Воспитательная деятельность классного руководителя
методическая разработка на тему

Пидиксеева Валентина Викторовна

   Воспитательная деятельность классного руководителя - целенаправленная профессиональная деятельность, смыслом которой является создание условий для  развития  счастливого  ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota_v_shkole.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Не подавлять и учить,а направлять и поддерживать

Воспитательная работа в школе

                                                                                       «Проси совета у того,

                                                                    кто умеет одерживать победу

                                                                    над самим собой».

                                                                                       Леонардо да Винчи

   Воспитательная деятельность классного руководителя - целенаправленная профессиональная деятельность, смыслом которой является создание условий для  развития  счастливого  ребёнка.

   Наблюдения над воспитательным процессом в школе и анализ отношения родителей к воспитанию своих детей привели меня к мысли, что главное знание, которое формируется у ребёнка - это знание о том, что сам он пока ничего не знает и не может, а знает, может и умеет только взрослый. Парадоксально то, что при такой позиции взрослый хочет всё-таки, чтобы ребёнок становился по мере обучения самостоятельнее, активнее, ответственнее - взрослее.

   Но воспитывающий даже не понимает, что эти его желания несбыточнЫ, так как, по сути, вступают в противоречие с его собственной воспитательной позицией. Взрослый при таком условии сам создаёт условия, при которых ребёнок не имеет возможности не только сформироваться как самостоятельный, ответственный и деятельный человек, но даже не понимает, что это такое, так как не имеет опыта активных, самостоятельных решений и действий.

   В результате  этих наблюдений мне стала ясна цель моей предстоящей воспитательной  деятельности:

   - формирование самостоятельной ,ответственной, деятельной личности.

   Я поняла, что для меня, как для классного руководителя,  должно быть важно

обучение жизненно важным навыкам:

   - развитие навыка общения,

   - развитие навыка самооценки и понимания других,

   - развитие навыка решения проблем,

   - развитие навыка управления эмоциями, адекватного поведения в стрессовых ситуациях.

   Конечно же, поставленные цели заставили меня совершенствоваться. Тему для самообразования  сформулировала так: «Познание и формирование каждым подростком своего «я». В связи с этим было прочитано огромное количество литературы.

   И вот 2005 год. Мне доверили восемь пятиклассников.В классе не было ни «трудных»,ни «звёздных» учеников.В общем,нормальные,добродушные,разные

 Чудеса, так мы себя назвали, начали своё плавание по жизни, название которому - средние классы.

   И что я увидела? Новое открытие. Самостоятельность, что я собиралась развить в детях, заложена в них от природы. Взрослому просто не стоит подавлять это. А так сложилось, что для классного руководителя начальных классов немаловажным была свобода выбора ученика. Мне оставалось только поддержать детей в своём естественном процессе развития.

   Мною были предложены правила взаимодействия в классе (позднее они были переименованы нами в Конституцию):

   1. Правило принятия - что бы ни делал один из учеников, он не должен подвергаться оценке и критике (можно оценивать только конкретный поступок, но не ученика).

   2. Правило общей работы - любое задание касается всех, и общая задача заключается в том, чтобы с ним справлялся каждый.

   3. Правило «стоп» - каждый ученик класса может отказаться от выполнения какого-либо задания, не объясняя причин. Он должен просто сказать об этом классу. Это правило обеспечивает свободу выбора каждого ученика.

   4. Правило закрытости класса и безопасности участников-всё, что происходит

в классе, может обсуждаться только в процессе работы класса. После занятий ученики класса не рассказывают о том, что происходило во время работы (о ситуациях,словах,чувствах других учеников). Каждый может рассказать только то, что переживал сам.

   5. Правило Я - высказывания (говори от своего имени, высказывай своё личное мнение, рассказывай о своих чувствах и состояниях).

   Конечно же, соблюдать эти правила мы учились долго. Но мои десятиклассники и четыре выпускника девятого класса умеют оценивать поступок, а не человека, могут говорить: «Я считаю, я думаю,…»

   Определяющими условиями развития детской организации являются: учёт интересов и потребностей детей, предоставление каждому возможностей для самореализации, продуманная деятельность органов самоуправления, защита интересов всех членов организации. Поэтому с первых дней сентября даю возможность  планировать работу класса. Каждый ученик в письменной форме предлагает своё дело и выставляет на обсуждение на классное собрание, отстаивает свою точку зрения. Поначалу учениками предлагались самые простые формы работы. Это дни именинников, помощь престарелым, организация представлений для родителей, соревнования, эстафеты,

экскурсии, походы. Немаловажным моментом является то, что ребята сами выбирают дело, в организации которого будут ответственными. Некоторые вначале боялись этой ответственности. Но оказание своевременной помощи позволило им вовлечься в эту работу. Например, Наде ко Дню Защитника Отечества было предложено проведение праздника «Молодецкие забавы». Ею были предложены конкурсные задания, подобран  материал.

   Счастлив учитель, который видит глаза ученика, которому удалось преодолеть свою неуверенность.

   Умение спланировать и организовать дело позволяет росту самооценки. Дети с высокой самооценкой и верой в собственные силы более защищены от негативного влияния, ими труднее манипулировать, они  стрессоустойчивее  и инициативнее. Поэтому в руках «поддерживающего»классного руководителя  не только формирование самостоятельной, ответственной личности, но и

 возможность влиять на психическое состояние школьника.

   Чтобы поддержать, необходимо понимать. Важную роль в понимании ученика играет внимательное отношение к мельчайшим подробностям, в слушании детей, вглядывании их. Главный результат - новый образ ребёнка.

      Подростка необходимо постоянно стимулировать к самостоятельному принятию решений, подсказывая только, где можно найти информацию для верного выбора. В ситуациях, когда мои ребята подходят с вопросом, я не отвечаю на их вопросы сразу, даю возможность самим поразмышлять через определённый алгоритм:

   -Какие ответы ,по-твоему, на твой вопрос я могла бы дать?

   -Выбери оптимальный, по-твоему, вариант.

   Иногда, забывая про этот алгоритм, ребята всё же подходят ко мне. Но сразу с улыбкой на глазах проговаривают алгоритм.

   У подростков есть потребность в общении. Поэтому при планировании воспитательной работы я отвожу время для общения подростков .Ведь чем больше информации дети будут получать друг от друга, тем меньше изолирующих мифов будет им привито за время отрочества и юности, тем меньше шансов увидеть подростка в кругу криминальных групп, манерной  «золотой молодёжи».

   Общение

   - это процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности,

   - это обмен информацией,

   - это восприятие и понимание другого человека.

   В освоении навыков общения возникают проблемы.  Это личностные особенности:

   - Боязнь выглядеть смешными делает ребят  стеснительными.

   - Склонность к «шутовству»ведёт их к неугомонности.

   -Либо единственно усвоенным стереотипом общения для школьника является грубость и хамство.

     При подготовке к часам общения стараюсь обеспечить заинтересованность ребят. Форма может быть выбрана самая различная. Это интересный эпизод фильма. Короткий рассказ. Басня. Предлагаю проигрывать ситуации из жизни, предварительно заготовив реплики для диалога. Использую технологию рефлексивного классного часа Капустина Владимира Николаевича.

   Боязнь выглядеть смешным стараюсь убрать ,проигрывая ситуации:

   - Как ты думаешь, можно ли знать обо всём в совершенстве?

   -Ты бы посчитал нелепостью то, что учитель в осведомлённых тобой вопросах  разбирается хуже тебя?

   В конце классного часа предлагаю  ответить на вопросы:

   1.Что ты сегодня узнал нового для себя?

   2.Что у тебя получилось лучше всего?

   3.Что у тебя не получилось?

                                                        ***

   Совместная деятельность помогает обрести настоящих друзей, научиться сотрудничеству, сочувствию и состраданию, а также повысить чувство собственной значимости, нужности и полезности другим людям.

   Одной из составляющей нашей  совместной деятельности с учениками является сбор информации для школьного музея.Для этого стали незаменимы формы творческих исследований. Наши исследования носили различный харак-

тер в зависимости от возраста ребят. В 6 классе мы оформили альбом «Детство наших родителей». В 7 классе был собран материал о службе отцов в рядах Вооружённых сил. В 8 классе  организовали встречи с тыловиками ВОВ. Беседы с тыловиками  легли в основу альбома «История страны в судьбах рядовых её граждан». В этом году собираем документы по истории улицы, где отразим  историю названия улицы, количество домов десятки лет назад и сегодня, запись воспоминаний.

   Ни один классный руководитель не проходит мимо здоровьесберегающих технологий. Прогулки, занятия в секциях, соблюдение режима дня, правильное питание - ничто ни чуждо нашей увлекательной жизни. При организации работы по формированию здорового образа жизни большую роль отвожу беседам о здоровом питании. Предварительно просмотренные телепередачи «Здоровье» вызывают бурные обсуждения на классных часах.

   Осуществляю взаимодейсивие с семьёй по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Результат: на общешкольных эстафетах мои ученики принимают стопроцентное участие. С 5 класса родители обеспечивают ребят лыжами.

    Но здоровье - это и ощущение счастья. А счастье-это не спонтанное  ощущение эйфории, уверены мои ученики. Счастье - побочный продукт нашей деятельности. Активность и достижение цели способствуют его возникновению.

   Поэтому наш класс можно увидеть в походах в лесу, в театре, при организации трудовых дел. На общешкольных делах мои ученики не только активные участники, организаторы, но и ведущие различных программ. В организованном Дне самоуправления на День Учителя ни один ученик нашего класса не остаётся без ответственной роли учителя.

   При  организации  художественно-эстетической деятельности ставлю следующие задачи:

   - приучать учащихся видеть прекрасное в жизни,

   - развивать творческие способности учащихся.

    Формы организации разные: конкурсы рисунков, чтецов, посещение музеев, театра, театрализованные представления, фольклорные праздники.

   Каждое  проведённое дело обсуждаем на классном собрании. Что получилось? А что можно сделать лучше и как? Ребята высказывают интересные мысли  и замечания.

   Результаты при работе с детским коллективом больше вероятны при тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Поэтому главной задачей в работе с родителями я поставила оказание взаимооподдержки в воспитании детей. В качестве формы работы были использованы родительские собрания, индивидуальные беседы,совместные с детьми праздники. Мы говорили о возможностях формирования ответственной личности, способной к самостоятельным решениям и осознанным действиям. У меня сложились добрые отношения с родителями учащихся. По сегодняшний день родители выпускников советуются со мной в некоторых касающихся детей вопросах.

   Анализируя свою работу в качестве «поддерживающего» классного руководителя, можно отметить результаты. Это ученики, самостоятельно принимающие решение в своих уже совсем не детских вопросах.          «Поддерживающий» классный руководитель учит детей быть счастливыми, самодостаточными людьми с твёрдым нравственным стержнем, умеющими «одерживать победу над самим собой». «Поддерживающий» классный руководитель приучает детей к мысли, что с терпением и настойчивостью у них всё получится. Это приводит к мысли, что успех неизбежен, а неудачи - лишь временные и преодолимые затруднения и их счастье зависит только от личных усилий. И счастливы те, кто считает свои успехи закономерностью, а неудачи -случайностью.

   Литература:

     1. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам: Пособие для классных руководителей/ Под редакцией Н.П.Майоровой. – СПб.:Издательство «Образование – Культура», 2002. – 188 с.,прил.

    2.Мудрик А.В. Общение в процессе воспитатия: Учебное пособие / А.В.Мудрик – М: Педагогическое общество России,2001. -320 с.

    3. Поляков С.Д. Технологии воспитания / С.Д.Поляков. – М.,2002 -201с.

    4.Сборнова Н. Как научить детей быть счастливыми.// ж «Классное руководство и воспитание школьников», №17, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные педагогические технологии в воспитательной деятельности классного руководителя».

Обобщение опыта работы на ежегодной августовской педагогической конференции по теме "Применение инновационных педагогических технологий в воспитательной деятельности учащихся"....

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Оценка качества воспитательной деятельности классного руководителя

В условиях модернизации российского образования, учитель остается ключевой фигурой. Вся его деятельность направлена на повышение качества образовательной деятельности, повышение уровня воспитанности ш...

Программа воспитательной деятельность классного руководителя 7 класса.

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания "Новое поколение" является воспитание духовно-нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениями об истин...

Заседание МО классных руководителей «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя?»

Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Как добиться   успехов   и   избежать   в воспитательной   деятельности...

Творчество классного руководителя отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя

Творчество классного руководителя , отказ от шаблонов и стереотипов или кака добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя. Сообщение на педагогическом совете....