Круглый стол "Что значит понять и терпеть?"
классный час на тему

Круглый стол по пропаганде толерантного отношения и поведения среди школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyat_i_terpet.docx52.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Смирновская средняя общеобразовательная школа

посвящённый Международному дню толерантности

для учащихся 6 – 8 классов

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=8f12a990df1c2b93a30271ff5b105b36-143-144&n=21

        Разработала: Урвина Т. А.,

социальный педагог

2014 год

формирование толерантности среди школьников

  • формировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

  • формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

  • развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

  • способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Здравствуйте! Ежегодно 16 ноября во всём мире отмечается Международный день толерантности. А кто из вас знаком с этим словом – толерантность?  Ответы детей.

Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
        Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным.

Толерантность (лат. Tolerania терпение) – терпимость, снисходительность к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность – способность понимать и уважать отличные от собственного происхождения культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности”.

Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.
         Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.

Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как
Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;
 Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;

Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики -  из поляков…
        Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать?  Ответы детей.

(война в Ираке, Израиле, теракты в Чечне, конфликты в Грузии, ситуация на Украине и др.)


        Множество людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в  России  проживают  беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.

Как вы думаете, почему происходят войны? Ответы детей.
        Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых.

Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас.

С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы? Ответы детей.
        Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение.  
        
        Мы должны проявлять милосердие!

Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.

Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, прежде всего нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников.

! Задание. Предлагаю вас проанализировать ситуации и найти нужное решение.

  1. Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.
  2. Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.
  3. Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.

А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

  1. Миша плохо одет…
  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.

  1. Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…
  • Ты просишь, чтобы он объяснил это.
  • Ты говоришь, что он выглядит смешно.

  1. Цвет кожи у твоего одноклассника отличается от твоего…
  • Ты стремишься лучше узнать его.
  • Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

  1. Пожилая женщина медленно идет…
  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  • Ты отталкиваешь её, чтобы обогнать

  1. На твоих глазах на кого – то нападают…
  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

  1. К тебе подходит ребенок – инвалид…
  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

А теперь подсчитаем результаты.

Загнул 6 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».
        «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил: - И мира тоже»

Как вы поняли эту притчу? Ответы детей.

Только благодаря любви, умению прощать, понимать и терпеть другу друга можно добиться мира и согласия в семье, коллективе, мире в целом.

Если все люди будут обладать выше указанными качествами, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.

Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской песенке. Давайте все дружно споем песню “Солнечный круг”

Солнечный круг, небо вокруг —
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч!

  1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
  2. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., . - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность, свободный. – Загл. с экрана.
  3. Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003.    удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.
  4. Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
  5. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.
  6. Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.
  7. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
  8. Сайт «Толерантность: декларация принципов» [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2003. -  Режим доступа: http://www.tolerance.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
  9. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.
  10. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.


        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Знаю, значит, готов к испытанию"

Круглый стол сотавлен в форме деловой игры, предназначен для обучающихся 9 класса перед государственной итоговой аттестацией. Содержит методические и психологические рекомендации для лучшей подготовки...

Классный час "Понять - значит принять".

Классный час на тему "Понять - значит принять"...

Классный час: Понять – значит принять?

Классный час: Понять – значит принять?  Цель: способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сот...

Презентация к классному часу: "Отцы и дети: понять – значит принять"

Беседа с детьми об отношениях с родителями....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения круглого стола «Что значит быть успешным человеком?» для учащихся 7 - 9-х классов

Успех очень значим для каждого из нас. И многие люди желают добиться успеха в том или ином деле. Но для того, чтобы его добиться, необходимо понимание того, что же это такое. Наш круглый стол поможет ...

"Отцы и дети:понять-значит простить"

Как понять, что принятие произошло? Особых примет не существует – просто в один прекрасный день мы замечаем: нам стало легче, мы больше не раздражаемся в присутствии родителей, мы стали более раскрепо...

Классный час "Понять - значит принять"

конспект классного часа...