Родительское собрание "Первый раз в пятый класс!"
консультация (5 класс) по теме

Мартынова Людмила Олеговна

Данный материал может быть полезен классным руководителям при подготовке к первому родительскому собранию в пятом классе. Родители пятиклассников тоже могут воспользоваться данным материалом, так как в нем раскрыты основные трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в среднее звено и предложены возможные пути их совместного преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon roditelskoe_sobranie_no1_v_pyatom_klasse.zip268.73 КБ

Предварительный просмотр:

Первая часть школьной жизни уже позади – ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем "малышам", от которых сам отделился всего лишь три месяца назад. Он теперь – пятиклассник!

Для пятиклассника, приходящего 1 сентября в школу многое оказывается новым. Любой учитель скажет, что трудным этот период является не только для ученика, но и для родителей и учителей.

Поэтому возникает необходимость в процессе адаптации – привыкания к новым условиям.

Успешность адаптации зависит не только его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учеников так как им необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Возрастные  психологические особенности  пятиклассников:

  1. Усиление независимости детей от взрослых
  2. Негативизм – стремление противостоять
  3. Замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками
  4. Стремление к личному авторитету среди сверстников
  5. Повышенное внимание ребенка к себе
  6. Повышенная критичность к себе и окружающим
  7. Очень шаткая самооценка.
  8. (!)  равнодушие к учебе.

Общение со сверстниками выходит на   новый уровень. Дети хотят чувствовать себя частью коллектива, быть признанными друзьями, что часто приводит к противостоянию с родителями, снижению их авторитета.  

По свидетельству физиологов в этом возрасте у большинства детей начинаются процессы гормональной перестройки, в связи с этим происходит замедление темпа деятельности, снижается работоспособность. Дети чаще отвлекаются, могут становиться невнимательными, раздражительными, неадекватно реагировать на замечания.

Учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Они не умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое, не завершив начатое. Все это связано с нервно-психическим состоянием.

Давайте же разберемся, в чем же заключается сложность адаптационного периода и как миновать "подводные камни", о которые "спотыкаются" и дети, и родители, и педагоги. Рассмотрим некоторые из таких "камней".

Камень 1: изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен Ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель – практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.

При переходе в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: стало МНОГО учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов – МНОГО.

Рушится привычный мирок. Конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок, и в какой кабинете он будет. И ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо снова завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься – и в итоге повышается тревожность.

Камень 2: изменение требований. Рассогласованность требований разных учителей-предметников: один просит завести тетрадь в 48 листов, другой – тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки, преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом, по литературе ценят высказанные собственные мысли. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.

Чем можно помочь? Во-первых, увидеть плюсы этих "рассогласованностей". Эти "мелочи", которые, сначала, затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу: ребенок учится учитывать  разные требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где "многотребовательность" – норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помочь же ребенку с запоминанием требований и правил можно путем составления расписания с указанием особенностей выполнений заданий. Например: русский - принести зеленую ручку, английский - приносить на урок рабочую тетрадь, тетрадь-словарь, тетрадь с темами, география - приносить контурные карты, цветные карандаши, история - в домашней тетради писать план ответа.

Камень 3: отсутствие контроля. Всю начальную школу Вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает ему контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому - чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно "похалявить" и что-то не сделать – в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны – появляется некоторая "безнадзорность" со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах. Не организовывает в полной мере досуг после уроков. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей агрессия – начинает капризничать как маленький, играть с малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать за классным руководителем. А у других наоборот, восторженное опьянение свободой передвижений.

Чем можно помочь? Конечно, такой подход к ребенку может обидеть Вас, дорогие родители: как же так, ведь надо искать индивидуальный подход ко всем в классе. Конечно, доля истины в этом есть, и учителя максимально прилагают усилия. Но быстро этот подход не находится. А во-вторых, такое отношения приобщает ребенка к миру взрослых, где есть требования выполнения определенной работы, но при этом начальство часто не учитывает индивидуальность работника.

Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требования учителей. Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет). Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Камень 4: пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе эти "шероховатости" сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала, то в пятом классе такого отслеживания не происходит. И не усвоив тему (и не подойдя самому сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы. Ведь сразу сложно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Так, например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в словообразовании и подборе однокоренных слов. А значит, будут ошибки в правописании, потому что не сможет подобрать проверочные слова. Так же могут быть сложности усвоения учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

Чем можно помочь? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости стоит, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, поскольку и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали – все это поможет разбору и усвоению материала.

И в заключение хотелось бы еще раз напомнить, резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

Все эти объективные и субъективные причины приводят к трудностям в процессе адаптации, который может длится от 1 до 6 месяцев. В случае трудностей в процессе адаптации о них могут свидетельствовать признаки:

- усталый внешний вид;

-нежелание делиться впечатлениями о школе;

-нежелание выполнять домашние задания;

-негативные характеристики в адрес школы и учителей;

-жалобы на события , связанные со школой;

-беспокойный сон, вялость при пробуждении;

-постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Таким образом, наша общая задача заключается в создании условий для успешного обучения пятиклассников. Родители должны интересоваться школьными делами, отмечать состояние школьника, при необходимости консультироваться с классным руководителем, сообщать ему о всех проблемах, которые возникают у ребенка. Очень важно сейчас помочь, поддержать детей, чтобы они смогли успешно учиться и развиваться в дальнейшем.

Рекомендации родителям:

  • Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах;
  • Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми;
  • Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка;
  • Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений;
  • Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок;
  • Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами;
  • Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

   

Ссылки на источники

http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2012/12/28/roditelskoe-sobranie-pervyy-raz-v-pyatyy-klass

http://www.myshared.ru/slide/564437/

http://www.prodlenka.org/index.php?option=com_mtree&task=att_download&link_id=78577&cf_id=24

http://www.lobnya-school.ru/files/docs/rod_sobr.doc

http://www.ekaterinaschool.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=349:-5-&catid=76:2011-11-02-07-32-11&Itemid=202

http://shkolnayastrana.ucoz.ua/load/uchitelskaja/roditelskie_sobranija/roditelskoe_sobranie_quot_pervyj_raz_v_5_klass_ili_problemy_shkolnoj_adaptacii_quot/63-1-0-485

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Здравствуй, пятый класс!"

Родительское собрание "Здравствуй, пятый класс!"...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «В ПЯТЫЙ КЛАСС КАК В ПЕРВЫЙ КЛАСС»

При обсуждении с родителями проблемы перехода из начальной школы в среднюю необходимо обратить их внимание на адаптацию детей к обучению в средней школе, на ее позитивные и негативные стороны, а также...

Родительское собрание "Первый раз в пятый класс!"

Родительское собрание "Первый раз в пятый класс!"...

Презентация к родительскому собранию "Первы раз в пятый класс"

Презентация к первому родительскому собранию в 5 классе...

Родительское собрание "Здравствуй, пятый класс!"

Родительское собрание "Здравствуй, пятый класс!"...

Родительское собрание в 5 классе Тема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»

Родительское собрание в 5 классеТема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»...