Роль общения
материал на тему

Кузичева Людмила Александровна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_obshcheniya_rod.sobr_.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 5 КЛАССЕ

Форма проведения: дискуссия.

Задачи собрания:

1. Обратить внимание родителей на формы, стиль общения школьников: достоинства и недостатки.

2. Показать влияние окружающей обстановки в семье, коллективе, воздействие телевизионных передач и т. д.

Вопросы для обсуждения:

ü  Значение общения ребенка в семье.

ü   Проблемы общения в детском коллективе.

ü   Задачи  школы  и  коллектива  класса  по  преодолению  проблем в общении. 

План проведения собрания

I.  Подготовительная работа (Анкетирование учащихся). Результаты анкетирования используются классным руководителем при обсуждении темы собрания.

II.  Родительское собрание  

Введение в проблему. 

«Одиночество – самое страшное наказание», – говорил известный писатель XIX в. Ф. М. Достоевский. С этим афоризмом согласится каждый, кто когда-либо нуждался в помощи, хотел быть понятым и услышанным, но… И речь в настоящее время идёт не столько о взрослых, сколько о детях, страдающих от недостатка любви и внимания.

Уважаемые родители! Возможно, вы считаете, что проблема, поднятая на собрании, выдумана, но на минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, читаете мораль, допрашиваете, высмеиваете и ворчите? Эти распространённые методы обращения с детьми даже при самых хороших намерениях родителей приводят к потере теплых отношений, затрудняют общение.

Предлагаю ролевую игру, которая поможет воочию представить, что чувствует ваш ребенок.

  Драматическая пьеса в одном действии

Действующие лица – пятиклассники:

Мальчик одиннадцати лет, увлекающийся футболом.

Командир
Судья
Моралист
Всезнайка
Критик
Утешитель

родители, поступающие в соответствии с одной из названных ролей.

Явление первое

Пустынная улица. В окнах многоквартирного дома горят огоньки. Мальчик с заплаканными глазами тоскливо смотрит на мяч, выглядывающий из рюкзака, а потом на записи в дневнике.

Мальчик. (Читает.) Безобразное поведение на перемене! К уроку не готов – «2»!... (Переводит взгляд на окна.) Поверят ли мама и папа, что это в последний раз?! (Думает.) Конечно, поверят, ведь я смогу объяснить, что не рассчитал траекторию полёта мяча… и что Игорю Сергеевичу было совсем не больно! А двойка? А что двойка! Папа объяснит мне тему заново, и завтра я блесну своими знаниями. (Решительно входит в подъезд.)

Явление второе

Светлый и тёплый коридор. За дверью квартиры № 22 слышны голоса. 

Мальчик. (Подняв глаза на цифру «22».)А если не поверят, не поймут, не простят?... (В отчаянии садится на детский стульчик у двери и засыпает.)

Явление третье

Дверь, открытая настежь. На пороге родители мальчика.

Мальчик. (Дрожащими руками протягивая дневник.) Мама, я… вот.

Мама-судья. (Увидев записи в дневнике.) Что?! Не хочу слушать никаких оправданий! Я всегда знала, что твоё увлечение спортом будет мешать учёбе.

Папа-критик. (Опёршись о дверной косяк и сложив руки.) Эх ты, недотёпа! Кто же так в футбол играет? Тебе не мяч гонять, а в куклы играть.

Мальчик от обиды вздыхает во сне. 

Явление четвёртое

Мальчик. Папа, я обидел Игоря Сергеевича…

Папа-всезнайка. Да, сын… Не думал я, что наши занятия пройдут даром. А ведь нужно было всего-навсего рассчитать траекторию полёта мяча! Неужели так трудно? Думать надо головой! Я знаю, что говорю.

Голос мамы-утешительницы. (Из другой комнаты.) Стоит переживать из-за такого пустяка?! Ничего страшного не случилось, не расстраивайся.

Мальчик снова вздыхает во сне. 

Явление пятое

Всё та же открытая настежь дверь квартиры № 22. На пороге – мама-моралист.

Мальчик. Мама, я…

Мама-моралист. Молчи. Я уже всё знаю! И не только я – весь дом, вся школа! Какой позор! Что скажут соседи?!

Папа-командир. (Выглядывая из соседней комнаты.) С завтрашнего дня всё будет так, как я скажу: во-первых, никакого футбола; во-вторых, никакого общения с хулиганами-одноклассниками: в-третьих, …

От угроз и команд, данных громким голосом, мальчик просыпается и падает со стула. Дверь в квартиру № 22 закрыта. Мальчик, оправившись, осторожно нащупывает звонок [1].

Слово учителя: 

– Уважаемые родители! Наверное, каждый из вас когда-нибудь играл одну из этих ролей. Конечно, вы делали это из наилучших побуждений, но, если вы узнали себя в ком-то  из героев пьесы, постарайтесь измениться, следуя правилам эффективного общения.

Тысячелетиями именно семья была главной сферой педагогического воздействия на детей.

В семьях, где родители находят время для общение со своим чадом, готовы поговорить с ним по душам, помочь делом и словом у ребенка формируется позитивная самооценка, уверенность в собственных силах.

Если внимания не хватает – ребенок чувствует себя ненужным. В дальнейшем это может помешать ему, строить доверительные отношения с друзьями, коллегами по работе, будущим супругом.

Однако если внимания слишком много, если родители стремятся контролировать не оставляя шанса проявлять самостоятельность, такая гиперопека может так же отразится далеко не самым лучшим образом.

Бывает и так, что родители гораздо чаще и охотнее ругают детей, чем хвалят их. Если дети вместо родительской ласки получают одни упреки и наказания, они будут делать все возможное,  чтобы обратить на себя внимания папы и мамы. В ход пойдут плохая учеба, драки с одноклассниками, скандалы в семье.

Выход из ситуации один: задуматься о принципах родительского воспитания и постепенно постараться перестроить всю систему взаимоотношений с ребенком, если ваши отношения носят эмоционально-конфликтный характер. А если сегодня ваши отношения гармоничны, то эти знания помогут вам в дальнейшем избежать тех трудных ситуаций, которые могут назреть в ваших семьях.

В основу семейного воспитания необходимо положить следующие принципы.

Принятие ребенка – это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. В основе истинного принятия лежит значимость ребёнка в существовании семьи. Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является его признание родителями.

Признание ребёнка – это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе и своих силах. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять его поступки, даже неправильные, стараются вместе с ним разобраться, что побудило совершить тот или иной поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание – это в какой-то мере и терпение родителей. Терпение заключается не в том, что бы терпеть поступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребенку время прочувствовать и осознать совершенное им.

Признание ребёнка предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть самое незначительное усилие со стороны ребенка.

Признание – это на стенах квартиры рисунки и стихи ребенка, самое видное место для его поделок, грамот, благодарственных писем.

Признание имеет огромное воспитательное значение, поэтому оно не может быть эпизодическим. Если же такое случится, то дети начинают этим пользоваться и манипулировать.

Родительская любовь – не менее значимый принцип. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласки независимо от возраста. Детям нужно, что бы их обнимали и целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок подросток не допускает к себе, сторонится родительских объятий; в такой ситуации причина не только в ребенке. Это может быть связано с тем, что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявление любви и ласки со стороны родителей ребенок ощущал достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.

Как часто приходиться слышать, что очень заняты, много работаете, и не хватает времени на общение с детьми. Подобное поведение нарушает следующий важный принцип общения в семье –

Принцип доступности. Быть доступным это значит, в любую минуту найти в себе силы и отложить все свои дела, свою работу, что бы пообщаться с ребенком. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносит на "потом”. Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком – это не значит без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребенка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя.

Имея в своем родительском арсенале принятие, признание, любовь можно воспитывать ответственность и самодисциплину.

Воспитание ответственности и самодисциплины напрямую зависят от стиля поведения родителей в семье, их способности эти же качества в обыденной жизни. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Мудрость ответственности родителей состоит в том, что всегда они выполняют то, что обещают детям, а если по какой – то причине этого не происходит, они находят в себе смелость признать свое неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки.

Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него навыков самодисциплины необходимы определенные условия. Одним из главных условий является наличие у ребенка в семье определенных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно.

Миссия родителей – научить ребенка быть ответственным за свои поступки. Очень часто ошибочность поведения родителей состоит в том, что они стараются брать ответственность за все поступки ребенка на себя, что обрекает их на неудачи и проблемы воспитания.

Воспитывать у ребенка ответственность – это значит использовать как метод воспитания ограничение. Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твердость, умение сказать ребенку "нет”. Нет ничего более страшного в семейном воспитании детей, если один родитель позволяет, а другой – запрещает. Еще страшнее, если один из родителей вместе с ребенком что – то скрывает от другого. Потворствуя ребенку в его неблаговидных поступках, скрывая поступки, мы способствуем вседозволенности, создаем условия для усугубления конфликтной ситуации, теряем собственный авторитет.

Родительский авторитет – важная составляющая успешности воспитания. Приобретение авторитета в глазах собственного ребёнка – кропотливый труд отца и матери.

Авторитетность родителей в глазах ребенка – это, прежде всего, желание ребенка говорить родителям правду. Авторитет родителей не "приобретается” автоматически с появлением ребенка он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей должны поспевать за веяниями времени и моды, должны учиться у своих детей, стараться быть не только полезными своим детям, но и интересными им.

Тема,  которую мы обсуждаем, надеюсь не оставит вас безучастными ибо она затрагивает один из самых важных вопросов каждой семьи – воспитание детей, а для некоторых из вас воспитание единственного ребенка в семье.

 Ознакомление с результатами тестирования учащихся.

Дискуссия 1.

Для вовлечения родителей в проблему используется дискуссия, им предлагается обсудить и высказать свое мнение по следующим вопросам.

  1. Что для нас входит в понятие “общение с ребенком”?
  2. Возможно ли наказание ребенка с проявлением при этом любви и нежных чувств?
  3. Имеются ли у вас собственные секреты воспитания ответственности и самодисциплины у ребенка?
  4. Что для вас проявление к ребенку: любви, злости, заботы, родительского долга?

Задачи учителя в ходе дискуссии:

  • Создавать и поддерживать рабочую атмосферу;
  • контролировать время;
  • Обеспечить возможность высказаться каждому родителю;
  • Подвести итог.

Тестирование.

Родителям предлагается тест, который поможет определить, какой тип внимания дети получают в их семье.

Для теста каждый родитель получает набор цветных квадратов зелёного, красного и желтого цвета.

Отвечая на вопрос, родитель выбирает из набора квадрат того цвета, который соответствует его ответу на вопрос.

11

Я часто рассказываю ребенку о своем детстве.

ДА

НЕТ

12

Мы редко играем вместе с детьми.

ДА

НЕТ

13

Мой ребенок всегда готов рассказать мне новости, а иногда и секреты.

ДА

НЕТ

14

Я уверена, что если у моего ребёнка возникнут проблемы, они обратятся ко мне за помощью.

ДА

НЕТ

15

Я считаю, что нужно обращать внимание даже на небольшие оплошности ребёнка, ведь это помогает ему быть организованным

ДА

НЕТ

16

Мы ходим в музеи, театры, кино минимум два раза в месяц.

ДА

НЕТ

17

Если дети просят меня помочь им с домашним заданием, я и м обязательно помогаю.

ДА

НЕТ

18

Я точно знаю, какую книгу читает сейчас мой ребёнок.

ДА

НЕТ

99

Если мой ребёнок получает “3” или “2”, его ждет наказание.

ДА

НЕТ

110

Я часто стараюсь найти повод, что бы похвалить ребёнка.

ДА

НЕТ

111

Мы любим поговорить по душам.

ДА

НЕТ

112

Иногда мне кажется, что я трачу время только на то, чтобы ругать детей.

ДА

НЕТ

113

Я часто глажу ребенка по голове, обнимаю его.

ДА

НЕТ

114

Мой тон в разговорах с ребёнком часто строгий и назидательный.

ДА

НЕТ

115

Мне приходится делать уроки вместе с детьми, иначе они не сделают их вообще.

ДА

НЕТ

116

Я знаю, о чем мечтает мой ребёнок.

ДА

НЕТ

117

Я часто привожу своему ребенку в пример других детей или себя.

ДА

НЕТ

118

Если ребенок в гневе испортит вещи, он будет наказан.

ДА

НЕТ

119

Мы обсуждаем с ребёнком книги и фильмы.

ДА

НЕТ

220

Я рассказываю детям о проблемах в семье.

ДА

НЕТ

221

Мой ребенок может почувствовать и помочь мне, если я устала или нездорова.

ДА

НЕТ

222

Мой ребёнок говорит иногда, что ему хотелось бы быть со мной почаще.

ДА

НЕТ

223

Я испытываю удовольствие, разговаривая с ребёнком.

ДА

НЕТ

Результаты: подсчитайте, сколько квадратов красного, желтого и зеленого

цвета у вас получилось. За каждый квадрат вы получаете 1 балл.

Важны баллы за ячейки каждого цвета, кроме невыделенных.

Позитивное внимание

От 0 до 5 баллов:

Возможно, вашему ребенку не хватает позитивного внимания. Вы слишком заняты на работе и по дому, но ребенок испытывает острый дефицит общения! Помните, важно не количество внимания, а качество. Можно рассказать ребенку о своем детстве, послушать о его школьных проблемах, пока вы моете посуду или готовите ужин. А еще лучше делайте это все вместе.

От 5 до 10 баллов:

Возможно, ваш ребенок испытывает дефицит внимания. Подумайте, может быть, ваше общение носит формальный характер: накормить, напоить, посмотреть дневник? Но этого мало! Важно интересоваться чувствами ребенка его повседневными делами.

От 10 до 15 баллов:

Вашему ребенку достаточно внимания. Вы сумели создать доверительные отношения. Ребенок чувствует “тыл”, знает, что может обратиться к вам за советом. Это хорошая почва для его личностного, интеллектуального и эмоционального развития.

Недостаточное внимание

От 1 до 4 баллов

Вашему ребенку хватает внимания. Возможно, его даже чересчур много. Подумайте достаточно у него свободы? Или абсолютно все его проблемы вы решаете вместе (или за него)? Не слишком ли вы навязчивы в стремлении разделить каждую его мысль и действие? В такой ситуации в социальное и личностное взросление ребенка замедляется, и он надолго может остаться зависимым, неуверенным в себе и несамостоятельным.

От 5 до 9 баллов:

Скорее всего, вы и в “зеленом” блоке вы набрали среднее количество баллов. А это значит, что ребенок испытывает некоторый дефицит общения с вами. Постарайтесь быть более отзывчивыми к просьбам и повседневным заботам своих детей, делайте их союзниками в общесемейных делах: выборе новой мебели, помощи по дому и заболевшим родственникам.

От 9 до 13

У вашего ребенка острый дефицит общения! Если вы слишком заняты на работе, постарайтесь посвящать ему каждую свободную минуту. Подбодрите, похвалите, погладьте по голове своего ребенка, иначе очень скоро вам будет сложно найти с ним общий язык.

Негативное внимание

От 0 до 2 баллов:

В ваше семье все хорошо: ребенок получает достаточно позитивного внимания и сего самооценкой все в порядке!

От 2 до 4 баллов:

То ли ваша родительская позиция слишком строгая, то ли вы мало общаетесь с ребенком, и он старается привлечь к себе внимание не слишком образцовым поведением, но иногда вам кажется, что он слишком много делает не так. Не ругайте детей из – за пустяка. Лучше подбодрите ребенка, скажите ему, что в следующий раз у него обязательно все получится!

От 4 до 8 баллов:

Ваш ребенок настолько привык к тому, что его постоянно ругают и поучают, что уже и забыл, может ли быть по – другому. Что бы привлечь к себе ваше внимание он ведет себя так, чтобы вы в очередной раз вышли из себя и пообщались с ним с помощью подзатыльников и нотаций. Постарайтесь изменить свое поведение.

Начните хвалить ребенка, даже если кажется, что не за что. Старайтесь чаще гладить его по голове и просто разговаривать с ним, не поучая. Через некоторое время вы заметите, что скандалы прекратились, оценки в дневнике улучшились. А самое главное, вы поймете, что позитивное общение с ребенком может быть очень простым и приятным как для вас, так и для него.

 

 

Итог собрания.

Что каждый из вас считает для себя полезным из того, что было на собрании?

Появилось ли в вас уверенность, что именно вы являетесь ответственным за воспитание своего ребенка?

Почувствовали вы, что для успешного воспитания ребенка вам не хватает психолого-педагогических знаний.

Итак, на сегодняшнем собрании мы задумались о необходимости полноценного общения родителей с детьми, ответственного подхода к воспитанию. Воспитательные действия, общение должны быть наполнены любовью, тогда они будут результативными. Залогом воспитательного успеха будут также знания, основанные на бесконечной родительской любви, заботе о ребенке, о его настоящем и будущем. Давайте же учиться быть хорошими родителями!

Приложение 1 

Анкета для учащихся

«Роль общения в жизни школьника»

Прочитай внимательно предложенные вопросы и выбери либо один из  предложенных ответов, либо  сформулируй ответ самостоятельно.

 

1. Нравится ли тебе рассказывать своим родителям о прожитом дне?

  А) Да                Б) Нет

2. Всегда ли твои родители выслушивают тебя до конца?

   А) Да                Б) Нет

3. С кем ты скорее поделишься своим секретом: с мамой, папой, другом или подругой?

   А) С мамой         Б)  С папой     В) С другом    Г) С подругой

4. Какие ласковые слова говорят тебе родители и в каких случаях?

_____________________________________________________________

5. Считает ли семья праздником твой день рождения?

А) Да                Б) Нет

6. Какие праздники в своей семье ты любишь?

_____________________________________________________________

7. Если  бы  ты  был  волшебником,  что ты хотел бы изменить в своей семье?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Роль общения с ребенком в перинатальный период"

"Роль общения с ребенком в перинатальный период"...

Родителям о роли общения в жизни подростка.

Рекомендации родителям о роли общения в жизни подростка....

Родителям о роли общения

Помощь детям в обретении культуры общения, в соблюдении норм элементарной нравственности, во взаимоотношениях. Удовлетворение потребности ребенка в эмоциональном контакте....

Роль общения в жизни школьника

Данная презентация поможет провести родительское собрание "Роль общения в жизни школьника".  Рассматриваются некоторые способы влияния на детей в подростковом возрасте, уточняется понятие толерат...

Роль общения в подростковом возрасте

В материале преводится краткий анализ развития общения с начальной школы и при переходе в среднюю 11 - 12 лет, раскрывается роль общения в подростковом возрасте. Даны рекомендации для родителей по вос...

Роль общения в психическом развитии детей младшего и среднего школьного возраста

Материал для родительского собрания в среднем звене общеобразовательной школы. Роль общения в подрастковом возрасте....