или несколькими из указанных категорий, и защитить выбранные возрастные настройки PIN-кодом.

 Если пользователи находят приложения, которым присвоена неверная категория, они могут сообщить нам об этом, пометив приложение «флажком». Каждое отмеченное приложение будет проанализировано командой того или иного сайта на соответствие  вышеуказанным  правилам.

  • Повышение уровня технической безопасности компьютера

Если на вашем компьютере установлена операционная система

Microsoft® Windows® XP Service Pack 2, то можно использовать Windows Security Center. Эта программа позволяет просматривать информацию о состоянии защиты компьютера и изменять настройки, а также получать дополнительные сведения по вопросам безопасности.

  • Блокировка доступ к неподходящим материалам.
  • Повышение  уровня  безопасности при работе

ребенка с электронной почтой

  • Блокировка  поступления спама
  • Создание  отдельных  учетных записей для разных пользователей.
  • Повышение  уровня  конфиденциальности при общении

ребенка в Интернете

  • Контролировать  то, что делают в Интернетe  дети
  • Необходимо создавать надежные пароли.

Самое главное в управление  безопасностью детей в Интернете – это доверительное живое общение с ребенком!!!

Правила полезного и безопасного Интернета для родителей

• Установите на компьютер специальные антивирусные программы и настройки безопасности, которые помогут блокировать негативный контент.

• Доверительные отношения с ребенком позволят вам быть в курсе, с какой информацией он сталкивается в Сети.

• Объясните детям, что необходимо проверять информацию, полученную в Интернете, а при общении с другими пользователями быть дружелюбными.

• Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия в Интернете: не стоит общаться с агрессивно настроенными пользователями. Убедитесь, что оскорбления из Сети не перешли в реальную жизнь ребенка.

• Расскажите ребенку об опасности встречи с незнакомыми людьми, с которыми он может познакомиться в Интернете: на встречу в реальной жизни обязательно нужно взять с собой взрослых.

• Никогда не открывайте вложения, присланные с подозрительных и неизвестных вам адресов - научите этому ребенка!

• Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера: имя, адрес, телефон и т.п.

• Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества в сети.

• Убедитесь в безопасности сайта, на котором вы или ваш ребенок планируете совершить покупку. Не оставляйте в свободном доступе для ребенка банковские карты и платежные данные для самостоятельного совершения покупок.

• Используйте на своем компьютере только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников.

Интернет-источники: