Это было давно
классный час (7 класс) на тему

Классный час о Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_eto_bylo_davno.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Это было давно».

Цель: Воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов совершённых в годы Великой Отечественной войны.

Оформление: Рисунки ребят о войне, музыкальное сопровождение песни военной тематики.

                     Ход классного часа.

Воспитатель: Война… Страшная, жестокая, злая. Она не жалела никого, воевали и взрослые и дети, мужчины и женщины, юноши и девушки. Сегодня мы вспоминаем тех, кто не жалея себя, боролся с врагом. Прошло после той войны 65 лет, но она живёт в каждом из нас. В воспоминаниях наших дедушек и бабушек. В фотографиях и письмах, рассказах и легендах, фильмах и книгах о войне. Какой была та война? Какой вы можете её представить?

Какие ассоциации вызывает у вас слово Война? Подумайте.

- жестокость, смерть, агрессия, кровь, голод, встречи, прощания, холод, …..

А ещё ребята война – это страх, страх за себя, своих близких, товарищей, которые рядом с тобой.

В мае 1945 года миллионы людей во всём мире с ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны в Европе. Великая Отечественная война 1941-1945, навязанная Советскому Союзу германским фашизмом. Продолжалась она1418 дней и ночей, была самой жестокой и тяжёлой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сёл и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.

Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиг, длившийся четыре огненных года.

- Как вы понимаете слово подвиг?

Ученик: Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдаёт всего себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трёх, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Сейчас мы послушаем рассказ о несчастье, которое произошло 22 марта 1943 года.

Ученик:

Нечеловеческая сила, в одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила, земное сбросила с земли,

И никого не защитила вдали обещанная встреча,

И никого не защитила рука, зовущая вдали.

Ученик: Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдёте сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943года.

Воспитатель:

Хатынь – деревня Логойского района Минской области Белоруссии – стала символом трагедии белорусского народа, скорбной страницей истории времён Великой Отечественной войны. В память погибших 2 230 000 жителей Белоруссии – это каждый четвёртый – в 1969 г. на месте сожжённой вместе с жителями деревни Хатынь сооружён мемориальный комплекс, в котором воплощена идея мужества и непокорённости народа, принёсшего неисчислимые жертвы во имя победы. Это произошло 22 марта 1943г. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь. Жители деревни не знали, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер.

Ученик: Но фашисты уже вынесли смертный приговор ни в чём не повинным людям. Всё население Хатыни от мала до велика – стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков. Не щадили женщин с маленькими грудными детьми.

Воспитатель: Шнель! Шнель! – подгоняли прикладами людей каратели. Несла на руках семинедельного грудного младенца Вера Яскевич. Это был её первенец. Бессловесный, он ещё не мог спросить, куда мама несёт его. Он не видел, что мама словно окаменела, не видел ужаса в её глазах. А ей казалось. Что он тоже чует неминуемую беду, поэтому, так прижимается под платком. «И куда же нас гонят?» - думает объятая горем мать – что эти злыдни с нами сделают?

- Шнель! Шнель! – тычут каратели прикладами в спины людей. Уже всех в одну толпу собрали, всех подряд загоняют в овин. А в толпе уже слышны причитания: Боже милостивый, сжалься, пощади! Нас же на смерть гонят. Сожгут нас в этом овине. Невыносимой болью полоснул этот крик по сердцу матери. Она всё прижимала к сердцу сыночка, платком его прикрывала, будто платок мог заслонить его от смерти.

Шевелились призывно губы, а сердце трепетало, выстукивало в груди: нет, никто не придёт, не спасёт. Сама спасай – ты мать! И она стала потихоньку, отчаянно проталкиваться сквозь толпу к заборам, к голым кустикам крыжовника по ту сторону забора. «Может выберемся, уйдём от беды». И она, прижимая младенца к груди, бросилась бежать. Вдогонку за ней бросился рослый солдат. Схватил за руку, поволок назад, толкнул в самую гущу толпы.

- Как слепого мерника, вели под руки Иосифа Ивановича Рудака. Не столько годы как давняя болезнь скрутила его, приковала к постели. Прикладами подняли его с постели каратели. В ноги упала им его жена, сухонькая изведённая горем бабушка Прасковья.

- Дайте помереть человеку спокойно в родной хате – просила Прасковья,- куда вы его тащите, куда забираете больного, старого? Зачем вам сухие кости. Он сгорит! – гаркнул фашист. И ты сгоришь! Всех в огонь! Партизаны. Это они-то Старые, больные, в чём дух держится - партизаны. А чумазые мал мала меньше детишки Иосифа Барановского  – тоже партизаны? Самого маленького Барановский нёс на руках. Остальные, а их было семеро мальчуганов и девчушек – как гусята за гусыней шли за матерью. Они испуганными глазами заглядывали в её застывшие и выплаканные глаза, сами плакали, грязными кулачками утирали слёзы. Те, что постарше с тревогой глядели на вооружённых солдат, подталкивали мать, тихо шептали: «Бежим мама! А куда бежать! Стволы пулемётов, автоматов нацелены в спины. Смерть глядит в лица людям. Не убежать, не защититься, не спастись от неё.

И вот в овине полно людей. Мужчины, женщины, дети. Началась самая страшная часть трагедии.

Ученик: В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей возрастом до 16 лет. Деревня была разграблена и сожжена дотла. Из находившихся в сарае остались живы лишь двое детей семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими людьми выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненная женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненный в руку мальчик пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и приютили жители соседних деревень.

Ученик:

       Ах, горюшко – горе сыночек родной

       Сухими губами шептала

      А может не станут они над тобой

      Глумиться! Ты прожил так мало!

      Не видел, как вишня весенней порой,

      Как груша в саду расцветала

      Не слышал, как трудно кричат журавли,

      Как годы пророчит кукушка,

      Не знаешь ты запахов талой земли

      И тёплой коры на опушке,

      Не разу ещё не промчался верхом

      За ветром вдогонку в ночное

     Не ел, согреваясь под осень костром,

     Печёной картошки с золою.

    Ну хоть бы одни истоптал сапоги,

    Прочёл бы хоть первую книжку…

    Ты слышишь, наш татка!

    Приди, помоги!

    Спаси не меня, - так сынишку!

Воспитатель: Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56 летний кузнец Иосиф Каминский вспоминает:

Меня, жену, детей гонят к овину, а там вопли, крики. Голосят женщины, плачут дети, а вокруг вооружённые солдаты. И больно и горько до слёз. А небо над головой широкое, жаворонки заливаются. Вот думаю, пришла моя пора распрощаться с этим небом, жаворонками.

Загнали нас в овин, а в этом овине под крышей летают голуби. Через круглую дыру под коньком вылетают и воркуют. Как я завидовал голубям. Они могут прилететь, могут вылететь, могут всё. А мы в ловушке и не выйти нам из неё на волю. Согнали всех жителей, затворили ворота, в овине стало жарко, душно. И вдруг мы услышали громкий крик «Горим».

Горьким дымом запахло, с крыши посыпались искры. Люди бросились к воротам, затрещали они под напором, отворились, свежим ветром дохнуло в овин, а на них уже падали охапки горящей соломы. Дышавшие огнём стропила, жерди. Трещат волосы, горит одежда. Рядом со мной сын Адам Он что-то говорит, а я его не слышу. Кричу прямо в ухо «Под ногами людей пробирайся к выходу».  Пополз он, а я за ним, выползли он вскочил и пригнувшись побежал за овин, но догнали его вражьи пули. Упал сын, бросился я к нему, а фашист и по мне очередью, упал я. Подошёл солдат и давай меня пинать, прикладом бить. Подумал, что я уже мёртв. Впал в забытьё и не видел, как фашисты ходили по деревне грабили её, сжигали хаты.

Горела Хатынь. То чёрные, то жёлтые столбы дыма тянулись в небо. Пожар сметал, заглаживал всё живое и неживое день, и ночь горела Хатынь. Там где был овин, в серой золе чернели обгоревшие кости. Зола и пепел. Головёшки и кости. Обугленные брёвна и обезображенные трупы. Ещё и на следующий день и на третий над пепелищем стоял густой, тяжёлый запах.

Стихотворение.

Ученик: Нет, невозможно найти оправданье.

               Было селенье – осталось название.

               Вражьи солдаты

               Ворвались, как звери.-

               И птицы, и хаты, и люди сгорели,

               А жить им хотелось,

               А жизнь так манила

               Всё в небо ушло, черным облаком сплыло.

               Остались на годы в военных туманах

               Одни только печи, на мёртвых полянах.

Воспитатель: Бежит, устремляясь, вперёд лента шоссе Минск-Витебск. Обычные дорожные знаки по сторонам. И вдруг справа, на 54 км. Тревожный указатель. Каждый километр чётко отбивают беломраморные глыбы - первая, вторая, третья, четвёртая, пятая и наконец, вот он мемориал. В центре возвышается скульптура непокорённого человека - человека вынесшего на своих плечах все тяготы войны, вставшего живым из огня. А руки натруженные держат тело замученного ребёнка. Справа от скульптуры увековечено место сожжения хатынцев. Чёрные гранитные плиты символизируют обрушившуюся крышу сарая. Клинообразная дорога из белого мрамора символизирует последний путь хатынцев и обрывается у крыши - плиты.

Дорожка из серых железобетонных плит ведёт к бывшей деревенской улице. На месте каждого из 26 сгоревших домов лежит первый венец сруба. Только сделан он не из дерева, а из бетона. Внутри сруба тревожный силуэт обелиска, увенчанного колоколом. На обелиске мемориальная плита с фамилиями и именами непокорившихся  врагу, заживо сожжённых хатынцев.

Ученик: Более полувека мы живём без войны и столько лет помним её, каждый её день – от первого до последнего. Помним расплавленные камни Бреста и Сталинграда, овраги Дубосекова и поля Прохоровки, пепел Хатыни. Во имя продолжения жизни проливали кровь в боях наши отцы, деды, прадеды, вершился титанический подвиг тыла, во имя того, чтобы, горели мартены и колосились хлеба, вставали новые светлые города, чтобы радостнее была наша жизнь. Мы помним, кому обязаны жизнью.

Ученик: К сожалению, с каждым днём всё меньше становится среди нас участников Великой Отечественной войны. В живых остались единицы. И тем трепетнее мы должны проявлять заботу и уважение к живым ветеранам; склонять головы и почитать тех, кто ради нас отдал самое дорогое – жизнь.

Память – не просто дань славному прошлому. Память – это причащение величием истории народа, это принятие всем сердцем ответственности за сохранность и приумножение величия духа и достоинства нации.

Воспитатель: Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир промолчал бы 50 лет. Вечная им память.

Звучит музыка, на фоне ученик  читает стихотворение.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Это было недавно, это было давно..."

Статья "Это было недавно, это было давно..." может служить отчетом о проделанной работе детскими объединениями отдела дополнительного образования к знаменательной дате- 70-летию битвы под Москвой....

Литературно-музыкальная композиция "Давным-давно была война"

Литературно-музыкальная композиция "Давным-давно была война"...

"Это было давно..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы....

Сценарий вечера встречи с выпускниками школы "Это было недавно, это было давно…"

Замечательный сценарий праздника встречи с детством....

«Давным-давно была война»

Литературно – музыкальная композиция ко Дню Победы «Давным-давно была война»....

Сценарий "Истории войны. Это было давно..."

Цели и задачи мероприятия:1.Создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны всего лишь полвека назад.2. Развивать чувство личного сопер...

Давным - давно была война

Тема: «ДАВНЫМ-ДАВНО БЫЛА ВОЙНА»Цель:Создать условия для формирования нравственных ценностей подрастающего поколения; воспитание личности – патриота России, способного гордиться своей...