"Джеоргуыба"
презентация к уроку на тему

Цуциева Ирина Александровна

         Национальный осетинский праздник , посвящённый Святому Георгию-покровителю путников и мужчин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dzheorguyba-_ya.doc587 КБ

Предварительный просмотр:

                              

Беседа к национальному осетинскому празднику

« Джеоргуыба»

           Из опыта работы учителя  русского языка ГКС(К)ОУ                «Cпециальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Моздок»

Республики Северная Осеиия-Алания

           Цуциевой Ирины Александровны

        Осетины, как известно, очень чтят своих дзуаров, но особо почётное место в пантеоне осетинских святых, да и в сердцах людей, занимает Уастырджи – покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодёжи Осетин, где бы он ни был, и что бы с ним ни случилось, обязательно заручиться поддержкой Уастырджи. А уж за пиршественным или свадебным столом второй тост непременно произносят во славу покровителя мужчин…

          Образ Уастырджи пришёл к нам из нашего далёкого прошлого, от наших предков – Нартов. Уастырджи дал жизнь и счастье, героини Нартовского эпоса, являющейся олицетворением мудрости и красоты осетинской женщины,

           Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, а чтобы показать своё доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Доблестный Уастырджи», «Золотокрылый Уастерджи» и т.д. В их воображении он предстаёт высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лагты – дзуар» - «Покровитель мужчин».

           Наверное, в Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известны  Рекам, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, святилище Дигорского Уастырджи и святилище Джер.

           Уастырджи -  был так, почитаем нашими предками, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джеоргуыбайы май» - месяц Джеоргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджи». Чаще всего праздник приходится  на 19-21/XI. Начинается он с заклания быка, которого откармливают к    этому дню.

     Праздник, как мы уже отмечали, длиться неделю – с воскресенья по понедельник. В понедельник устраивают проводы Джеоргуыба, накрывают

стол, и глава семьи возносит молитву Уастырджи, поручает его попечительству свою семью, просит здоровья и счастья младшему поколению, высказывает пожелание встретить следующий праздник более достойно, с большими почестями.

         Праздник в честь любимого святого приходиться на осень, когда собран хлеб и закончены все осенние работы, т.е. наступает время отдыха, время свадеб и кувдов.

          В последние годы Джеоргуыб стал национальным осетинским праздником. Каждая семья готовиться к нему заранее. В каждом доме, в зависимости от материального достатка, приносят жертву в честь праздника, приглашают соседей, родственников, друзей. Во многих местах стало традиционным устраивать общесельские кувды.

           Георгий – известный воин, служивший при римском императоре Диоклетиане. Он принял христианство и за веру свою был подвергнут долгим мучениям. Отважного воина колесовали: привязали к деревянному колесу, его крутили над доской с железными остриями. Но силы небесные не дали Георгию погибнуть. Наблюдая за многочисленными мучениями воина, всё больше и больше людей обращалось в христианство. После истязаний он был казнён.

          В 324 году молодая римлянка Нина, по отцу родственница Георгия, направилась с благословением на Кавказ. Благодаря проповедям святой равноапостольной Нины народы Кавказа, в первую очередь иверы и аланы, были приобщены к учению Христа, в свих проповедях она рассказывала о мученичестве Георгия. Возможно, именно Св.Нина ввела среди иверов и алан день памяти колесования великомученика. Событие это относят к 10 ноября по юлианскому календарю (23 ноября – по новому стилю).

            Старинная осетинская легенда об истории ноябрьских торжеств в Осетии зафиксирована в работе грузинского историка З.Чичинадзе «История

Осетии по грузинским источникам». Благочестивый осетин попросил у

Св.Георгия (Уастырджи) право отмечать праздник в его честь не весной, а осенью. Мотивировалось это тем, что во славу Уастырджи он хотел принести в жертву откормленного барана. По легенде Св.Георгий разрешил устраивать осеннее празднество. Празднование – это Джеоргуыба – обросло множеством  

Традиций, преданий, легенд и обычаев. В последние годы Джеоргуыба стал национальным праздником народов Осетии.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осетинский праздник Джеоргуыба

сценарий мероприятия...