Классный час по профилактике наркомании для 10 класса
классный час (10 класс) на тему

Ролевая игра для старшеклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для старших классов по профилактике наркомании.

РОЛЕВАЯ ИГРА «Суд над наркоманией»

Цель: показать трагические последствия наркотиков, опасных для личности и общества.

Задачи:

1. развитие у подростков осознанного неприятия наркотических средств, как способов воздействия на свою личность;

2. способствовать осознанию подростками наркомании как болезни, не только сжигающей физические силы человека, но и уничтожающей его как личность;

3. развитие умений отстаивать свою точку зрения, видеть главное в рассуждениях оппонентов;

4. воспитание культуры ведения дискуссии;

Материалы к уроку:

¬ выставка рисунков учащихся «Скажи наркотикам – НЕТ!», «Мы за ЗОЖ»

¬ плакаты «Мир против наркотиков»,

¬ памятки «Школьники должны знать»,

¬ утверждения о вреде наркотиков

Оборудование:

¬ место для «судьи», «обвиняемой» и её «адвоката», «прокурора», присяжных заседателей»

¬ мантия для «судьи»

¬ трибуна для «свидетелей»

¬ деревянный молоток для «Судьи»

Подготовительный этап:

До проведения игры вам следует познакомиться с данной методической разра¬боткой и подумать, что можно сделать, чтобы игра про¬шла как можно удачнее именно в том классе, где вы наметили ее проведение. Знакомясь с содержанием и правилами игры, постарайтесь одновременно предста¬вить себе конкретных детей, их особенности, а также возможные трудности, связанные с отношениями, ко¬торые сложились в классе. Представьте, как можно эти трудности преодолевать в ходе игры.

Рекомендуем до начала игры подготовить все необ¬ходимое для ее проведения: таблички с обозначением игровых ролей – «Прокурор», «Адвокат», «Судья», «Присяжные заседатели», выставку рисунков, высказывания и утверждения по теме.

Эта игра требует основа¬тельной подготовки, поэтому нужно внимательно озна¬комиться с ее содержанием за 1—2 недели до ее про¬ведения и закончить всю подготовительную работу к началу игры.

Прежде всего, надо решить вопрос о том, кто будет играть роль судьи, секретаря, обвиняемой, прокурора, адвоката, свидетелей.

РОЛИ:

• «судья» - ведет судебное заседание. Знает ход ролевой игры ;

• «секретарь» - записывает основные аргументы «за» и «против», высказанные в ходе обсуждения проблемы;

• «обвиняемый» - явление общественной жизни, порок, негативное качество, нравственный анализ и оценка которого будут осуществлены В ходе ролевой игры;(Наркомания)

• «прокурор» - выносит обвинение, перечисляет все факты и аргументы, подтверждающие опасность, вред обсуждаемого явления, качества, пристрастия и т.д.;

• «адвокат» - находит факты, аргументы, оправдывающие обсуждаемое явление, качество, пристрастие и т.д.;

• «свидетели обвинения»;

• «свидетели защиты»;

• «присяжные заседатели» (все остальные учащиеся класса).

Технологическая цепочка ролевой игры «Суд»:

В зале, где расставлены столы в соответствии с ролевой игрой «Судебное заседание», на¬ходятся «присяжные заседатели»; «прокурор», «адвокат» сидят за отдельными столами, «обви¬няемый» - в стороне за отдельным столом, «свидетели обвинения» и «свидетели защиты» в зале.

«Секретарь» обращается к залу: «Встать, суд идет!» {Все присутствующие встают.)

Входит «судья». Он сообщает, что слушается дело по обвинению ... (какого-либо явления, вина которого против нравственности или человечества будет обосновываться в ходе судебного заседания). Судья предоставляет слово «обвинителю». После короткой речи (3 мин.) «прокурора» «судья» вызывает по очереди «свидетелей обвинения», которым задают вопросы или просто выслушивают их заявления. «Адвокат» может задавать дополнительные вопросы «свидетелям обвинения». Затем в течение 3 минут выступает «адвокат», его факты поддерживаются показаниями «свидетелей защиты». «Прокурор» может также задавать им дополнительные вопросы. Затем «судья» предоставляет слово «обвиняемому» (3 мин.). «Секретарь» следит за регламентом в процессе всего обсуждения проблемы. После всех выступлений наступает время обсуждения фактов, представленных на суде, «присяжными заседателями».

Каждый из них выносит решение «виновен» или «не виновен», представляя свои аргументы, объясняющие его решение. «Секретарь» подсчитывает количество высказываний «за» и «против».

После обсуждения «присяжными заседателями» «судья» выносит окончательное решение «виновен» или «не виновен» с последующей аргументацией, отражающей мнение большинства «присяжных заседателей».

После завершения ролевой игры рекомендуется провести рефлексивную деятельность по анализу хода ролевой игры и ее результатам {Что получилось удачно в игре? Почему? Что не получилось? Почему?)

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя: «Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить очень важную проблему современного общества – наркотики, наркомания.

Мы должны выяснить: что такое наркомания, в чём её опасность для человека? Почему подростки начинают употреблять наркотики? Что нужно знать, чтобы не стать жертвой наркомании?

Наше мероприятие пройдёт в виде игры, но из этой игры вы должны сделать очень важные выводы.

Итак, игра называется «Суд над наркоманией». Для ведения игры мы выбрали ведущих и участников. Но не забывайте, что хотя ребята будут исполнять роли, информация, о которой они нам расскажут, будет очень достоверной и очень серьёзной. В конце игры вы должны сделать вывод о том, опасна ли наркомания на ваш взгляд или нет. Итог мы подведём путём голосования »

Учитель: «Внимание суд начинается».

Входят участники, исполняющие роли судьи, адвоката и прокурора.

Секретарь: «Встать, суд идёт!»

Судья: «Здравствуйте, садитесь. Последние годы в России всё острее встаёт проблема широкого распространения наркотиков. Особенно страшно, когда наркотики губят детей. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Выросла 7-11 раз смертность от наркомании, а так же наблюдается рост сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза.

Многие подростки слишком поздно понимают, к чему привело их

желание попробовать, что-то необычное. Сегодня слушается дело по

обвинению наркомании. Учащиеся средней школы №55 против

чумы 21 века – наркотиков!

Введите обвиняемую в зал суда. ( в класс входит уч-ся, исполняющая роль обвиняемой). Обвиняемую будет защищать адвокат – ФИО уч-ся, исполняющего роль адвоката.

Сторону обвинения будет представлять прокурор - ФИО уч-ся,

исполняющего роль прокурора.

Слово представляется прокурору.»

Прокурор: «Уважаемый суд, уважаемые присутствующие. Сегодня я

выступаю против наркомании. Пожалуй, ни о чем в наше время не говорят

так много, как о наркотиках и наркомании, обрушившейся на Россию, как

эпидемия смертельной чумы, убивающей молодое поколение жестоко и

беспощадно. За последние десять лет наркомания распространилась среди

молодежи .

Эту болезнь называют чумой XX века, а теперь и XXI. Что это за бо¬лезнь и за что к ней такое внимание? Ее название связано с греческим словом «нарке», что означает «беспамятство». Наркомания — болезненное, непреодолимое влечение к на¬ркотикам, приводящее к разрушению всего организма, тела и психики. Наркоман не принадлежит себе. Он — раб нарко¬тиков и тех, кто ими обладает. Ему требуется постоянно при¬нимать наркотические вещества, иначе он испытывает «ломку» — сильную, нестерпимую боль во всем организ¬ме. Чтобы их достать, наркоман идет на все: обманывает, крадет, способен и убить... Прожив такой ужасной жизнью несколько лет, он умирает от нервного и физического истощения. Старых наркоманов не бывает. Стоит угроза вымирания человечества. Я требую для наркомании высшей меры наказания – пожизненного заключения, изоляции от человеческого общества».

Судья: «Слово предоставляется адвокату подсудимой – наркомании.

Представьтесь, пожалуйста, что вы можете сказать в пользу своей подзащитной?»?»

Адвокат: «Наркотики — это вещества, с помощью которых в медицинских

целях утоляют боль и вызывают сон. Их выписывают больным людям в

случае непереносимых страданий. Следовательно, они нужны. Но если их

принимать неумеренно, злоупотреблять ими, возникает страшная болезнь

под названием наркомания. Но есть люди, которые принимают наркотики

добровольно. Значит, обвиняемая невиновна. Ваша честь, могу я пригласить

свидетелей?»

Судья : « Да, пригласите»

Секретарь: «Приглашается свидетель со стороны защиты»

( свидетель выходит к трибуне)

Судья : «Свидетель, Вы предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний?»

1-й Свидетель защиты: «Да, Ваша честь Я, Семён А., 18 лет, учащийся

ПТУ №378. Сам наркотики не принимаю, но знаю людей, которые их

принимают. Я думаю, что наркотики это не так уж страшно, как о них

пишут в газетах. Есть лёгкие наркотики, например, «травка», от неё в

зависимость не попадёшь. Друг, он курит уже целый год, но говорит, что

бросить сможет в любой момент. Так, что наркомания не виновата».

Секретарь : Справка в подростковом возрасте зависимость может сформироваться в результате даже однократного употребления наркотического вещества; одно и то же вещество по-разному действует на людей с разными индиви¬дуальными особенностями. «Слабый» наркотик - миф, и для кого-то может быть сильнодействующим средством;

Судья: «Защита, у вас есть ещё свидетели?»

Адвокат: «Да, Ваша честь. Приглашается 2-й свидетель защиты».

Секретарь: «Свидетель, пройдите к трибуне»

( свидетель выходит к трибуне)

Судья : «Свидетель, Вы предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний?»

2-й Свидетель защиты: «Да, Ваша честь. Я, Карина М., 16 лет, учащаяся школы №815. Я нейтрально отношусь наркотикам. По-моему, в жизни надо испытать все, но не заходить слишком далеко. Я считаю, что если человек стал принимать наркотики, то, значит, он для этого вырос. А, значит, человек сам решает, принимать наркотик или нет, и если он умный он сам сделает правильный выбор, а если не совсем умный, то Бог ему судья. А наркомания невиновна»

Судья: «Защита, у вас есть ещё свидетели?»

Адвокат: «Нет, Ваша честь».

Судья: « Обвинение, у вас есть свидетели виновности подсудимой

наркомании?»

Прокурор: «Да, Ваша честь. Приглашается 1-й свидетель – врач –

нарколог»

Секретарь: «Свидетель, пройдите к трибуне»

( свидетель выходит к трибуне)

Судья : «Свидетель, Вы предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний?»

1-й Свидетель обвинения: «Да, Ваша честь. Я, Иван Петрович П., работаю врачом уже 23 года, и на моих глазах проходила, а иногда и заканчивалась жизнь несчастных, жертв Обвиняемой наркомании. Ведь наркомания — это тяжелая болезнь, заключаю¬щаяся в формировании жесткой зависимости со¬стояния человека, его психического и физического самочувствия от наличия или отсутствия наркотика в организме.

Судья: «Секретарь, зачитайте суду, как формируется зависимость от наркотиков»

Секретарь: «Известны три основные стадии протекания наркомании».

I СТАДИЯ. Постепенно, но достаточно быстро (иногда после одного — двух приемов!), развивается психическая зависимость от какого-либо одурманивающего средства. Главное проявление этой зависимости — безудержное желание постоянно повторять прием этих средств, чтобы вновь испытывать ощущение удовольствия и снимать явления психического дискомфорта.

При длительном принятии наркотика появляется физическая наркозависимость.

II СТАДИЯ. Появляется физическая зависимость от одурманивающего средства. На этой стадии без наркотиков человеку обходиться уже трудно. Они становятся потребностью организма.

III СТАДИЯ. Отсутствие наркотиков в организме приводит к страшным физическим страданиям. Нарастает слабоумие. Происходит быстрый износ организма, а затем — его гибель.»

Судья: «Свидетель, объясните суду, какие опасности таит в себе приём наркотиков?»

1-й Свидетель обвинения: «Опасности, которые поджидают людей, принимающих наркотики:

¬ СПИД, заражение крови, гепатит и другие болезни, как результаты ввода наркотиков и использования нестерильных или "общих" игл;

¬ смерть в результате приема неочищенного наркотика;

¬ смерть в результате приема наркотика высокой концентрации;

¬ конвульсии, кома или смерть в результате передозировки;

¬ зависимость - наркотики, особенно героин, быстро вырабатывают зависимость.

¬ зависимость вынуждает человека продолжать принимать наркотик, несмотря на физические и психические нарушения;

После долгого перерыва в приеме наркотиков симптомы «ломки» появляются через 4-8 часов после приема последней дозы. Они проявляются в виде потливости, насморка, раздражительности, бессонницы и судорог, приносящих нестерпимую боль наркоману. Эти симптомы обычно остро проявляются в течение 24-72 часа с момента последнего приема наркотика и могут длиться от 7 до 10 дней иногда могут привести к смерти пациента.

Лёгких наркотиков не бывает, человеку, который начал употреблять наркотики, очень трудно, а чаще всего просто невозможно самостоятельно бросить их употреблять.

Я считаю, обвиняемую нужно изолировать от людей».

Прокурор: «Приглашается 2-й свидетель – мать пострадавшей девочки.»

( свидетель выходит к трибуне)

Судья : «Свидетель, Вы предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний?»

2-й Свидетель обвинения: «Да, Ваша честь. Беда пришла в нашу семью

незаметно. Моя старшая дочь была тихим домашним ребенком,

хорошо училась, любила музыку. Но потом девочку как будто

подменили, она стала странной, чужой, отдалилась от меня, перестала

замечать маленького брата. В доме стали пропадать деньги, вещи. Я

мучалась подозрениями, стала даже следить за мужем, старалась быть в

прихожей, когда приходили друзья сынишки, не верила, что это может

делать моя дочь. А потом она стала исчезать на день-другой, на неделю.

Я все поняла. Стала умолять дочь лечиться, но она то смеялась, то

молча отворачивалась от меня. Почти насильно я увезла дочь лечиться.

Наркомания испортила жизнь моей дочери. Прошу для обвиняемой

высшей меры наказания.».

Прокурор: «Приглашается 3-й свидетель обвинения »

( свидетель выходит к трибуне)

Судья : «Свидетель, Вы предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний?»

3-й Свидетель обвинения: «Да, Ваша честь»

Судья : «Свидетель, что вы хотите сообщить суду против обвиняемой?»

3-й Свидетель обвинения: «До поры до времени беда пряталась, свернувшись в тайниках детского организма. Сначала у сына на лице появилась бледность с яркой «синевой» под глазами. Потом стала заметной «разлаженность» дви¬жений, дрожание пальцев рук, век. Зрачки расшире¬ны, лицо и глаза красные. Нарушилась походка. Но мы ничего не замечали. Первый удар мы пережили в сентябре. Сын на наших глазах перенес ногу через перила балкона. И потом никак не мог объяс¬нить, зачем он решил «выйти из квартиры» через окно шестого этажа. Мы забеспокоились, но было поздно.

В октябре его нашли мертвым, он умер от передозировки наркотиков.

Ему было всего 16 лет. Наркомания убила моего сына. Прошу для

обвиняемой высшей меры наказания».

Секретарь : Справка - В России более 400 тысяч человек неизлечимо больны «героиновой чумой». Средняя продолжительность жизни взрослых наркоманов — до 30 лет. Среди детей есть и девятилетние жертвы смертельного дурмана.

По данным исследований, дети приобщаются наркотикам, потому что распространители предлагают им попробовать бесплатно; предлагают наркотик на дискотеке, во дворе; навязывают наркотики, угрожая побоями; подростки не умеют отказать опытным дельцам; складываются тяжелые отношения в семье».

Прокурор: «Приглашается 4-й свидетель»

4-й Свидетель обвинения:

«Юлия С., мне 21 год, я москвичка и студентка

престижного университета. А еще я - наркоманка. Как начала колоться?

По глупости и из-за упрямства. Решила доказать, что начну употреблять

наркотики и ничего со мной не будет, не будет никакой наркотической

зависимости. С тех пор прошло два года. Увы. Кайфуешь от наркотиков

недолго - потом живешь одной мыслью: уколоться, снять ломку, снять

эту нескончаемую боль...Если нет, то начинаешь думать, где взять. Вся

жизнь крутится вокруг этого.

Сейчас я пытаюсь вылечиться от наркомании. Я только сейчас стала

прозревать, какая классная штука - жизнь. И я хочу призвать других

задуматься о жизни: ее слишком мало, чтобы разменивать на героин, на

дозы и уколы».

Секретарь : Справка: «По данным статистических исследований, каж¬дый третий подросток 11-16 лет имеет опыт употреб¬ления наркотических веществ. Большинство малолет¬них наркоманов учатся в школе. Их мамы и папы, про¬являя бдительность, не отпускают ребят на дискотеки и в ночные клубы, где, по их мнению, полным-полно "этой заразы". Реальная жизнь оказывается гораздо жестче родительских иллюзий, и "доза" находит сво¬их юных жертв даже на школьном дворе...»

Прокурор: «Приглашается 5-й свидетель – жертва обвиняемой

наркомании.»

( свидетель выходит к трибуне)

Судья : «Свидетель, что вы хотите сообщить суду?»

5-й Свидетель обвинения: « Зовут меня Илья Кирьянов, я ученик 8-го класса одной из московских школ: "Недалеко от моего подъезда постоянно тусовалась компания старшеклассников. Однажды один из ребят, Олег, подошел ко мне во время большой перемены и предложил покурить. Я подумал, что это очередная шутка, но тут он достал косяк и спросил, пробовал ли я раньше дурь. Не знаю зачем, но я сказал, что пробовал... Мы дунули (покурили марихуаны.). Подошли его друзья. Я был ужасно горд за себя! Вечером Олег зашел за мной и предложил потусоваться с ними в беседке. Очень скоро я рассорился со старыми друзьями, перестал ходить в школу.

А потом Олег сказал, что я должен ему двести долларов, мол, пришло время расплачиваться за "косяки". Не достану денег - они подожгут мою квартиру. Я испугался и решил вынуть доллары у мамы из заначки. В следующий раз Олег сказал, что больше травы мне не даст, и предложил героин - он и дешевле, и кайф круче. Я попробовал: провалялся всю ночь в подъезде, рвало так, что чуть кишки не оторвало... Следующим же вечером Олег угостил меня новой дозой. Тем временем мама заметила пропажу денег и начала прятать драгоценности и доллары. Теперь я целыми днями «шарился» по району в поисках "бабок". А потом Олег предложил мне заниматься распространением наркотиков. Я стал ошиваться у школы - охранники меня знали, поэтому не гоняли, отзывал во время перемены пацанов, предлагал попробовать сначала траву, потом "герыч", а через пару недель "подключался" Олег. За каждого из них он мне давал наркотик. Так продолжалось до того дня, когда от передозировки умер мой одноклассник Сёма. Я сам предложил ему героин, сам потом и снабжал. А в этот раз... то ли он пожадничал, то ли наркотик был нечистым. Я вызвал "скорую", но, чтобы самому не "спалиться", бросил еще живого Сёму на лестнице и убежал. На похороны друга я не пошел, а вечером попросил мать, чтобы она сдала меня в больницу. Дал себе зарок: не вылечусь - покончу с со¬бой. На выходе из клиники я чувствовал себя не человеком, а пустой оболочкой. Шелухой. Наверняка я знал только две вещи: что у меня гепатит С и что половина тех ребят, с кем я учился в школе, благодаря мне до выпускного не доживут».

Прокурор: «Ваша честь, я требую для обвиняемой высшей меры наказания – пожизненного лишения свободы»

Судья: «Господа присяжные заседатели вы выслушали всех - и обвиняемую, и адвоката, и прокурора. Теперь вы должны вынести решение : виновна подсудимая наркомания или нет»

Проводится голосование. Подсчёт голосов. Объявление решения.

Секретарь: «Встать. Вынесение решения»

Судья:«Обвиняемая наркомания, объявляется виновной, и приговариваетесь к пожизненному заключению в медицинских учреждениях, покидать которые она не можете без специального разрешения( назначения) врачей»

В качестве завершающего этапа мероприятия я хочу предложить просмотр презентации, чтобы напомнить присутствующим обо всём, о чём говорилось на судебном заседании.

Презентация «Мы выбираем - жизнь!».

Дискуссия:

1. В чём опасность наркомании для человека, общества? (слайд 3)

2. Справедливо ли наказывать наркоманов, как это сказано в УК РФ? (слайд 4)

3. Есть ли «лёгкие наркотики»? (слайды 5-6)

4. Можно ли избежать осложнений после приёма наркотиков: «ломки», болезней? (слайды 7-9)

5. Согласны ли вы с утверждением ?(слайд 10)

6. Как дети приобщаются к наркотикам?(слайд 11)

7. Почему подростки, зная об опасности наркомании, пробуют наркотики? (слайд 12-13)

8. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы искоренить наркоманию? (слайды 14-16)

Рефлексивная деятельность

1. Что вы узнали после сегодняшней игры?

2. Какие выводы можете сделать?

Задание: провести социологический опрос «Наркомания: причины и пути борьбы с нею». Вам необходимо опросить сверстников, родителей, знакомых по 2 вопросам:

1. В чём причины наркомании в нашей стране?

2. Как бороться с наркоманией?

Раздать телефоны доверия, отдела по борьбе с наркоторговлей…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...

Тематический классный час по профилактике наркомании "Скажи наркотикам НЕТ!"

Тематический классный час по профилактике наркомании Цель: Способствовать формированию знаний о вреде наркомании, росту самосознания и самооценки подростков.Задачи:•...

Классный час по профилактике наркомании в 5,6 классах

- профилактика вредных привычек у учащихся среднего звена;- разъяснить негативное влияние наркомании на здоровье молодых людей;- раскрыть последствия наркомании для здоровья человека, показать актуаль...

Доклад "Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в классе".

В последнее время среди учащихся общеобразовательных учреждений участились случаи агресии по отношению друг к другу. В данном докладе раскрываются причины агрессивности учащихся, даются рекомендации п...

«Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в классе»

Методические рекомендации для работы классного руководителя...

Программа классных часов по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма

ПРОГРАММАклассных часов по профилактикенаркомании, табакокурения и алкоголизмадля 5-9 классов №Тема классного часа 5 класс1Определение понятия «здоровья». Компоненты  и крит...