Творчество классного руководителя отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя
статья

Курносова Татьяна Анатольевна

Творчество классного руководителя , отказ от шаблонов и стереотипов или кака добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя. Сообщение на педагогическом совете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на педагогическом совете

"Творчество классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в  воспитательной деятельности классного руководителя"

классного руководителя 6 класса  Курносовой Татьяны Анатольевны

“Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит”.
Саади

Вопросы воспитания, обучения и развития личности  остаются одной из главных проблем современного общества, которое нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.   Школа - один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании  личности ребенка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя.

         Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.

Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка,  их максимального развития,  сохранения неповторимости личности каждого ученика,  нормального умственного, духовного и физического совершенствования.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Мой стаж работы в качестве классного руководителя – 21 год. У меня было 3 выпуска. Сейчас я являюсь классным руководителем 6 класса. Свою деятельность я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Какие же воспитательные задачи я ставлю перед собой?

  • Сплочение ученического коллектива.
  • Создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния для каждого ученика.
  • Создание условий самореализации, самораскрытия каждого ученика.
  • Координация взаимодействия учителей, учащихся и родителей.

 Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит  совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения. И взрослому и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и  успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, его желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Похвала играет немаловажную роль в жизни каждого человека, невзирая на его возраст. Послушайте стихотворение «Похвалите меня».

Без похвал умирает душа,
Жизнь не всходит в счастливом зените.
Каждый молит без слов, чуть дыша:
“Похвалите меня, похвалите!”
Без похвал не пройти рубежа,
Не добиться великих открытий.
Просит снова и снова душа:
“Похвалите меня, похвалите!”

Эти строки помогли осознать всю глубину такого стимула, как похвала и понять, что только с помощью похвалы можно добиться того, чтобы ребенок был всегда в зоне роста своих возможностей. Я поняла, что буду использовать его в общении с детьми.

Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития  классного коллектива. Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой  гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек ХХI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мылящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.

Так что же мы понимаем под словом УСПЕХ со стороны работы классного руководителя.

УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

У – учеба  Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека.

С – социализация  Социализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений.

П – позитивность Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность.

Е – единство  Единство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений.

Х – харизма  Харизма – исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, героизме, “святости”. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно.Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.

В своей работе руководствуюсь “Десятью заповедями воспитания” В.А. Караковского:

1. Главная цель воспитания – счастливый человек.

2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

3. Воспитание  без уважения – подавление.

4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.

5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.

6. Развивай в себе незаурядность.

7. Не будь занудой,  не ной и не паникуй.

8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

10.Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

Мне очень импонирует  программа  «Лестница успеха», которая  позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня как классного руководителя.  Эта программа - осуществление своих собственных надежд и мечтаний, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребенка.

Ступенька первая-5 класс «Созвездие юных дарований» (формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту, формирование детского коллектива). Концерты, посвящённые дню учителя, дню матери, 8 марта, ряд тематических классных часов, конкурс сочинений «Моя мама – лучшая на свете», поисковая работа по сбору информации о первом пионерском вожатом школы и участие в конференции «Пламя детских сердец», моё участие в Педагогическом марафоне классных руководителей «Учительство Подмосковья – воспитанию будущего поколения России».

Ступенька вторая-6 класс «Я + мои друзья - вместе классная семья» (формирование классного коллектива, становление дружеских партнерских отношений, развитие творческого потенциала). Над этими вопросами я работаю сейчас.

Ступенька третья-7 класс «По лестнице успеха» (гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания, формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг другу).

Ступенька четвертая-8 класс «Людей не интересных не бывает» (воспитание доброго отношения к жизни умения находить в ней радость и желание творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности).

Ступенька пятая-9 класс «Счастье. которое мы ищем» (сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности, становление профессионального самоопределения).

Следующие ступеньки - старшая школа. «Мир взаимоотношений - честь и достоинство» (развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности, воспитание качеств делового человека, умеющего организовать себя,  других, любое дело; научить его жить в коллективе, строить со своими сверстниками отношения дружбы,  взаимоподдержки).

Цель программы - создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Основные положения моей воспитательной системы:

  1. Индивидуальный подход в воспитании.
  2. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором.
  3. Системность в работе.

1. Индивидуальный подход в воспитании. С данным классным коллективом работаю второй год, коллектив уже сформирован, я знаю особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы. Исходя из этого, для работы подбираю мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы они оставили след в душах, заставили задумываться над многообразием окружающего мира, учили любить, сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать сделать правильный выбор в жизни: стать ее активным участником, а не праздным созерцателем. На своём опыте я убедилась, что  чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает только в делах, которые мы организовываем все вместе. Стараюсь научить ребят быть творцами, а не только исполнителями, распределяя ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать.

2. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования,  разработка памяток и др. Я строю отношения с родителями   на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка  к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! Всё  это способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Я прекрасно понимаю, что  работа одного классного руководителя  - “спектакль одного актера”. Эта работа  вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом. Наши воспитательные   действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка.  В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования

3. Системность в работе. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Провожу   различные виды классных часов: классное собрание, воспитательный час, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия  стараюсь планировать  совместно с учащимися. Классный час это форма воспитательной работы, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Функции классного часа различные: просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая. 

Большое внимание мной уделяется воспитанию гражданственности и формированию гражданского самосознания, ведь по мнению психологов, подростковый возраст является наиболее значимым для формирования гражданского самосознания. Именно в подростковом возрасте появляется самопознание и самооценка. Сухомлинский В. А. в своём труде “Рождение гражданина” говорит: “Школьник, сидящий за партой, становится гражданином, когда видит перед собой путь, по которому ему идти в жизнь, чтобы ещё больше возвеличить своё Отечество”. Моя задача, как классного руководителя - создать условия для формирования гражданского самосознания подростка-человека и гражданина. 

Серьезный участок деятельности классного руководителя - организация труда и нравственного воспитания учащихся. Поэтому мне  необходимо продумывать систему трудовых дел и занятий своих учеников, начиная с работы по самообслуживанию (дежурство, генеральные уборки) и кончая приобщением к производственно-трудовой деятельности (летняя практика), а также включать их в общественно полезную работу (субботники). Участие в различных видах трудовой деятельности, если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственных качеств: стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности, товарищества, понимания своего долга и т.д.

В целях морального воспитания применяю формы культурно-массовой и художественно-эстетической деятельности учащихся (участие во всех школьных концертах), а также краеведческая работа (посещение Зарайского кремля, краеведческого музея, музея А.С.Голубкиной, заочный экскурс по городу).  В моём арсенале имеется система  классных часов, целью которых является – воспитание нравственности.

Обеспечение необходимого уровня физического развития и физической подготовленности происходит через систему спортивной и физкультурно-оздоровительной работы: участие в спортивных мероприятиях, участие в общешкольных Днях здоровья. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Доброе здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности.

Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем.  Поэтому я стремлюсь стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.

Хотела бы рассказать об одном дне работы с классом. Перед началом занятий ребята первым делом заглядывают ко мне в кабинет. Кто просто поздороваться, кто – положить спортивную обувь, кто поделиться новостями. Это мой успех.

         Я же замечаю, кого-то нет, кто-то пришёл в новой кофточке, кто-то сменил причёску, кто-то появился после болезни, а у кого-то грустный вид. Это их успех.

Они чувствуют свою необходимость и значимость. А главное, они приходят вместе, вперемежку мальчики и девочки – это наше общее достижение. На переменах делятся своими победами и неудачами, впечатлениями, полученными на уроках. Своими мыслями по поводу поведения и учёбы. Я всегда в курсе всего: хорошего и плохого. Значит, они хотят со мной поделиться. Это мой успех.

Классный руководитель должен всё видеть, всё слышать и кое-что не замечать. Они же учатся доверять, нести ответственность за произошедшее в классе с ними и их товарищами – это их успех.

После уроков листаю журнал, выписываю оценки: у кого-то троек стало меньше, кто-то получил пятёрки. Главное, не пропустить даже маленького достижения! Вечером СМС и звонки от родителей с предупреждением о возможном пропуске уроков. Это тоже правило: классный руководитель всегда должен знать о месте нахождения детей. Утром же я буду знать, кого не будет и почему. Вот из таких успехов складывается мой день классного руководителя, в распорядке которого, конечно же, и проверка дневников, и проведение классных часов, собраний, индивидуальных бесед, заполнение документации.

Моё педагогическое кредо: «Нести детям радость, содействовать успеху».

Классным по-разному можно быть,                                                                                                             И не испытывать радости.                                                                                                                       С горечью к детям своим заходить,                                                                                                 И выполнять обязанности.                                                                                                                              А можно и так: Утром встать                                                                                                           И, помышляя о чуде,                                                                                                                   В школу лететь, к классу бежать                                                                                                    К таким ещё не совсем взрослым людям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»

Покинут счестьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали,Побег зеленый выпрямить легко,Сухую ветвь один огонь исправить. СААДИ...

«Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»

Педагогический совет.Покинут счестьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали,Побег зеленый выпрямить легко,Сухую ветвь один огонь исправить. СААДИ...

Творчество классного руководителя : отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха при реализации ФГОС

В докладе рассмотрены формы и методы работы с детьми 5 класса. Раскрыты главные признаки творческого процесса и новые роли классного руководителя при реализации ФГОС. Проанализирован ряд внеклассных м...

Педагогический совет «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»

Классный руководитель  организует и направляет воспитательный процесс, он непосредственный воспитатель и наставник объединяет воспитательные усилия родителей и общества....

Классное руководство. Отказ от шаблонов и стереотипов.

В данной статье рассказывается о принципах работы с классным коллективом....