День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра.
методическая разработка (9 класс) на тему

Пирогова Екатерина Викторовна

Методическая разработка классного часа патриотической направленности для учащихся 8-9 классов. Основные цели: расширить представление воспитанников  о сражении у мыса Тендра; развивать чувство патриотизма и гражданственности, гордости за свою страну, народ; воспитывать уважительное отношение к боевым страницам русской истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srazhenie_u_mysa_tendra_15.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра. 11 сентября  — День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой  у мыса Тендра; произошло 28—29 августа (8 – 9 сентября) 1790 года.

Цель деятельности учителя: расширить представление воспитанников  о сражении у мыса Тендра; развивать чувство патриотизма и гражданственности, гордости за свою страну, народ; воспитывать уважительное отношение к боевым страницам русской истории.

Педагогические задачи: формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России; побуждать детей к изучению военной истории России.

Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: понимание и осмысление исторических событий,  осознание  их места в истории, приобретение школьниками социальных знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся проявлять чувство гордости за стойкость русских моряков в ходе сражения у мыса Тендра.

Личностные: Проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности, проявляют чувство гордости и сопричастности к прошлому своей страны.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

- познавательные:  общеучебные – учащиеся формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции; - коммуникативные – учащиеся  слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, делятся своими впечатлениями; - регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

Образовательные ресурсы:  мультимедийная презентация, фотографии и картины с изображением русского флота у мыса Тендра, портрет                       Ф. Ушакова,

Ход занятия.

1 Вступительное слово.

Педагог. Немало героических страниц вписали в летопись отечественного флота русские моряки. Они сражались за Родину, защищали её от иноземных захватчиков. Много подвигов вписаны в героические страницы русской истории, много славных баталий. В календаре эти битвы отмечены как Дни воинской славы России. И об одном из таких дней мы сегодня поговорим. 11 сентября  — День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой  у мыса Тендра; произошло 28—29 августа (8 – 9 сентября) 1790 года.

 2. Основная часть.

 Ученик 1. Честь Андреевского флага
Осеняет крест
И российскую отвагу 
Знают зюйд и вест.
И напомнить мы готовы, 
Как дрались вчера,
И науку Ушакова,
И наказ Петра! 
В. Волгарь.

Ведущий 1. Присоединение Крыма к России и усиление русского флота на Черном море через какое-то время вновь привели к обострению русско-турецких отношений. В 1787 году в августе Стамбул предъявил России ультиматум с требованием вернуть Крым и пересмотреть все ранее заключённые соглашения. Эти наглые требования были отвергнуты. В начале сентября 1787 года турецкие власти без официального объявления войны арестовали русского посла Я. И. Булгакова, а турецкий флот под командованием «Крокодила морских сражений» Гассана-пашы вышел из Босфора в направлении Днепровско-Бугского лимана. Началась новая русско-турецкая война.

Ведущий 2. Русский флот сильно уступал в числе кораблей: к началу боевых действия Черноморский флот имел четыре линейных корабля, а турецкое военное командование около 20, по числу корветов, бригов, транспортов, турки имели превосходство примерно в 3-4 раза.

Ученик 2. Турецкий флот был быстроходным,
В три раза больше кораблей
И в пушках сила превосходит,
Но бой покажет кто сильней?!
Л. Лидер
Уступали русские линейные корабли и в качественном отношении: в скорости хода, артиллерийском вооружении. Кроме того, русский флот был разделён на две части. Ядро флота, в основном большие парусные корабли, базировалось в Севастополе, гребные суда и небольшая часть парусного флота находилось в Днепровско-Бугском лимане (Лиманская флотилия). Основной задачей флота была задача защиты Черноморского побережья с целью не допустить вторжения вражеского десанта.

Ведущий 3. В марте 1790 года Ушаков был назначен командующим Черноморским флотом. Ему пришлось провести огромную работу по повышению боеспособности флота. Большое внимание было уделено подготовке личного состава. Флотоводец в любую погоду выводил корабли в море и проводил парусные, артиллерийские, абордажные и иные учения. Ушаков сделал ставку на тактику манёвренного боя и выучку своих командиров и матросов. Большую роль он придавал «полезному случаю», когда нерешительность врага, его колебания и ошибки, позволяли более инициативному и волевому командиру одержать победу. Это позволяло скомпенсировать более высокую численность вражеского флота и лучшее качество неприятельских кораблей.

Ученик 3. Венчая водную стихию,
Смертям и штормам вопреки,
Он положил к ногам России,
От моря Чёрного ключи!...
Л. Лидер

 Ведущий 4. Турецкое командование планировало в 1790 году высадить десанты на кавказском побережье Черного моря, в Крыму и захватить полуостров. Командующим турецким флотом был назначен адмирал Гуссейн-паша. Угроза для Крымского полуострова была весьма значительной, русских войск здесь было немного. Турецкий десант, посаженный на суда в Синопе, Самсуне и других портах, могли перебросить и высадить в Крыму менее чем за двое суток. 

 Ушаков провел разведывательный поход вдоль турецких берегов. Русские моряки захватили более десятка вражеских судов и узнали о подготовке в Константинополе турецкого флота с десантными силами. Ушаков снова вывел свои силы в море и 8 июля (19 июля) 1790 года разбил турецкую эскадру у Керченского пролива. Это сражение сорвало высадку вражеского десанта в Крыму, показало отличную выучку экипажей русских кораблей и высокое флотоводческое мастерство Федора Ушакова. 

После этого сражения турецкий флот скрылся на своих базах, где начались усиленные работы по восстановлению повреждённых кораблей. Турецкий адмирал скрыл от султана факт поражения, объявил о победе (потоплении нескольких русских кораблей) и стал готовиться к новой операции. Для поддержки Гуссейна султан направил опытного младшего флагмана — Сеида-бея.
Ведущий 5.  Утром 21 августа основная часть турецкого флота была сосредоточена между Хаджи-беем (Одесса) и мысом Тендра. Под началом Гуссейн-паши была значительная мощь 45 кораблей: 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 вспомогательных судна, при 1400 пушках. В это время русские войска начали наступление в районе Дуная, и их была должна поддержать гребная флотилия. Однако из-за присутствия вражеского флота Лиманская флотилия не могла поддержать сухопутные силы.

25 августа Ушаков вывел свою эскадру в море, в её составе было: 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 16 вспомогательных судов, при 836 орудиях. Утром 28 августа русский флот появился у Тендровской косы. Русские обнаружили противника, и адмирал дал приказ идти на сближение. Для турецкого капудан-паши появление русских кораблей стало полной неожиданностью, он считал, что русский флот ещё не оправился после Керченского сражения и стоит в Севастополе. Завидев русский флот, турки бросились поспешно обрубать якоря, ставить паруса и в беспорядке двинулись к устью Дуная. 

Ведущий 6. Русские корабли начали преследование отходящего врага. Турецкий авангард во главе с флагманским кораблем Гуссейн-паши, пользуясь преимуществом в ходе, вырвался вперёд. Опасаясь, что отставшие корабли будут настигнуты Ушаковым и прижаты к берегу, турецкий адмирал был вынужден сделать поворот. В то время когда турки перестраивали свои порядки, русская эскадра по сигналу Ушакова построилась из трёх колонн в боевую линию. Три фрегата - «Иоанн Воинственник», «Иероним» и «Покров Богородицы», были оставлены в резерве и расположились у авангарда, что бы при необходимости пресечь атакующие действия передовых вражеских кораблей. В три часа обе эскадры пошли параллельно друг другу. Ушаков приказал сократить дистанцию и открыть огонь по неприятелю. 

Ушаков, используя свою излюбленную тактику – сосредоточить огонь на флагмане врага (его поражение вызывало деморализацию турецких моряков), приказал ударить по турецкому авангарду, где находились турецкие флагманские корабли Гуссейн-паши и Сеид-бея (Сеит-бея). Огонь русских кораблей заставил передовую часть вражеского флота повернуть через фордевинд (повернуть корабли носом по ветру) и отступить к Дунаю. Русская эскадра гнала турок и вела постоянный огонь. К 17 часам вся линия турецкой эскадры была окончательно разбита. Преследование продолжалось несколько часов, только наступление темноты спасло турков от полного поражения. Турецкие суда шли без огней и постоянно меняли курсы, чтобы сбить с толку русскую эскадру. Однако на этот раз туркам сбежать не удалось (как это было во время Керченского сражения). 

Ученик 4. -Вперёд!-...спокоен перед боем,
Ребят бодрит в который раз,
-Ну, братцы, встретим их достойно,
Жаль только ветер против нас!...

Ученик 5. Турецкий флот, как зверь всеядный,
-Огонь прицельный, левым...пли!...
Поделим надвое эскадру,
Вторая сбоку обходи!...

Ученик 1. Отрезан флагман, враг в смятении,
Столь непредвиденный кураж?!
Застыли турки в изумлении,
Кричат: " Идут на абордаж!"


Ученик 2. -Но нет,"друзья", не тут-то было,
Теперь уж правый бок палит!
Эскадру вражью расчленило,
Расстаял фарс и враг разбит...
Л. Лидер

Ведущий 7. На рассвете следующего дня на русских кораблях обнаружили турецкий флот, который был «рассыпан весь в разные места». Турецкое командование увидев, что русская эскадра располагается поблизости, дало сигнал на соединение и отход. Турки взяли курс к юго-востоку, что сильно повреждённые корабли снизили скорость эскадры и отставали. Один из турецких флагманов 80-пушечный корабль «Капитания» замыкал турецкий строй. 
В 10 часов утра русский корабль «Андрей» первым настиг противника и открыл по нему огонь. За ним подошли линейные корабли «Георгий» и «Преображение Господне». Они окружили неприятельский флагман и сменяя друг друга производили по нему залп за залпом. Турки оказывали упорное сопротивление. В это время подошёл русский флагман «Рождество Христово». Он встал от турков на расстояние 60 метров и расстреливал вражеский корабли на ближайшей дистанции. Турки не выдержали и «просили пощады и своего спасения». В плен попал Сеид-паша, капитан корабля Мехмет-дарсей и 17 штабных офицеров. Корабль спасти не удалось, из-за пожара на его борту он вскоре взлетел на воздух. 
В это время другие русские корабли нагнали вражеский 66-пушечный линейный корабль «Мелеки-Багари», блокировали его и принудили капитулировать. Затем были захвачены ещё несколько судов. Всего в плен попало более 700 турков. По турецким донесениям флот потерял убитыми и ранеными до 5,5 тыс. человек. Оставшиеся турецкие корабли в беспорядке отступили к Босфору. По пути в Босфор затонул ещё один линейный корабль и несколько небольших судов. О воинском умении русской эскадры говорят её потери: 46 человек убитыми и ранеными. 

Ученик 3. Под блеск Андреевского флага,
Победа русских сыновей,
Вела пленённую эскадру,
Турецких вражьих кораблей!

Ученик 4. Дворянской крови, милосердный,
К поверженным не ведал зла,
Враг с уважением безмерным,
Прозвал его "Ушак-паша"...

Ученик 5. Победой доблестных сражений,
Радея за свою страну,
Он не изведав поражений!
Достойно прожил жизнь свою...
 Л. Лидер

Педагог. В Севастополе эскадре Фёдора Ушакова была устроена торжественная встреча. Русский Черноморский флот одержал над турками решительную победу и внёс значительный вклад в общую победу. Северо-западная часть Чёрного моря была очищена от ВМС врага, и это открыло доступ в море кораблям Лиманской флотилии. При содействии кораблей Лиманской флотилии русские войска взяли крепости Килия, Тульча, Исакчи и, затем, Измаил. Ушаков вписал в морскую летопись России одну из её блестящих страниц. Манёвренная тактика морского боя Ушакова полностью себя оправдала, турецкий флот перестал господствовать в Черном море.   Выдающийся русский флотоводец, адмирал, незнавший поражений. канонизирован Русской православной церковью.

3. Подведение итогов (рефлексия).

Когда состоялся бой у мыса Тендра?

Кто командовал русским флотом? Каковы потери сторон? Почему в православных церквях можно увидеть икону с изображением Фёдора Ушакова? Удалось ли вам осознать масштаб этого события?
 
Литература: 

Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной Войне в 12 томах. М. «Современник» 1987 г.

А.Митяев. «Книга будущих командиров». М. «Молодая Гвардия» 1985 г.

О.А.Амелькин. «Дни воинской славы России». Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж – 2005.

С.Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI - начало XVII веков. - Москва: Белый город, 2006.

Н.Орлова. Сaмозванцы. - Москва: Белый город, 2002.

Журнал «Родина». - № 11.- 2005

Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

Классные часы: 9 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.
Классные часы: 8 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.

Классные часы: 5 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2010.

Клубные часы Проблемно-ценностное общение  5-6 классы / Авт-сост. Г.В.Баженова – Волгоград: Учитель, 2013.                                                                   Л. Кондырев. Избранное. Стихотворения. Песни. Поэмы. – М.: «Художественная литература», 1973.

Л.К. Гребенкина и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

Парад 7 ноября 1941 года. // Великая Отечественная война 1941 - 1945: энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985, с. 527.
Парад 7 ноября 1941 года.// Военная энциклопедия. - М.: Военное издательство, 2002. Т. 6, с. 256.

Материалы Интернет



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)»

8 - сентября - День воинской славы России - День Бородинского сражения. Данное мероприятие воспитывает у учащихся чувства патриотизма, уважение к истории и традициям  нашей Родины....

День воинской славы России. Сражение у мыса Синоп.

Методическая разработка классного часа  патриотического направления для 8-9 класссов. Основные цели: расширить представление воспитанников  о сражении у мыса Синоп; развивать чувство патриот...

Внеклассное воспитательное мероприятие, посвященное памятной дате ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ: «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра».

Воспитательное   мероприятие «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра». Цель мероприятия: воспитать чувство патриотизма...

Классный час: «День воинской славы России: 1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 1853г.».

Классный час проводился с воспитанниками 81 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 18 (30) ноября 185...

Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....

День воинской славы России «День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год)»

11 сентября 2014 года отмечается День воинской славы России — День победы русской эскадры контр-адмирала Федора Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра. Победа у мыса Тендра в военной кампан...