Главные вкладки

    Классный час "Память и её секреты"
    классный час (7 класс) по теме

    Ратникова Надежда Александровна

    Разговор ведется о видах памяти, о том, как идет процесс запоминания и что нужно делать для развития памяти. Также предложены в виде приложения различные упражнения для тренировки памяти, собранные мной из различных источников сети.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Классный час «Память и ее секреты»

    Цели беседы:

    • обучающая: ученик в конце беседы должен знать, что такое память, как происходит процесс запоминания, какие виды памяти выделяются и что нужно делать, чтобы развить свою память;
    • воспитывающая: ученик должен уметь работать в коллективе, уметь вести дискуссии на спорную тему, уметь слушать своего товарища, уметь выражать своё мнение, в ходе беседы даётся материал, направленный на повышение общего культурного уровня учащихся, способствует развитию мышления, формирует мировоззрение;
    • развивающая: материал подобран так, что делается также акцент на развитие мыслительных способностей учащихся, их умение чётко и ясно излагать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, сопоставлять факты, делать выводы, оценивать, критиковать, соглашаться, обозначать проблемы, предлагать решения.

    Оборудование: мультимедиа, слайды, иллюстрирующие рассказ учителя, индивидуальные карточки для упражнений.

    Ход беседы

    1. Что такое память?

    Тема нашей беседы "Память". Она очень близка для нас и актуальна. Каждый из вас приходит в школу получать знания, запоминать все новую и новую информацию. Но,  не у каждого из нас память устроена одинаково и у каждого человека разные способности к запоминанию. И сегодня мы поговорим не только о том, как устроена наша память, но и какие виды памяти существуют и как можно ее развить.

    Умение человека запоминать вызывало интерес еще в Древней Греции, где почиталась Мнемозина - богиня памяти. В античной философии память понималась как Дар, роднящий человека с миром Божественного. Платон считал память основной способностью души.

    А как вы думаете, что такое память? (Учащиеся дают свои определения.)

    А вот какие определения даются в различных учебниках и словарях.

    • Память - это одна из психических функций и видов умственной деятельности.
    • Память - способность к сохранению, накоплению и воспроизведению информации.
    • Память - одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.
    • Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

    2. Сущность процесса запоминания.

    Итак, благодаря этой сложной и важной функции мозга человек может накапливать опыт и использовать его в будущем.  А как же информация попадает к нам в мозг? И почему мы не можем запомнить все сразу, и забываем некоторую информацию со временем? Давайте теперь рассмотрим, как осуществляется процесс запоминания информации?

    Вначале информационные сигналы воздействуют на анализаторы (органы чувств), вызывая в них изменения, которые держатся, как правило, не более 0,5 секунды. Эти изменения называют мгновенной (или сенсорной) памятью - она позволяет человеку сохранять, например, зрительный образ во время мигания или просматривать фильм, воспринимая единство изображения, несмотря на сменяющиеся кадры.

    Следующей за сенсорной (мгновенной) памятью по длительности хранения информации можно выделить краткосрочную память. Характеризуется она тем, что время обработки информации может доходить до 20 сек. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из сенсорной (мгновенной) памяти в нее попадает только та информация, которая привлекает к себе повышенное внимание.

    Следующий раздел памяти - оперативная память. Срок хранения информации в этой памяти доходит до нескольких дней и определяется задачей, вставшей перед человеком.

    Наиболее же важная, наиболее значимая часть информации хранится в долговременной памяти, которая обеспечивает эти функции годы и десятилетия. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз без утраты.

    Механизм запоминания можно представить себе в виде цепочки:

    потребность (или интерес) - мотивация - выполнение - концентрация внимания -организация информации - запоминание.

    3. Классификации видов памяти.

    Итак,  по времени хранения память подразделяют на:

    • мгновенную;
    • краткосрочную;
    • оперативную;
    • долговременную.

    Но существуют и другие классификации видов памяти.

    Например, психологи традиционно выделяют следующие шесть видов памяти:

    • двигательную
    • образную
    • словесно - логическую
    • эмоциональную
    •  не произвольную
    •  произвольную

    Как вы думаете, с чем они связаны и за что они отвечают? (Учащиеся отвечают, высказывают свои предположения)

    • двигательная - связана с запоминанием и воспроизведением движения
    • образная - ее сферой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора). Образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.
    • словесно-логическая - связана с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т. д. Этот вид памяти непосредственно связан с обучением.
    • эмоциональная - ответственна за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с высказывающими их объектами.
    • не произвольная - человек запоминает и воспроизводит образы, не ставя какой-либо цели запомнить это и воспроизвести.
    • произвольная - осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

    4. Причины ухудшения памяти.

    Не всегда нам удается запомнить желаемое, или попросту вспомнить то, что, например, так долго и упорно пытались выучить к предстоящему уроку или экзамену. И сваливаем все зачастую на плохую память. А в чем же заключаются причины ухудшения памяти? (Учащиеся отвечают, пытаются объяснить)

    Как правило, дело не в плохой памяти, а в низком уровне внимания. Внимание трудно концентрировать, если вокруг много посторонних раздражителей, например, шум, включены ТВ, радио и т.д. Трудно сосредоточить также внимание, если человек утомлен, болен, находится в состоянии повышенного нервно-психического напряжения, с другой стороны, целенаправленно тренируя и управляя вниманием, можно улучшить свою память.

    Запоминается лучше всего интересная информация. Если человек сохраняет в себе и культивирует любопытство, то получение новой информации (запоминание) сопровождается положительными эмоциями, которые закрепляют, фиксируют информацию в мозгу.

    Кроме того, на память очень пагубно влияют вредные привычки, такие как злоупотребление алкоголем и курение. Результаты исследований показали, что под влиянием курения табака сужаются сосуды и наступает ухудшение кровоснабжения мозга, вследствие чего постепенно ослабевает умственная деятельность. Так же и алкоголь приводит не только к ухудшению памяти, но и к замедлению мозговой деятельности в целом.

    5. Общие рекомендации для успешного запоминания.

    Что же нужно делать для того, чтоб наша память функционировала лучше?

     Необходимо знать, прежде всего, что:

    1. Лучше всего память функционирует между 8 и 12 часами дня, затем ее эффективность начинает постепенно падать. После 17 часов запоминание снова улучшается и, если человек не очень устал, к 19 часам достигает высокого уровня.

    2. Повторение - мать учения. Дейл Карнеги называет повторение "вторым законом памяти" и приводит следующий пример: "Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран - книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это". Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений для запоминания. Объемный материал запоминается легче, если разбить его на смысловые части.

    3. Память нельзя тренировать так, как тренируют, скажем, мышцы. Бессмысленное "зазубривание" материала не приведет к тому, что мы с каждым днем будем все легче заучивать новый материал. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить и сформировать установку на длительность, полноту и прочность запоминания (поставить цель запомнить надолго).

    4. Материал заучивается лучше, если процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 мин, прерывается паузами отдыха 10-15 мин.

    Число повторений заметно уменьшается, если не стремиться запомнить все в один присест.

    5. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторить его незадолго до отхода ко сну.

    6. Не для кого не секрет, что разные люди запоминают информацию по  разному. Некоторые, например, лучше воспринимают информацию зрительно, а другие - на слух и т.д. Подбирая литературу, которая может дат! ответы на интересующие вас вопросы, вы должны найти наиболее удобный вам способ восприятия информации. Прочитайте с этой целью какой -нибудь отрывок из текста "про себя", другой вслух, третий - запишите; а четвертый можете продиктовать в микрофон и прослушать в магнитофонной записи. Определите, какой отрывок вы запомнили лучше всего и каким образом, вы узнаете какой способ восприятия информации вам больше подходит. Используйте по возможности все способы восприятия информации, комбинируйте их и через некоторое время память ваша станет надежней, лучше. Так как комплексные впечатления, т.е. впечатления полученные при помощи возможно большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании материал еще лучше.

    Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить, чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым.

    А какими способами запоминания пользуетесь вы, когда учите новый учебный материал, параграфы, стихотворения, новую лексику по иностранному языку?

    (Учащиеся отвечают, приводят примеры из своего личного опыта)

    Метод ассоциации - самый эффективный метод запоминания, по мнению психологов.

    Методом ассоциации умело пользовался римский политический деятель Марк Туллий Цицерон при подготовке своих блестящих речей, которые произносил, не пользуясь никакими записями. Он был великолепным оратором. С помощью особых приемов он запоминал предварительно отрепетированные речи. Каждый раздел речи он связывал с определенной ситуацией в комнате и, расхаживая по этой комнате, проводил ассоциации с различными предметами, находящимися в ней, которые напоминали предметы в зале Римского сената. Выступая в сенате, он связывал разделы своей речи с соответствующими предметами и мог часами говорить без запинки.

    Для многих из нас частой является следующая ситуация. Представьте, что вы забыли пароль для доступа к компьютеру. Хуже всего, если вы неверно введете код. Или на экзамене не можете вспомнить то, что действительно учили и знаете. Многие люди, описывая свое состояние в подобных ситуациях, ссылаются на «блокировку» памяти. Некоторые даже говорят: «Меня на этом переклинило». Блокада памяти сходна с проблемой «слов на кончике языка», но, в отличие от нее, не связана с попыткой вспомнить название города или что-то конкретное; в этом случае происходит более сложный мыслительный процесс, цель которого состоит в том, чтобы вспомнить, например, что сказал преподаватель вчера на уроке.

    Чем больше усилий вы прилагаете к тому, чтобы что-либо вспомнить, тем труднее вам это сделать. Форсирование памяти затрудняет процесс мышления, действуя примерно так же, как одновременное нажатие педали газа и тормоза.

    Чтобы снять блокаду памяти, вам следует на некоторое время «убрать ногу с педали газа». Иначе говоря, прекратите всякие попытки что-либо вспомнить. Сделайте небольшой перерыв, несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Займитесь чем-нибудь. Если вы говорите с кем-то, скажите собеседнику: «Мы вернемся к этому через пару минут», и переведите разговор на другую тему. Освободите сознание, позвольте своим мыслям «повитать где-то в облаках». В какой-то момент времени вам, вероятно, удастся подобрать ассоциацию, которая вызовет полный спектр воспоминаний, воспроизводимых вами с таким трудом.

    Еще несколько полезных правил.

    Правила обращения с памятью.

    • Заучивай с желанием знать и помнить.
    • Ставь цель запомнить надолго.
    • Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой.
    • Начинай повторять до того, как материал стал забываться.
    • Заучивай и повторяй небольшими дозами.
    • Лучше учить по одному часу семь дней, а не наоборот.
    • Помни, память любит разнообразие.
    • Когда учишь, рисуй, записывай, черти графики, сравнивай – действуй!
    • Не учи стихи по столбикам.
    • Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу.
    • Задание учи сразу, а не накануне.

    Заучивание определений, правил, теорем.

    • Избегать механического заучивания, надо представить материал образно.
    • Не отказываться от группирования, даже если содержание придется представлять в абстрактных символах.
    • Воспользоваться цепочкой опорных слов (несущих основное, смысловое содержание).

    Способ запоминать длинные числа:

    Следует разбить число на порции. Каждой порции поставить в соответствие какой-либо образ (например, 31 - Новый год, 33 - возраст Христа,  45 - год победы в Великой Отечественной войне).

    б. Упражнения на тренировку памяти.

    Несколько упражнений на тренировку памяти (проверим, насколько хорошо она у нас развита).

    Тренировка запоминания логически не связанного текста.

    Ниже приведены 12 названий, которые следует запомнить. (Сначала можно предложить зрительно, а потом на слух).  Для запоминания дается 40 секунд.

    Украинец         Масло         

    Бумага         Каша          

    Глагол          Ножницы         

    Совесть         Словарь         

    Свеча                      Ромашка

    Запоминание чисел.

    За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел. После этого написать все, что вы запомнили.

    43         37         57         38         12         86

    33         56         81         47         72         6

    Запоминание лиц с именами и фамилиями.

    Запомнить предлагается несколько фотографий с именами и фамилиями. На это дается 30 секунд. После этого те же фотографии, но в другом порядке, вновь предлагаются исследуемому, и он должен "опознать" их.

    Задание . Внимательно вслушайтесь в следующие 10 слов вместе с их порядковыми номерами. Каждое слово читается 1 секунду. Все запомнившиеся вам слова запишите с их порядковым номером. Правильным ответом считается тот, в котором номер и слово записаны верно. Каждый ответ оценивается в 10 баллов. Если слово написано правильно, а номер не совпадает или пропущен, ответ оценивается в 5 баллов. Сумма баллов за каждый ответ – оценка эффективности слуховой памяти.

    1- Снег, 2- ветер, 3 - арифмометр, 4- велосипед, 5- фонендоскоп,

    6- экскаватор, 7- воспитатель, 8- дневник, 9- ручка, 10- автомат.

            

    В конце занятия, при наличии времени, можно предложить следующую  игру.

    Игра «Сыр – бор».

    Игроки садятся в круг (можно начать с любой парты любого ряда).  Первый игрок называет слово, например «сыр». Второй игрок называет слово предыдущего и добавляет свое, например «Сыр – бор». И так далее. Каждый последующий игрок должен перечислить все слова в том же порядке, в каком они были названы. Кто совсем запутается, вылетает из игры. Выигрывает тот, кто остается последним.

    Кстати, подобным способом можно запоминать стихотворения – выучивая строчку, каждый раз повторять все предыдущие.

    7. Завершение беседы. Подведение итогов.



    Предварительный просмотр:

    УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ

    Увеличение вашей способности концентрироваться на том, что вы хотите запомнить.

    Время: 3—5 минут.

    Одной из причин того, что у многих людей возникают затруднения при запоминании чего-либо, является то, что они не создают четкую картину того, что они хотят запомнить, потому что вначале они не уделяют этому достаточно внимания. Конечно, вы можете запомнить любые вещи без специального сосредоточения, потому что подсознательно мы все время поглощаем информацию и большинство её запоминаем, даже когда мы не осознаём этого. Но это непреднамеренное поглощение информации, возможно, является спорным утверждением.
    Таким образом, когда вы находитесь в ситуации, когда особенно важно что-либо запомнить, научитесь сосредоточивать все своё внимание, используя «переключатель» памяти. Этот «переключатель» может быть почти любым жестом или движением, например, соедините большой и указательный пальцы, сложите руки, так чтобы большие и указательные пальцы образовали стрелку, или поднимите вверх большой палец. Какой бы знак вы не представили, он создан для того, чтобы напомнить вам, что сейчас нужно быть особенно бдительным, внимательно слушать или смотреть, и вы запомните все, что можете.

    Чтобы создать этот переключающий знак, расслабьтесь, вы также можете закрыть глаза, и выберите знак, который Вы хотите использовать. Затем сделайте этот жест и, делая его, думайте: «Сейчас я буду внимателен. Я буду очень бдителен и буду все осознавать, я буду фиксировать эту информацию к памяти и смогу вспомнить её позже». Проделайте это несколько раз и позже в этот день (или на следующий день, если вы начали это упражнение вечером) практикуйтесь в использовании этого переключающего знака в каких-нибудь реальных ситуациях. Найдите, по крайней мере, три ситуации, когда вы особенно заинтересованы, запомнись что-либо, и используйте ваш переключающий знак, чтобы повысить свою бдительность. При этом, делая этот жест, повторяйте про себя те же слова, что и при упражнениях на концентрацию: «Сейчас я буду внимателен. Я буду очень бдителен и буду все осознавать, я буду фиксировать эту информацию в памяти и смогу вспомнить её позже».

    Повторяйте обе части этого упражнения (медитацию и практику в реальных ситуациях) в течение недели, чтобы приучать себя связывать действие, которое вы хотите выполнить (концентрация внимания) с переключающим знаком (поднятие вверх большого пальца). Позже, когда эта связь закрепится, вам не нужно будет продолжать выполнять упражнение, пока вы продолжаете регулярно применять переключающий знак в реальных ситуациях.

    Как только вы оказываетесь в ответственной ситуации, когда вы хотите быть особенно внимательны (например, на решающем заседании правления или на приёме, на котором присутствуют важные и перспективные клиенты), используйте ваш переключающий знак, и вы автоматически станете более внимательным и бдительным.

    Увеличение вашей способности создавать четкую мысленную картину или запись.

    Время: 3—5 минут.

    Кроме концентрации внимания хорошая память зависит от создания ясной и отчетливой мысленной картины или записи о человеке, месте или событии, которое вы хотите запомнить. Но часто мы не создаём достаточно четкой картины или записи. В результате мы можем думать, что помним, что мы видели, но мы этого не помним. Например, свидетели в суде часто ошибаются, когда вспоминают события, хотя они могут быть уверены, что говорят правильно.

    Поэтому, прежде чем вы сможете что-либо точно вспомнить, прежде всего, вы должны иметь четкое впечатление от этого. Один из способов достичь этого, когда вы концентрируете своё внимание, — представлять себя фотоаппаратом или магнитофоном, фиксирующим абсолютно точную картину или запись того, что вы испытываете. Затем, когда вы наблюдаете и слушаете, делайте ваши впечатления подобными мысленной картине или записи.

    Для развития этой способности нужна практика, и следующие упражнения созданы, чтобы помочь вам в этом. Вначале используйте эти упражнения для испытания ощущения того, как вы хорошо уже запоминаете то, что вы видите. Затем при практике вы обнаружите, что можете запомнить все больше подробностей.

    Лежащей в основе этих упражнений принцип состоит в наблюдении объекта, человека, события или обстановки для получения картины, или в слушании разговора или других звуков вокруг вас. Затем отключитесь от того, что вы наблюдаете, или прекратите слушать и вспомните все, что можете. Вы можете записать то, что вспомнили. Наконец, вновь посмотрите и спросите себя: «Как много я запомнил? Что я забыл? Что я вспомнил такого, чего здесь не было?».

    Вначале вы можете быть поражены тем, насколько вы плохой наблюдатель или слушатель. Но по мере практики вы будете совершенствоваться, и ваша способность запоминать будет переходить в другие ситуации, потому что вы автоматически начнете создавать более точные мысленные картины или записи.

    Идеальный способ использования этой техники — это использование с мысленным «переключателем» сознания. Потом, когда вы будете использовать этот переключающий знак, вы сразу же представите себя фотоаппаратом или магнитофоном и неизгладимо зафиксируете эту обстановку в памяти, чтобы вспомнить её позже.

    Первые два упражнения созданы, чтобы вы попрактиковались в том, чтобы воспринимать информацию, как фотоаппарат или магнитофон в контролируемой вами обстановке. Последнее упражнение вы можете использовать в любой ситуации для более эффективного восприятия.
    — Изучение предмета. (Это упражнение поможет вам лучше осознавать то, что вы видите, и поможет вам воспринимать более полно и правильно).

    Положите обычный предмет или несколько предметов перед собой (например, набор предметов с вашего письменного стола, картину на стене, рекламу или картинку из журнала, букет цветов в вазе). Внимательно смотрите на предмет или на совокупность предметов около минуты и заметьте в нем как можно больше деталей, таких, как форма, строение, цвет, дизайн, модель и т. д. Осознайте, сколько имеется предметов, и мысленно составьте список всех предметов.

    Затем уберите этот предмет или совокупность предметов, так чтобы они были вне поля зрения, но продолжайте смотреть в то место, где он был, и представляйте, что предмет (предметы) все еще находятся здесь. Пытайтесь воссоздать то, что вы видели, с как можно большее количеством деталей.

    Чтобы проверить вашу точность, напишите список того, что вы себе представили. Затем вновь посмотрите на то, что вы наблюдали, и определите, насколько вы были точны.

    Для фиксации ваших успехов при каждой тренировке подсчитывайте общее число наблюдений, которое, по вашему мнению, было возможным (оно будет разным для каждого наблюдателя), и считайте каждое ваше правильное наблюдение, как «+I». Считайте каждое ваше неправильное наблюдение, как «— I». Наконец, подсчитайте сумму и разделите её на определенное вами общее число наблюдений для получения своего рейтинга в процентах.

    Продолжайте практиковаться в этом упражнении, и вы обнаружите повышение вашего рейтинга в процентах.

    — Вслушивание в то, что вы слышите. (Это поможет вам лучше осознавать то, что вы слышите, и поможет вам слышать более полно и правильно).

    Запишите короткий отрывок разговора или какие-либо звуки на магнитофонную кассету. Вы можете сделать эту запись во время разговора, телевизионной или радиопередачи или записать окружающие звуки на улице. Записывайте в течение двух-трех минут.

    Затем воспроизведите запись и прослушайте её. Вы можете при этом создавать мысленные образы.

    Наконец, попробуйте вспомнить разговор или звуки с возможно большим количеством деталей. Кроме того, попытайтесь, как можно тщательнее вспомнить, в какой последовательности вы это слышали.

    Для проверки своей точности напишите список того, что вы слышали. Вам не нужно записывать все слово в слово, но запишите достаточно, чтобы определить суть каждой мысли или утверждения. Затем проиграйте кассету и посмотрите, насколько полны и точны были ваши наблюдения.

    Как и при упражнении с наблюдением, для фиксации ваших успехов при каждой тренировке оцените общее количество звуков, утверждений или фраз, которое, по вашему мнению, могло быть (это число опять будет разным для каждого наблюдателя), и считайте каждое ваше правильное наблюдение, как «+I». Считайте каждое ваше неправильно наблюдение,  как «— I». Давайте себе 10 призовых баллов, если вы вспомнили все в правильной последовательности, и 5 баллов, если вы вспомнили большую часть в правильной последовательности. Наконец, подсчитайте сумму и разделите этот результат на определенное вами общее число звуков, утверждений или фраз для получения вашего рейтинга в процентах. По мере практики ваш рейтинг в процентах будет расти.

    — Смотрите, как фотоаппарат, слушайте, как магнитофон. (Это поможет вам наблюдать и слушать более тщательно и полно в повседневных ситуациях).

    Вы можете использовать эту технику везде, где бы вы ни были, и она особенно полезна для приёмов, деловых встреч и в других важных ситуациях, когда вы хотите быть уверены в том, что запомните все точно. Кроме того, вы можете использовать эту технику для тренировки и оттачивания вашего мастерства, когда вы ожидаете в очереди, едете в автобусе, в фойе театра во время антракта, и там, где вы ожидаете чего-либо.

    Просто представьте себе, что вы — фотоаппарат, и сделайте снимок того, что вы видите. Или представьте, что вы — магнитофон, который записывает разговор. Или представьте, что вы — звуковая кинокамера и записываете и то, и другое.

    Затем отвернитесь или закройте глаза, если это удобно, и несколько секунд концентрируйтесь на том, что вы только что видели или слышали. Если вы выбрали картину, тщательно мысленно представляйте её и концентрируйтесь. Какие предметы или людей вы видите? Какие цвета или подробности вы замечаете? Какая мебель в комнате? Во что одеты люди? И т. д.

    Затем осмотрите обстановку и сравните вашу картину с тем, что вы видите сейчас. Что вы упустили? Что вы прибавили из того, чего здесь нет? Какие детали вы заметили неправильно? Чем больше вы занимаетесь этим, тем более полной и точной будет ваша картина.

    Если вы пытались слушать, как магнитофон, попытайтесь мысленно проиграть то, что вы слышали. Что говорили люди? Какие звуки вы слышали вокруг? Вы не сможете действительно услышать этот разговор или звуки опять, но вы хотя бы можете почувствовать, как много деталей вы смогли уловить. Чем больше вы практикуетесь, тем более полно вы будете слышать.

    Если вы представили себя звуковой кинокамерой, просмотрите и изображение, и звуки.

    Улучшение вашей способности вызывать в памяти то, что вы запомнили.

    После того, как вы сделали все, что могли для запечатления мысленного образа в вашей памяти, завершающий этап — сделать все, что вы можете, чтобы вспомнить это. Даже если вы думаете, что забыли, эта техника поможет вам дать свободу вашим подсознательным процессам, и вы сможете проникнуть во внутренние хранилища в вашем подсознании, чтобы восстановить этот вопрос.

    Что бы вы ни пытались вспомнить — имя, номер телефона, местоположение предмета, дорогу, по которой вы шли, или что-нибудь другое — чтобы вспомнить это, мысленно воссоздайте первоначальную ситуацию как можно реалистичнее и ярче. Если вы находитесь в такой обстановке, что можете реально повторить эту ситуацию, так и сделайте. Это поможет вам восстановить память.

    Когда вы привыкнете пользоваться этой техникой, вы сможете применять её везде, как применяю её я. Вам даже не нужно будет закрывать глаза. Вы можете просто сосредоточиться на своём внутреннем мысленном экране и увидеть перед собой изображение на этом экране.

    Однако, когда вы впервые начинаете пользоваться этим методом, вам понадобится несколько минут, чтобы успокоиться и представить себя в нужной обстановке, так что не рассчитывайте на то, что вы немедленно вспомните забытое. Но через некоторое время после практики этот процесс ускорится, и скоро вы сможете моментально восстанавливать память.

    Следующая техника восстановления памяти поможет вам вспоминать имена, телефонные номера, куда вы положили предмет, дорогу, по которой вы шли, или что-либо, что вы читали или видели в кино. Кроме того, эта техника поможет вам вспоминать ситуации и события. Спланируйте тренировки в выполнении каждого упражнения в течение нескольких дней. Затем, когда вы почувствуете, что они у вас получаются, применяйте их при необходимости. Начинайте выполнение каждого упражнения с того, что расслабьтесь и закройте глаза. Позже вы обнаружите, что можете их выполнять, не закрывая глаза.

    — Вспомните имя.

    Представьте перед собой человека. Представьте, что вы встречаете его впервые, и восстановите эту первую встречу как можно точнее. Выясните, кто ещё здесь находится, обстановку и сделайте вашу картину как можно более подробной. Затем поздоровайтесь с этим человеком так же, как и при первой встрече, и внимательно слушайте, как он или она говорит вам своё имя.

    — Вспомните телефонный номер.

    Представьте перед собой телефон и представьте, что человек, которому вы собираетесь позвонить, сидит у телефона и ждет вашего звонка. Теперь подойдите к своему телефону и откройте свою записную книжку там, где записано имя этого человека. При этом появится номер, или если он неясно виден, начните набирать этот номер, и когда вы будете набирать его, номер прояснится.

    Затем, если вы недавно записали номер телефона человека, мысленно представьте себя в этой ситуации. Человек говорит вам свой номер телефона, а вы его записываете. Обратите внимание на обстановку, в которой вы находитесь. Определите сорт бумаги, которую вы используете для записей. Затем представьте, как вы записываете номер, и повторите его про себя, когда вы его записываете. Вы четко увидите перед собой этот номер и вспомните его.

    — Вспомните, куда вы положили предмет.

    Вспомните, когда вы в последний раз держали этот предмет. Где вы были? Что вы с ним делали? Мысленно представьте, что вы пользуетесь этим предметом. Затем, когда вы закончили им пользоваться, наблюдайте, что вы делали с ним, когда убирали его.

    — Вспомните дорогу.

    Представьте, что вы едете в машине или идете пешком, как вы это делали в действительности. Не пытайтесь восстановить в обратном порядке ваш маршрут, а начинайте с места, откуда вы отправились. Теперь представьте, что вы выходите из начального пункта. Осознайте, что вас окружает, когда вы идете. Заметьте, куда вы идете, и ищите важные дорожные указатели улиц. Идите быстрее по прямым участкам дороги и внимательно смотрите по сторонам, когда поворачиваете. Продолжайте идти, пока не достигните пункта назначения.

    — Вспомните какие-либо сведения из книги или из фильма.

    Представьте, что вы читаете книгу или сидите в кинотеатре. Если вы читаете книгу, то держите её в руках и обращайте внимание на её размер, форму и фактуру. Начните переворачивать страницы, пока вы не дойдете до нужной вам страницы. Затем просмотрите страницу до соответствующего параграфа и строки и читайте. Если вы смотрите фильм, то как можно живее представьте, что вы в кинотеатре. Ощущайте темноту вокруг, опуститесь в ваше кресло. Когда кинокадры появляются на экране, живо представляйте себе титры и быстро «прокрутите» фильм до того места, которое вы хотите вспомнить. Затем вновь замедлите кинопроектор до нормальной скорости и смотрите ту сцену, которую вы хотите просмотреть подробно. Наблюдайте за действиями персонажей и беседуйте, как бы вы это делали в настоящем кинотеатре, и вы вновь живо увидите фильм перед своим мысленным взором.

    — Вспомните ситуацию или событие.

    Как можно ярче представьте себя в данной ситуации. Обращайте внимание на обстановку, здания, людей вокруг вас. Представьте, что вы — режиссер фильма и что сейчас перед вами должна разыгрываться именно эта сцена. Вы держите в руках сценарий, и по вашему знаку находящиеся здесь актеры начинают разыгрывать сцену. Вы способны все замечать и слышать все, что они говорят. Если вы хотите ускорить действие в данной сцене, то просто переверните страницу в своём сценарии, скажите: «Вырезать» и дайте указание актерам начать играть следующую сцену.

    Когда вы будете иметь опыт вызывания в памяти нужных вам моментов при помощи данной техники, дайте волю своему творчеству, чтобы развить вашу способность вызывать мысленные образы для вызывания в памяти  любых ситуаций или событий. Например, вы можете представить себя не режиссером фильма, который ставит кинофильм по сценарию, а любознательным репортером, который делает репортаж.

    Ключевой момент при восстановлении в памяти ситуации — как можно ярче представить себя в ситуации, которую вы хотите вспомнить. Затем вы используете вашу мысленную картину или запись этой ситуации, чтобы вызвать у вас в памяти действительный ход событий.

    Связываем понятия с изображениями

    • Упражнение «У движущегося конвейера»

    Представьте, что мимо вас движутся предметы, как на конвейере

    Прочитайте список этих предметов 2,3 раза внимательно, затем перескажите все, что запомнили        

    1. электроплита

    2. роликовые коньки

    3. модельное платье

    4. стереоустановка

    5. надувная лодка

    6. баскетбольная корзина

    7. словарь испанского языка

    8. модель старинного автомобиля

    9. набор постельного белья

    10. два барных стула

    11. столовый сервиз

    12. билеты на мюзикл

    Теперь попробуем запомнить предметы с помощью образного мышления.

    То есть вам необходимо связать слова с небольшими картинками. Они могут быть даже немного абсурдными

    Чем необычнее будут ваши мысленные образы, тем легче вы обо всем вспомните.

    Для примера приведен рассказ, составленный из этих фраз.

    Вы открываете электроплиту, и из-за крышки выкатывается, как будто движимая невидимой рукой, пара роликовых коньков и скрипящими колесами переезжает модельное платье. В этот момент, словно выражая протест, включается стереоустановка и звучит песня о ярко-красной резиновой лодке, которая потом вдруг проплывает мимо. В этой надувной лодке довольно высоко укреплена баскетбольная корзина, в которую вы мастерски забрасываете словарь испанского языка. Он пролетает сквозь отверстие и попадет точно в стоящую под ним модель старинного автомобиля, которая тут же с шумом срывается с места, но запутывается в постельном белье, развешанном на веревке. При торможении оба барных стула летят кувырком из автомобиля, так как они не были пристегнуты, и от гнева начинают забрасывать автомобиль посудой из столового сервиза. Стулья останавливаются лишь тогда, когда автомобиль в знак примирения машет им билетами на мюзикл.

    Вам останется вспомнить только первую фразу, и весь рассказ будет восстанавливаться. На первый взгляд, запутанный рассказ, но если вы ясно представите эту картину, вы без труда сможете перечислить все фразы.

    Итак, для начала необходимо протестировать вашу возможность к запоминанию на данный момент.

    Внимательно прочитайте список 2 раза, затем сверните страницу и запишите все, что смогли запомнить:

    1. рыбные палочки

    2. туалетная бумага

    3. лимонад

    4. зубная паста

    5. мягкий сыр

    6. яблоки

    7. мелколистный салат

    8. майонез

    9. сливочное масло

    10. яйца

    Каковы результаты?  Обычно без больших усилий мы можем запомнить 8 позиций, поэтому не расстраивайтесь, если не можете воспроизвести все.

    Итак, вы уже имеете представление, какова ваша память на данный момент. Следующий шаг — определите, для каких целей вы хотите улучшить память?

    1. запоминать списки покупок и дел, которые необходимо выполнить

    2. изучать новый язык

    3. надолго запоминать имена и лица людей

    4. твердо запоминать даты

    5. помнить и держать в голове аргументы, например, при заключении сделки

    6. готовиться к важным разговорам и успешно их проводить

    7. быстрее понимать и надолго запоминать графики, планы, рисунки

    8. в разговоре сразу ссылаться на самые важные и неотразимые аргументы

    9. мысленно составлять план на день или неделю

    10. свободно выступать с речью без написанного текста

    11. быстрее, конкретнее и эффективнее выделять важную информацию из повседневных событий

    или все пункты, вместе взятые?

    Вам, вероятно, приходилось встречать сенсационные заявления о «повышении потенциальных возможностей мозга». Авторы различных рекламных роликов часто говорят о том, что человек использует свой мозг только на 10%. А некоторые и вовсе утверждают, что задействуется лишь 1% мозга. Фактически процентное соотношение используемого объема мозга существенной роли не играет. Человек использует все, что у него есть. Основная проблема состоит не в том, какой объем мозга (количество) вы используете, а в том, насколько рационально (качество) вы это делаете. Качественное улучшение мозговой деятельности приводит к десятикратному повышению потенциальных возможностей памяти.

    Некоторые так называемые специалисты предлагают для улучшения памяти какой-либо радикальный метод, позволяющий решать любые задачи, связанные с запоминанием, и удивлять своими возможностями своих друзей и самого себя. Увы, человеческий мозг является весьма сложным инструментом, поэтому говорить об улучшении памяти с помощью какого-либо одного метода просто смешно.

    Иногда в книгах раскрывается «секрет» хорошей памяти. К сожалению, какого-либо секрета памяти, равно как и универсального способа ее улучшения, просто не существует. Более того, эти секреты известны практически каждому психологу, а вы не слышали о них лишь потому, что не интересовались этой темой. Психологи собирают информацию, относящуюся к проблемам памяти, в течение более 100 лет, и не собираются хранить ее «за семью замками».

    В некоторых книгах встречается также утверждение, что человеческий мозг может стать гигантской губкой, впитывающей в себя любые знания, и ничего не забывающей. Подобное не только невозможно, но и ужасно непрактично. Вы действительно хотите все помнить? Представьте себе захламленную комнату, в которой вам необходимо найти какую-то важную вещь. Задача, которую вам придется решить в подобном случае, напоминает поиск иголки в стоге сена. Как это ни парадоксально звучит, но для того, чтобы помнить, нужно уметь забывать. Говоря другими словами, способность забывать несущественную информацию дает вам возможность запоминать то, что для вас важно.

    Небольшой объем «рабочей» памяти является необходимым условием успешного существования в этом мире. Быстрое удаление содержимого рабочей памяти позволяет подготовить мозг для обработки следующей порции данных. Помня только недавние события, вы получаете возможность перейти к «считыванию» очередной порции наиболее существенной информации. В этом случае какие-либо решения принимаются на основании того, что вы только что делали, и о чем вы только что думали.

    Представьте себе «захламленность» мозга, которому приходится запоминать множество ненужных подробностей. Головной мозг преобразует информацию, необходимую для дальнейшего использования, в так называемую долговременную память, тем самым подготавливая себя к восприятию новых образов окружающего мира.

    Некоторые авторы утверждают, что чтение написанных ими книг позволяет достичь так называемого «состояния сверхразума», возможности которого превосходят способности обычного человека. В этих книгах обычно рассказывается о психической памяти, выходящей за пределы человеческого сознания. Авторы других книг заявляют, что человеческая память по своим параметрам превосходит в определенных областях даже возможности компьютера.

    Да, человек может улучшить свою память, но не за счет «психической силы» или превращения в вычислительную машину. Память является психологическим навыком, который может быть улучшен с помощью различных методик.

    Общество переполнено различными внешними раздражителями, постоянно отвлекающими наше внимание. Электронная почта, факсы, телефонные звонки и круглосуточная коммерческая реклама засоряют наши умы, и приводят в беспорядок наши воспоминания. В былые времена жить было проще. Сегодняшний мир предъявляет к памяти более высокие требования.

    Сколько дел вам удается делать одновременно? Многие люди оставляют телевизор включенным практически на целый день, относясь к нему как к «привычному звуковому фону». Существует ошибочное мнение, что телевизор отвлекает внимание только в том случае, если человек смотрит на экран. Подростки, например, просто обожают делать домашние задания под «канонаду» рок-н-ролла, бьющего по барабанным перепонкам. Каждому взрослому, имеющему детей школьного возраста, приходилось, наверное, делать замечания по поводу слишком громкой музыки, которая влияет на запоминание изучаемого материала. В этом вы совершенно правы.

    Подросток уверен в том, что запоминает все необходимое, хотя фактически уровень запоминаемости зависит от степени восприятия учебного материала. Человеческий мозг может работать в «многозадачном режиме», но задумайтесь о том, во что это вам обходится. При одновременном выполнении различных действий вам приходится концентрироваться сразу на нескольких объектах, что приводит к рассеиванию внимания. Не забывайте о том, что уровень запоминания зависит, в первую очередь, от концентрации внимания.

    Как узнать, на что следует обратить внимание, и что нужно запомнить? Руководствоваться призывом «необходимо обращать внимание на все» в этой ситуации довольно нереально. Вам нужен способ, позволяющий «отделить зерна от плевел». Другими словами, следует развивать способность обращать внимание на то, что является важным, и забывать то, что не относится к этой категории.

    Представьте, что вы забыли пароль для доступа к компьютеру или код своей кредитной карточки. Хуже всего, если вы неверно введете код, и банкомат не отдаст вам карту.

    Многие люди, описывая свое состояние в подобных ситуациях, ссылаются на «блокировку» памяти. Некоторые даже говорят: «Меня на этом переклинило». Блокада памяти сходна с проблемой «слов на кончике языка», но, в отличие от нее, не связана с попыткой вспомнить название города или что-то конкретное; в этом случае происходит более сложный мыслительный процесс, цель которого состоит в том, чтобы вспомнить, например, что сказал начальник вчера на работе.

    Чем больше усилий вы прилагаете к тому, чтобы что-либо вспомнить, тем труднее вам это сделать. Форсирование памяти затрудняет процесс мышления, действуя примерно так же, как одновременное нажатие педали газа и тормоза.

    Чтобы снять блокаду памяти, вам следует на некоторое время «убрать ногу с педали газа». Иначе говоря, прекратите всякие попытки что-либо вспомнить. Сделайте небольшой перерыв, несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Займитесь чем-нибудь. Если вы говорите с кем-то, скажите собеседнику: «Мы вернемся к этому через пару минут», и переведите разговор на другую тему. Освободите сознание, позвольте своим мыслям «повитать где-то в облаках». В какой-то момент времени вам, вероятно, удастся подобрать ассоциацию, которая вызовет полный спектр воспоминаний, воспроизводимых вами с таким трудом.

    Игры для развития памяти и внимания хороши как для детей, так и для взрослых. Можно использовать в качестве полезного развлечения или включать в систему простых тренингов. Хороши своей универсальностью и простой восприятия.

    Игра «Ну-ка, вспомни!»

    Предварительно ведущий должен подготовиться. Его задача подготовить для игроков подобные вопросы: «Сколько этажей в этом здании?», «Какого цвета занавески в коридоре?», «Что сегодня одето на Маше?» и так далее. Конечно, ведущий должен знать ответы. Выигрывает тот, кто больше всех даст максимально правильных, точных ответов. Эта игра приучает к внимательности и наблюдательности, развивает память.

    Игра «Сыр – бор».

    Игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово, например «сыр». Второй игрок называет слово предыдущего и добавляет свое, например «Сыр – бор». И так далее. Каждый последующий игрок должен перечислить все слова в том же порядке, в каком они были названы. Кто совсем запутается, вылетает из игры. Выигрывает тот, кто остается последним.

    Кстати, подобным способом можно запоминать стихотворения – выучивая строчку, каждый раз повторять все предыдущие.

    Среди множества приемов мнемотехники есть и такие, которые может легко освоить каждый из нас.

    Один из самых распространенных способов запомнить дату нужного исторического события реализовывается при помощи специальной цифровой азбуки. Каждому числу от 0 до 9 соответствуют свои согласные буквы.

    0 – л

    1 – р, ф

    2 – н, ц

    3 – з, м, ж

    4 – ч, к

    5 – п, б

    6 – ш, щ, т

    7 – с, г, х

    8 – в

    9 – д

    Запоминаем соответствие.

    Разберем этот прием на примере выбранного исторического события, пусть это будет Куликовская битва, которая произошла в 1380 году.

    Единицу мы можем запомнить без всяких хитростей.

    Принимаемся за число 380. Смотрим в таблицу соответствия и подбираем к числам буквы, например, 3 – з, 8 – в, 0 – л. И составляем осмысленную фразу: «левый фланг в Куликовской битве оказался завален». Ключевое слово – «завален», которое и символизирует число 380. Здесь упоминаются все наши три буквы: «з», «в» и «л».

    Возьмем другую историческую дату – Полтавскую битву 1709 года.

    Единицу традиционно запоминаем сами. Числам 7, 0 и 9 присваиваем буквенные значения, соответственно, «с», «л» и «д». Формируем фразу «Полтавская битва оставила глубокий след в истории». Слово «след» ассоциируется с числом 380. Все просто, не так ли?

    В заключении рассмотрим такое событие как Великая Французская Революция 1789 года.

    Схема та же. Число «789» разбивается на «с», «в», «д». Чего чаще всего добиваются революционеры? Свободы, правильно. Очень легко для запоминания.

    Представленная азбука цифр не является панацеей, но ее использование может значительно упростить вам процесс запоминания.

    Память – психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Существует деление памяти по времени сохранения материала: на кратковременную и долговременную ( а иногда и оперативную), и деление по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатора – на двигательную, слуховую, зрительную, словесно-логическую и другие виды. Например: эмоциональная, осязательная, обонятельная, вкусовая.

    Также память делят на произвольную и непроизвольную.

    Правила обращения с памятью.

    • Заучивай с желанием знать и помнить.
    • Ставь цель запомнить надолго.
    • Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой.
    • Начинай повторять до того, как материал стал забываться.
    • Заучивай и повторяй небольшими дозами.
    • Лучше учить по одному часу семь дней, а не наоборот.
    • Помни, память любит разнообразие.
    • Когда учишь, рисуй, записывай, черти графики, сравнивай – действуй!
    • Не учи стихи по столбикам.
    • Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу.
    • Задание учи сразу, а не накануне.

    Упражнения для восприятия зрительных впечатлений.

    Упражнение 1

    Поставьте перед собой самую обыкновенную вещь (лучше яркого цвета). Смотрите спокойно на нее, но внимательно и разумно, стараясь запечатлеть ее в своей памяти. Затем закройте глаза и попытайтесь припомнить эту вещь с наиболее возможной точностью (размер, подробности – и запечатлейте все это в своем мозгу). Затем откройте глаза, взгляните еще раз на вещь и посмотрите, чего не хватает вашему умственному образу. Отметьте эти подробности, закройте глаза и постарайтесь усовершенствовать изображение, снова сотрите на вещь и продолжайте до тех пор, пака вам не удастся вполне ясный умственный образ вещи во всех подробностях.

    Упражнение 2

    Вечером следует сделать обзор ваших дневных занятий и стараться припомнить и записать вещи и лица, с которыми встречались и которых видели. Это не только искусство припоминать, но и искусство наблюдать.

    Упражнение 3

    Положите на стол семь вещиц, покройте их платком. Снимите платок, сосчитайте до 10, затем закрыв вещи, постарайтесь как можно полнее их описать. Со временем число лежащих предметов довести до 15.

    Упражнение «Разведчик»

    Выбирается 1 из. Внимательно изучив все позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает участников, т.е. «разведчик». Ведущий произносит «Замерли!» - и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а разведчик – позу каждого участника глаза. В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке. После того, как изменения сделаны «разведчик» открывает глаза. Его задача – обнаружить все перемены.

    Упражнение на развитие двигательной памяти.

    Прикрепить к стене лист бумаги на расстоянии 60 см. от пола и сядьте на стул лицом к нему. Плотно закройте глаза и наугад прикоснитесь фломастером к любому месту бумаги. Опустите руку на колени и через 1-2 сек. постарайтесь попасть фломастером в туже точку. Откройте глаза и измерьте расстояние между 2-мя точками. Это исходный уровень вашей памяти. Затем с закрытыми глазами совершайте движения к самым разным участкам листа: первое движение – то, что подлежит запоминанию, второе – его воспроизведение. Определите для себя наиболее трудные для запоминания направления движений (когда расстояние между точками мах), и при тренировке обратите на них особое внимание.

    Тренировка объема памяти

    С закрытыми глазами расставьте несколько точек в разных частях листа, в промежутках между движениями опускайте руку в исходное положение. Затем через 2-3 сек. повторите все эти движения, стараясь во второй раз попасть в те же точки и в той же последовательности. Время времени измеряйте расстояние между точками и следите, как оно постепенно уменьшается.

    Тренировка устойчивости памяти

    Проделывайте все то же, но только после исходных (запоминаемых) движений хорошенько потрясите рукой, поднимите ее вверх, отведите ее в сторону и лишь после этого повторяйте движение.

    Прочность памяти

    Тренируется за счет постепенного увеличения времени между –запоминанием и воспроизведением движений. (от нескольких секунд – до нескольких минут, а затем и часов).

    Упражнения на развитие слуховой памяти.

    Упражнение 1

    При прохождении улицы старайся охватить и удержать на немножко мгновений отрывок разговора прохожих, услышанный вами. Вы будете удивлены количеством и разнообразием несогласованных с собою фраз, которые вы услышите и удержите в памяти после короткой практики.

    Упражнение 2

    Прослушать не сложную мелодию, а потом пропеть ее или просвистеть. Попутно это развивает внимание к звукам.

    Упражнение 3

    Станьте на место, где нельзя видеть говорящих (незнакомых людей) и старайтесь различить их голоса и сопоставлять с их лицами.

    Тактильная память

    Постарайся вспомнить вещи, до которых ты дотрагивался в течении дня. Представь, что ты их трогаешь руками, например, можно почувствовать холодный метал дверной ручки, мягкую обивку дивана. Не спеши, нужно хорошо представить, как ты до них дотрагиваешься.

    Тренируем логическую память.

    Упражнение «Домино»

    Необходимый материал: набор открыток или карточки, лото.

    Участники садятся по кругу. Каждому раздаю несколько карт, но так, чтобы изображение было скрыто от того, кому оно принадлежит. Первый участник кладет 1 из своих карт перед собой картинкой вверх и начинает повествование. Это может быть сказка, фантазия, нелепое сновидение – все, что угодно, но обязательно включающих в сюжет изображенную на картинке вещь. Рассказав свой отрывок, начавший игру, прикосновением передает слово соседу. Тот продолжает и захватывает рассказом и свое изображение. Игра движется по кругу, пока все карты не выйдут. По окончании игры, ведущий может перевернуть выложенные карты рубашкой вверх и предложить группе по памяти восстановить последовательность их расположения.

    Заучивание определений, правил, теорем.

    • Избегать механического заучивания, надо представить материал образно.
    • Не отказываться от группирования, даже если содержание придется представлять в абстрактных символах.
    • Воспользоваться цепочкой опорных слов (несущих основное, смысловое содержание).

    Упражнение запоминания чисел.

    Метод «созерцания»

    Данное число фотографируется в уме, пока последний не воспроизведет все детали и форму числа, как детали и общий вид какой-нибудь картины. Следует представить числа написанные жирным белым шрифтом на черном полотне. Не упускайте умственной картины, пока вы не будете полностью видеть ее своими «умственными глазами».

    Упражнения на запоминания лиц.

    Упражнение 1

    Следует изучать лицо каждого встречающегося человека, примечая общую форму головы и лица его (носа, рта, подбородка, лба), и в то же время думая: «Я узнаю вас, если еще раз увижу».

    Упражнение 2

    Взгляните на первого попавшегося человека и заметьте, высок или низок его лоб, каковые его брови – прямые, дугообразные, какого цвета, какой у него нос – орлиный, прямой, римский и т.д. Какой у него рот – мал, велик, какие зубы – мелкие, крупные, прямые, кривые, есть ли борода и усы и т.д. Поступайте так при виде любого лица, примечайте подробности. Изученное таким образом лицо человека не забывается.

    Психологический классный час “Тренировка памяти”:

    Задание 1. Прочитайте внимательно список слов, который перед вами. Затем переверните лист и на обратной стороне листа запишите еще раз слова, которые вы только что прочли.

    Лук, ежевика, тоник, манго, пирожное, слива, фундук, тесто, базилик, овсянка, яйцо, креветка, лимонад, ветчина, майонез.

    Норма в 14-16 лет – 10 слов.

    Задание 2. Внимательно вслушайтесь в следующие 10 слов вместе с их порядковыми номерами. Каждое слово читается 1 секунду. Все запомнившиеся вам слова запишите с их порядковым номером. Правильным ответом считается тот, в котором номер и слово записаны верно. Каждый ответ оценивается в 10 баллов. Если слово написано правильно, а номер не совпадает или пропущен, ответ оценивается в 5 баллов. Сумма баллов за каждый ответ – оценка эффективности слуховой памяти.

    1- Снег, 2- ветер, 3 - арифмометр, 4- велосипед, 5- фонендоскоп,

    6- экскаватор, 7- воспитатель, 8- дневник, 9- ручка, 10- автомат.

    Задание 3. Внимательно прочитать слова, записанные на доске. Затем перевернуть доску. Запомнившиеся слова записать в тетрадь вместе с порядковым номером. Слова, записанные вместе с номером, оцениваются в 10 баллов. Слова, написанные без порядковых номеров, оцениваются в 5 баллов.

    1- зима, 2- заповедник, 3- малина, 4 - ответ, 5- буфет,

    6 - магазин, 7- василек, 8- анализ, 9- ежевика, 10 -  водопровод.

    Задание 4. Рассмотрите прямоугольники в течение 10 секунд, начертите подобные и впишите в них слова в точном соответствии с рисунком. За каждое правильно записанное слово начисляется 10 баллов. Если слово написано правильно, но расположено не на том месте, начисляется 5 баллов. Сумма баллов и есть эффективность памяти с пространственными сочетаниями.

    Задание 5. За 20 секунд нужно запомнить 10 чисел, написанных на доске, а затем записать те, которые удалось запомнить. 43, 12, 31, 81, 72, 15, 4, 96, 10, 37.

    Для подсчета результатов необходимо количество правильных ответов умножить на 10.

    90 – 100 % - отличная память

    71 – 89 % - очень хорошая

    51 – 70 % - хорошая

    31 – 50 % - удовлетворительная


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "Секреты общения " по Г.К. Селевко

    Воспитание у учащихся умения общаться с людьми, друг с другом при помощи таких средств общения, как мимика, пантомимика, зрительный контакт. ...

    Классный час: Секреты здорового питания

    Классный час на тему :                            «Секреты ...

    Классный час "Пять секретов здоровья"

    Формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья....

    Классный час "Секрет имени"

    История происхождения русскийх имен...

    Презентация к классному часу "Доверие и сплоченность-секрет дружного класса"

    Сценарий классого часа с целью воспитания сплоченности...

    Классный час "В чем секрет успеха?"

    Данная разработка была представлена на конкурс "Учитель года 2013"...

    Методическая разработка классного часа на тему: «Секрет горчичного масла»

    Любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданами, - все это соста...