Психологические знания
учебно-методический материал на тему

Колобов Андрей Георгиевич

 

Учеными доказано, что к концу третьего года обучения 80% детей имеют от 3-х до 5-и нарушений в организме. 60% диагнозов, поставленных впервые,  приходится на нарушения регуляций (нервных, эндокринных, иммунных), 30% впервые поставленных диагнозов приходится на  ранее молчавшие органические нарушения, декомпенсированные под влиянием учебных перегрузок. И лишь 10% обусловлены прогрессированием ранее имеющихся болезней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Какой сегодня ученик?

Учеными доказано, что к концу третьего года обучения 80% детей имеют от 3-х до 5-и нарушений в организме. 60% диагнозов, поставленных впервые,  приходится на нарушения регуляций (нервных, эндокринных, иммунных), 30% впервые поставленных диагнозов приходится на  ранее молчавшие органические нарушения, декомпенсированные под влиянием учебных перегрузок. И лишь 10% обусловлены прогрессированием ранее имеющихся болезней.

Основная причина развития болезней регуляции в процессе учебы – игнорирование индивидуальности, несоответствие возможностей ребенка тому характеру работы с информацией, который навязывается ему учебной программой либо индивидуальностью самого учителя.

Для здоровья ребенка благоприятна такая информационная среда, которая тренирует его системы регуляций в режиме свободы выбора, препятствуя развитию «застреваний». На сегодняшний день для школы характерен акцент на развитие логического, левополушарного мышления при невнимании к развитию образного, правополушарного. Это приводит к риску психосоматических нарушений, ослаблению иммунитета, вегетативных и эндокринных регуляций. Левополушарный крен в образовании приводит и к снижению эффективности воспитания, потому что центры усвоения нравственно-этических норм находятся в правом полушарии.

Как проявляют себя дети в условиях современной школы?

Одни хронически переутомляются, у них снижается память, внимание, работоспособность. Теряется интерес к учебе. Снижается иммунитет, учащаются простудные заболевания.

У других снижается работоспособность, адаптивные возможности. Такие дети попадают в группу риска по психосоматическим нарушениям.

Дети группы риска по психосоматическим нарушениям

Причины ослабления регуляций в детском организме разные – биологические и социальные.

1. Эмоциональный дискомфорт ребенка, его личностные особенности.

Речь идет о постоянном страхе ребенка получить двойку, из-за боязни учителя и т.д. Ситуация обостряется непониманием родителей, которые ждут пятерок от детей. Они обвиняют при ребенке учителей: «Учат не так», ставя таким образом его в положение «ножницы»: с одной стороны – учитель, с другой – родители. У ребенка формируется двойная мораль.Это приводит к невротизации, ослаблению саморегуляции. К тому же, родители не снижают заданную планку детям. И ребенок, изначально ориентированный на высокие результаты, очень расстраивается при неудачах. Самооценка резко падает, ребенок один на один остается со своими проблемами. Эта ситуация может перерасти в агрессию.

2. Последствия патологии беременности, неблагополучных родов, черепно-мозговых травм, мозговых инфекций.

Это поражение тканей мозга. Врачи часто не замечают мелкие невралгические проблемы на фоне крупной патологии. Иногда они исчезают, но часто с началом систематического обучения при повышенной нагрузки на мозг, проявляются с новой силой в виде резидуальной энцефалопатии, минимальной мозговой дисфункции и др.

Выражается это в сильном переутомлении ребенка, систематических ошибках по русскому языку. Самостоятельно ребенок не может справиться с проблемами, поэтому падает мотивация на учебу. Необходима коррекционная работа.

3. Хронические заболевания ребенка.

Если в организме имеется хронический очаг инфекции, на мозг воздействуют выделяющиеся из него нейротоксины. Любое заболевание, вызывающее ухудшение вентиляции легких (аденоиды, бронхиальная астма) приводит к недополучению мозгом кислорода и его быстрой утомляемости. Хронические заболевания снижают функциональные возможности нервной системы и могут стать причиной его астенизации.

Внутренняя картина болезни ребенка формируется под влиянием его родителей. Выделяют несколько типов отношений к болезни родителей: безразличное, эмоциональное, рациональное, волевое и творческое.

При безразличном отношении ребенок не получает ни сочувствия, ни конкретной помощи.

При эмоциональном – внимание, эмоциональная поддержка, сопряженные с паникой, страхом за жизнь ребенка. С одной стороны в душе ребенка смятение, безысходность, с другой – эгоизм «пусть теперь пожалеют, что ругали меня». Лечение идет длительно.

Рациональное – строгое, пунктуальное соблюдение всех правил с целью побыстрее выздороветь и пойти в школу. Внутренний организм ребенка будет этому сопротивляться.

Волевое – нескрываемое раздражение по поводу болезни ребенка.

Творческое – оптимальное отношение. Это и эмоциональность без паники, и рациональность без отчуждения, и творческий поиск путей активизации защитных сил ребенка. Только при таких условиях ребенок будет желать выздороветь.

4. Задержка созреваний регуляций детского организма при разных видах деприваций.

Сенсорная депривация

Депривация – это лишение, недостаток, нехватка чего-то. Обычно характеризуется с психолого-педагогических позиций. Бывают разных видов. Важно знать, как депривация влияет на процесс созревания регуляторных систем детского организма.

Сенсорная депривация. Это недостаток информации, идущей в мозг ребенка, от органов чувств. Выделяют звуковую, цветовую, световую, тактильную, моторную депривацию.

Сенсорная  депривация  значительно задерживает созревание межанализаторных, межполушарных связей и корково-подкорковых отношений. Современный ребенок испытывает дефицит сенсорной информации сразу после рождения. Ссылаясь на то, что ребенок ничего не понимает, маленький еще, лишают его своего голоса. Вместо этого включают радио: пусть слушает. Уходят в прошлое колыбельные песни, сказки все то, что является гарантией психического здоровья ребенка.

Ребенок чувствует себя брошенным, забытым. Появляются первые признаки психосоматических изменений: разнообразные нарушения в работе животика, в цикле сон-бодрствование.

Для современных детей стало обычным увлечение ТV, компьютером, потребность в общении с природой ослаблена, что способствует ослаблению адаптационных возможностей организма.

Цветовая и световая депривация также ярко выражена. В Забайкалье  с декабря по февраль цветовой и световой голод приводит к снижению активности правого полушария, а значит, и ресурсов иммунной системы.

Тактильная депривация чаще развивается у детей , рожденных с помощью кесарева сечения. Но страдают и дети, лишенные материнской ласки, находящиеся на искусственном вскармливании и т.д. В школе у таких детей отмечаются трудности формирования моторных навыков письма, моторное невнимание – пропуск букв, плохой почерк, недописывание слов, непрописывание соединений букв. Ребенок не понимает, почему так получается, хотя он старается. Переписывание работы приводит к ухудшению результатов. Ребенок чувствует себя несостоятельным и ищет помощи. Он может ночью проситься к маме в постель, ему просто необходимо вернуться в детство и прожить тот этап онтогенеза, когда он недополучил тактильные ласки, необходимые для развития тактильно-кинестетического восприятия.

Попадая в школу, дети с тактильной депривацией быстрее ухудшают показатели, чем все остальные.

Эмоциональная (материнская) депривация. В последнее время увеличивается количество семей с культом рациональности. Эмоциональное отчуждение ребенка от родителей особенно тяжело переживается ребенком в периоды его возрастных кризисов. Эмоции – важный клапан отреагирования психического напряжения. При закрытости этого клапана стрессы накапливаются и «продавливаются» на соматический, телесный уровень (появляется вегетососудистая дистония, функциональная кардиопатия, аллергия, астма, сбои эндокринной системы).

Двигательная депривация, или гиподинамия.

Ученые говорят: «Нет отдельно психики и отдельно моторики (движения), есть единая психомоторика». Движение лежит в основе формирования слухо-моторных координаций, межполушарных связей. Развитие моторных навыков – средство психического развития, созревание мозга.. Вот почему в основе любой психокоррекции – двигательная активность. Именно двигательная активность лежит в основе любой психокоррекционной программы.  «Несерьезные» игры выполняют колоссальную роль:

«Прятки» - развивают пространственные регуляции, «жмурки» - совершенствуют слухо-двигательные координации, «классики» - развивают зрительно-моторные связи, «да и нет не говорите…) – профилактика последствий тяжелой беременности и родов, лапта – развивает мелкую моторику.

Ограничение творческой активности (творческая депривация).

В школах можно встретить утверждение, что развивать следует логическое мышление, а творческое должно развиваться само. Между тем не случайно, сама природа человека, строение его мозга предусмотрели теснейшую анатомическую связь центров творчества, центров адаптации, центров вегетативной, эндокринной и иммунной регуляций.

Последствия ограничения творческой активности на созревание систем регуляций можно просмотреть на примере развития у ребенка нарушения вегетативной регуляции, как ваготония.

Ваготония – перекос вегетативных регуляций, когда тонус парасимпатической нервной системы преобладает над симпатической. Ваготония встречается в основном у детей, испытывающих напряжение адаптации (например, проживающих в экологически напряженных регионах).

Может быть такое, что правополушарный ребенок, имевший образное мышление, пишет стереотипное сочинение с очень низким уровнем ассоциативности. В основном это наблюдается в классах с авторитарным стилем преподавания. Отмечаются некоторые характерные особенности темперамента и личности ребенка-ваготоника.: высокая ответственность, старательность, повышенная личностная тревожность, дисциплинированность, часто – угнетенность настроения, нередко – апатичность, склонность к депрессии. Им свойственна низкая самооценка.

В условиях стресса ваготоники резко увеличивают количество ошибок, частота сердечных сокращений возрастает до 120 ударов в минуту.

Таким образом, вырисовывается цепочка причинно-следственных связей: авторитарное окружение – высокоответственный ребенок с развитым правым полушарием – навязывание левополушарного стиля учебной деятельности – ослабление активности правого полушария – ослабление тесно связанных с правы полушарием центров вегетативной регуляции – изменение эмоциональной регуляции (периодические эмоциональные вспышки, раздражительность).

Признаки ваготонии: частые головные боли, боли в животе, тошнота, укачивание в транспорте, легкость покраснения, потливость ладоней, склонность к аллергии. Иногда отмечаются синкопальные состояния – ребенку вдруг становится плохо, он может упасть в обморок. Поскольку такие дети имеют склонность к низкому артериальному давлению, такие состояния – результат острого нарушения кровоснабжения мозга. Риск синкопальных состояний повышается при нахождении под открытым солнцем, при длительном вертикальном положении и статическом напряжении (на школьной линейке). Считается, что движение, положительные эмоции и творчество – три универсальных условия созревания здоровых регуляций и профилактики их «застреваний».

5. Особенности регуляций при разных вариантах сенсорной (глаз, ухо) и моторной (рука) ассиметрии.

Мозг человека – парный орган: он состоит из двух полушарий. Но полушария мозга функционально не тождественны. Значит, различаются функции и тех пери феерических оранов, которыми они руководят. Левые глаз, ухо, рука, нога  управляются правым полушарием и наоборот. У каждого человека есть ведущее ухо, глаз, рука, нога.

В условиях современной школы в группе риска по ухудшению состояния здоровья оказываются дети с ведущим левым ухом.

Для них характерны высокий уровень личностной тревожности, дисрегуляция сердечно-сосудистой системы в условиях информационного стресса. Что это за люди?

Ребенок имеет прекрасный музыкальный слух. Но может делать на письме ошибки «на слух». Путает окончания слов, заменяет буквы: у-ю, о-е, о-а-я, п-б и т.д. Игнорирует ь знак, часто пропускает гласные, а в диктантах может услышать не то слово. Не может переносить шум, крик. Перестает понимать, когда кричит учитель. На уроке чаще, чем у других, наступает «отключение» слухового внимания, в результате чего учебная информация усваивается кусками. «Витает где-то в облаках». На самом деле слуховой канал имеет небольшой ресурс, поэтому ребенок быстро устает, ему нужен отдых. К качеству акустической среды такого ребенка должно быть повышенное внимание. В будущем он должен выбрать себе спутника (спутницу) жизни, голос которого (ой) бы не раздражал.

Учебные трудности этих детей объясняются тем, что очень часто ведущее левое ухо сочетается со слабым фонематическим слухом и низкой слухо-речевой памятью. Это приводит к специфическим ошибкам на письме: Светок, малчик, луди, фсево, а также к проблемам в решении громоздских задач, трудностям в запоминании больших текстов. Обычно такие дети болеют чаще в 2 раза, чем остальные.

Левоглазые дети – правши также имеют ряд проблем в школьной адаптации. Их слабое место – зрительно-моторные координации. Левоглазых девочек правшей труднее научить. Расположение зрительной и моторной доминанты в разных полушариях мозга приводит к трудностям зрительно-моторных координаций, которые проявляются при слабости межполушарных связей.

Такие учащиеся делают много исправлений на письме, за что снижают оценку.

Зная ведущий глаз, учитель должен правильно посадить ребенка. Если у того  все доминанты правосторонние (правый глаз, правое ухо), ему и нужно сидеть так, чтобы учитель был относительно него с правой стороны или в центре. Если все левосторонние доминанты – наоборот. Если смешанные – лучше в центре.

Зная ведущий глаз, учитель лучше понимает поведение ребенка. Известно, что ведущий левый глаз придает человеку эмоциональность, тревожность, ему труднее при социальной адаптации. На замечания он реагирует мимикой, выражением лица, голосом, а правоглазники на замечания реагируют спокойно, даже могут улыбаться. Они имеют хорошую «броню» психологической  защиты. Если мы его «пережмем», он может зарыдать, а если его броня будет часто ломаться, то недалеко и до кардиопатии, энуреза.

Важной биологической характеристикой ребенка, наряду с его сенсорными и моторными ассиметриями, является тип его функциональной конституции.

6. Особенности когнитивных регуляций у детей-спринтеров и стайеров.

Стайеры и спринтеры полярны по отношению друг к другу.

Стайеры

Спринтеры

Риск развития психосоматических нарушений на порядок выше, чем у стайеров, особенно при быстром темпе обучения.

Для них трудно работать в условиях цейтнота. При дефиците времени даже продвинутый ребенок – стайер соображает плохо. Трудно работает в условиях повышенной ответственности, выдерживает большие нагрузки высокой интенсивности. Трудно быстро отвечает на неожиданные вопросы. Трудно отвлекается на реплики, переключает внимание с вопроса на вопрос, если не ясна последовательность. Для него письменные работы предпочтительнее устных ответов. Для него характерна письменная витиеватая художественная речь. Качество работы ухудшается после двойки, замечания, при работе в условиях шума. Ему трудно учиться у вспыльчивого педагога, который дает большой объем разнообразной информации. Очень трудны ситуации, когда после выдачи задания, учитель начинает его уточнять его уже после начала работы. Для него лучше, если работа осуществляется последовательно, чередуясь небольшими перерывами для отдыха. Работать ему лучше в уединении. Напряженность адаптации – 90%. Высокое напряжение сердечно-сосудистой деятельности. Личностная тревожность.

Трудно высиживает длительное время, выполняя монотонную работу.

Любит работать в группе. Нравится работать с разнообразными вопросами, в быстром темпе. Работу планирует и проверяет в процессе ее исполнения. Нравится эмоциональный, энергичный учитель.

Адаптивная напряженность – 36%.

Ситуативная тревожность.

Миксты – самая адаптивная группа в школе.

7. Одаренные дети 

Характеризуются легкостью восприятия информации в любом виде (слух, зрение и т.д.). У них лабильная и выносливая нервная система. Дети эмоционально открыты. У них хорошая память. Но у половины детей слабые межполушарные взаимодействия и акцентуация левополушарной обработки информации. Поэтому часто такие дети попадают в группу риска по невротизации и по психосоматическим нарушениям.

Чтобы природные силы самооздоровления проявили себя, нужны определенные условия: не развивать сильную или слабую стороны, развивать связь между ними. Не решать за ребенка, кем ему быть, акцентуируя его деятельность на чем-то одном, а дать ему возможность развиваться с разных сторон.



Предварительный просмотр:

Ведущее левое ухо

Ребенок имеет прекрасный музыкальный слух. Но может делать на письме ошибки «на слух». Путает окончания слов, заменяет буквы: у-ю, о-е, о-а-я, п-б и т.д. Игнорирует ь знак, часто пропускает гласные, а в диктантах может услышать не то слово. Не может переносить шум, крик. Перестает понимать, когда кричит учитель. На уроке чаще, чем у других, наступает «отключение» слухового внимания, в результате чего учебная информация усваивается кусками. «Витает где-то в облаках». На самом деле слуховой канал имеет небольшой ресурс, поэтому ребенок быстро устает, ему нужен отдых. К качеству акустической среды такого ребенка должно быть повышенное внимание. В будущем он должен выбрать себе спутника (спутницу) жизни, голос которого (ой) бы не раздражал.

Учебные трудности этих детей объясняются тем, что очень часто ведущее левое ухо сочетается со слабым фонематическим слухом и низкой слухо-речевой памятью. Это приводит к специфическим ошибкам на письме: Светок, малчик, луди, фсево, а также к проблемам в решении громоздских задач, трудностям в запоминании больших текстов. Обычно такие дети болеют чаще в 2 раза, чем остальные.

Ведущий левый глаз

Левоглазые дети – правши. Имеют ряд проблем в школьной адаптации. Их слабое место – зрительно-моторные координации. Левоглазых девочек правшей труднее научить. Расположение зрительной и моторной доминанты в разных полушариях мозга приводит к трудностям зрительно-моторных координаций, которые проявляются при слабости межполушарных связей.

Такие учащиеся делают много исправлений на письме, за что снижают оценку.

Зная ведущий глаз, учитель должен правильно посадить ребенка. Если у того  все доминанты правосторонние (правый глаз, правое ухо), ему и нужно сидеть так, чтобы учитель был относительно него с правой стороны или в центре. Если все левосторонние доминанты – наоборот. Если смешанные – лучше в центре.

Зная ведущий глаз, учитель лучше понимает поведение ребенка. Известно, что ведущий левый глаз придает человеку эмоциональность, тревожность, ему труднее при социальной адаптации. На замечания он реагирует мимикой, выражением лица, голосом, а правоглазники на замечания реагируют спокойно, даже могут улыбаться. Они имеют хорошую «броню» психологической  защиты. Если мы его «пережмем», он может зарыдать, а если его броня будет часто ломаться, то недалеко и до кардиопатии, энуреза.



Предварительный просмотр:

Одаренные дети

Характеризуются легкостью восприятия информации в любом виде (слух, зрение и т.д.). У них лабильная и выносливая нервная система. Дети эмоционально открыты. У них хорошая память. Но у половины детей слабые межполушарные взаимодействия и акцентуация левополушарной обработки информации. Поэтому часто такие дети попадают в группу риска по невротизации и по психосоматическим нарушениям.

Чтобы природные силы самооздоровления проявили себя, нужны определенные условия: не развивать сильную или слабую стороны, развивать связь между ними. Не решать за ребенка, кем ему быть, акцентуируя его деятельность на чем-то одном, а дать ему возможность развиваться с разных сторон.



Предварительный просмотр:

Работа с гиперактивными детьми

(ГДС - гипердинамический синдром)

Количество мальчиков с таким нарушением в 4-6 раз больше, чем девочек.

Среди причин заболевания – хроническая гипоксия плода, асфиксия новорожденного, токсикоз беременной, переношенная или недоношенная беременность, заболевания ребенка на первом году жизни, генетические факторы, накопление в организме свинца, аллергия, изменение соотношения углеводов и белков в питании в сторону углеводов.

Основным признаком считается сниженное внимание (его объем и концентрация).

Ребенок не может сосредоточиться на чем-либо более нескольких минут. Он очень легко отвлекается, с повышенной активностью реагирует на посторонние стимулы. Во время выполнения любого задания наблюдается неуместная избыточная активность, не соответствующая характеру выполняемой работы.

Сидя, он извивается, в кистях и стопах отмечаются беспокойные движения. Проявляются большие трудности в организации и завершении работы. Как правило, не завершив одного действия, переходит к другому. Ребенок небрежен, часто теряет вещи. Характерна задержка моторного развития, моторная неловкость, тики, неравномерность интеллектуальной работоспособности, нарушение пространственного мышления, тонкой моторики рук. Из-за моторной неловкости, обилия посторонних движений, импульсивности ребенок часто совершает действия, которые приводят к травмам и его самого, и других детей.

Мышление у таких детей, как правило, конкретное, абстрагируются они с трудом, время и пространство понимают плохо. На ощупь ребенок затрудняется узнавать предметы: вложенный в руку хорошо знакомый предмет ребенок часто не узнает. А если на тыльной стороне «написать» ластиком букву, фигурку, он с закрытыми глазами не может узнать. С закрытыми глазами затрудняется в нахождении нужной части тела.

Повышенная двигательная активность наблюдается и в речи. Ребенок болтлив, говорит быстро, перескакивает с одного на другое. С трудом дожидается своей очереди, на уроках часто выкрикивает. С детьми ведет себя шумно, мешает другим, толкает их, любит разрушительные игры. При всем этом ребенок с ГДС не замечает своих недостатков, поэтому обижается, что дети неохотно с ним играют. У них неустойчивый эмоциональный фон. Быстро переходят от слез к смеху и наоборот.

Агрессивное поведение таких детей может иметь двоякую причину. С одной стороны, агрессия может явиться прямым следствием его двигательной активности. С другой стороны, агрессивность может быть реакцией на постоянные ограничения, запреты и указания взрослых, которые порицают его поведение.

Обучение в школе, как правило, приводит к усилению признаков гиперактивности. Несмотря на хорошие интеллектуальные способности, они учатся слабо. Основная причина – нарушение поведения. Исследования показали, что 85% поступивших в первые классы детей с ГДС, имели достаточный уровень развития познавательной сферы. Кроме того, большинство из них в дошкольном возрасте овладели навыками счета, чтения. Но неустойчивость поведения приводит к плохому усвоению учебного материала.

В дошкольном возрасте родители не обращают внимания на симптомы. Этому способствует и то, что ребенок, при всей его подвижности во время занятий, может часами сидеть неподвижно за просмотром интересного фильма. Создается впечатление, что ребенок просто активный, что соответствует особенностям возраста.

Часто родители не замечают, что у ребенка задерживается формирование графической речи – рисования. Он, как правило, не любит рисовать, выполнять мелкую работу, так как руки быстро устают.

Высокая физическая активность создает иллюзию о неутомимости ребенка. Это не так. Психически такие дети очень утомляемы, а повышенная двигательная активность как раз и является способом компенсации неустойчивой умственной работоспособности. Поэтому неправильно поступают родители, пытаясь «затормозить» ребенка, как дисциплинарными способами, так и седативными препаратами. Это может привести к обратному эффекту.

Отмечается слабая слухоречевая память. Вид памяти  моторный. Произвольная словесная память очень низкая. Ошибки по русскому языку часто связаны с нарушением порядка действий, антиципациями (буква пишется в слове раньше, чем положено (жУвут вместо живут), пропусками букв, недописыванием слов, отмечается большое количество исправлений (грязное письмо).

Такие дети очень устают на уроках-играх, особенно эмоциональных, с элементами соревнований в отличие от традиционных, хорошо структурированных, с подкреплением устных инструкций письменными, с «тактильными» учебными пособиями.

Лечение ребенка с ГДС требует медицинской поддержки и психолого-педагогической помощи.

Благоприятные социальные факторы могут скомпенсировать проявления заболевания уже к школьному возрасту, а квалифицированная помощь педагога и психолога может привести к полной реабилитации ребенка к подростковому возрасту.

Как реально в школе помочь таким детям?

Прежде всего, необходимо игнорировать их вызывающие поступки и всячески поощрять даже малейшие случаи хорошего поведения ребенка, его учебные и творческие успехи.

Следует избегать слов «нельзя» и «нет», так как ребенок чаще не в силах «затормозиться».

Такой ребенок должен сидеть не на задней парте, а впереди, в центре, напротив доски.

Во всем у ребенка должен быть четкий распорядок, режим.

Задания следует выдавать дробными порциями с обязательным контролем исполнения после каждого этапа задания.

Одновременно должно выдаваться только одно задание. Все устные инструкции должны быть продублированы в письменном виде.

Ребенка нужно почаще обнимать, брать за руку, поглаживать по голове. Обращаться к нему спокойно, мягко, добиваться душевного контакта. Тщательно оберегать от утомления, от попадания в условия скопления людей.

Если вы запланировали провести подвижную эмоциональную игру, для ребенка с ГДС нужно изначально предусмотреть роль наблюдателя, судьи.

Нежелательно участие такого ребенка в играх, соревнованиях на уроках физкультуры. Физическая нагрузка на него должна быть слабой и средней интенсивности, но длительная по времени (бег трусцой на длинные дистанции, плавание, работа на велотренажерах), чтобы к концу занятий ребенок физически уставал.

На рабочем месте у него должно быть минимум предметов.

Очень важно глубоко изучить индивидуальные предпочтения ребенка, которые бы способствовали тренировке фиксации внимания, снятию гипермоторных проявлений и импульсивность.

Полезны упражнения со штриховкой, моделирование, составление композиций из мелких деталей.

Выбор цвета при рисовании ограничен. Исключаются оранжевые, фиолетовые, черные цвета из палитры, при графических работах предпочтение отдается коричневому цвету.

Активно используется спокойная, релаксационная музыка (индивидуальный плейер).

Желательно снизить потребление сахара, продуктов с салицилатами (пищевые красители, ароматизаторы в жевательных резинках, газированной воде), кофеином.

Домашнюю работу следует выполнять все время в одном месте, где создан соответствующий интерьер. При выполнении домашних заданий тщательно готовить условия: убирать все отвлекающие предметы, изолировать от посторонних звуков, категорически исключается одновременный просмотр телепередач.

Показаны водные процедуры в любое время и много.

Хорошо организовывает работа с лупой, мелкими деталями, исследовательская натуралистическая работа. Желательно сократить просмотр телепередач и компьютерные игры.



Предварительный просмотр:

Методы дифференцированного подхода в обучении

(По Л.А.Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологических особенностей)

Предметы

Правополушарные учащиеся

Левополушарные учащиеся

Математика

Синтез.

Задания на время.

Работа в группе.

Формулировка теорем. Оперирование пространственными связями.

Задания в картинках.

Геометрия (пространственное мышление).

Схемы, таблицы, карточки.

Анализ.

Вневременные задания.

Работа в одиночку.

Доказательство теорем.

Оперирование знаками на плоскости.

Задания в символах.

Алгебра (логическое последовательное мышление на плоскости).

Многократное повторение.

Естественные науки

Мозговые штурмы.

Просмотр фильма.

Предсказание результатов.

Творческие задания.

Выявление сходств.

Сопоставление фактов.

Выделение сути.

Выделение важнейших моментов.

Использование речевых и музыкальных ритмов.

Экскурсии, походы, путешествия.

Интуитивный способ изучения.

Освоение вокабуляра методом «островков».

Образные представления и конкретные ситуации.

Ролевые игры.

Работа с наглядностью, фильмами, карточками.

Аналитическая работа.

Лингафонная система.

Анализ результатов.

Логические задания.

Выявление различий.

Выделение деталей.

Создание категорий.

Обобщение.

Многократное повторение.

Алгоритмы.

Рационально-логический способ.

Освоение вокабуляра посредством изучения слов.

Усвоение правил и грамматических конструкций.

Обучение других.

Лингофонная система восприятия на слух.

Иностранный язык

Проверки на уроке.

Групповые задания.

Деятельность, требующая быстрой реакции.

Задания на правописание.

Интервью.

Инсценировка.

Синтез текстов и слов из предложенных частей.

Проверки после уроков.

Индивидуальная работа.

Деятельность, требующая отсроченной реакции.

Задания на поиск ошибок.

Многократное повторение.

Сопоставление текстов.

Дробление текстов и слов на части.

Словесность

Сочинения.

Составление слов и предложений из частей.

Чтение-пересказ.

Чтение по ролям.

Задание на правописание.

Нахождение взаимосвязи.

Беглость устной и письменной речи.

Нахождение отрывков в тексте. Экскурсии.

Анализ рассказа.

Разбор слов и предложений по составу.

Прослушивание текстов.

Обучение других.

Задания на поиск ошибок.

Применение правил.

Точность употребления слов.

Многократное повторение.

Сопоставление текстов.

Понятийное понимание слов.

Давать выполнять тесты-задания с «открытыми» вопросами

Общие выводы

Предлагать свободное обсуждение, подведение итогов, внимательное слушание.

Ориентироваться на контроль результатов объяснения.

Предлагать тесты множественного выбора.

Этапы организации работы с учетом ведущего полушария учащихся

Мотивационный этап

Мотивационный этап

Правополушарные учащиеся

Левополушарные учащиеся

Пространственная организация

Рабочая полусфера - левая

Рабочая полусфера – правая

Цветовая организация

Светлая доска – темный мел

Темная доска – светлый мел

Условия, необходимые для успешной учебной деятельности

Гештальт (образы).

Контекст.

Связь информации с реальностью, практикой.

Творческие задания.

Эксперименты.

Музыкальный фон.

Речевой и музыкальный ритм.

Технология.

Детали.

Абстрактный линейный стиль изложения информации.

Неоднократное повторение учебного материала.

Тишина на уроке.

Формирование мотивации

Завоевание авторитета.

Престижность положения в коллективе.

Установление новых контактов.

Социальная значимость деятельности.

Стремление к самостоятельности.

Глубина знаний.

Высокая потребность в умственной деятельности.

Потребность в образовании

Операционный этап

Этап

Правополушарные учащиеся

Левополушарные учащиеся

Восприятие материала

Целостное.

Интонационная сторона речи.

Визуалисты (зрительное)

Дискретное (по частям).

Смысловая сторона речи.

Аудисты (слуховая).

Переработка информации

Быстрая.

Мгновенная.

Медленная.

Последовательная.

Интеллект

Невербальный.

Интуитивный

Вербальный.

Логический.

Деятельность

Приверженность к практике

Приверженность к теории

Эмоции

Экстравертированность.

Отрицательные (страх, печаль, гнев, ярость).

Интровертиованность.

Положительные (радость, чувство наслаждения, счастья)

Память

Непроизвольная.

Наглядно-образная

Произвольная.

Знаковая.

Мышление

Наглядно-образное.

Оперирование образами.

Спонтанное.

Эмоциональное.

Интуитивное.

Трехмерное (в пространстве)

Абстрактно-логическое.

Оперирование цифрами, знаками.

Формальное.

Рациональное.

Программируемое.

Двумерное (на плоскости)

Результативный этап

Этап

Правополушарные учащиеся

Левополушарные учащиеся

Самоконтроль

Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски.

Свободная конверсация

Высокий самоконтроль речи.

Высокий самоконтроль изложения материала.

Характерные ошибки

Ударные гласные.

Ошибки в словарных словах.

Пропуски букв, описки.

Имена собственные пишут со строчной буквы.

Безударные гласные в корне.

Пропуск мягкого знака.

Написание лишних букв.

Замена одних согласных другими.

Падежные окончания.

Методы проверки

Устный опрос.

Задания с ограниченным сроком выполнения.

Вопросы «открытого» типа (собственный развернутый ответ)

Решение задач.

Письменные опросы с неограничеснным сроком выполнения.

Вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа)



Предварительный просмотр:

Рекомендации в организации работы с учетом ведущей системы восприятия

Тип

Рекомендации

Кинестетический

  • Решение задач с использованием предметов, игры, соревнования,
  • Проведение экспериментов, самостоятельной работы с демонстрационной техникой
  • Разыгрывание по ролям, желательны группы с переменным составом
  • Использование жестов, прикосновения, сигнальных слов (ощущаю, управляю, действую и др.)
  • Тип теста – демонстрация, ролевая игра

Аудиальный

  • Диалоговый режим
  • Работа с аудиозаписями и видеофильмами
  • Устные задачи
  • Использование вариаций голоса (громкость, паузы, высота), сигнальных слов (говорить, слушать, другими словами, звук, тон, беседа и т.д.)
  • Отражение телом ритма метронома (головой, руками)
  • Тип теста – устный ответ

Визуальный

  • Чтение с доски, чтение статей
  • Видеофильмы
  • Применение учителем слов, описывающих цвет, размер, форму, место расположения.
  • Выделение цветом различных пунктов или аспектов содержания
  • Выполнение письменных упражнений, составление опорных конспектов
  • Применение схем, таблиц, наглядных пособий
  • Тип теста – письменный ответ

Дискретный

  • Рассуждения, доказательства, анализ
  • Мозговой штурм
  • Проведение эксперимента
  • Определение результатов задания.
  • Работа в одиночку
  • Тип теста – решение каких-либо задач

Рекомендации в организации работы с учетом ведущего типа реагирования

Тип

Особенности

Рекомендации

Лабильный (быстрый)

Легко переключается и приспосабливается к изменяющимся условиям

  • Задания могут быть разного характера, возможны блиц-вопросы, пересказы, соревнования
  • Тип теста – с фиксированным сроком выполнения

Инертный (медленный)

«Застревающий» в ситуации однородной стимуляции действий

  • Работа в малых группах, обучение других
  • Письменные задания (не предлагать часто и быстроменяющихся заданий)
  • Не требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос
  • Не спрашивать в начале урока
  • Тип теста – с неограниченным сроком выполнения



Предварительный просмотр:

Рекомендации с учетом типа нервной деятельности

(По Л.А.Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологических особенностей)

Тип

Особенности

Рекомендации

Сильный

(атлетики)

Высокий темп деятельности приходится на начало урока и постепенно снижается

  • Использовать оценки как ориентирующий фактор, повышающий продуктивность работы.
  • Следить, чтобы деятельность не была монотонной, не предлагать однотипных заданий.
  • Задания предлагать от легких к трудным.

Средний

(астеники)

Максимальный темп деятельности удерживается примерно на одном уровне в течение урока

Средне-слабый

Возможно временное снижение  темпа деятельности из-за утомления

  • Не ставить учащихся в ситуацию, требующую быстрого ответа, предоставлять достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  • При возможности предлагать отвечать не в устной форме, а в письменной, давая время для проверки и исправления написанного.
  • По возможности спрашивать в начале урока и желательно в начале дня.

Слабый

(пикники)

Темп деятельности быстро снижается и остается на низком уровне в течение урока



Предварительный просмотр:

Рекомендации с учетом типа темперамента

(По Л.А.Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологических особенностей)

Тип

Рекомендации

Холерик

Полезно контролировать деятельность. Недопустимы резкость и несдержанность, так как могут вызвать ответную реакцию. Необходима требовательность. Оценка энергичная (допускается отрицательная). Необходима частая смена видов деятельности, использование игры, учебных инсценировок.

Сангвиник

Непрерывно ставить новые, интересные задачи, требующие сосредоточения и напряжения. Необходимо постоянно включать в активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Флегматик

Нужно вовлечь его в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. Изложение учебного материала должно быть последовательным. Осуществление контроля в письменном виде. Четкий инструктаж.

Меланхолик

Недопустимы не только резкость и грубость, но и просто повышенный тон, ирония. К нему нужно проявлять особое внимание, вовремя похвалить за проявленные успехи. Отрицательную оценку следует смягчить. Работает лучше в тихой, спокойной обстановке. Индивидуальный, медленный темп. Наиболее удобны ответы в письменной форме. Необходимо постоянное формирование в своих силах, знаниях путем поощрения, подбадривания.



Предварительный просмотр:

Сенсорная депривация

Депривация – это лишение, недостаток, нехватка чего-то. Обычно характеризуется с психолого-педагогических позиций. Бывают разных видов. Важно знать, как депривация влияет на процесс созревания регуляторных систем детского организма.

Сенсорная депривация. Это недостаток информации, идущей в мозг ребенка, от органов чувств. Выделяют звуковую, цветовую, световую, тактильную, моторную депривацию.

Сенсорная  депривация  значительно задерживает созревание межанализаторных, межполушарных связей и корково-подкорковых отношений. Современный ребенок испытывает дефицит сенсорной информации сразу после рождения. Ссылаясь на то, что ребенок ничего не понимает, маленький еще, лишают его своего голоса. Вместо этого включают радио: пусть слушает. Уходят в прошлое колыбельные песни, сказки все то, что является гарантией психического здоровья ребенка.

Ребенок чувствует себя брошенным, забытым. Появляются первые признаки психосоматических изменений: разнообразные нарушения в работе животика, в цикле сон-бодрствование.

Для современных детей стало обычным увлечение ТV, компьютером, потребность в общении с природой ослаблена, что способствует ослаблению адаптационных возможностей организма.

Цветовая и световая депривация также ярко выражена. В Забайкалье  с декабря по февраль цветовой и световой голод приводит к снижению активности правого полушария, а значит, и ресурсов иммунной системы.

Тактильная депривация чаще развивается у детей , рожденных с помощью кесарева сечения. Но страдают и дети, лишенные материнской ласки, находящиеся на искусственном вскармливании и т.д. В школе у таких детей отмечаются трудности формирования моторных навыков письма, моторное невнимание – пропуск букв, плохой почерк, недописывание слов, непрописывание соединений букв. Ребенок не понимает, почему так получается, хотя он старается. Переписывание работы приводит к ухудшению результатов. Ребенок чувствует себя несостоятельным и ищет помощи. Он может ночью проситься к маме в постель, ему просто необходимо вернуться в детство и прожить тот этап онтогенеза, когда он недополучил тактильные ласки, необходимые для развития тактильно-кинестетического восприятия.

Попадая в школу, дети с тактильной депривацией быстрее ухудшают показатели, чем все остальные.

Эмоциональная (материнская) депривация. В последнее время увеличивается количество семей с культом рациональности. Эмоциональное отчуждение ребенка от родителей особенно тяжело переживается ребенком в периоды его возрастных кризисов. Эмоции – важный клапан отреагирования психического напряжения. При закрытости этого клапана стрессы накапливаются и «продавливаются» на соматический, телесный уровень (появляется вегетососудистая дистония, функциональная кардиопатия, аллергия, астма, сбои эндокринной системы).

Двигательная депривация, или гиподинамия.

Ученые говорят: «Нет отдельно психики и отдельно моторики (движения), есть единая психомоторика». Движение лежит в основе формирования слухо-моторных координаций, межполушарных связей. Развитие моторных навыков – средство психического развития, созревание мозга.. Вот почему в основе любой психокоррекции – двигательная активность. Именно двигательная активность лежит в основе любой психокоррекционной программы.  «Несерьезные» игры выполняют колоссальную роль:

«Прятки» - развивают пространственные регуляции, «жмурки» - совершенствуют слухо-двигательные координации, «классики» - развивают зрительно-моторные связи, «да и нет не говорите…) – профилактика последствий тяжелой беременности и родов, лапта – развивает мелкую моторику.

Ограничение творческой активности (творческая депривация).

В школах можно встретить утверждение, что развивать следует логическое мышление, а творческое должно развиваться само. Между тем не случайно, сама природа человека, строение его мозга предусмотрели теснейшую анатомическую связь центров творчества, центров адаптации, центров вегетативной, эндокринной и иммунной регуляций.

Последствия ограничения творческой активности на созревание систем регуляций можно просмотреть на примере развития у ребенка нарушения вегетативной регуляции, как ваготония.

Ваготония – перекос вегетативных регуляций, когда тонус парасимпатической нервной системы преобладает над симпатической. Ваготония встречается в основном у детей, испытывающих напряжение адаптации (например, проживающих в экологически напряженных регионах).

Может быть такое, что правополушарный ребенок, имевший образное мышление, пишет стереотипное сочинение с очень низким уровнем ассоциативности. В основном это наблюдается в классах с авторитарным стилем преподавания. Отмечаются некоторые характерные особенности темперамента и личности ребенка-ваготоника.: высокая ответственность, старательность, повышенная личностная тревожность, дисциплинированность, часто – угнетенность настроения, нередко – апатичность, склонность к депрессии. Им свойственна низкая самооценка.

В условиях стресса ваготоники резко увеличивают количество ошибок, частота сердечных сокращений возрастает до 120 ударов в минуту.

Таким образом, вырисовывается цепочка причинно-следственных связей: авторитарное окружение – высокоответственный ребенок с развитым правым полушарием – навязывание левополушарного стиля учебной деятельности – ослабление активности правого полушария – ослабление тесно связанных с правы полушарием центров вегетативной регуляции – изменение эмоциональной регуляции.



Предварительный просмотр:

Типы функциональной конституции

(Стайеры, спринтеры, миксты)

Стайеры и спринтеры полярны по отношению друг к другу.

Стайеры

Спринтеры

Риск развития психосоматических нарушений на порядок выше, чем у стайеров, особенно при быстром темпе обучения.

Для них трудно работать в условиях цейтнота. При дефиците времени даже продвинутый ребенок – стайер соображает плохо. Трудно работает в условиях повышенной ответственности, выдерживает большие нагрузки высокой интенсивности. Трудно быстро отвечает на неожиданные вопросы. Трудно отвлекается на реплики, переключает внимание с вопроса на вопрос, если не ясна последовательность. Для него письменные работы предпочтительнее устных ответов. Для него характерна письменная витиеватая художественная речь. Качество работы ухудшается после двойки, замечания, при работе в условиях шума. Ему трудно учиться у вспыльчивого педагога, который дает большой объем разнообразной информации. Очень трудны ситуации, когда после выдачи задания, учитель начинает его уточнять его уже после начала работы. Для него лучше, если работа осуществляется последовательно, чередуясь небольшими перерывами для отдыха. Работать ему лучше в уединении. Напряженность адаптации – 90%. Высокое напряжение сердечно-сосудистой деятельности. Личностная тревожность.

Трудно высиживает длительное время, выполняя монотонную работу.

Любит работать в группе. Нравится работать с разнообразными вопросами, в быстром темпе. Работу планирует и проверяет в процессе ее исполнения. Нравится эмоциональный, энергичный учитель.

Адаптивная напряженность – 36%.

Ситуативная тревожность.

Миксты – самая адаптивная группа в школе.



Предварительный просмотр:

Информация для цветового оформления

Цвет

Пространство

Действие цвета

Красный

Вверху

Возбуждает, мобилизует, оказывает эротогенное воздействие

Боковые поверхности

Возбуждает

Внизу

Воспринимается неестественно, может «обжигать»

Розовый

Вверху

Ощущение легкости, счастья

Боковые поверхности

Чувство нежности

Внизу

Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями

Оранжевый

Вверху

Способствует концентрации внимания

Боковые поверхности

Ощущение тепла, способствует релаксации

Внизу

Эффект «принадлежности» и тепла, иногда воспринимается неестественно

Желтый

Вверху

Вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способствует релаксации

Боковые поверхности

Возбуждает, может вызвать неприятные ощущения

Внизу

Эффект «приподнятости», иногда парения

Зеленый

Вверху

Воспринимается неестественно

Боковые поверхности

Успокаивает

Внизу

Успокаивает, «охлаждает», может оказывать снотворное действие

Голубой

Вверху

Ощущение легкости, способствует релаксации

Боковые поверхности

«Охлаждает», вызывает отчуждение

Внизу

«Охлаждает» (более выражен, чем зеленый)

Синий

Вверху

Вызывает тревожность, беспокойство

Боковые поверхности

Отчуждение в группе, в отношениях с психологом

Внизу

Тревога, «холод», ощущение бездны

Коричневый

Вверху

Чувство тяжести, давления

Боковые поверхности

Угнетает, усиливает ипохондрическую настроенность

Внизу

Ощущение уверенности, твердости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « ПОЗНАЙ СЕБЯ» (основы психологических знаний)

Программа призвана  приобщить обучающихся к вопросам самопознания.С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека....

Психологические знания для успешной работы по ФГОС

Психологические знания для успешной работы по ФГОС...

Контрольно измерительные материалы по дисциплине «Обществознание» по разделу № 1 «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе»

Цели проведения работы: Данная контрольная работа проводиться для проверки знаний и умений   учащихся 1 курса   по дисциплине «Обществознание», при изучении   раздела № 1...

Программа элективного курса "Основы психологических знаний" по предмету Психология 9-11 класс.

Курс  «Основы психологических знаний» представляет собой  теоретическую и практическую формы обучения, состоящий из нескольких блоков. Первый в программе - Личностный блок и последний - Инте...

Неделя психологических знаний в коррекционной школе

Девиз недели: Давайте жить дружно. Цели: 1.Создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся;2.Повышать психологическую компетентность у...

Неделя психологических знаний

В данной разработке представлены методические материалы  сценария открытия Недели Психологии в дополнительном образовании, викторина для учащихся 9-11 лет, сценарий квета "Страна Психология...

«Познай себя» (основы психологических знаний) 5,6,7 классы

Цель программы. Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности учащихся с введением ФГОС ООО для создания здоровье сберегающей среды, социально – психологических условий развития...