Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».
классный час (9 класс) по теме

Борисенко Дмитрий Алексеевич

Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_srazhenie_u_mysa_tendra.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации»

Классный час

Тема: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Воспитатель 91 класса: Борисенко Д.А.

2018 г.

Дата проведения: __________

Место проведения:  Классное помещение 91 класса

Участники: нахимовцы 91 класса.

Название мероприятия: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Методическая цель: На основе обсуждений результатов работы над поисками информации о сражении у мыса Тендра 11 сентября 1790г. создать обобщённые представления воспитанников о ходе сражения, какие новые тактические приемы были применены контр-адмиралом Ф.Ф.Ушаковым, какое историческое значения для России имело это сражение. 

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор.

Демонстрационный материал: презентация.

Форма проведения мероприятия: тематическая лекция.

Цели: Выяснить каким образом российский флот, под командованием Ф.Ф.Ушакова разгромил турецкую эскадру, изучить ход битвы, подвести итоги сражения.

Задачи: Выяснить каким образом российский флот, под командованием Ф.Ф.Ушакова разгромил турецкую эскадру, изучить ход битвы, какие тактические приемы были применены в ходе сражения.

Познавательные:

- Формировать представления воспитанников о масштабах и последствиях сражения у мыса Тендра русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова;

- Включать в самостоятельную исследовательскую деятельность воспитанников в работе над заданием.

Развивающие:

- Развивать интерес воспитанников к истории российского флота;

- Развивать навыки ведения и поддержания диалога на исторические темы;

- Развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления.

Воспитательные:

- Ознакомить воспитанников с героическими страницами истории русского флота; формировать у ребят положительную нравственную оценку защитников родной земли, способствовать восприятию их в качестве положительного идеала военно-морского офицера; воспитывать уважение к прошлому своего народа; помочь ребятам в социализации, в осознании себя, своей семьи частью русской истории и культуры.

Образовательные технологии: Технология воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова), технология работы над проектом (проектная технология).

Методы и приемы работы: Проблемный, проектный, исследовательский, частично-поисковый, словесный, наглядный (подготовка презентации), обсуждение, вопросы.

Воспитатель:

 11 сентября является Днём воинской славы России — День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра.

Сражение у мыса Тендра (сражение у Гаджибея) — морское сражение на Чёрном море в ходе русско-турецкой войны 1787—1791 годов между русской эскадрой под командованием Ф. Ф. Ушакова и турецкой под командованием Хусейн-паши. Произошло 28-29 августа (8-9 сентября) 1790 года около Тендровской косы.

Воспитанник №1:

После присоединения Крыма к России началась новая русско-турецкая война. Русские войска начали наступление в районе Дуная. Для помощи им была сформирована галерная флотилия. Однако совершить переход от Херсона в район боевых действий она не могла из-за присутствия на западе Чёрного моря турецкой эскадры. На помощь флотилии вышла эскадра контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова. Имея под своей командой 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 17 крейсерских судов, бомбардирский корабль, репетичное судно и 2 брандера, 25 августа он вышел из Севастополя и направился к Очакову, чтобы соединиться с гребным флотом и дать бой неприятелю.

Командующий турецким флотом Хусейн-паша, собрав в кулак все свои силы между Гаджибеем (ныне Одесса) и мысом Тендра, жаждал реванша за поражение в сражении у Керченского пролива 8 (19) июля 1790 г. Своей решимостью сразиться с неприятелем он сумел убедить султана в скором поражении российских морских сил на Чёрном море и тем заслужил его благосклонность. Селим III для верности дал в помощь своему другу и родственнику (Хусейн-паша был женат на сестре султана) опытного адмирала Саид-бея, намереваясь переломить ход событий на море в пользу Турции.

Утром 28 августа турецкий флот, состоявший из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 других судов, продолжал стоять на якоре между мысом Тендра и Гаджибеем. Неожиданно Хусейн-паша обнаружил русские корабли, идущие под всеми парусами со стороны Севастополя в походном ордере трех колонн. Появление русских привело турок в замешательство. Несмотря на превосходство в силах, они спешно стали рубить канаты и в беспорядке отходить к Дунаю. Ушаков приказал нести все паруса и, оставаясь в походном ордере, стал спускаться на неприятеля. Передовые турецкие корабли, наполнив паруса, удалились на значительное расстояние. Но, заметив опасность, нависшую над арьергардом, Хусейн-паша стал соединяться с ним и строить линию баталии. Ушаков, продолжая сближение с неприятелем, также отдал приказ перестраиваться в боевую линию. В результате русские корабли «весьма споро» выстроились в боевой порядок на ветре у турок.

 Используя оправдавшее себя в Керченском сражении изменение в боевом порядке, Федор Федорович вывел из линии три фрегата — «Иоанн Воинственник», «Иероним» и «Покров Богородицы» для обеспечения маневренного резерва на случай перемены ветра и возможной при этом атаки неприятеля с двух сторон. В 15 часов, подойдя к противнику на дистанцию картечного выстрела, Ф. Ф. Ушаков принудил его к бою. И уже вскоре под мощным огнем русской линии противник начал уклоняться под ветер и приходить в расстройство. Подойдя ближе, русские со всей силой обрушились на передовую часть турецкого флота. Флагманский корабль Ушакова «Рождество Христово» вел бой с тремя кораблями противника, заставив их выйти из линии.

 К 17 часам вся турецкая линия была окончательно разбита. Теснимые русскими, передовые неприятельские корабли повернулись к ним кормой, чтобы выйти из боя. Их примеру последовали и остальные суда, ставшие в результате этого маневра передовыми. Во время поворота по ним был сделан ряд мощных залпов, причинивших им большие разрушения. Особенно пострадали два флагманских турецких корабля, находившиеся против «Рождества Христова» и «Преображения Господня». На турецком флагмане были сбиты грот-марсель, перебиты реи, стеньги и разрушена кормовая часть. Бой продолжался. Три турецких корабля были отрезаны от основных сил, а кормовая часть Хусейн-пашинского корабля разнесена в щепки русскими ядрами. Неприятель обратился в бегство в сторону Дуная. Ушаков преследовал его до тех пор, пока темнота и усилившийся ветер не вынудили прекратить погоню и встать на якорь.

 На рассвете следующего дня оказалось, что турецкие корабли находятся в непосредственной близости от русских, фрегат которых «Амвросий Медиоланский» и вовсе оказался среди вражеского флота. Но так как флаги ещё не были подняты, то турки приняли его за своего. Находчивость командира — капитана М. Н. Нелединского — помогла ему выйти из столь сложного положения. Снявшись с якоря с прочими турецкими судами, он продолжал следовать за ними, не поднимая флага. Понемногу отставая, Нелединский дождался момента, когда опасность миновала, поднял Андреевский флаг и ушел к своему флоту. Ушаков отдал команду поднять якоря и вступить под паруса для преследования противника, который, имея наветренное положение, стал рассеиваться в разные стороны. Однако от турецкого флота отстали сильно поврежденные 74-пушечный корабль «Капудания», который был флагманским Саид-бея, и 66-пушечный «Мелеки-Бахри». Последний, потеряв своего командира Кара-Али, убитого ядром, сдался без боя, а «Капудания», пытаясь оторваться от преследования, направился к мелководью, отделявшему фарватер между Кинбурном и Гаджибеем. В погоню был послан командир авангарда капитан бригадирского ранга Г. К. Голенкин с двумя кораблями и двумя фрегатами. Корабль «Св. Андрей» первым настиг «Капуданию» и открыл огонь. Вскоре подоспел «Св. Георгий», а вслед за ним — «Преображение Господне» и ещё несколько судов. Подходя из-под ветра и произведя залп, они сменяли друг друга.

Корабль Саид-бея был практически окружен, но продолжал храбро защищаться. Ушаков, видя бесполезное упорство неприятеля, в 14 часов подошел к нему на расстояние 30 сажен, сбил с него все мачты и уступил место следовавшему за ним «Св. Георгию». Вскоре «Рождество Христово» снова встал бортом против носа турецкого флагмана, готовясь к очередному залпу. Но тут, видя свою безысходность, турецкий флагман спустил флаг.

Русские моряки вступили на борт уже объятого пламенем неприятельского корабля, в первую очередь, стараясь отобрать для посадки в шлюпки офицеров. При шквальном ветре и густом дыме последняя шлюпка с большим риском вновь подошла к борту и сняла Саид-бея, после чего корабль взлетел на воздух вместе с оставшимся экипажем и казной турецкого флота. Взрыв большого адмиральского корабля на глазах у всего турецкого флота произвел на турок сильное впечатление и довершил моральную победу, добытую Ушаковым при Тендре. Усиливавшийся ветер, повреждения в рангоуте и такелаже не позволили Ушакову продолжить преследование противника. Русский командующий отдал приказ прекратить погоню и соединиться с Лиманской эскадрой.

Воспитанник №2:

В двухдневном морском сражении противник потерпел сокрушительное поражение, потеряв два линейных корабля, бригантину, лансон и плавбатарею. На пути к Босфору из-за повреждений затонули ещё один 74-пушечный корабль и несколько мелких судов.

Ордером Г. А. Потёмкина Черноморскому адмиралтейскому правлению было объявлено:«Знаменитая победа, одержанная Черноморским Её Императорского Величества флотом под предводительством контр-адмирала Ушакова в 29 день минувшего августа над флотом турецким, который совершенно разбит, служит к особливой чести и славе флота Черноморского. Да впишется сие достопамятное происшествие в журналы Черноморского адмиралтейского правления ко всегдашнему воспоминанию храбрых флота Черноморского подвигов».

Контр-адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков был награждён орденом Святого Георгия 2-го класса. Также были награждены капитан генерал-майорского ранга Г. К. Голенкин — орденом Святого Георгия III степени, капитан 1-го ранга Н. П. Кумани — золотой шпагой с надписью «За храбрость», капитаны 1-го ранга К. А. Шапилов, Р. Р. Вильсон, Ф. Я. Заостровский, Н. Л. Языков, М. И. Обольянинов, М. М. ЕльчаниновФ. В. Поскочин, капитан 2-го ранга П. А. Данилов, генеральс-адъютант М. Л. Львов — орденами Св. Георгия IV степени, капитан-лейтенант А. А. Сорокин — орденом Св. Владимира IV степени.

Много лет память об адмирале Ушакове пребывала в запасниках народного самосознания. Так случилось, что ещё при жизни непобедимого адмирала на военно-морской флот в России махнули рукой. Император Александр понимал, что главные сражения наполеоновских войн произойдут вдалеке от морей. Все силы были брошены на усиление артиллерии, кавалерии, а моряки остались сиротами.

К тому же Британия – тогдашний союзник России –  бросила все дипломатические силы на подрыв могущества российского флота. Лондон не нуждался в конкурентах. Фёдор Фёдорович Ушаков с болью воспринимал такую перемену в имперской стратегии. Политика императора Александра перечеркнула многие достижение Потёмкина, на наступательной морской политике Светлейшего поставили крест. Свой век заслуженный моряк доживал в забвении.

Воспитатель: 

Классный час подошёл к концу. Мы приоткрыли ещё одну страничку нашей истории. Я хочу, чтобы имя великого нашего адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова навсегда осталось в ваших сердцах, как пример беззаветного служения своей Отчизне, как пример мужества и подражания. Мы должны знать и помнить имена героев.

В 2004 году Федор Федорович Ушаков за заслуги перед Отечеством в 2001 году был причислен к лику святых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час «День воинской славы России» 10.05

методическая разработка классного часа содержит информацию, презентацию и комметтарии к слайдам по теме "День воинской славы России"...

День воинской славы России. Сражение у мыса Синоп.

Методическая разработка классного часа  патриотического направления для 8-9 класссов. Основные цели: расширить представление воспитанников  о сражении у мыса Синоп; развивать чувство патриот...

День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра.

Методическая разработка классного часа патриотической направленности для учащихся 8-9 классов. Основные цели: расширить представление воспитанников  о сражении у мыса Тендра; развивать чувство па...

Презентация "8 сентября – день воинской славы России - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 год)"

Презентация расказывающая о важном событии - Бородинском сражении 1812 года. Показан ход сражения и яркие участники, акцент сделан на героизм русских воинов...

Классный час "11 сентября- День воинской славы России"

Победа русской эскадры над турецкой эскадрой у мыса Тендра под командыванием Федора Ушакова....

Классный час: «День воинской славы России: 1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 1853г.».

Классный час проводился с воспитанниками 81 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 185...

Сценарий внеклассного мероприятия_21 сентября-день воинской славы России

Сценарий внеклассного мероприятия_21 сентября-день воинской славы России...