Классный час "Безконфликтное общение"
классный час (8 класс) на тему

Бирюкова Татьяна Александровна

Классный час " Конфликты и как их избежать"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klchas_beskonfliktnoe_obshchenie.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Бесконфликтное общение»

Цель: Определить место агрессии и конфликта в жизни человека и общества.

Оформление и оборудование: плакаты с изречениями, чистые листы, карандаши, обработанные анкеты.

Ход мероприятия

(На доску вывешивается плакат)

Других не зли и сам  не злись

Мы гости в этом бренном мире

И если что не так смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой

Ведь в мире все закономерно

Зло, излученное тобой

К тебе вернется непременно.

                                 Омар Хайям

1.     «Вхождение» 1 слайд (Приложение 1)

Обсуждение вопроса: Как вы понимаете слова Омара Хайяма?

2.     Инсценированный конфликт (ссора двух друзей) 2 слайд

Обсуждение вопроса 

Почему произошёл данный конфликт. Как его разрешить?

3.     Вопрос к аудитории: Что такое «Агрессия»?  3 слайд

Выслушиваются ответы 4-5 человек, затем дается определение агрессии

Существует несколько определений «агрессии»:  4 слайд

1. По-латински «агрессия» означает «нападаю». Под этим словом понимается индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей.

2. Агрессия - это эмоция, которая выполняет функции адаптации, то есть приспособления к окружающей среде.

4.     Вопрос к аудитории: «Агрессия — это положительное или отрицательное качество?»  5 слайд

Выслушиваются ответы 4-5 человек, потом представляются па обсуждение данные научных исследований.

В современной психологической науке выделяется два типа агрессии:  6 слайд

ситуативная, которая считается в пределах нормы,

надситуативная, то есть отрицательная, выходящая за пределы нормы

Надситуатпвная агрессия часто проявляется привычной формой поведения, в то время как ситуативная агрессия проявляется лишь как ответив, реакция па определенную ситуацию.

Рассмотреть примеры агрессий животных, представлены на картинках: собака, защищающая своих  щенков и агрессия кошки при виде чужих.

5.     Пример: ссора детей в песочнице 7 слайд

Кто из ребят проявляет А +, а кто А-? Приведите свои примеры положительной и отрицательной агрессии.

6.     Вопрос к аудитории: «Агрессивность - качество, присущее всем или нет?» 8 слайд

Выслушиваются ответы 4—5 человек  

7.     Но пред тем как я отвечу на поставленный вопрос, давайте проведем мини-игру. 9 слайд

На столах у учащихся лежат приготовленные листочки и карандаши.

Мини-игра:  придумать и нарисовать несуществующее животное.  

Каждый ученик рисует своего животного.

После чего обратить внимание на такие элементы: как рога, острые зубы и когти, яркие линии, сильную штриховку, множество острых углов, длинные передние конечности. Все они являются показателем степени агрессивности, присущей данному человеку. Некоторые  работы, по желанию учащихся,  можно показать классу.

Всем людям в топ или иной форме присуще агрессивное поведение, и многие воспринимают агрессию как достойный способ отношении с другими людьми Подростки либо не осознают некоторые формы агрессии в отношениях с другими людьми, либо, в силу требований взрослых и норм воспитания, подавляют ее в себе. Поэтому важно, во-первых, научиться распознавать и регулировать некоторые формы своего поведения, а во-вторых, разряжать подавленную агрессию в приемлемых формах. Агрессия присуща, всем людям без исключения, так как она есть результат гормональных реакций организма и естественная защитная реакция. Поэтому проявлять агрессию очень легко, а преодолевать и заменять ее другими формами поведения гораздо сложнее. Следует понимать, что словесная агрессия возможна как в интенсивно выраженных формах (ругань, оскорбления, унижение), так и в менее интенсивных, но столь же обидных: обзывания, «подначки», упреки и др.

8.     Вопрос к аудитории: «В каких ситуациях я чаще проявляю агрессию и почему? Кто чаще всего проявляет агрессию ко мне, и как я себя при этом чувствую?»        10 и 11 слайды

9.     Вопросы для обсуждения в кругу:  12 слайд

Выслушиваются ответы на вопросы и обсуждаются меры защиты от агрессии с помощью таблицы:

•   Чем же можно заменить агрессию в уже перечисленных ситуациях?

•   Как не стать асессором?

•   Как не стать жертвой агрессии?

Переменные

Пассивная форма

Активная форма

1.    Отстранение агрессора

Удаление себя (уход)

Удаление   агрессора            (изгнание, уничтожение)

2. Контроль характера воздействия

Блокировка (выставление препон,   барьера,   поиск укрытия)

Контрагрессия (контроль   над   агрессором,     подчинение,   управление агрессором)

3.    Блокировка информации

Маскировка, замирание

Игнорирование агрессора,   отрицание агрессора

10.                       После ответов на вопросы, следует вернуться, к примеру, о ссоре детей в песочнице. И рассмотреть все возможные варианты мер защиты, от агрессии используя таблицу. 13 слайд 

11.                        Стратегии поведения в конфликтной ситуации 14 слайд

Настойчивость

Приспособление

Компромисс

Избегание

Сотрудничество

1. Настойчивость – («несмотря не на что, активно отстаиваю собственную позицию») слайд 15

Тот, кто придерживается подобной стратегии в конфликте, не интересуется мнениями остальных и старается настоять на своем во что бы то ни стало. Внешне такое поведение часто выглядит агрессивным. Для достижения успеха при такой позиции необходимо иметь власть, в противном случае единственным следствием подобного поведения будет ухудшение взаимоотношений. Данная стратегия максимально эффективна в случае реальной внешней угрозы группе людей - в этом случае человек, настойчиво защищающий ее интересы, воспринимается как лидер и повышает свой статус.

2. Приспособление («я всегда стараюсь идти навстречу другому»)  слайд 16 

Такой человек готов отказаться от собственных интересов, принеся их в жертву другому. Подобная стратегия, как правило, не используется «фигурами власти» (лидерами и руководителями), за исключением достаточно редкой ситуации. Когда предмет разногласий, оказывается, менее значим, чем сохранение отношений с партнером. Или когда, соответственно, данный «тактический проигрыш» ведет к итоговому «стратегическому выигрышу».

3. Компромисс «я стараюсь искать решение, основанное на взаимных уступках» слайд 17 

Такой человек готов принять точку зрения другого, но лишь до определенной степени. Подобная стратегия поведения в конфликте обычно высоко ценится окружающими, так как уменьшает враждебность и агрессию конфликтующих, а также позволяет довольно быстро найти решение. Однако если прибегать к ней долгое время, можно прослыть «беспринципным соглашателем».

4. Избегание (« я стараюсь уклониться от участия в конфликте») слайд 18

Человек,  придерживающийся этой позиции, делает вид, что конфликта для него не существует. Эта позиция эффективна в трех случаях:

1) если предмет разногласий не представляется человеку важным;

2) если ситуация может разрешиться сама собой;

3) если в настоящий момент нет условий для разрешения конфликта, но в будущем они могут появиться.

Также эта стратегия достаточно эффективна в случае эмоционального конфликта (но, к сожалению, редко встречается).

5. Сотрудничество («я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы всех») слайд 19

Иными словами, эту стратегию поведения можно назвать как «стратегию решения проблем». Этот стиль основан на убеждении в том, что расхождение во взглядах есть неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При таком поведении человек не старается добиться своей цели за счет других, а пытается проанализировать причины разногласий и найти выход. Кратко выразить эту позицию можно было бы так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

12.                        В классе была проведена анкета, Были получены следующие результаты: слайд 20

Наиболее предпочитаемая форма своего поведения в ситуации

     Настойчивость     4 человека

     Приспособление   3 человека

     Компромисс          1 человек

     Избегание              3 человека

Сотрудничество 1 человек  все качества набрали одинаковое количество ответов

 Опросить каждого ученика, согласен он или нет с результатами анкеты. Если нет то, ему надо выбрать другой вариант стратегий поведения в конфликтной ситуации  слайд 20 второй щелчок

13.                       Слова учителя: - Обратите еще раз внимание на слова Омара Хайяма, записанные на доске. Как вы их понимаете сейчас?

Выслушиваются ответы учеников

- А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся  избегать конфликтов.