Для родителей
материал на тему

Опарина Татьяна Юрьевна

Беседа "Стиль отношений в семье, где растёт ребёнок с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_stil_otnosheniit.odt115.38 КБ

Предварительный просмотр:

Стиль родительско-детских отношений.

Беседа с родителями (конспект)

        Каждый родитель мечтает и надеется воспитать хорошего человека. Он учит его только «хорошему». Но не всегда видит положительный результат. Почему?

Воспитание – процесс сложный и многогранный.

Кроме целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенк авлияет  атмосфера семьи, семейные условия и ценности.

Любые проблемы в семье оказывают неблагоприятные воздействия на развитие личности ребенка.

Одна из наиболее частых проблем — это нарушение целостности семьи, связанное чаще всего с отсутствием одного из родителей.

Другая связана с нарушением системы межличностных отношений, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок и т.п.

Статистические и научные данные наблюдений и практического опыта работы с подростками и их семьями позволили выделить типичные, неправильно сложившиеся стили семейного воспитания, приводящие к нежелательным результатам воспитания.

Попустительски-снисходительный стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «Мы сами такими же были».

В подобных случаях трудно изменить самоуспокоенность таких родителей, обратить их внимание на проблемные моменты поведения ребенка.

Определенная часть родителей строит свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав».

Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Они продолжают искать виновных на стороне.

Дети из таких семей особенно склонны к серьёзным дефектам морального сознания: они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка. Они рассказывает на «каждом углу» о проступках ребёнка, часто преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын (дочь) растет «не поймешь кем и какими».

Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым и родителям.

Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят и  не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

Жестко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием - физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.

Увещевательный стиль. В противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний.

Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову», возникают ситуации из известной басни Крылова «Васька слушает, да ест»

Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители занимаются своей личной жизнью или  бесконечной работой. У них нет ни времени, ни душевных сил для своих детей, равнодушны как к самим детям, так и к их поступкам.

Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение, особенно матери.

Воспитание по типу «кумир семьи» часто возникает по отношению к «поздним» или единственным детям.

В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются.

формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный стиль - когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье.

Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения родителей.

Перечисленными примерами далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного воспитания. Исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер.

Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание.

Как известно, эмоциональным центром семьи, задающим тон в семейных отношениях, является чаще всего мать. Характер отношений матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом определяет характер и судьбу уже взрослых детей.

Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери, которое в настоящее время нередко проявляется у многих женщин.

Такого рода жесткое авторитарное поведение нарушает психическое развитие детей и чревато разными неприятными последствиями.

В том случае, если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям.

В случае же, когда у ребенка сильный тип нервной системы,  жесткость матери приводит к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, к эмоциональной невосприимчивости детей,  агрессивности, что может привести к жестоким тяжким преступлениям во взрослой жизни.

Ошибки семейной педагогики особенно ярко проявляются в системе наказаний и поощрений, практикуемой в семье. В этих вопросах нужна особенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, подсказываемые родительской интуицией и любовью.

Как чрезмерное попустительство, так и чрезмерная жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка.

        Особый стиль отношений должен быть в семье, воспитывающий ребёнка с ОВЗ.

Независимо от степени двигательных дефектов у детей с ДЦП встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других -вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность. Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержан. Доминирующим стилем воспитания в семьях, в которых растут дети и подростки с детскимцеребральным параличом, является гиперопека.

ЗПР -обратимое замедление темпа психического развития. Однако сопутствующие наруше

ния, возникающие в ряде случаев у детей с психогенной и органической задержкой,вызывают у родителей особые проблемы социального характера. К таким проблемам относятся выраженные и стойкие психопатоподобные расстройства поведения, осложняющие процесс развития ребенка с ЗПР. Эти нарушения свидетельствуют о наличии тенденции к аномальному развитию личности по типу психической неустойчивости. Они наблюдаются в первую очередь при психогенной задержке, которая возникает в результате патологического

влияния социального окружения на ребенка с первых дней его жизни. Несомненно, родительское отношение и внутрисемейная атмосфера играют при этом первостепенную роль. Как правило, психогенная задержка возникает как результат социальной депривации ребенка, когда-либо отсутствует по каким-то причинам семейная среда, либо применение

родителями неадекватных моделей воспитания оказывает деформирующее воздействие на детскую личность. Результаты подобного влияния близких проявляются незамедли

тельно в виде искажения коммуникативного взаимодействия с социальным окружением, в первую очередь, с самими родителями. В связи с этим особое фрустрирующее воздействие на

родителей детей этой группы имеют различные формы нарушения их поведения, проявляющиеся в бессмысленном упрямстве, немотивированной грубости, злобности и агрессивности, в наличии постоянного желания быть в центре внимания, ярко выраженном эгоизме.

Соматическая инвалидизация детей требует от родителей особых усилий по уходу, соблюдению режимных моментов, профилактике инфекционных заболеваний.

Стимулирование активного образа жизни ребёнка

Беседа с родителями (конспект)

Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит мыслить? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал своё мышление сам.

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы детей

Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;

Включение занимательности в содержание занятий ребёнка;

Создание проблемно-поисковых ситуаций;

Вовлечение в выполнение творческих заданий;

Интеграция разнообразной деятельности;

Организация экспериментирования;

Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Над всеми этими условиями, как правило, работает педагог. А педагогу в полной мере должна помочь семья. Семья должна создать естественную комфортабельную обстановку дома, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой обстановке возможно одновременное включение в различную деятельность. Она способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность ребёнку испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности. Значительное место надо уделить играм, которые в будущем помогают успешно осваивать учебную деятельность в школе. Особое отношение в семье должно быть к художественной литературе, знакомству с книгой;  привитию любови к чтению. Ведь именно литература помогает ребёнку познавать мир, заставляет задуматься о своих и чужих поступках, воспитывает и учит.

Считается необходимым для развития познавательной активности ребёнка такие методы работы как наблюдение, сравнение, обобщение, хорошо бы организовать «Уголок живой природы», в котором имеется аквариум с живыми рыбками, комнатные растения, домашние животные.

Таким образом, создав разнообразную предметно-развивающую средув доме, можно способствовать формированию и развитию познавательного интереса.

Ребёнок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью, мнение и жизненная позиция которой интересны окружающим; дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему.

Как стимулировать активность ребенка? Как воспитать его инициативным?
От некоторых родителей можно услышать, что их дети каждый день часами смотрят телевизор, никогда не заглядывают в книгу и часто не знают, чем себя занять. Однако есть и такие дети, у которых не хватает времени на то, чтобы воплотить в жизнь все свои задумки. Откуда у них такая тяга к активным действиям?
Дети, умеющие ставить цели и достигать успеха, часто получают первоначальный опыт от общения с родителями. Важно вовремя поддержать их в этом стремлении. Как это сделать?

Советы родителям:

-  давайте детям возможность выбора (при выборе игрушки, блюда на обед и т. п.), внимательно наблюдайте за ребёнком с целью определения его предрасположенностей, помогайте детям открывать мир, не навязывая ему свои интересы, давая детям возможность добиваться успеха (используя настольные игры и разнообразные занятия), поощряя ребёнка, если он выражает своё мнение, не гасите его инициативу, приучая детей самим принимать решения, как бы не хотелось предупредить ошибки.

- не допускайте пассивности детей, поощряя активную деятельность и творчество.

Предприимчивому ребёнку: свойственны активность, инициативность, увлечённость, практичность, стойкость к неудачам, аналитический склад ума, интуиция, энергичность.

Необходимо родителям взглянуть на своего ребёнка со стороны и определить, какие качества предприимчивого человека у него уже имеются, а какие следовало бы потренировать.

При этом стоит помнить, что нашим детям приходится получать образование, строить свою жизнь и карьеру в других условиях, чем нам. Значит, могут понадобиться и совсем новые качества для достижения успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 6Б класса. Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме" Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей".

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме"   Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей". Аналитическая справка по результатам опроса ро...

Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.

             Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано?        ...