Рабочая программа по воспитательной работе. 6 класс.
рабочая программа (6 класс) на тему

Перевозчикова Любовь Николаевна

 

Цель данной программы:

Формирование ответственного отношения у учебе, уважительного отношения к одноклассникам, обучение использованию полученных знаний в   повседневной жизни. Защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка, формирование необходимых знаний, умений, навыков не только общеобразовательного характера, но и ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_programma_2013-2014_-_kopiya.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа VII вида №47

Принято на педагогическом совете

«2» сентября 2013 г.

Принято  на Методическом совете

«30» августа 2013 г.                                                                                                                          

Утверждаю

Директор школы:

Рабочая программа

по воспитательной работе

в 6 «б» классе

                                                                                                                                         Классный руководитель:

                                                                                                                                         Перевозчикова Л.Н.

2013-2014 учебный год

Анализ воспитательной работы за  2012-2013 учебный год

В классе  10 человек учащихся. Занимаются в кружках и секциях: в школе (ФИО, какой кружок)

ФИО учащегося.

Учреждение ДО, название кружка.

«Танцевальная аэробика».

вне школы (ФИО, какой кружок)

ФИО учащегося.

Учреждение ДО, название кружка.

«Спутница» бассейн УдГУ.

ДШИ №2.

  1. Уровень сплоченности коллектива:
  • Работают отдельные учащиеся класса; выполняют  отдельные поручения;
  • Работает актив класса;
  • Каждый ученик класса включен в общие дела класса.
  1. Анализ работы органов самоуправления класса:
  • Учитель возглавляет работу сам, раздает задания, поручения (самоуправление отсутствует);
  • Дети по заданию учителя собираются сами и вырабатывают план действий;
  • Класс в состоянии сам создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение

Что получилось?

Адаптация в среднем звене. Вовлечь учащихся в активную деятельность класса.

Что не получилось?

Ваши предложения:

  1. Краткая характеристика класса по сравнению с прошлым годом.

Сформировался актив класса. Коррегируется эмоционально-волевая сфера, повысились самооценка, самостоятельность, успешность учащихся.

4. Участие класса в общешкольных делах.

Дело, вызвавшее наибольший интерес

у детей.

Сколько детей имели поручения

Совместный отдых: прогулки по городу, дискотека в м

«Меге»; просмотры фильмов в КЦ «Дружба».

Подготовка к праздникам.

10.

  1. За прошедший учебный год заслуживают поощрения:

Фамилия, имя ребенка

За что заслужил поощрение

Лопатина А.

Хорошая учеба, активная работа во внеклассной жизни класса

 и школы.

Масленникова Д.

Хорошая учеба, активная работа в жизни класса

и школы, участие в спортивной жизни школы.

Сюрсина В.

Старание в учебе, участие в жизни класса и школы, участие в спортивной жизни школы.

  1. Работа с «трудными» детьми.

Фамилия, имя

ребенка

Причина беспокойства

Удалось ли вовлечь в работу

Какие поручения давались

Какие дела для него были наиболее интересны

.

Аморальное поведение матери.

Спортивная деятельность.

Участие в соревнованиях.

  1. Работа с родителями:
  • За прошедший учебный год проведено (количество):

-   родительских собраний. 4

-   заседаний родительского комитета. 4

  • Посещено квартир учащихся. 5
  • Кто из родителей не был ни разу на собрании. Бондаренко С.Э., Чермных М.Н.

Какие вопросы в воспитательной работе класса интересовали родителей.  Успеваемость ребенка. Адаптация ребенка.

Какие совместные дела были проведены детьми и родителями.

  1. В течение года  класс посетил (количество):

         Музеи.                  Лес.          Выставки.

         Театры.                  Кинотеатры. 3  Библиотеки.

Учебные заведения__________________________________________________________________

Цели и задачи, поставленные на учебный год

Методы, способы их реализации

Итог (цель достигнута, нет, на какой стадии достижения)

Проблемы, трудности

адаптация младшего подростка в среднем школьном звене, защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка, формирование необходимых знаний, умений, навыков не только общеобразовательного характера, но и ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.  

Индивидуальные беседы.

Классные часы.

Встречи с интересными

людьми.

Родительские собрания.

На следующий уч. год

Цель останется та же,

но за исключением адаптации.

Адаптация в среднем

 звене. Трудность в

работе с родителями.

10. Рекомендации по организации и проведению общешкольных дел

Какие общешкольные мероприятия посоветуете провести. Общешкольных мероприятий достаточно, успеть бы в них принять участие.

11.Какие кружки хотелось бы организовать в школе для развития учащихся. Занятия в «Спутнице» ИВД для девочек в 6 классе.

12. Пожелания по организации воспитательного процесса в школе. Вполне устраивает.

Лист успешности.

1.

Интересные формы работы («могу поделиться»)

Применение метода проектной деятельности

2.

Результаты работы учащихся класса:

  • Ударников (количество)

  • Призеров, победителей олимпиад (ФИО, предмет)

  • Призеров, победителей творческих конкурсов, спортивных соревнований (количество).

2

Предметная олимпиада по ОБЖ среди школ СКОУ

Школа:  город Drive  –  2 место активного участника

Район: Лыжные гонки 2 место; Эко-плакат – участе. Конкурс «Новогодняя игрушка».

3.

Представлял (а) свои результаты, результаты учащихся класса:

  • В школе

  • В районе
  • В городе

16 конкурсов и мероприятий для уч-ся

2  конкурсов для уч-ся.

1 конкурс для  учащихся.

4.

Индивидуальный облик класса (опишите его особенности)  

Класс сформирован в начальной школе.  Ребята проживают в различных районах г. Ижевска.

          Класс под названием «город Drive  » входит в детскую общественную организацию школы «ЗДРАВиЯ». У  каждого учащегося в классе есть индивидуальное творческое поручение: Мэр города, члены комитетов спорта, досуга, питания и озеленения.  Класс активно участвует в школьных и внешкольных мероприятиях и конкурсах. Все во время группы продлённого дня посещают кружки дополнительного образования в школе: Танцевальная аэробика;  вне школы (Студии «Спутница»  бассейн УдГУ.  Почти все ребята увлекаются современными танцами, катанием на роликовых коньках, компьютером,

5.

Участвовала  в работе:

  • МО классных руководителей

  • Педсовете.

  • Городской семинар.

Руководитель МО КР.

«Педагогический мониторинг в воспитательной деятельности школы».

«Классный час: сегодня и завтра».

6.

Награды, грамоты, поощрения

-

7.

Посетила курсы, семинары по проблемам воспитания (где)

Процесс прохождения  аттестации. (ИПКиПРО).

Курсы переподготовки пед.кадров «Олигофренопедагогика».

8.

  1. Самооценка  деятельности классного руководителя (5- бальная система)
  • Оформление документации
  • Дежурство по школе
  • Соблюдение трудовой

     дисциплины

  • Санитарное состояние и

     сохранность кабинета

  • Своевременное выполнение

     поручений

  • Работа с учащимися класса
  • Работа с родителями
  • Работа со службами школы
  • Работа с учителями-

Предметниками.

5

5

5

4

4

5

5

5

5

Целеполагание и структура  управления воспитательным процессом.

        Педагогический коллектив школы в 2013-2014 учебном году обозначил в образовательно- воспитательной работе с обучающимися, что образ выпускника  складывается из 5 потенциалов личности школьника: нравственного, интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического и физического.

Образ выпускника:

1.   Нравственный потенциал: правовая культура, адекватная самооценка, честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения, профессиональное самоопределение, необходимый уровень воспитанности.                                                              

2.   Интеллектуальный потенциал: достаточный уровень базовых знаний, способность к самообразованию, целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне, самообразования.

3.   Коммуникативный потенциал: коммуникативность, культура общения, признание ценности гармоничных отношений между людьми.

4.   Художественно-эстетический потенциал: высокая креативность, способность к самореализации, осознанные познавательные интересы и стремление их реализовать.                                          

5.   Физический потенциал: здоровый образ жизни, умение оказывать первую медицинскую помощь, способность действовать в чрезвычайных ситуациях.

Цель воспитательной работы: Создание условий для становления психически и физически здоровой, социально мобильной, толерантной, трудолюбивой личности, обладающей гуманистическими, нравственными ценностями, способной к адаптации в современном мире.

Задачи:

  1. Формирование гражданского мышления и активной жизненной позиции обучающихся.
  2. Сохранение и укрепление здоровья, совершенствование навыков здорового образа жизни.
  3. Привлечение родителей и общественности к воспитательному процессу и управлению школой.
  4. Досуговая деятельность для всех участников образовательного процесса;
  5.  Внедрение новых технологий воспитания.
  6. Формирование здоровьесберегающего пространства, приоритета здорового образа жизни для каждого ребенка.

        Реализация целей и задач предполагает:

•    Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;

•    Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;

•    Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;

•    Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;

•    Развитие различных форм ученического самоуправления;  

•    Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;

•    Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: базового и дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи;  

4. Цели и задачи воспитательной работы в классе на год.

Цель данной программы: 

Формирование ответственного отношения у учебе, уважительного отношения к одноклассникам, обучение использованию полученных знаний в   повседневной жизни. Защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка, формирование необходимых знаний, умений, навыков не только общеобразовательного характера, но и ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.  

Задачи воспитательной программы:

  1. Способствовать раскрытию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию навыков коллективного взаимодействия посредством организации эмоционально насыщенной деятельности классного коллектива.
  2. Развивать навыки самоорганизации, самообслуживания, способствовать формированию сознательной дисциплины.
  3. Привлекать родителей к процессу выработки стратегии воспитания, а также организации жизнедеятельности класса.

5. Характеристика класса.

Класс состоит из 9 человек - 3 мальчика, 6 девочек. 1 ребенок – опекаемый. Все родители имеют постоянное место работы, есть родители, работающие без официального трудоустройства.  У детей развит познавательный интерес, они любопытны, любознательны, но не всегда организованны и аккуратны в учебе.

         У учащихся сформированы ценностные представления. Главной ценностью является семья, на втором месте - здоровье, на третьем - учеба и друзья; следующими за этими ценностями дети называют деньги.

         Между большинством учащихся существуют доброжелательные отношения, но периодически все же возникают конфликты. В классе есть лидер.

Дети активны, они предпочитают действовать, участвовать в активных формах деятельности, а не выполнять спокойную, кропотливую работу. Они очень подвижны, энергичны, что часто создает проблему при организации их деятельности на уроке.

Переход в среднее звено вызвал у учащихся трудности в организации процесса обучения: они стали забывать расписание занятий, не всегда полностью были готовы к уроку. Часто происходит смена настроения, дети жалуются на головную боль и усталость после некоторых уроков. Преобладает средний уровень тревожности (согласно исследованиям психолога). Поэтому одной из воспитательных задач, стоящих перед классным руководителем в этот сложный для учащихся период, считаю оказание помощи детям в организации учебной деятельности в школе и дома, развитие сознательной дисциплины, обучение навыкам самоорганизации.

    Дети принимают разнообразные виды деятельности, с интересом играют, но не обладают организаторскими навыками, нуждаются в руководстве и обучении навыкам коллективного взаимодействия.  

     Беседы с родителями  показали, что они часто бывают заняты на работе и не всегда успевают помочь детям в подготовке уроков.

      Социально- психологические условия в семьях не вызывают тревог, кроме семьи Никуленко П.  Никуленко П. состоит на ВШУ. Таким образом, цели и задачи воспитательной деятельности определялись в соответствии со статусом   класса, интересами и потребностями учащихся, родителей и педагогов.

Класс обладает средним интеллектуальным и творческим потенциалом, выделяется «индивидуализмом». Большая часть детей и родителей мотивированы на учёбу.

Общие сведения об учащихся класса:

ФИО ребенка.

Дата рождения.

ФИО родителей.

Адрес, контактный телефон.

6.  Пояснительная записка.

Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а  в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.

Каждый ребенок  в жизни сталкивается с  положительными  и отрицательными  примерами.  Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств сделает его успешным в дальнейшем.

Процесс социализации происходит  в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.

В реализации программы воспитания  нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах  школы и класса, но в то же время избрать в качестве  приоритетного - существенное  влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.

Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника,  и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий. Программа рассчитана для детей 12-13 лет.

Цель программы: адаптация младшего подростка в среднем школьном звене, защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка, формирование необходимых знаний, умений, навыков не только общеобразовательного характера, но и ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.  

         У учащихся данного класса хорошо развиты познавательные процессы, слабо сформирована учебная мотивация, ослаблено психическое и физическое здоровье, часто прослеживается неадекватное поведение к различным жизненным ситуациям, в связи с этим, целесообразно продолжить работу по следующим приоритетным направлениям, включая в воспитательную работу требования новых стандартов воспитательной работы.  В 2012-2013 учебном году планируется робота  по следующим направлениям, в рамках которых реализуются программы:

№ п/п

Направления внеучебной деятельности.

Программы.

1.

Спортивно – оздоровительное.

  1. Программа «Здоровье».

  1. Программа «Правильное питание».

2.

Художественно – эстетическое.

Программа «Прекрасное в моей жизни».

3.

Научно – познавательное.

Программа «Мой интеллект».

4.

Патриотическое.

«Я – гражданин России».

5.

Общественно – полезная деятельность.

1.Программа социализации воспитанников школы.

2. Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений в школе – центре социальной защиты, реабилитации адаптации детей из социально незащищенных семей».

3.Программа «Труд в моей жизни».

4. Программа «ПДД и Я».

5. Программа «ППБ и Я».

6.

Проектная деятельность.

Программа «Проектная и исследовательская  деятельность обучающихся».

7.

Детское самоуправление.

Детская общественная организация «школьное государство «ЗДРАВ и Я»».

8.

Работа с родителями.

Программа «Семья».

Прогнозируемые результаты:

  • социально активную, адаптированную личность, выбирающую здоровый образ жизни;
  • умеющую делать  выбор и нести за него ответственность;
  • потребность в  творческой самореализации;
  • умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.

9. Органы самоуправления класса.

Мэр города, Комитет порядка.

Вице-мэр, комитет СМИ.

Комитет  труда.

Комитет питания.

Комитет озеленения.

Комитет спорта.

Комитет благоустройства.

Комитет досуга.

Комитет досуга.

10, 11.  Индивидуальная учебная/воспитательная работа в классе.

№ п/п

ФИ воспитанника.

Индивидуальная воспитательная  работа.

Индивидуальная учебная

работа.

1

Адаптация в социуме. Самоконтроль и самостоятельность; ответственность; самостоятельность в принятии решений.

Повышение самооценки; повышение успеваемости; самоконтроль; самореализация.

2

Адаптация в социуме; самодисциплина; ответственность; поручение различных дел, контроль за их выполнением.

Повышение самооценки; повышение успеваемости; самоконтроль; самореализация.

3

Адаптация в социуме. Самоконтроль и самостоятельность; ответственность; самостоятельность в принятии решений.

Повышение успеваемости; самоконтроль; самореализация.

4

Адаптация в социуме. Самоконтроль и самостоятельность; ответственность; самостоятельность в принятии решений.

Повышение самооценки; повышение, сохранение  успеваемости; самоконтроль; самореализация.

5

Адаптация в социуме; повышение самооценки; самоконтроль и самостоятельность; ответственность; самостоятельность в принятии решений.

Повышение успеваемости; самоконтроль; самореализация.

6

Адаптация в социуме; ответственность за свои поступки; профилактика бродяжничества, ЗОЖ, развитие эмоционально-волевой сферы; самодисциплина и самоконтроль.

Повышение учебной мотивации, формирование навыков самостоятельного труда.

7

Адаптация в социуме; самодисциплина; ответственность; поручение различных дел, контроль за их выполнением

Повышение самооценки; повышение успеваемости; самоконтроль; самореализация.

8

Адаптация в социуме; ответственность за свои поступки; развитие эмоционально-волевой сферы; самодисциплина и самоконтроль.

Повышение самооценки; повышение успеваемости; самоконтроль; самореализация

9

Адаптация в социуме; самодисциплина; ответственность; поручение различных дел, контроль за их выполнением. Пропаганда ЗОЖ.

Повышение учебной мотивации, формирование навыков самостоятельного труда.

12. Занятость воспитанников во внеурочное время.

№ п/п

ФИ воспитанника.

Понедельник.

Вторник.

Среда.

Четверг.

Пятница.

1

Бассейн УдГУ

озеленение

соловушка

2

Рукопашный бой.

Рукопашный бой.

Рукопашный бой.

3

Бассейн УдГУ

аэробика

озеленение

соловушка

аэробика

4

Бассейн УдГУ

Аэробика.

озеленение

Аэробика.

5

Бассейн УдГУ

6

Бассейн УдГУ

7

Бассейн УдГУ

аэробика

озеленение

соловушка

аэробика

8

Бассейн УдГУ

9

Бассейн УдГУ

Формы и методы работы с обучающимися:

- проведение индивидуальных бесед;

- поручение различных индивидуальных дел, контроль за их выполнением;

- организация и проведение индивидуальных бесед с психологом школы, педагогами-предметниками, соц. педагогом;

- контроль за посещением уроков;

-посещение обучающихся на дому;

- проверка своевременного выполнения домашнего задания;

- защита прав и интересов ребенка;

- профилактика табакокурения, алкоголизма, применения ПАВ и  бродяжничества.

*Учащиеся, находящиеся на контроле у классного руководителя:

Ф.И. учащегося.

Причина постановки на учет.

  Опоздания на уроки;  недостаточный контроль со стороны родителей.

Недостаточный контроль со стороны родителей.

*Учащиеся, находящиеся на внутришкольном контроле:

Ф.И. учащегося.

Причина постановки на учет.

  Драка.

13. Цели и задачи работы с родителями.

Цель: формирование и развитие физически и духовно здоровой личности при совместной работе семьи и школы в сотрудничестве родителей, учителей и учащихся.

Задачи: 

- помощь родителям в воспитании детей;

- информирование родителей о состоянии учебного и воспитательного процессов, информирование о состоянии здоровья детей и уровня их воспитанности;

- работа в сотрудничестве родителей, детей, педагогов при родительских собраниях, заседаниях РК класса, совместных мероприятиях;

- психолого-педагогическое просвещение родителей.

Формы работы с родителями.

     Работа с родителями строится как по традиционным формам, таким как :

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации педагога, соц. педагога, психолога, логопеда;

- посещение семей на дому;

и нетрадиционным:

- родительские вечера;

- «круглые столы»;

- практикумы;

- дискуссии;

-психологические тренинги.

***Семьи, находящиеся на контроле у классного руководителя:

Фамилия семьи.

Причина.

1.*

*Злоупотребление спиртными напитками, недостаточный контроль за сыном.

2.

Недостаточный контроль за сыном.

3.

Злоупотребление спиртными напитками.

Состав родительского комитета:

Председатель РК:              

Члены РК:                             

Родительские собрания.

Сентябрь.

Тема: Психофизиологические особенности детей данного возраста.

Ноябрь.

Тема: Результативность школьного урока. От чего она зависит?  

Февраль.

Тема: Роль усидчивости и трудолюбия при выполнении домашних заданий.

Май.

Тема: Взаимоотношения детей и родителей.

Заседания родительского комитета.

Сентябрь.

Тема: Дополнительное образование: кружки и секции, экскурсии и выставки.

Ноябрь.

Тема:  Физическое развитие школьника  и пути его совершенствования.

Февраль.

Тема: Взаимоотношения родителей в классе.

Май.

Тема: Еще один год позади: подведение работы РК. Благоустройство учебно-воспитательной среды школьника.

Литература.

  1. Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1 – 11 классах», М., «Русское слово», 2000.
  2. Дерклеева Н.И. «Родительские собрания  в 5-9 классах», М., «Вербум», 2006.
  3. Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности.», М., «Вербум», 2001.
  4. Журнал «Классный руководитель», № 1, 4, 7\2000, № 6\2003
  5. Зюзько М.В. «Пять шагов к себе», М., «Просвещение», 1992.
  6. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», М., «Педагогический поиск», 2001.
  7. Селевко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников», журнал «Школьные технологии», № 6\ 1999,.
  8. Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности», М., «Сфера», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ( на 2 года) в 8 «А» классе на 2013-2015 уч. год

Программа воспитательной работы 8 «А» класса ( на 2 года: 8-9 класс)«Воспитание и развитие активной личности, умеющей самостоятельно мыслить»Пояснительная запискаВедущие критерии:Социальная активность...

Рабочая программа по воспитательной работе в семейной группе 5 класса

Программа по воспитательной работе  составлена с учётом возрастных, психологических, национально-региональных особенностей воспитанников  с ОВЗ и представляет собой содержание необходимой и ...

Рабочая программа по воспитательной работе в 5 классе.

Реализация целей и задач предполагает:•    Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;•...

рабочая программа по воспитательной работе 7 "г" класс

Тематическое планирование для детей с умеренной умственной отсталостью....

Рабочая программа по воспитательной работе классного руководителя 8-9 класса на 2017-2018 гг.

Программа по воспитательной работе определяет содержание и механизмы развития и проявления учащимися своих личностных качеств, формирование их индивидуальности, способностей к нравственной и творческо...

Рабочая программа по воспитательной работе с воспитанниками 6 класса

Календарно-тематическое планированиена сентябрь 2018 г.разделы  неделиОхрана здоровья «Будь здоров!»Нравственно-патриотическое«Мое отечество. Мой дом. Моя семья»...

Рабочая программа по воспитательной работе с воспитанниками 5 класса

Психолого-педагогическая характеристика класса На 1 сентября  2017\2018 учебного года детей было в количестве 12 человек. Среди них одна девочка – К.А., остальные мальчики. К. А. учитс...