"Чернобыль - трагедия, подвиг, предупреждение"
классный час на тему

Данное мероприятие показывает значимость экологической трагедии, формирует чувство ответственности, способствует воспитанию толерантности, духовно-нравственных чувств, чувства сострадания.

Классный час проводится в форме устного журнала. Содержание устного журнала отображает подробное описание Чернобыльской АЭС, причины аварии и последствия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernobyl_tema.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОУ СПО «Асановский аграрно-технический техникум»

Методическая разработка классного часа

«Чернобыль – трагедия, подвиг, предупреждение»

Автор: Дмитриева Елена Владимировна

преподаватель общеобразовательных дисциплин

с. Асановский совхоз-техникум, 2011.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………...

Программа классного часа………………………………………………..............................

Ход классного часа…………………………………………………………………………..

Литература……………………………………………………………………………………

Приложение ………………………………………………………………………………….

Пояснительная записка

   Сегодня, спустя двадцать пять лет, что мы знаем о трагедии в Чернобыле? Множество самого разного. Знаем о том, что взрыв на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС рванул в 01 час 23 минуты 48 секунд. Что за черту, обозначенную страшноватым словом «зона», было выселено 135 тысяч человек. О том, что из многомиллионного Киева весной уехали дети. О счете номер 904, открытом в сбербанке, куда поступали деньги для чернобыльцев. О том, что денег никто не пожалел, отдали их – кто сколько мог – все жители страны. И сложились эти рубли во многие сотни миллионов – об этом мы тоже знаем. Известно и то, что ликвидация последствий грандиозной катастрофы обошлась государству в миллиарды. О беспримерном мужестве первых часов страшной апрельской ночи, когда люди, не жалея себя, шли в огонь и были насквозь прошиты смертоносной радиацией, сообщалось подробно… Итак, много ли мы знаем о Чернобыле? Да, много, и все же... Что известно, скажем, о том, почему Припять с населением 47 тысяч 500 человек, находящаяся в прямой видимости разрушенного и сочащегося радиацией четвертого блока ЧАЭС, сутки с лишним пребывала в неведении о реальной опасности для каждого ее жителя? Знали ли они, эти жители, о том, как вести себя в случае беды – о том, хотя бы, что надо закрыть форточки, а детей не пускать гулять? Как сегодня прогнозируется здоровье тех, кто вошел в тревожные медицинские списки? Подобных вопросов можно задать сотни. Одна из первых потребностей нашего времени - потребность в правде. Никакие «особые обстоятельства» не должны мешать ее масштабу. Информация часто стоит вровень с лекарствами, бывает дороже денег, нужнее хлеба. Потому любая правда, пусть даже самая страшная, о Чернобыле, о том, что там произошло, что будет происходить, крайне важна и сегодня. И будет нужна еще долго – мы не имеем права забыть Чернобыль. И сразу вслед за апрельским взрывом, и позже, во время нечеловечески напряженных дней работы по ликвидации последствий аварии и после возведения странного сооружения с экзотическим, но вскоре ставшим привычным названием – саркофаг... Конечно, эти снимки не могут дать полного представления о происходившем в Чернобыле. Но взвесить, оценить, понять, предупредить – их достаточно. И чтобы суметь это сделать, необходимо и увидеть, и почувствовать, прежде всего – слезы, боль, страх за близких, отчаянное напряжение труда всех, кто оказался по месту ли рождения, по долгу ли, по зову ли совести, причастным к событиям весны 1986 года на берегах Припяти. Чернобыль это – трагедия, подвиг, предупреждение.

В связи с исполняющимся в 2011 году 25-летием трагедии на Чернобыльской АЭС, в Асановском аграрно-техническом техникуме со студентами 411 группы проводится  открытый классный час  « Чернобыль – трагедия, подвиг, предупреждение».

Данное мероприятие показывает значимость экологической трагедии, формирует чувство ответственности, способствует воспитанию толерантности, духовно-нравственных чувств, чувства сострадания.

Классный час проводится в форме устного журнала. Содержание устного журнала отображает подробное описание Чернобыльской АЭС, причины аварии и последствия.

Подготовлены графические и анимированные рисунки, мультимедийная презентация.

Завершающим моментом классного часа является  беседа, подведение итогов со зрителями и фотографирование на память.

Программа классного часа

Тема классного часа: «Чернобыль ― трагедия, подвиг, предупреждение»

Цели: - показать значимость экологической трагедии на примере аварии    Чернобыльской АЭС;

- формировать чувства ответственности по отношению к окружающей природе и патриотизма;

- развивать мышление, умение пользоваться литературой для нахождения фактов, умение вести монологическую речь перед аудиторией.

- формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания учащихся на примере изучения причин и последствий Чернобыльской аварии.

Педагогические задачи:

-способствовать воспитанию толерантности, духовно-нравственных чувств: чувства сострадания, бережного отношения к окружающему миру, любви к природе;

-развить позитивную активную жизненную позицию;

-способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.

Форма проведения: устный журнал с использованием информационно- коммуникационных технологий.

Методы проведения: выступления студентов при сопровождении мультимедийной презентации.

Средства обучения и воспитания:

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Мультимедийная презентация классного часа.

4. Музыкальное сопровождение.

Предварительная подготовка:

1. Подборка материала на классный час.

2. Подбор музыкального сопровождения классного часа.

3. Подготовка сценария классного часа.

4. Подбор рисунков и создание компьютерной презентации.

Ход классного часа

1слайд Человеку для существования нужна энергия, и мы получаем ее с пищей и при дыхании. Современной цивилизации энергия требуется для производства. В древности использовалась мускульная сила человека и животных, энергия горения топлива, энергия движущейся воды и воздуха — в водяных и ветряных мельницах, в парусном флоте.

         Сейчас для промышленности, сельского хозяйства и для комфорта в быту необходимо огромное количество электрической энергии. Она производится, в основном, на крупных электростанциях. Электростанции используют разные источники энергии и, к сожалению, часто создают большие проблемы для окружающей среды и здоровья людей.

Аварии на атомных электростанциях могут оказать влияние на жителей целых континентов, даже всей Земли. Кроме того, аварии на атомных электростанциях имеют долговременные последствия (несколько десятков тысяч лет).

Мы знали, с атомом не шутят,

В коварстве равных ему нет.

Такие вихри в мире крутит,

Что гибнет жизнь и застит свет.

Сегодня мы посвятим наш классный час одной из самых страшных техногенных катастроф XX века – аварии на Чернобыльской АЭС.

   Сегодня, спустя двадцать пять лет, что мы знаем о трагедии в Чернобыле? Множество самого разного. Знаем о том, что взрыв на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС рванул в 01 час 23 минуты 48 секунд. Что за черту, обозначенную страшноватым словом «зона», было выселено 135 тысяч человек. О том, что из многомиллионного Киева весной уехали дети. О счете номер 904, открытом в сбербанке, куда поступали деньги для чернобыльцев. О том, что денег никто не пожалел, отдали их – кто сколько мог – все жители страны. И сложились эти рубли во многие сотни миллионов – об этом мы тоже знаем. Известно и то, что ликвидация последствий грандиозной катастрофы обошлась государству в миллиарды. О беспримерном мужестве первых часов страшной апрельской ночи, когда люди, не жалея себя, шли в огонь и были насквозь прошиты смертоносной радиацией, сообщалось подробно… Итак, много ли мы знаем о Чернобыле? Да, много, и все же... Что известно, скажем, о том, почему Припять с населением 47 тысяч 500 человек, находящаяся в прямой видимости разрушенного и сочащегося радиацией четвертого блока ЧАЭС, сутки с лишним пребывала в неведении о реальной опасности для каждого ее жителя? Знали ли они, эти жители, о том, как вести себя в случае беды – о том, хотя бы, что надо закрыть форточки, а детей не пускать гулять? Как сегодня прогнозируется здоровье тех, кто вошел в тревожные медицинские списки? Подобных вопросов можно задать сотни. Одна из первых потребностей нашего времени - потребность в правде. Никакие «особые обстоятельства» не должны мешать ее масштабу. Информация часто стоит вровень с лекарствами, бывает дороже денег, нужнее хлеба. Потому любая правда, пусть даже самая страшная, о Чернобыле, о том, что там произошло, что будет происходить, крайне важна и сегодня. И будет нужна еще долго – мы не имеем права забыть Чернобыль. И сразу вслед за апрельским взрывом, и позже, во время нечеловечески напряженных дней работы по ликвидации последствий аварии и после возведения странного сооружения с экзотическим, но вскоре ставшим привычным названием – саркофаг... Конечно, эти снимки не могут дать полного представления о происходившем в Чернобыле. Но взвесить, оценить, понять, предупредить – их достаточно. И чтобы суметь это сделать, необходимо и увидеть, и почувствовать, прежде всего – слезы, боль, страх за близких, отчаянное напряжение труда всех, кто оказался по месту ли рождения, по долгу ли, по зову ли совести, причастным к событиям весны 1986 года на берегах Припяти. Чернобыль это – трагедия, подвиг, предупреждение.

2 слайд

Героизм на войне понимаю.

Быть в бою очень надо,

Но когда героизм – расплата

За беспечность, за незнанье,

За работу спустя рукава –

Тут идея себя подменяет.

Смерть героев всегда выбирает,

Только лучше б виновных брала.

 3 слайд

Как это было.

25 лет назад, в ночь с 25-го на 26 апреля 1986 года, на атомной электростанции, расположенной недалеко от города Чернобыль, в 130 км от столицы Украины Киева, произошла одна из крупнейших в мире промышленных аварий. Ядерный реактор четвертого энергоблока атомной станции вышел из-под контроля, взорвался и загорелся. Очевидцы рассказывали, что примерно в 1 час 24 минуты в ночь на 26 апреля раздались два взрыва. Над крышей четвертого энергоблока взлетели горящие куски графита, искры. Часть из них упала на крышу машинного зала и вызвала пожар здания. В результате пожара огромное количество смертоносных радиоактивных веществ, находившихся в реакторе, попало в окружающую среду. Они были разнесены ветрами на многие сотни тысяч километров от Чернобыля. Там, где радиоактивные вещества попадали на поверхность земли, образовывались зоны радиоактивного заражения.

4 -5 слайд Больше всего пострадали территории Белоруссии, Украины и России, так как Чернобыльская атомная электростанция находилась недалеко от места пересечения границ трех стран. Около 70% выброшенных радиоактивных веществ выпало на Беларусь. На Украине заражено 4,8% территории, в России — 0,5%.

       Последствия катастрофы глобальны. Впервые в истории человечества промышленная авария достигла такого масштаба, что ее последствия можно найти в любой точке Земли.

       По данным наблюдений, 29 апреля 1986 года высокий радиационный фон был зарегистрирован в Польше, Германии, Австрии, Румынии, 30 апреля — в Швейцарии и Северной Италии, 1-2 мая — во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Северной Греции, 3 мая — в Израиле, Кувейте, Турции...

       Заброшенные на большую высоту газообразные и летучие вещества распространялись глобально: 2 мая они зарегистрированы в Японии, 4 мая — в Китае, 5-го — в Индии, 5 и 6 мая — в США и Канаде.

      Меньше недели понадобилось, чтобы Чернобыль стал проблемой всего мира...

       Газета “Таймс” в апреле 1987 года писала:“Ни одно событие после Второй мировой войны не задело за живое столько людей в Европе, как взрыв 4-го реактора Чернобыльской АЭС”.

6-7-8 слайды Предполагаемые причины аварии.

реактор был неправильно спроектирован и опасен;

персонал не был проинформирован об опасностях;

персонал допустил ряд ошибок и неумышленно нарушил существующие инструкции, частично из-за отсутствия информации об опасностях реактора;

отключение защит либо не повлияло на развитие аварии либо не противоречило нормативным документам.

9 слайд Справка о Чернобыльской АЭС (Вид на АЭС)

       Чернобыльская атомная станция расположена на Украине вблизи города Припять, в 18 километрах от города Чернобыль, в 16 километрах от границы с Белоруссией и 110 километрах от Киева. Печально известна в связи с аварией, произошедшей 26 апреля 1986 года.Ко времени аварии на станции функционировало 4 ректора. Всего планировалось ввести до 12 реакторов.

10слайд 26 апреля 1986 год. (Четвёртый блок Чернобыльской АЭС)

       Примерно в 1:23:50 на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока частично обрушилось, при этом, как считается, погиб 1 человек. В различных помещениях и на крыше начался пожар. Впоследствии остатки активной зоны расплавились. Смесь из расплавленного металла, песка, бетона и частичек топлива растеклась по подреакторным помещениям. В результате аварии произошёл выброс радиоактивных веществ, с различным периодом полураспада от 8 дней до 30 лет. Положение усугублялось тем, что в разрушенном реакторе продолжались неконтролируемые ядерные и химические (от горения запасов графита) реакции с выделения тепла с извержением из разлома в течение многих и многих дней с продуктами горения высокорадиоактивных элементов и заражении ими больших территорий. Остановить активное извержение радиоактивных веществ из разрушенного реактора удалось лишь к концу мая 1986 года мобилизацией ресурсов всего СССР и массовым переоблучением тысяч ликвидаторов.

       Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу.

11 -12-13 слайды Разрушенный реактор ЧАЭС

14 -15 -16 слайды Что рассказывают очевидцы.

Вот некоторые свидетельства: «Я почувствовал первый удар. Он был сильный, но не такой, какой произошел затем через одну-две секунды. Тот уже был как один длинный удар или два, но следом друг за другом. Первоначально я подумал, что произошло что-то с деаэраторами над щитом управления 4-м блоком. Вслед за звуком удара с фальшпотолка посыпалась облицовочная плитка. Посмотрел на приборы. Картина была плохая. Стало понятно – произошла авария крайней степени тяжести. Потом выскочил в коридор, чтобы пройти в центральный зал. Но в коридоре пыль, дым. Я вернулся, чтобы включить вентиляторы дымоудаления. Потом пошел в машинный зал. Там обстановка кошмарная. Из разорванных труб в разные стороны хлестала горячая вода, она сильно парила. Видны были вспышки коротких замыканий электрокабелей. Значительная часть машинного зала оказалась разрушенной. Упавшей сверху плитой перебило маслопровод, масло вытекало, а его в специальных емкостях находилось до 100 т. Потом направился на улицу, обошел 4-й блок, увидел разрушения, пожары на кровле».

       «Раздался удар. Я подумал, что полетели лопатки турбины. Потом – опять удар. Посмотрел на перекрытие. Мне показалось, что оно должно упасть. Мы пошли осматривать 4-й блок, увидели разрушения и свечение в районе реактора. Тут я заметил, что мои ноги скользят по какой-то суспензии. Подумал: а не графит ли это? Еще подумал, что это самая страшная авария, возможность которой никто не описывал».

       «Тут вижу, что включается сигнал оповещения об аварии с 4-го блока. Я побежал туда. Встретились ребята. Они были очень грязные и возбужденные. Наконец машзал. Он интересовал меня в первую очередь, так как там запасы водорода и машинного масла – все это огнеопасно. Вижу, кровля рухнула. Потом побежал на щит управления 4-м блоком. Спросил: «Льете ли воду для охлаждения реактора?». Мне ответили, что льют, но куда она идет и сами не знают.

       Появился дозиметрист, сообщил, что его прибор слабенький и полную мощность радиационного излучения измерить не может. Вижу, ребята несут обожженного человека, это оказался В. Шашенок. Он был грязный, в шоковом состоянии, стонал. Я помог донести парня до щитовой 3-го блока. Оттуда позвонил в Москву, в ВПО «Союзатомэнерго», сказал, что у нас самая серьезная авария. Потом позвонил телефонистке, чтобы объявила общую аварию по станции».

        Володю Шашенка, вынесли на руках обожженного и облученного врачи и пожарники. Он успеет простонать: «Там... Валера...», – и его покинет сознание, беспомощными окажутся врачи. Тело Володи Шашенка вывезут из зоны и похоронят на первом деревенском кладбище. Его друга и одногодка Валерия Ходемчука же не найдут. И может, на бетонной стене захороненного атомного реактора когда-то напишут его имя... Сердце Валерия Ходемчука остановилось в то мгновенье, когда начала свое действие авария, ставшая предостережением всему человечеству. Валерка, который, уходя на смену, на реактор, попросил Наташу, чтобы собрала детишек, завтра поедут все вместе к матери сажать картошку.

17-18-19 слайды  Тушение пожара на 4-м энергоблоке ЧАЭС 26 апреля 1986 года.

20 слайд. При́пять (укр. Прип'ять) — покинутый город областного значения в Киевской области Украины, на берегу реки Припять. Основан 4 февраля 1970 года.

       Главным поводом основания города стало строительство и последующая эксплуатация одной из самых крупных в Европе Чернобыльской атомной электростанции, градообразующего предприятия, которое и дало Припяти почетное звание города атомщиков. Таким образом, Припять стал девятым в Советском Союзе атомоградом. Очень многие люди не только за рубежом, но и в нашей стране и до сих пор, после стольких публикаций в печати и многочисленных телевизионных передач, не совсем ясно или совсем не ясно понимают, что Чернобыль, оставшись скромным райцентром сельского типа, в годы, предшествовавшие аварии, почти не имел никакого отношения к атомной электростанции. Столицей энергетиков стал молодой, бурно развивающийся город Припять, отстоящий от Чернобыля на 18 километров к северо-западу.

21слайд. Вид на город и Чернобыльскую АЭС с крыши.

       Население города Припять до аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 составляло: — 49,4 тыс. человек, в том числе 15 406 детей (из них 7176 школьников) и 16 562 женщин. В городе было 160 домов на 13 414 квартир, 18 общежитий для холостяков на 7621 место, 8 семейных общежитий и домов гостиничного типа на 1206 комнат. Население города было эвакуировано 27 апреля 1986 года.

22слайд. Припять после трагедии. Многоэтажка в Припяти.

23слайд. Покинутые дома в прилегающих селениях

Послушайте стихотворение одного из участников ликвидации аварии.

ТЕМ, КТО ПРИШЕЛ НА СМЕНУ

Вот настала пора нам прощаться

Сказать “до свидания” коллегам, друзьям

Кому – насовсем, а кому возвращаться

К этим чернобыльским важным делам.

Горе страны нас теснее сплотило

Болью откликнулось в наших сердцах

Чернобыль, тебе мы отдали все силы,

Выполнив ратный свой долг до конца.

В тесном сплоченье особого круга

В сложных условиях, как на войне

Поняли здесь еще раз, что без друга

Без воинской дружбы тяжко вдвойне

Жили сплоченно и не унывали

Горе и радость – на всех пополам

Трудностей быта мы не замечали

За помощь, поддержку спасибо друзьям.

Вам, оставшимся нам в продолженье

В эту минуту хотим мы сказать

Стремитесь всегда не бояться решений

Честно, открыто всегда поступать.

Жизнь не кончается с нашим уходом

И множество дел еще впереди

Старались мы быть пионеров достойны

Делом, не словом себя обрести.

Чтоб расцвели и Чернобыль, и Припять

Чтобы заполнил их гул детворы

За это мы отдали жизни частицу

Так же, уверен, поступите вы.

Н.В. Исаев

24-25 -26 слайды Кладбище.

       Через много лет после аварии на ЧАЭС автомобили и вертолеты, которые работали при ликвидации ее последствий, ржавеют в могильниках под открытым небом, расположенных в 30-километровой зоне.

       Своей участи ждут груды техники. Самое большое такое кладбище находится в селе Рассоха – в 25 километрах на юго-запад от атомной станции.

27слайд В селе Буракивка находится самая радиоактивная техника. Она захоронена в земляных траншеях – таких как эта, под номером 5. Из 30 могильников остались пустовать только три.

28-29 слайды Чернобыльская зона отчуждения сегодня.

       На сегодняшний день здесь трудится порядка 6000 человек, которые приехали сюда со всей территории Украины. Трудятся они посменно – 15 дней находятся в зоне, 15 дней – за ее пределами. В зону их привозит из Славутича специальная электричка. В самом Чернобыле расположены только общежития работников. Официально жить на территории зоны запрещено, хотя через год после аварии 1000 человек вернулись в свои бывшие дома, из-за этого их прозвали самоселами. Некоторые из них живут в селах даже одни. Всего на сегодняшний день самоселов осталось около 300 – средний возраст от 60 и выше, к ним ездит почтальон, раз в месяц осматривает врач, администрация зоны платит пенсию. Также на территории ЧЗО действует 130 организаций, 30 из них крупные – это сама ЧАЭС, Чернобыльлес (заведует всеми насаждениями), Чернобыльсервис (коммунальное обслуживание), Чернобыльметалл (дезактивация и утилизация металла) и другие. Имеется несколько главных объектов – это сама ЧАЭС, хранилище отработанного ядерного топлива (ХОЯТ), строящееся захоронение для ядерных отходов со всей Украины «Вектор».

Ведущий: Какие радиоактивные вещества попали в окружающую среду?

Ученик - Химик 1: На нашей земле уже лежали тысячи тонн цезия, йода, свинца, циркония, кадмия, бериллия, бора, неизвестное количество плутония — всего четыреста пятьдесят типов радионуклидов. Их количество было равно тремстам пятидесяти бомбам, сброшенным на Хиросиму.

По данным Организации по экономическому сотрудничеству в Европе, следующие радиоактивные вещества попали в окружающую среду в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Они представлены на слайде. Особо прошу обратить внимание на изотопы йода, цезия и стронция.

Ведущий: Сколько радиоактивных веществ попало в окружающую среду?

Ученик - Химик 2: Точных данных об этом нет, есть расчеты, сделанные на основании замеров. Опасность Чернобыльского выброса состоит в том, что в его составе присутствовали как радиоактивные элементы, легко проникающие в организм и вызывающие внутреннее облучение (йод, стронций, цезий), так и сверхдолгоживущие элементы (уран, плутоний), которые будут представлять опасность в течение десятков тысяч лет.

       Важно также знать, что в результате распада одних радионуклидов обычно возникают другие радиоактивные вещества, которые тоже могут представлять серьезную опасность.

Ведущий: О воздействие радиоактивности на организм человека нам расскажет биолог.

Ученик - Биолог: Радиоактивные изотопы могут быть очень опасны для человека. Даже в небольших количествах радиоактивные элементы представляют опасность для жизни. Радиация может повредить генетическую структуру. Посмотрим, в каких частях тела, и какие радиоактивные изотопы накапливаются.

       В легких: криптон 85, радий 222, уран, плутоний; в щитовидной железе: йод 131;в печени: кобальт 60, в мышцах: цезий 137, калий 40; в костях: углерод 14, фосфор 32, радий 226, стронций 90.

Ведущий: Какие радиоактивные элементы представляют наибольшую опасность для человека через 20 лет после катастрофы?

Ученик - Химик 2: Через 20 лет особую опасность представляют радиоактивные изотопы цезия и стронция с периодом полураспада около 30 лет. В настоящее время более 60% первоначального количества этих элементов все еще находится в окружающей среде. Особую опасность представляет сверхдолгоживущий плутоний. При пожаре реактора плутоний и сажа образовали “горячие частицы”, которые легко переносятся ветром и, попадая в организм человека, оседают в легких, вызывая серьезное внутреннее облучение.

Ведущий: В той или иной степени радиация оказывает воздействие на всех жителей Земли. Непосредственно через работу в “зоне” по ликвидации последствий аварии и через загрязненные территории прошло около 600 тысяч человек.

       Трагедию людей — сотен тысяч жертв аварии невозможно передать. Можно их послушать, попытаться понять, что же это такое “Чернобыль”. Послушайте малую часть воспоминаний людей, чья жизнь была опалена страшным атомным огнем.

       Первыми на горящую АЭС прибыли пожарные из города Припять.

       Многие из них получили страшные дозы радиации и умерли мучительной смертью.

Памяти друга

Крылов Анатолий Алексеевич

Мы вышли из Чернобыля с тобой.

А это, как я думаю, не мало.

Беда нас позвала на этот бой,

И ты погиб… А я еще в строю.

Площадка. Третий блок. Обед.

Тоннель и яркий свет провала…

Ты продержался десять лет,

Одно в душе поддерживает свет,

Она подстерегала нас везде,

Разя из- за угла, где и не ждали.

В отчаянном, но грамотном труде,

Мы жизнями своими рисковали.

И не дай бог все повторить сначала.

И не желаю катастрофы новой.

Как перед ней один я устою –

Тебя ведь не заменишь на другого.

Но все равно “костлявая” достала.

Раздумиям холодным вопреки:

Хотя тебя уже два года нет –

В строю стоят твои ученики

Ведущий: Да, если бы не героизм персонала станции, пожарных, ликвидаторов аварии, отдавших свои жизни, последствия были бы намного страшнее. Кроме персонала АЭС, пожарных и ликвидаторов радиационному воздействию подверглись жители Белоруссии, Украины и других стран. Сразу после аварии из 30- километровой зоны вокруг станции было эвакуировано около 90 тыс. человек. Из Гомельской области Белоруссии – 17 тыс. человек. Но не все понимали опасность радиации, её воздействие на человека, животных.

       Видов радиоактивного излучения довольно много, они различаются по своему воздействию на организм. Большинство видов радиоактивного излучения опасны для человека и почти всего живого.

       Большие дозы радиации приводят к смерти. Именно такую мучительную смерть от радиации приняли многие участники ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Первыми из них были герои-пожарные, тушившие горящий реактор сразу после взрыва. Большинство из них умерло в течение следующих 14 дней.

     Малые дозы радиации не приводят сразу к видимым последствиям, но могут вызывать поражение отдельных органов, расстройство иммунной системы, рак. Часто радиация вызывает рак крови и рак щитовидной железы.

       Сверхмалые (“разрешенные”) дозы радиации могут вызвать нарушение генетической структуры, которые, передаваясь по наследству, могут вызвать необратимые нарушения здоровья детей и внуков облученного.

       Подробнее о действии радиации на живые организмы расскажут медики.

Ученик - Медик: Влияние Чернобыльской катастрофы на здоровье огромно. Трагическим последствием чернобыльского загрязнения стало резкое число спонтанных абортов и мертворождений. Организм беременных отторгает плод после облучения небольшими дозами.

       Чернобыльское загрязнение вызвало и продолжает вызывать повышение смертности населения всех возрастов.

       Огромная коллективная доза облучения от Чернобыльской катастрофы не могла не привести к изменениям на генетическом уровне. Так, в Западном Берлине было отмечено увеличение в 2,5 раза числа новорожденных с синдромом Дауна среди зачатых в мае 1986 года. Это заболевание связано с геномными мутациями (изменением нормального числа хромосом).

       На загрязненных территориях наблюдается рост числа детей с врожденными пороками развития, такими, например, как раздвоение губы и неба, удвоение почек, мочеточников, появление дополнительных пальцев, аномалии развития нервной и кровеносной систем, заращение пищевода.

       Заболевание раком – одно из типичных проявлений последствия облучения. Выборочные исследования в Польше, длившиеся 11 лет и охватившие 21 тыс. человек, показали, что каждая вторая женщина и каждый десятый ребенок, проживающие на пораженных территориях, имеют увеличенную щитовидную железу.

       Проводимые исследования в Екатеринбурге, показали, что к 1998 году каждый третий ребенок имел отклонения в развитии щитовидной железы. Из 119178 детей, которым во время катастрофы было до 10 лет, на 62 случая заболевания раком было обнаружено 45873 случая других патологий этой железы.

       Радиация нарушает все известные типы иммунитета. Одна из причин нарушения иммунитета – дефицит или избыток жизненноважных микроэлементов.

45% детей, проживающих на загрязненной чернобыльским выбросом территории Украины, имеют пониженный иммунный статус. Как следствие, повышение частоты и тяжести течения острых и хронических заболеваний.

       У детей, родившихся на пораженных территориях, отмечается запаздывание развития центральной нервной системы, запаздывание речевого развития, невротические нарушения, нарушение умственного развития. Зафиксированы случаи рождения детей, облученных в утробе матери, с недоразвитием головного мозга и черепа.

       Облучение радиацией влечет за собой заметное увеличение общей заболеваемости населения. Отмечен рост числа заболеваний дыхательной системы, нарушения зрительного аппарата, аллергии, неизлечимые заболевания кожи.

Ведущий: Подведем итог выше сказанного. Авария на АЭС негативно повлияла на здоровье человека и повлекла за собой:

снижение рождаемости; увеличение смертности; генетические нарушения; рост числа детей с врожденными пороками развития; увеличение числа заболеваний раком; изменение гормонального статуса; нарушение иммунитета; нарушение умственного развития, заболевания органов кровообращения.

     Кофи Аннан (генеральный секретарь ООН) в одном из своих выступлений отметил: "По меньшей мере 3 миллиона детей в Беларуси, на Украине и в России нуждаются сегодня в лечении (в связи с катастрофой в Чернобыле). Общее число тех, у кого возникают серьезные нарушения здоровья, нам будет известно не раньше 2016 года".

Ведущий: Сегодня, спустя 25 лет, мы говорим об уроках Чернобыльской катастрофы.

Во-первых, “Чернобыльская катастрофа, несомненно, является самым ужасным событием в истории цивилизации. В результате нее пострадало все человечество”

Последствия аварии глобальны и ужасны. Глобальны, потому что радиоактивные вещества из взорвавшегося реактора были разнесены по всей планете. Ужасны, потому что огромное количество людей подверглось облучению.

Во-вторых, нельзя полагаться на технику, какой бы надежной она не казалась

В-третьих, к сожалению, многие долгоживущие радиоактивные элементы, выброшенные 20 лет назад из взорвавшегося реактора, до сих пор находятся в окружающей среде, переносятся потоками воздуха и воды и представляют опасность для здоровья жителей Земли.

Поэтому люди должны помнить о Чернобыле ради будущего, знать об опасности радиации и делать все, чтобы подобные катастрофы никогда больше не повторялись.

Зона

Ильин Лев Николаевич

Мы жили, как люди: в заботах и планах,

Весна уж манила расцветом любви!

А зона рождалась, а зона пылала,

И зона под натиском их отступала, -

Щетинила зона рентгенов иголки,

Калила частями, ТВЭлами жгла.

Как мины, вокруг разбросала осколки,

Казалась исчадием ада и зла.

И люди бросали семью и работу

И ехали в пекло, как будто бы в бой,         

Имея одну, но большую заботу –

Жизнь заслонить хоть умом, хоть собой.

И в страшные звала объятья свои.

Борьба по накалу была как война:

Одних поражала, других отпускала,

Всем ставила страшные метки она.

И утром работа людей поднимала,

А Припяти душу рвала тишина.

И так без конца…Было только начало.

Такою останется в сердце она.

30-46 слайды показать.

47 слайд.  От Удмуртии в ликвидации аварии приняло участие всего 2 500 тысячи человек.  За прошлый год в Удмуртии умерло 47 ликвидаторов чернобыльской аварии. Многих наградили орденом Мужества или медалью «За отвагу».

48 слайд. Слово учителя

       Один из многочисленных уроков Чернобыля состоит в том, чтобы не предполагать, а твердо знать, каким образом надо действовать в подобных экстремальных ситуациях. Надо уметь говорить с людьми не только в праздники, но и в часы испытаний. Боязнь и малодушие перед реальностью неизбежно оборачиваются потерями. А они были. И во многом как раз потому, что люди не знали, как себя вести.

Слайд 49

Подведём итоги. Ответьте на вопросы.

Какой факт о Чернобыльской трагедии произвел на вас самое большое впечатление?

Почему необходимо знать о трагедии в Чернобыле?

Нужны ли атомные станции? Можно ли обойтись без них?

Почему Землю можно назвать «хрупкой» планетой?

Как вы считаете, достаточно ли только знаний для безопасной эксплуатации атомной станции?

Перечислите качества, которыми должен обладать человек, «укрощающий» ядерную энергию.

                 

Список литературы:

 

1. Боровский Е. Чернобыльская трагедия. // Газета «Химия». – 2001. - №15.

2. Дайсон Д. Призрак Чернобыля // «Ридерз дайджест». – 2006.-№4.- с.94-104.

 3. Михеев Г. Другая жизнь. // «Сельская новь». – 2006. - №4. – с.2-3.

4. Фоминых С. Трагедия XX века – 20 лет спустя. // Газета «Знамя».- 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О трагедии в Чернобыле

Материал был подготовлен к 25- летию трагедии в Чернобыле. Может использоваться на уроках ОБЖ, на классных часах...

Антропогенные трагедии века-Чернобыль

Антропогенные трагедии века-Чернобыль...

Внеклассное мероприятие по истории "Трагедия и боль Чернобыля"

Как повысить интерес обучающихся к предмету? Эта проблема волнует многих преподавателей. Решению этой задачи в определенной мере  способствуют внеклассные мероприятия по истории.ü Внеклассные мер...

Трагедия Чернобыля

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:«ТРАГЕДИЯ ЧЕРНОБЫЛЯ»,посвященное очередной годовщине взрывана Чернобыльской атомной станцииЦели и задачи мероприятия:    Воспитательная:- воспитывать нравственно...

Презентация "Чернобыль,трагедия, подвиг, предупреждение"

34 года со дня трагедии на Чернобыльской АЭС...

Классный час «Чернобыль – трагедия или предупреждение…»

Классный час «Чернобыль – трагедия или предупреждение…» Цель. Показать размеры трагедии взрыва 4-го реактора Чернобыльской АЭС.Воспитание ответственности человека за свои...

Презентация«Чернобыль – трагедия или предупреждение…»

Показать размеры трагедии взрыва 4-го реактора Чернобыльской АЭС.Воспитание ответственности человека за свои действия на планете «Земля»....