День воинской славы России. Снятие блокады Ленинграда.
методическая разработка (8 класс) на тему

Пирогова Екатерина Викторовна

Методическая разработка классного часа патриотического направления для 8-9 классов. Основные задачи: дать представления учащимся о героической обороне Ленинграда; способствовать развитию чувства сопереживания людям, выстоявшим в тяжёлые годы войны, рассказать о том, что значит «блокада»; развивать чувства патриотизма и гражданственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leniegrada_16.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

День воинской славы России. Снятие блокады Ленинграда.              

 27 января – День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944год).

Цели деятельности учителя: дать представления учащимся о героической обороне Ленинграда; способствовать развитию чувства сопереживания людям, выстоявшим в тяжёлые годы войны, рассказать о том, что значит «блокада»; развивать чувства патриотизма и гражданственности.

Педагогические задачи:  способствовать нравственно – патриотическому воспитанию школьников;  воспитывать патриотические чувства, чувства гордости за свою Родину.

Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное понимание жизненных реалий и  осознание исторического прошлого страны; приобретение школьниками социальных знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся проявлять чувства гордости за стойкость жителей и защитников Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Личностные:  учащиеся проявят познавательный интерес к учебному материалу, испытают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности.

Метапредметные (универсальные учебные действия):                                       - познавательные:  общеучебные - внимательно слушают учителя и одноклассников; строят речевые высказывания;  формулируют ответы на вопросы по теме занятия; логические – совершенствуют мыслительные операции; - коммуникативные – слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, используют речь для  регуляции своих действий;

- регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация, документальный фильм «Блокада Ленинграда», карта «Блокада Ленинграда». Выставка книг, герб и флаг России, аудиозапись Симфонии №7 ор. 60 «Ленинградская» Д.Д. Шостаковича.

Предварительная работа: Сообщить тему мероприятия, предложить выполнить специальное задание (подготовить сообщение о мужестве советских солдат в дни блокады Ленинграда; подобрать стихи о войне, мужестве, героизме); пригласить на мероприятие дедушек и бабушек, ветеранов ВОВ.

Ход занятия.

1. Вступительное слово.

Педагог:  Великая Отечественная война. Самая разрушительная, унесшая  жизни миллионов людей. Велики подвиги тех, кому пришлось принять первый удар врага. Никогда не забудутся подвиги тех, кто выстоял,  защитил родную землю, отстоял честь и славу Родины. Советские люди сражались на фронте, боролись с врагами в партизанских отрядах, в глубоком подполье, трудились в тылу.  В истории России навечно вписан Ленинградский день победы. В сентябре 1941 года немецкие войска вышли к окраинам северной столицы. Вокруг города сомкнулось кольцо блокады. Враг был уверен: теперь голодающие, мерзнущие люди вцепятся друг другу в горло. Передерутся из-за куска хлеба, из-за охапки дров, бросят работать и сдадутся… И русский город будет уничтожен. Но враг просчитался.  27 января 1944 года советские войска после двухнедельного наступления полностью освободили Ленинград от 900 – дневной фашистской блокады. Это была самая страшная осада города военной истории человечества.

Ученик 1. Кронштадский злой, неукротимый ветер

В моё лицо закинутое бьёт.

В бомбоубежищах уснули дети

 Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом смертная угроза….

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,

Что называлось страхом и мольбой.

О. Бергольц

Ученик 2. Что сейчас мы помним о блокаде?

Кода, зубы голодные сжав,

Жили люди в нашем Ленинграде,

Бились с немцем, что на них напал.

Ученик 3. Книги, и статьи, и кинофильмы

Передали всё нам, что могли,

Как страдали люди и как гибли,

Не сдавая северной земли.

2. Основная часть.

Выступление учащихся.

1. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года и продолжалась 900 дней. Гитлер хотел стереть  Ленинград с лица земли. Вот выдержка из секретной директивы  немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» то 22 сентября 1941 года.  «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения  этого большого города».  Гитлеровское командование для осуществления этого варварского замысла бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков и 1500 самолётов. Фашисты  пытались захватить город с налёту, но были отбиты. Тогда враги окружили город плотным кольцом. Они хотели взять ленинградцев измором, задушить их голодом и холодом, разрушить город бомбами и снарядами, стереть его с лица земли. Линия фронта подошла к самому городу. Враг отрезал Ленинград от всей страны. Почти совсем прекратился подвоз продовольствия, а главные запасы города были уничтожены вражеской авиацией. Очень мало оставалось хлеба, топлива. Не работал городской транспорт, водопровод. В домах не было электричества, вышло из строя паровое отопление. Голод косил людей… Началась тяжёлая пора ленинградской блокады.

Войне глядели вы в лицо,

Несли и боли, и тревоги:

Косила смерть бойцов свинцом,

А голодухой близких многих.

В. Бадулин

На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе с народом сражались и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги. На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город крепость. В нём построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22000 огненных точек.

Враги ломились в город наш свободный,                                                                  Крошились камни городских ворот,                                                                               Но вышел на проспект международный                                                   Вооружённый трудовой народ.                                                                                       Он шёл с бессмертным возгласом в груди:                                                                 - Умрём, но красный Питер не сдадим!..                                                         О. Берггольц

2. Дети вместе со взрослыми дежурили при налётах вражеской авиации на чердаках и крышах. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады 150000 тяжёлых снарядов, 5000 фугасных, более 100000 зажигательных бомб. Захватив город Шлиссельбург, 8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. В городе наступил голод. Суточная норма хлеба достигла 125 грамм. Число 125 – «125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам» - навсегда останется одним из символов блокады.

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм!

Р. Рождественский

У многих ленинградцев ничего, кроме этого кусочка хлеба вперемешку с отрубями и жмыхом, не было. На даже эти граммы удавалось получить не всегда.  

Не шумите вокруг – он дышит,

Он живой ещё, он всё слышит…

Как из недр его вопли : «Хлеба!» -

До седьмого доходят неба…..

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон – смерть.

А. Ахматова.

Зимой 1941 – 1942 года в городе не было топлива и электроэнергии Замёрзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

3. «Дорога жизни». 30 августа 1941 года Государственный комитет обороны принял решение о доставке грузов в Ленинград через Ладожское озеро. Ленинград был связан с остальной страной единственной дорогой, которая шла по льду Ладожского озера.  «Дорогой жизни» называли её ленинградцы.

Казалось, что конец земли.

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив ещё! Он рядом где-то

На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочной стоят.

О. Бергольц

 «Дорогу жизни» обстреливали фашистские орудия, бомбили самолёты, но сотни машин шли каждый день в Ленинград. Они везли в осаждённый город продовольствие, боеприпасы, а оттуда ежедневно увозили больных, истощённых людей, прежде всего детей. Огромного мужества требовала работа шофёра на этой дороге. Водитель знали, что каждый из них везёт груз, который в этот день спасёт от голодной смерти тысячи людей.

И было так: на всём ходу

Машина задняя осела,

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

«Ну, так и есть - мотор заело».

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом,

Чуть разогнёшь – опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасёт

Шестнадцать тысяч Ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони,

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарни до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

О. Бергольц

4. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. На Кировском заводе круглосуточно шла работа. Ленинградцы дали фронту более 2 тыс. танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тыс. миномётов, 212 тыс. единиц стрелкового оружия, более 7 миллионов артиллеристских снарядов и мин. В городе работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живёт.                                    9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Ровно год спустя в несломленном городе состоялась премьера Седьмой симфонии Д. Шостаковича, которую впоследствии назовут «Ленинградской». Зал был полон – очереди за билетами в Большой зал городской филармонии били длиннее, чем в булочные. В финальной части симфонии, которая символизировала уверенность композитора и всего советского народа в скорой победе над фашизмом, зал встал и зааплодировал. Во время концерта артиллеристы вели непрерывный обстрел позиций противника,  и не один самолёт не проник в воздушное пространство Ленинграда.                      14 января 1944 года в 9 часов 35 минут началась операция по прорыву блокады. По противнику открыли огонь тяжёлые морские орудия из Кронштадта, с фортов и кораблей, а также многочисленная полевая артиллерия.  К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону немецкой армии и разгромили её основные силы. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. С освобождением населённых пунктов Пушкин,  Гатчина и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

Педагог. Весь мир был потрясён героизмом ленинградцев. Из приказа командующего фронтом: «Мужественные и стойкие ленинградцы!: Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, выковали оружие победы над врагом, отдавая для победы все свои силы. От имени войск Ленинградского фронта поздравляю вас со знаменательным днём великой победы под Ленинградом».

Ученик. Такого дня не видел Ленинград,

Нет, радости подобной не бывало,

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди.

Р. Рождественский.

Педагог. 27 января на площади победы, у Монумента героическим защитникам Ленинграда ветераны и молодежь запускают в небо 900 красных воздушных шаров, символизирующих 900 дней и ночей обороны города. Вечная Слава Героям! Вечная Слава!

Ученик. Слава тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил.

В.  Инбер

3. Подведение итогов (рефлексия).

- Сколько дней и ночей продолжалась блокад Ленинграда.?

- Когда началась и завершилась блокада Ленинграда?

- Что означают слова «Дорога жизни»?

- Сколько граммов хлеба было положено выдать в сутки на человека в ноябре – декабре 1941 г.?

- Для чего работало ленинградское радио?

- Какую симфонию назвали «Ленинградской»?

- Сколько шаров запускают в небо и почему?

Литература: 

Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной Войне в 12 томах. М. «Современник» 1987 г.

А.Митяев. «Книга будущих командиров». М. «Молодая Гвардия» 1985 г.

О.А.Амелькин. «Дни воинской славы России». Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж – 2005.

С.Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI - начало XVII веков. - Москва: Белый город, 2006.

Н.Орлова. Сaмозванцы. - Москва: Белый город, 2002.

Журнал «Родина». - № 11.- 2005

Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

Классные часы: 9 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.
Классные часы: 8 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.

Классные часы: 5 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2010.

Клубные часы Проблемно-ценностное общение  5-6 классы / Авт-сост. Г.В.Баженова – Волгоград: Учитель, 2013.                                                                   Л. Кондырев. Избранное. Стихотворения. Песни. Поэмы. – М.: «Художественная литература», 1973.

Л.К. Гребенкина и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

Парад 7 ноября 1941 года. // Великая Отечественная война 1941 - 1945: энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985, с. 527.
Парад 7 ноября 1941 года.// Военная энциклопедия. - М.: Военное издательство, 2002. Т. 6, с. 256.

Материалы Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия День защитника Отечества – день воинской славы России

Цель мероприятия: Воспитательная: историческое и военно-патриотическое воспитание. Развивающая: формирование личностных качеств, патриотических чувств, духовно-нравстенных ценностей....

«День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)»

8 - сентября - День воинской славы России - День Бородинского сражения. Данное мероприятие воспитывает у учащихся чувства патриотизма, уважение к истории и традициям  нашей Родины....

вопросы викторины-теста День воинской славы России- День снятия блокады Ленинграда(1944год)

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕНННАЯ ВОЙНАЗловещая статистика войны:1418 дней и ночей.Каждый день наша страна теряла 14.104 человек.Каждый час погибало 588соотечественников.Каждую минуту – 10 человек.Каждые...

Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....

27 января - День воинской славы России. День снятия блокады Ленинграда. Данному событию были посвящены классные часы :

Отчёто воспитательной  работе,проведённая в 1 – 9 классах в начале 3 учебной четверти  соответствовала общешкольному плану воспитательной работы...

27 января - День воинской славы России. Снятие блокады Ленинграда

Цель воспитательного мероприятия - создать условия для формирования:- гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины через сохранение исторической памяти о мужестве советско...