"Путь к свету" план классного часа. 5 класс.
классный час (5 класс) на тему

Баландина Оксана Владимировна

План классного часа для учеников 5-го класса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в 5В классе по теме:

«Путь к свету»

Классный руководитель Баландина О.В.

Цель: способствовать осознанию учащимися ценности собственного здоровья. Формирование представлений о неограниченных возможностях человеческого духа, о необходимости преодоления вредных привычек и ответственного отношения к собственной жизненной траектории.

Ход мероприятия:

Обычная жизнь обычного ребенка. Яркие краски лета. Радуга на горизонте. Хрустальные блики на глади прозрачной воды. Сочная зелень нежной листвы, капли росы на траве. Дождинки на стекле оконного окна. Пение птиц. Жужжание пчелы над душистым цветком. Необыкновенное звучание нежной музыки.  Шелест морских волн. Ветер в березовой роще. Улыбка родного человека, мамина колыбельная. Как много в нашем мире того, что делает нашу жизнь яркой, красивой, осмысленной. Сколько чудесных мгновений, замечательных воспоминаний. Вслушайтесь, всмотритесь…

И вдруг вместо всего этого – абсолютная тишина и полный мрак! Сразу все изменилось. Померкли и пропали краски, исчезли звуки. И не на минуту, не на час или день, а навсегда. Это невыдуманная история девочки произошла сто лет назад. Ее звали Ольга Скороходова. Ольга родилась в семье бедных крестьян на Украине, в селе Белозерка.  Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны, а мать была вынуждена батрачить.

В возрасте пяти лет вследствие заболевания менингитом Оля полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11—13 лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла. В 1922 году после смерти матери её направили в Школу слепых в Одессе. В 1925 году слепоглухая и почти уже немая Оля попала в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове.

Вот как сама Ольга Ивановна описывала впоследствии свое состояние после болезни: «Однако, несмотря на это смутное понимание состояния, в котором я находилась, я также смутно продолжала надеяться на тот «прекрасный миг», в который я снова все увижу и услышу…»

«…Оттого, что я не ощущала рядом с собой людей, не осматривала того, что меня окружало, мне представлялось, что люди и все предметы находятся от меня далеко, - гораздо дальше, чем это бывало в действительности…»

«…мое одиночество способствовало развитию весьма необузданной фантазии……когда я долго не видела мать, думала, что с ней могут произойти какие-нибудь превращения, ведь случилось же со мной что-то, лишившее меня зрения и слуха… Мне начинало казаться, что у матери вдруг исчезли ноги, а вместо рук выросли крылья. Она летает над нашим домом, но не может придти ко мне…»

Вместе с окончательной потерей слуха  Ольге стало трудно ходить, у нее часто кружилась голова. Окружающие же продолжали громко говорить ей на ухо, а она только ощущала их дыхание, не слыша никаких звуков. О девочке сообщили в Харьков профессору Ивану Афанасьевичу Соколянскому и, в начале 1925 г., ее привезли в Школу-клинику слепоглухих, которую он только что организовал в этом городе при школе слепых. После того, как девочка освоилась с новой обстановкой и привыкла к хорошо организованной жизни в новой школе, И.А.Соколянский приступил к восстановлению устной речи Ольги, которая была нарушена после утраты слуха.

- Как вы думаете, что изображено на слайде? (Азбука Брайля).

- Для чего она нужна? Как ею пользоваться? Как пишут с ее помощью?

Азбука Брайля алфавит, созданный Луизом Брайлем в 1837 году, в котором каждая буква представлена в виде определенного набора выпуклых точек. Во время чтения слепые нащупывают их кончиками пальцев. Это основной метод чтения, используемый слепыми и слабовидящими людьми на сегодняшний день.

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

 

 

Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом. Одной из особенностей шрифта Брайля является то, что пишется текст справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо. При письме прокалываются точки, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. В этом заключается одна из сложностей при обучении этому шрифту. Наличие или отсутствие точек (проколов) в ячейке дает определенный символ. Высоты точки в 0,5 мм достаточно для её распознавания на ощупь. Расстояние между точками занимает около 2,5 мм, расстояние между ячейками — 3,75 мм по горизонтали и 5 мм по вертикали.

- Предлагаю вам попробовать написать любую букву шрифтом Брайля, а вашему соседу по парте нужно на ощупь определить написанную вами букву.

- Сложно ли научиться читать и писать с помощью этого шрифта?

- Как вы думаете, а можно ли сочинять стихи и писать книги на этом шрифте?

Ольга Скороходова имела научную степень кандидата педагогических наук, до конца своей жизни работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии в Москве, была автором многих научных и научно-популярных статей, стихов. Часто выступала с лекциями перед студентами многих вузов своей страны. Вот стихи, которые были написаны слепоглухонемой Ольгой Скороходовой.

Думают иные – те, кто звуки слышат,

Те, кто видят солнце, звезды и луну:

– Как она без зренья красоту опишет?

Как поймет без слуха звуки и весну!?

Я услышу запах и росы прохладу,

Легкий шелест листьев пальцами ловлю.

Утопая в сумрак, я пройду по саду,

И мечтать готова, и сказать люблю…

Пусть я не увижу глаз его сиянье,

Не услышу голос, ласковый, живой,

Но слова без звука – чувства трепетанье –

Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова,

Так, как любят запах нежного цветка,

Так, как любят в дружбе дорогое слово,

Так, как любит трепет сжатая рука.

Я умом увижу, чувствами услышу,

И мечтой привольной мир я облечу…

Каждый ли из зрячих красоту опишет,

Улыбнется ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,

Но имею больше – чувств живых простор:

Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем

Я соткала жизни красочный узор.

Если вас чаруют красота и звуки,

Не гордитесь этим счастьем предо мной!

Лучше протяните с добрым чувством руку,

Чтоб была я с вами, а не за стеной.

Я прошла сквозь мрак и бури,

Я пути искала к свету, —

К жизни творческой, богатой...

И нашла! Запомни это!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Геройский путь полководца Н.Ф. Ватутина"

Классный час посвящен 110-летнему юбилею со дня рождения великого советского полководца Н.Ф.Ватутина....

Сценарий классного часа "На пути к олимпиаде в Сочи-2014".

Материал содержит сценарий мероприятия, который можно провести в классе и внекласса. В преддверии олимпиады в Сочи это мероприятие  очень актуально. Материал содержит мультимедийные пре...

Беседа на классном часе "Путь к толерантности".

Цели:-  сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к с...

Сценарий классного часа "Класс - это семья"

Личностно-ориентированный классный час предполагает развитие индивидуальности ребенка и уникальности образа его жизнедеятельности, включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения; ...

Разработка классного часа "Путь к себе" для 9 класса.

Сценарий классного часа в 9-х клссах с элементами тренинга....

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...